КАК В ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ РЕАЛИЗОВЫВАЛСЯ ЛОЗУНГ “ЗЕМЛЯ – КРЕСТЬЯНАМ”

Гордеев Кирилл Сергеевич1, Ермолаева Екатерина Львовна1, Жидков Алексей Андреевич1, Илюшина Елена Сергеевна1, Федосеева Любовь Алексеевна1
1Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина

Аннотация
В 2017 году лозунгу "Земля - крестьянам" исполнилось 100 лет. Считается, что фраза "земля - крестьянам", принадлежавшая прежде членам российской партии социалистов-революционеров, стала всего лишь спусковым крючком государственного переворота большевистской партии. Ведь крестьянские массы поверили в неё и поддержали большевиков. С другой стороны, его называют глобальным обманом, поскольку через десятилетие началась сплошная коллективизация.

Ключевые слова: , , , , ,


Рубрика: 07.00.00 ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Гордеев К.С., Ермолаева Е.Л., Жидков А.А., Илюшина Е.С., Федосеева Л.А. Как в действительности реализовывался лозунг "Земля - крестьянам" // Современные научные исследования и инновации. 2018. № 8 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2018/08/87286 (дата обращения: 29.03.2024).

К концу 1916 года крепкие ветераны, дезертиры и сельский актив приняли участие в переделе помещичьих хозяйств. Сельские массы, никогда не имевшие сильных политических представителей во власти, поверили большевикам, но очень скоро за это поплатилась.  В 1917 году вооружённые продовольственные отряды пришли в сельскую местность уже от имени большевиков. Продотряды формировали рабочие комитеты и профсоюзы. Летом 1918 года вспыхивают восстания во многих городах. Рабочие поддержали антибольшевистские выступления. Власти были напуганы крестьянскими восстаниями во время Гражданской войны. Декретом от 21 марта 1921 года Всероссийский центральный исполнительный комитет заменил грабительскую продразверстку на натуральный налог. Теперь продовольствие использовали для посевных работ, пропитания семьи, а также продажи. С 21 мая  1921 года было разрешено арендовать землю, кооперироваться и использовать наёмный труд. С этого начиналась новая экономическая политика. НЭП просуществовало недолго – до конференции аграрников-марксистов 1929 года. На ней выступил Иосиф Сталин: “от ограничения кулачества перейти к его ликвидации как класса”. Укрепившиеся за 8 лет кулаки и середняки подлежали раскрестьяниванию. На месте кулацких земель строили колхозы, которые контролировались партийными  органами и спецслужбами [3].

С 1929 года на долгие годы был создан механизм окончательного отчуждения крестьян от собственности на землю и средств производства в пользу растущего бюрократического аппарата. Земля как основной ресурс сельского хозяйства стала государственной. Фраза Маркса “крестьянин есть непонятный иероглиф для цивилизованного ума” обрела реальное толкование. Из сельской местности выкачали кадры для строек индустриализации, продукты питания, а деньги, полученные с продаж, шли на оплату станков и техники, покупаемых за границей. Колхозникам вскоре перестали выдавать паспорта, тем самым вернув их в состояние крепостного права. Фактически паспорта вернули при Брежневе в конце 70-х годов.

Параллельно шло строительство совхозов – полностью государственных аграрных предприятий индустриального типа, с финансированием из бюджета и всеохватывающим наймом рабочей силы. Совхозы объявляли социалистическими предприятиями, в конечном счёте, закрепляя отчуждение работников от земли и собственности на уровне государственной политики. Первоначально их строили на базе промышленных производств, оснащенных локомобилями, прицепными комбайнами и американскими тракторами. Совхоз “Хуторок” под Армавиром – подлинный сохранившийся до наших дней образец. В своё время его опекала лично Надежда Крупская как пример социалистического хозяйства для показа рабочим и фермерам Германии, Франции, США. Другие же имения чаще дробились на мелкие коллективные хозяйства и товарищества, либо вовсе исчезали. Тотальное строительство аграрных гигантов пришлось на начало 20-х годов, когда в РСФСР приехал американский коммунист Гарри Уэйр. В 1921 году по личному указанию Ленина в Пермской губернии американцу было выделено несколько тысяч гектаров для создания первого российско-американского совхоза. Уже летом прибыли первые трактора, комбайны, скот, ветврачи и фермеры из Северной Дакоты. Однако пермские земли не принесли желаемого результата: для богатого урожая климат был не тот. В Ростовской области для совхоза, отрезали сразу 200 тысяч гектаров [2].

В 1928 году, в связи с кризисом хлебозаготовок, Сталин принимает решение резко активизировать создание крупных зерновых фабрик. Уже в 1932 году 14 сельхозкорпораций на Юге России обрабатывали более миллиона гектаров, но в совхозах-гигантах началось обвальное сокращение производства [2]. Причины обвала урожайности были повсеместно одинаковы: отсутствие стимулирования работников, резкое истощение пашни от применения примитивной агротехники, массовое бегство населения в города, сужение рынка труда, низкая эффективность управления предприятиями и коллективами. В результате этого происходило “разукрупнение”, когда один совхозах-гигант делился на 5-7, а иногда и на 20 хозяйств.  В конечном итоге это спровоцировало развал СССР в 1991 году.

В 80-х годах внедрили другую идеологию, требующую в течение года распустить все колхозы и совхозы, приватизировать имущество, а прежде всего – земельные участки. Землю поделили на паи, теперь люди должны были самостоятельно её обрабатывать. Это была попытка материально компенсировать государственную вину перед крестьянами. Однако не все были готовы принять ответственность за землю, у многих не хватало денег и техники, устоявшиеся экономические связи разрушались, из заграницы стали импортировать продовольствие. Всё это подкосило национальную экономику, особенно животноводство, птицеводство, селекцию и зарождающийся фермерский сектор. В начале XXI века населению дали возможность неограниченно скупать землю и разорившиеся колхозы и совхозы. Так началось строительство новых частных аграрных гигантов, которые мы сейчас называем агрохолдингами. Они быстро оснастили  внутренний  рынок  страны собственным продовольствием: мясом свинины и птицы, зерном, растительным маслом, сахаром и стали впервые за постсоветский период выходить на зарубежные рынки с экспортом [1].

В скором времени появились частнособственнические земельные владения с тысячами гектаров и десятками тысяч наёмных рабочих, точно так же оторванных от земли, как и в 30-е годы XX века. В условиях путаного земельного законодательства и гигантский финансовых ресурсов власть латифундистов становится абсолютной и распространяется на формирование региональной и федеральной государственной политики в сфере агропромышленного комплекса. Некоторые латифундии имеют в собственности 500-800 тысяч гектаров, охватывая южные районы России. У латифундистов в целом находится более 10 миллионов гектаров земли. Укрупнение земельных участков продолжается по сей день. Латифундисты, среди которых иностранные владельцы, имеют своих представителей в государственных органах власти и общественных организациях, поэтому они могут влиять на политическую ситуацию  в стране. Однако основные фонды агрохолдингов заложены в государственных банках и в любой момент теоретически могут быть национализированы. То есть идеология тотального государственного контроля по факту никуда не исчезла, хотя в настоящее время не проявляется.

Глядя на европейский опыт, российские фермеры требуют ввести фиксированную норму земельной собственности, например: на одного владельца не более 10 % от муниципальных земель. Почему? Во-первых, крупный агробизнес ориентирован прежде всего на извлечение прибыли, а не на развитие сельских территорий. Во-вторых, неограниченное внедрение крупного бизнеса в сельскую сферу нарушает права населения на развитие институтов частной собственности и независимых источников дохода семей. В-третьих, наличие неограниченного влияния узкой группы крупных землевладельцев влечет серьёзные риски для государственного строя. Иначе говоря, десятку латифундистов проще сговориться о смене законодательства, чем сотням тысяч фермеров. В-четвертых, в случае разорения крупного агрохолдинга это будет драма целой территории. Десятки тысяч семей пострадают из-за обанкрочивания своих работодателей. В-пятых, любое крупное производство является прежде всего большой мишенью для эпидемий, террористов и военных. Одно крупное производство гораздо проще разбомбить, чем тысячи мелких и средних предприятий. Надо учитывать, что в случае эвакуации сельская местность сможет принять население крупных городов.


Библиографический список
  1. Российская Газета. 2018. № 10 (7473)
  2. Сборник документов по земельному законодательству СССР и РСФСР. 1917 -1954 гг. -М., 1954.
  3. Ширяев Б.Н. Люди земли Русской. Статьи о русской истории. 2017.- Алетейя.-С. 512


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Федосеева Любовь Алексеевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация