МОДЕЛИРОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

Грибина Галина Александровна1, Ермолаева Екатерина Львовна1, Илюшина Елена Сергеевна1, Кокарева Марина Евгеньевна1, Федосеева Любовь Алексеевна1
1ФГБОУ ВО Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет)

Аннотация
В статье представлена модель управления качеством образовательной системы, внедрение которой позволит осуществление его мониторинга, обеспечение информационной поддержки принятия решений для повышения качества образования и досконального анализа различных сторон образовательного процесса.

Ключевые слова: , , , , ,


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Грибина Г.А., Ермолаева Е.Л., Илюшина Е.С., Кокарева М.Е., Федосеева Л.А. Моделирование управления качеством образовательной системы // Современные научные исследования и инновации. 2019. № 7 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2019/07/89886 (дата обращения: 14.03.2024).

На сегодняшний день одной из главных проблем образовательной политики является проблема повышения качества образования как ресурса социализации через систему образования. Отечественные исследователи сделали серьезный вклад и достигли значительных успехов в разработке моделей и методов управления образовательными системами, а также в моделировании систем управления качеством для оценки качества образования [1].

Развитие любой образовательной системы может осуществляться эволюционно или же целенаправленно. Развитие образования невозможно без использования эффективных механизмов управления, то есть все подсистемы управления должны быть нацелены на обеспечение качественного образования, его доступности и эффективности [1]. Сбалансированная система показателей качества обучения является одним из инструментов управления и должна использоваться совместно с другими инструментами и системами управления [2].

В последнее время под качеством образования понимается характеристика системы образования, отражающая степень соответствия реальных достигаемых образовательных результатов личностным и социальным ожиданиям, нормативным требованиям [3].

На рис. 1 представлена модель системы управления качеством для образовательной системы, позволяющая определить направления развития в области повышения эффективности управления деятельностью образовательного комплекса (далее-ОК). Основой разработки данной модели явилась модель Минобрнауки РФ «Внутривузовские системы обеспечения качества подготовки специалистов».

Рисунок 1. Моделирование управления качеством образовательной системы

Критерии, предназначенные для оценки эффективности системы управления качеством образования, представлены в таблице 1.

Таблица 1 – Критерии управления качеством образовательной системы

Название Характеристика критерия Подкритерий

Руководящее положение администрации образовательного комплекса

Критерий оценивает проявление лидерских качеств директора и администрации образовательного комплекса в условиях необходимости принятия решения и/или разработки плана развития образовательного комплекса .

Оценка руководящего положения администрации при непосредственном участии:

1. в формулировании назначения, концепции, стратегии, целей и задач ОК для повышения качества управления;

2. в создании, введении в эксплуатацию и усовершенствовании системы управления качеством;

3. во взаимодействии с потребителями образовательных услуг, спонсорами и партнерами;

4. во взаимодействии с сотрудниками образовательного комплекса  для повышения эффективности осуществляемой управленческой деятельности.

План развития образовательного комплекса

Критерий характеризует реализацию образовательного комплекса своей миссии с учетом разработанного плана развития, сформулированных целей и задач.

1. создание и совершенствование плана развития ОК. Уровень участия в этой деятельности сотрудников ОК, потребителей образовательных услуг, спонсоров и других заинтересованных лиц;

2. методы сбора данных об эффективности деятельности ОК для формирования плана развития;

3. методы реализации плана развития всем персоналом во всех структурных подразделениях;

4. методы распространения информации о реализуемом плане развития среди сотрудников, воспитанников и обучающихся образовательного комплекса .

Управление сотрудниками образовательного комплекса

Критерий касается вопроса, как администрация помогает сотрудникам повысить свой образовательный уровень, квалификацию и раскрыть свои возможности, а также происходит  всесторонняя подготовленность кадров к освоению научно-технических достижений.

1. принципы ведения кадрового учета, управления сотрудниками и соотнесение их с планом развития ОК;

2. методы определения требований к квалификации сотрудников, повышения их образовательного уровня, квалификации и компетентности;

3. методы вознаграждения сотрудников за повышение эффективности деятельности;

4. осуществление взаимодействия между сотрудниками, воспитанниками, обучающимися и администрацией ОК;

5. улучшение условий работы и материального благосостояния, социальная поддержка сотрудников со стороны государства.

Средства и компаньоны

Критерий позволяет увидеть, как администрация образовательной организаций взаимодействует с внешними компаньонами и распределяет свои внутренние ресурсы для обеспечения выполнения плана развития образовательного комплекса .

1. контроль за финансовой деятельностью образовательного комплекса ;

2. управление корпусами образовательного комплекса , техникой и другими средствами, требуемыми для эффективного функционирования образовательной организации;

3. управление методиками обучения;

4. управление имеющимися средствами информации и запасами знаний;

5. взаимодействие с Министерством науки и высшего образования РФ, работодателями, другими ОК и ВУЗами.

Управление процессами образовательного комплекса

Критерий позволяет оценивать эффективность организации информационных деловых процессов в образовательном комплексе, а также качество управления ими в условиях реализации разработанного плана развития образовательного комплекса .

1. процессы системы управления качеством ОК: 1.1) управление документооборотом ОК; 1.2) разработка структуры системы управления качеством; 1.3) создание и совершенствование системы оценки качества;

2. информационные деловые процессы ОК: 2.1) формирование требований к содержанию программы обучения; 2.2) разработка рабочих программ по предметам; 2.3) оснащенность преподавателей учебниками и пособиями по предметам; 2.4) учебная деятельность; 2.5) мониторинг образовательных результатов;

3. дополнительные информационные деловые процессы ОК: 3.1) приобретение необходимой учебно- методической литературы; 3.2) внеурочная деятельность; 3.4) социальная поддержка воспитанников и обучающихся.

Удовлетворенность потребителей образовательных услуг

Критерий того, насколько образовательная организация соответствует основным запросам и ожиданием потребителей образовательных услуг, насколько она способна выстроить с обучающимися и родителями позитивное взаимодействие 1. методы сбора и оценки данных об удовлетворенности работодателей; ВУЗов и колледжей; государства;

2. уровень удовлетворенности предприятий, выступающих в качестве работодателей при трудоустройстве выпускников, и государства деятельностью образовательной системы;

3. другие показатели, характеризующие уровень удовлетворенности потребителей.

Удовлетворенность сотрудников образовательной системы

Критерий касается положительного отношения сотрудников образовательной системы в отношении всего, что касается деятельности образовательной организации 1. методы сбора и обработки данных об удовлетворенности сотрудников образовательной системы;

2. уровень удовлетворенности сотрудников работой в образовательной системе;

3. другие показатели, характеризующие уровень удовлетворенности сотрудников образовательной системы.

Влияние деятельности образовательного комплекса на общество

Критерий, который показывает тесную взаимосвязь образования с любой сферой человеческой деятельности. 1. методы сбора данных о влиянии деятельности образовательной системы на общество;

2. степень восприятия деятельности образовательной системы обществом.

Достижения, полученные в результате деятельности образовательного комплекса

Критерий, позволяющий сделать выводы об оценке всех действий образовательной организации, выявить сильные и слабые стороны, а также полученные результаты можно использовать в соответствии с ситуацией, например, для аттестации, собеседования и т.д. 1. методы сбора данных о результатах функционирования образовательной системы;

2. финансовые и нефинансовые достижения функционирования образовательной системы.

Таким образом, разработанная модель системы управления качеством и критерии, предназначенные для оценки её эффективности можно использовать руководителями образовательных организаций для повышения эффективности управления образовательными системами и качества управления персоналом.


Библиографический список
  1. Голосов П.Е., Горелов В.И., Федосеев А.И. Об одной модели в менеджменте образования // Актуальные вопросы экономики и современного менеджмента / Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. № 2. Самара, 2015. С. 142-146.
  2. Ермолаева Е.Л., Илюшина Е.С., Масленникова А.С., Федосеева Л.А., Юрина В.М. Система сбалансированных показателей качества образования // Вестник современных исследований. 2018. № 8.1 (23). С. 137-138.
  3. Покосовская О.В. Многофункциональная образовательная организация: модель эффективного управления ресурсами в условиях информационно-образовательной среды  // Стандарты и мониторинг в образовании. 2015. № 3. С. 3-8.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Федосеева Любовь Алексеевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация