КОНВЕНЦИЯ О ПРАВАХ РЕБЕНКА (НЬЮ-ЙОРК, 20 НОЯБРЯ 1989 Г.) КАК ОСНОВНОЙ НОРМАТИВНО – ПРАВОВОЙ АКТ, РЕГУЛИРУЮЩИЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ЗАЩИТЕ ПРАВ РЕБЕНКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ослопова Анна Михайловна
Тюменский государственный университет
студентка

Аннотация
Данную статью автор посвящает рассмотрению вопросов защиты прав ребенка в РФ, а именно изучению норм отечественного и международного права, регулирующих правоотношения в данной сфере. Автор перечисляет нормативно – правовые акты, а также дает их краткую характеристику и содержание.

Ключевые слова: , , , , ,


Рубрика: 12.00.00 ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Ослопова А.М. Конвенция о правах ребенка (Нью-Йорк, 20 ноября 1989 г.) как основной нормативно - правовой акт, регулирующий деятельность по защите прав ребенка в Российской Федерации // Современные научные исследования и инновации. 2019. № 10 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2019/10/90347 (дата обращения: 19.04.2024).

Российская Федерация является социальным государством. Это значит, что в лиц своих органов власти, оно осуществляет деятельность по поддержанию достойного уровня жизни своих граждан, а также принимает меры защиты прав всех находящихся на ее территории лиц.

Защита прав детей одно из важнейших направлений деятельности государства. Это в первую очередь зависит от того, что такие категории, как малолетние и несовершеннолетние не могут в полной мере сами заниматься защитой своей прав, что делает их по-своему незащищенными перед внешними угрозами. Государства в данном случае обязано выступить на их стороне, признать и реализовать их исключительные права.

Для того, чтобы наиболее эффективно осуществлять деятельность по защите прав детей, государство разработало целый ряд нормативных актов, призванных регулировать данную сферу. Также Российская Федерация участвует в различных международных актах по правам ребенка, которые являются обязательными к применению на территории нашей страны.

“Конвенция о правах ребенка” – основной нормативно – правовой акт международного уровня, принятый Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989г. СССР в 1990 году принял решение о необходимости его ратификации и соблюдения его мер на территории страны. После его подписания, Конвенция вступила в силу для СССР 15.09.1990г.

Российская Федерация признает ратифицированные акты международного права в качестве источников права и включает их в систему национального права РФ.

Как мы сказали выше – данный НПА является международным. В нем принимает участие большое количество государств – членов Организации объединенных наций. Россия участвует в нем по праву преемственности СССР. Таким образом, данный документ входит в систему права России.

В нем детализируются индивидуальные права каждого ребенка на полное развитие своих возможностей в условиях, свободных от голода и нужды, жестокости, эксплуатации и других злоупотреблений. В Конвенции дается определение понятия “ребенок” и устанавливается приоритет его интересов перед интересами общества.

Впервые в истории, международный акт сформулировал ряд прав, признанных важнейшими и необходимыми для становления личности ребенка. Итак, в соответствии с текстом Конвенции к ним относятся:

a)     право на жизнь и здоровое развитие;

b)    право на имя;

c)     право на гражданство;

d)    право знать своих родителей;

e)     право на заботу родителей и совместное с ними проживание;

f)      права и обязанности родителей по отношению к детям.

Помимо вышеперечисленного, анализируемый НПА устанавливает право детей на самовыражение, а также на возможность иметь свои взгляды и убеждения. Конвенция признает свободу детей в сфере сбора и анализа информации, участия в ассоциациях и мирных собраниях.

В документе запрещается эксплуатация детей.

Надзор за соблюдением прав и свод детей Конвенция возлагает на государство. Также нормативный акт обращает внимание на обязанность принятия мер по защите детей от влияния наркомании, а также похищения и торговли детьми на национальном уровне.

Если раскрывать сущность семейных прав детей, предусмотренных настоящей Конвенцией, то под ними необходимо понимать возможность ребенка воспитываться в семье, иметь семейные и родственные связи, общение с родителями, а также получения гражданства.

Еще один важный пункт анализируемого НПА – это признание за ребенком права на свободу мысли совести и религии. Это право включает в себя свободу выражать свое мнение в устной, письменной или печатной форме, в форме произведений искусства или с помощью других средств по выбору ребенка.

На основании ст. 19 Конвенции о правах ребенка ребенок имеет право на защиту от всех форм физического или психологического насилия, эксплуатации, оскорбления, небрежного или грубого обращения – как со стороны родителей, так и опекунов или вообще любого лица, заботящегося о ребенке и т.д.

Таким образом, изучив основной международный документ, регулирующий общественные отношения в сфере защиты прав детей, мы пришли к выводу о его высоком уровне разработанности и актуальности. Несмотря на то, что существует большое количество программ помощи детям как в России, так и за рубежом, проблемы, затронутые в данном документе, все еще злободневны и требуют решения.


Библиографический список
  1. Конвенция о правах ребенка (Нью-Йорк, 20 ноября 1989 г.) // Текст Конвенции опубликован в Ведомостях Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР от 7 ноября 1990 г. N 45 ст.955.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Кузнецова Виктория Викторовна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация