ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ – УЧАСТНИК РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ПРОЕКТА «СОДЕЙСТВИЕ ПОВЫШЕНИЮ УРОВНЯ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ И РАЗВИТИЮ ФИНАНСОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Сизов Валерий Владимирович1, Сартакова Елена Евгеньевна2
1Томский государственный педагогический университет, к.э.н., профессор
2Томский государственный педагогический университет, д.п.н., профессор

Аннотация
В статье описывается опыт ТГПУ по реализации в Томской области Программы «Обучение студентов педагогических специальностей методике преподавания финансовой грамотности в учреждениях общего, среднего профессионального и дополнительного образования в Российской Федерации» в рамках Контракта № FEFLP/QCBS-3.22.

Ключевые слова: ,


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Сизов В.В., Сартакова Е.Е. Томский государственный педагогический университет – участник реализации федерального проекта «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации» // Современные научные исследования и инновации. 2019. № 6 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2019/06/89638 (дата обращения: 18.04.2024).

В нашей стране повышение уровня финансовой грамотности на всех уровнях образования и для различных групп населения становится одной их важных задач государственной внутренней политики. В целях реализации этой задачи Министерством финансов Российской Федерации реализуется федеральный проект «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации». Составной частью этого проекта Минфина РФ является Программа обучения студентов педагогических специальностей методике преподавания курсов финансовой грамотности в учреждениях налогового, общего, среднего профессионального и дополнительного образования в Российской Федерации.

Целью проекта Минфина РФ является повышение финансовой грамотности студентов педагогических специальностей, во-первых как элемента общекультурной функциональной грамотности современного и, во-вторых, как элемента профессиональной компетенции современного педагога. Соответственно, в рамках реализации этого проекта планируется создание кадрового потенциала для обучения финансовой грамотности различных групп населения: учителя школ, среднего профессионального образования, работающего населения, лиц преклонного и пенсионного возраста. Будущие педагоги, обладая знаниями предмета финансовой грамотности и методикой обучения будут активно работать с различными группами населения по формированию у них:

  • основы финансово-грамотного поведения человека способного принимать обоснованные решения в области личных финансов;
  • готовности создавать сбережения в целях обеспечения будущего и умения грамотно распоряжаться своими денежными финансами;
  • умения делать выбор финансовых инструментов для денежных инвестиций – банковские депозиты, ценные бумаги, паевые инвестиционные фонды, инвестиционные индивидуальные счета, валюта, недвижимость и пр.

ТГПУ в третий раз в результате конкурсного отбора удостоен права реализации в Томской области Программы «Обучение студентов педагогических специальностей методике преподавания финансовой грамотности в учреждениях общего, среднего профессионального и дополнительного образования в Российской Федерации» в рамках Контракта № FEFLP/QCBS-3.22. Выполнение этой Программы ФГБОУ ВО «Томский государственный педагогический университет» в апреле–мае 2019 года поддержано Департаментом финансов Томской области, Департаментом общего образования Томской области и Региональным центром финансовой грамотности Томской области.

В организации и реализации процесса обучения по Программе обучения студентов педагогических специальностей методике преподавания финансовой грамотности участвовали 410 студентов-бакалавров 2–3 курсов факультетов: историко-филологического, психолого-педагогического, физико-математического, технологии и предпринимательства, начального и дошкольного образования. Процесс обучения включал три взаимосвязанных этапа объёмом 72 академических часа.

Первый этап обучения был направлен на освоение предметного содержания основ финансовой грамотности. В процессе своего обучения на этом этапе студенты участники проекта должны были выбрать один из четырёх вариативных модулей, в рамках которых они будут осваивать дисциплину «Основы финансовой грамотности и методике обучения».

В составе этих четырёх вариативных модулей были:

  • модуль 1 «Начальная школа»;
  • модуль 2 «Основная и средняя школа»;
  • модуль 3 «Среднее профессиональное образование»;
  • модуль 4 «Детские дома и школы-интернаты».

Вариативные модули – это части дисциплин «Финансовая грамотность и методика обучения». Перед началом процесса обучения, по предметному содержанию основ финансовой грамотности обучаемые студенты прошли входное тестирование. Обобщённые итоги входного тестирования показали, что среднее значение уровня экономических и финансовых знаний составил 10,7 из 20 максимально возможных баллов по тестам.

В процессе освоения предметного (I этапа) обучения у обучающихся должны сформироваться основы обладания системой знаний в области экономики, финансов и права, формирующие основу финансовой грамотности как обязательного элемента функциональной грамотности современного человека и педагога. По завершении освоения предметного содержания финансовой грамотности обучающимися студентами были выполнены конкурсные задания в рамках письменного тестирования по 20 тестовым заданиям.

На втором этапе организации обучения студенты осваивали методику преподавания финансовой грамотности различными целевыми группами: учащимися начальной школы, учащимися основной и средней школы, студентами учреждений среднего профессионального образования, учащимися школ-интернатов. По завершению этого этапа обучаемые студенты писали индивидуальные конкурсные письменные работы. Конкурсная письменная работа включала четыре вопроса с учётом выбранного студентом вариативного модуля.

На третьем этапе организации учебного процесса студенты осваивали раздел «Моделирование учебных занятий в сфере финансовой грамотности». Этот раздел учебного плана предусматривал практическое выполнение группового проекта в форме подготовки учебных занятий по финансовой грамотности в соответствии с выбранной самой группой обучающихся (5 человек) вариативного модуля. Составной частью 3 раздела Программы «Моделирование занятий в сфере финансовой грамотности» является подготовка каждым студентом отчёта о проведении соответствующих учебных занятий либо в школах, либо в учреждениях СПО, либо в детских домах и школах-интернатах, либо среди других студентов группы.

На этом этапе проводится промежуточная аттестация, являющаяся комплексной и балльной оценкой (максимум 100 баллов). Промежуточная аттестация проходит в 2 этапа:

  • итоговое тестирование (ответы на закрытые вопросы множественного выбора в количестве 20 по 3 балла каждый, максимум 60 баллов);
  • публичная защита отчёта о проведении уроков (занятий) – максимум 40 баллов.

Таким образом, в ходе промежуточной аттестации оцениваются результаты двух видов деятельности: итоговое тестирование (60 % оценки) и отчёт о проведении уроков (занятий) (40 % оценки).

Все обучающиеся студенты успешно завершили итоговое тестирование и публичную защиту отчётов о проведении уроков (занятий) и получили сертификаты о повышении квалификации по финансовой грамотности и методике обучения.

Успешному освоению студентами Программы «Обучение студентов педагогических специальностей методике преподавания финансовой грамотности в учреждениях общего, среднего профессионального и дополнительного образования в Российской Федерации» в рамках Контракта № FEFLP/QCBS-3.22 способствовали:

  • прекрасное высококвалифицированное методическое обеспечение Программы обучения в форме предоставления каждому обучающемуся в онлайн-форме учебника по основам финансовой грамотности, набора методических разработок и указаний, тестовых вопросов, кейс-заданий с примерами расчётов и т. д. Методическое обеспечение Программы обучение были предоставлены консорциумом в составе института международных отношений ФГАОУ ВО «Южный федеральный университет» (г. Ростов) и института «Международный финансовый центр» (г. Москва);
  • квалифицированный состав преподавателей факультета экономики и управления в составе доктора педагогических наук Сартаковой Е. Е., профессора, кандидата экономических наук Сизова В. В., кандидатов экономических наук Нестеровой О. А., Марковой А. В.,  Клемашевой Е. И.
  • интерес студентов ТГПУ к овладению системой знаний в области экономики, финансов и права, формирующих основу финансовой грамотности, как обязательного элемента функциональной грамотности современного человека и педагога.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Сартакова Елена Евгеньевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация