ВОЗДУШНО-ДЕСАНТНЫЕ ВОЙСКА НА ЗАЩИТЕ СЕВЕРНЫХ РУБЕЖЕЙ ОТЧИЗНЫ

Гумелёв Василий Юрьевич1, Елистратов Василий Васильевич2, Рагозин Алексей Николаевич3
1Рязанское высшее воздушно-десантное командное училище имени генерала армии В.Ф.Маргелова, канд. техн. наук
2Рязанское высшее воздушно-десантное командное училище имени генерала армии В.Ф.Маргелова, докт. техн. наук
3Рязанское высшее воздушно-десантное командное училище имени генерала армии В.Ф.Маргелова, начальник училища

Аннотация
Рассмотрен рост военной активности стран НАТО в арктическом регионе и его причины, значение арктических территорий для развития экономики Российской Федерации и глобальной экономики. Дана оценка геополитическому значению Арктики в контексте идущего в настоящее время процесса перехода однополярного к многополярному мировому устройству, значению Арктики в оборонной политике нашей страны. Рассмотрена роль Воздушно-десантных войск в обеспечении в кратчайшие сроки достаточного военного присутствия Вооруженных Сил Российской Федерации в важнейших точках Арктического театра военных действий.

Ключевые слова: , , , , , ,


Рубрика: 23.00.00 ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Гумелёв В.Ю., Елистратов В.В., Рагозин А.Н. Воздушно-десантные войска на защите северных рубежей Отчизны // Современные научные исследования и инновации. 2018. № 5 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2018/05/86358 (дата обращения: 13.03.2024).

В настоящее время весь арктический регион находится под пристальным вниманием вооруженных сил стран, входящих в военный блок НАТО. При этом руководство НАТО (постоянный совет и комитет военного планирования, в которых безраздельно и агрессивно доминируют представители США) старается оставаться в тени. Упор делается на возможность применения сил и средств отдельных государств, имеющих свои территории в Арктике – прежде всего США, Канады, а затем Норвегии и Дании.

На 2016 год в США в состав Объединенного тихоокеанского командования входило Командование Аляски. Ему были подчинены соединения Сухопутных войск в составе: первая пехотная и четвертая воздушно-десантная бригады из состава двадцать пятой легкой пехотной дивизии, бригады армейской авиации и тылового обеспечения. Кроме того, соединения Военно-воздушных сил в составе одиннадцатой воздушной армии. На вооружении этой армии имеются самолеты, несущие системы дальнего радиолокационного обнаружения, истребители-перехватчики и военно-транспортная авиация. Одиннадцатая воздушная армия также располагает воздушными танкерами. Ее части располагаются на авиабазах Элмендорф и Эйельсон (находится близ города Фэрбанкс).

Само Командование Аляски (англ. ALCOM) размещается на объединенной базе Элмендорф-Ричардсон в окрестностях города Анкоридж.

К уже имеющимся на Аляске станциям радиолокационного слежения американцы намерены ввести в строй в 2020 году радар дальнего обнаружения ракет (LRDR) для повышения боевой эффективности уже имеющейся на полуострове системы противоракет дальнего действия (GBMDS), предназначенной для перехвата межконтинентальных баллистических ракет.

Вместе с тем, с двухтысячных годов, участилось количество натовских учений, как общевойсковых, так и различных родов войск, проводимых в арктическом регионе, а также количество привлекаемых к ним стран и воинских контингентов. НАТО активно и последовательно увеличивает свою военную активность в Арктике.

Например, начиная с 2006 года, регулярно проводятся учения «Cold Response» («Холодный ответ»). В них задействуются военнослужащие Сухопутных войск, войск специального назначения, а также корабли военно-морских сил и авиация стран блока. Ежегодно, начиная с 2015 года, странами НАТО проводятся крупнейшие авиационные учения «Arctic Challenge». В прошлом году учения проводились с 22 мая по 2 июня в воздушном пространстве натовской Норвегии и двух внеблоковых скандинавских стран – Швеции и Финляндии. При этом принимающей стороной «Арктического вызова» была нейтральная Финляндия. В скандинавском небе в течение десяти дней можно было наблюдать сотни самолетов, прибывших на учения из многих стран блока [1].

Вероятным противником натовских стран в арктическом регионе руководство военного блока считает Российскую Федерацию и этого факта особенно не скрывает, но, одновременно, пытается не выпячивать его, прикрываясь завесой наглой демагогии. Чтобы понять, чем вызвано резкое обострение военной активности США и, в целом, НАТО в Артике в последнее десятилетие следует ответить на целый ряд вопросов.

Первый из них следующий: Какой регион следует понимать под названием «Арктика» и где проходят его границы?

Согласно [2, с. 233] Арктикой называется прилегающая к Северному полюсу полярная область, ограниченная с юга Северным полярным кругом (рисунок 1).

Рисунок 1 – Арктика

 

В СССР, а в настоящее время и в Российской Федерации, эти территории часто называли и по-прежнему называют Заполярьем или Крайним Севером.

 

ДЛЯ СПРАВКИ. Северный полярный круг (СПК) – это параллель, находящаяся на 66,5622˚ севернее земного экватора. В любом месте Земли на параллели СПК в день летнего солнцестояния Солнце не заходит за горизонт в течение суток, а в день зимнего солнцестояния светило не появляется из-за горизонта в течение суток.

Площадь арктического региона (морей, островов, континентальных территорий), южной границей которого является СПК, составляет 21 млн. км2 (чуть больше 4 % от общей площади поверхности планеты).

По признакам ландшафтно-географического своеобразия ряд ученых проводят границу Арктики на суше по июльской изотерме 10˚С (северная граница тайги), а по морю – по июльской изотерме 5˚С [2, с. 233].

Н.Н. Зубов (рисунок 2) предложил следующее определение Арктики [3, с. 6]: «Арктикой называется область северного полушария, где на море и на суше (на уровне моря) лед и снег являются основными чертами ландшафта в течение круглого года».

Рисунок 2 – Николай Николаевич Зубов (1885 – †1960 года), контр-адмирал,

доктор географических наук, полярный исследователь, Заслуженный деятель науки и техники РСФСР

 

Согласно любого из этих двух определений площадь Арктики увеличится на несколько миллионов квадратных километров.

С нашей точки зрение эта дефиниция Зубова, как военного специалиста, наиболее полно отражает физико-географическое характеристики рассматриваемого региона земной поверхности, на территории которого вероятно и возможно ведение боевых действий.

Хотя, следует отметить, что определение границ Арктики по СПК или июльской изотерме [2, с. 233] также достаточно информативно и вполне корректно.

 

ДЛЯ СПРАВКИ. В настоящий момент в Российской Федерации сухопутные территории, которые считаются арктическими, определены Указом Президента [4].

 

Второй вопрос, на который следует ответить, чтобы понять, чем определена возросшая военная активность в Арктике наших вероятных «партнеров» из блока НАТО достаточно прост: Каковы природные ресурсы арктического региона?

Ресурсы Арктики достаточно высоки. В нашей стране девять регионов, определенные Указом [4] как арктические, занимают чуть меньше половины территории федерации. Численность их населения на 2012 год была 7 млн. 938 тыс. человек (5,5 % от населения Российской Федерации). Но валовый внутренний продукт (ВВП) арктических регионов составляет 20 % от российского ВВП [5, 6]. Это означает, что каждый год 1/20 часть населения нашей страны, проживающая в арктических регионах, производит 1/5 часть всех товаров и услуг, производимых во всей Российской Федерации. Также арктический регион обеспечивает порядка 11% национального дохода нашей страны.

Основными природными ресурсами Арктики в наше время, безусловно, являются углеводороды.

Согласно [7, р. 15] не менее 22 % мировых запасов нефти и газа расположены под водами Северного Ледовитого океана в Арктике (оценка американской Геологической службы). Общие запасы углеводородов в Арктике представлены согласно рисунку 3.

Рисунок 3 – Общие запасы нефти и газа в национальных секторах Арктики (млрд. тонн условного топлива). По прогнозам национальных энергетических ведомств.  Оценка ресурсов проведена в 2009/2010 годах

 

Из диаграммы, представленной на рисунке 3, следует, что 9,5 % мировых запасов углеводородов находятся в российском секторе Арктики.

Но арктическая территория окончательно и в полном соответствии с международным правом пока еще разграничена. В соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву исключительная экономическая зона страны, имеющей выход к морю, распространяется на двести миль от ее береговой линии. Но любое прибрежное государство имеет право претендовать на разработку и добычу полезных ископаемых недр шельфа за пределами двух сотен миль от своего берега в нейтральных водах Мирового океана, если сможет доказать, что морской шельф является геологическим продолжением ее сухопутной территории.

В настоящее время пять стран (Российская Федерация, Норвегия, Дания, Исландия и Канада) работают над заявками в ООН с целью установок границ своего континентального шельфа в Арктике. Так как США не ратифицировали указанную Конвенцию ООН, то они не имеют право подавать заявку на установление морских границ в Арктике. Но американские власти от своих претензий на арктический шельф не отказались, и отказываться не собираются.

Согласно рисунку 4 представлены притязания арктических стран на территории шельфа Северного Ледовитого океана и его морей. Российская Федерация, не смотря на притязания Дании, объявила Северный полюс продолжением своего континентального шельфа.

Рисунок 4 – Притязания арктических стран на территории шельфа Северного Ледовитого океана и его морей

Арктика обладает значительными биологическими ресурсами. В первую очередь это пресная вода – пятая часть ее общемировых запасов сконцентрирована именно в арктическом регионе. Кроме того, крупнейшие реки сбрасывают свои воды в моря Северного Ледовитого океана. Например, среднее значение годового стока реки Лены составляет 518 км3.

В морях Арктики обитают крупнейшие популяции ценных промысловых рыб (трески, минтая, лосося) и ракообразных. На арктических островах и побережье летом гнездятся миллионы перелетных птиц, на побережье и в морях обитают млекопитающие, имеющие важное промысловое значение.

По мере увеличения численности населения Земли и истощения водных и продовольственных ресурсов планеты, роль арктических территорий в обеспечении выживания человечества будет постоянно увеличиваться. Следует помнить, что наличие продовольственных ресурсов и возможность ими распоряжаться являются одним из важнейших факторов для достижения необходимых результатов при проведении международной политики. В ближайшие десятилетия, с учетом глобального потепления, наличие ресурсов пресной воды станет, пожалуй, одним из важнейших факторов в международной политике.

Как известно, уже давно нет ничьих ресурсов ни на море, ни на суше и быть таковых не может. Поэтому в 2013 году США принимают документ [8] согласно которому: «Безопасность США в Арктике охватывает широкий спектр действий от тех, которые поддерживают безопасные коммерческие и научные операции, до национальной обороны».

Третий вопрос: Каково геополитическое значение арктического региона?

Чтобы понять современное геополитическое значение Арктики, помимо ресурсов региона следует учитывать два фактора: глобальное потепление и наличие Северного морского пути вдоль арктического побережья Российской Федерации, функционирование которого может внести существенные изменения в дальнейшее экономическое развитие очень многих стран.

Начнем с глобального потепления. Согласно [3, с. 221] примерно с 1920 года наблюдается «наблюдается общее потепление Арктики, сказывающееся на повышении температур воздуха и воды и на уменьшении количества льдов». Далее, исследователь анализирует причины и последствия этого явления [3, с. 221-229], связывая потепление в Арктике с периодическими изменениями климата в глобальном масштабе. Важнейшим последствием потепления ученый предсказывает, будет уменьшение ледовитости арктических морей, что улучшает условия плавания судов в высоких широтах и повышает доступность природных ресурсов региона для их промышленной разработки и лова. Это предсказание контр-адмирала Н.Н. Зубова а наше время сбывается.

Резкое улучшение буквально в последние три десятилетия условий плавания судов в арктическом регионе резко повысило геополитическое значение Северного морского пути (СМП). Маршрут СМП представлен в соответствии с рисунком 5.

 

Рисунок 5 – Северный морской путь

СМП является кратчайшим морским путем между портами и промышленными центрами Европейской части и Дальневосточным регионом Российской Федерации. Расстояние от Санкт-Петербурга до Владивостока составляет чуть более четырнадцати тысяч километров. В настоящее время СМП в арктическом регионе России является ключевой транспортной магистралью, обеспечивающей как транспортировку добытых в регионе ресурсов, так и снабжение населения арктических территорий нашей страны. Весь его маршрут практически пролегает в 200-мильной зоне исключительных экономических интересов Российской Федерации.

Исторический приоритет России и СССР в исследованиях и использовании маршрутов Северного морского пути был научно обоснован и доказан советскими учеными в фундаментальных трудах [9 – 12]. По результатам этих и многих других исследований наша страна смогла с полным правом на это заявить, что в настоящее время согласно [13, ст. 14] СМП считается «исторически сложившейся национальной транспортной коммуникацией Российской Федерации».

 

ДЛЯ СПРАВКИ. Появление первых русских воинских контингентов в Арктике отмечено в начале XIV века [14]. В 1320 и 1323 годах русские морские десанты разорили в ответ на набеги скандинавов северное побережье Норвегии.

 

При использовании СМП продолжительность морского пути из Западной Европы на Дальний Восток сокращается, по сравнению проходом судов через Суэцкий канал, в среднем на срок от семи до четырнадцати суток (рисунок 6).

 

Рисунок 6 – Протяженность СМП в сравнении с морским маршрутом, включающим проход судов через Суэцкий канал

СМП может стать рентабельным только при прохождении больших объемов грузов – от тридцати и более миллионов тонн грузов в год.

Глобальное потепление, накопленный опыт судоходства в различной ледовой обстановке, а также приобретенный опыт строительства дизельных и атомных ледоколов позволит круглогодично проводить суда различных классов по маршрутам СМП.

 

ДЛЯ СПРАВКИ. Российская Федерация на данный момент является единственной в мире страной, обладающей атомным ледокольным флотом (рисунок 7).

 

Рисунок 7 – Атомные ледоколы Российской Федерации [15]

Предназначение атомных ледоколов обеспечивать круглогодичное судоходство в арктических водах и, соответственно, на маршрутах СМП, а также круглогодичное присутствие российского флота в водах Северного Ледовитого океана и его морей. Атомный ледокол «Сибирь» проекта 22220 был спущен на воду со стапелей Балтийского завода (г. Санкт-Петербург) 22.11.2017 года. Планируется к вводу в строй в 2021 году. Толщина льда, преодолеваемого ледоколом, не менее 2,9 метра.

 

Такая перспектива дает Российской Федерации возможности приобрести серьезные геополитические преимущества в недалеком будущем.

Во-первых, уменьшится стоимость перевозки целого ряда природных ресурсов, добываемых в российской Арктике, а, значит, повысится их конкурентоспособность при продаже на мировых рынках (рисунок 8).

Во-вторых, за проводку иностранных коммерческих судов по СМП Российская Федерация будет взымать денежную оплату.

В-третьих, российский контроль СМП позволит регулировать прохождение судов иных стран по северному маршруту. В настоящее время практически весь маршрут СМП проходит по внутренним водам Российской федерации. Чтобы пройти СМП иностранному ледоколу, не говоря уже о судах обычного класса, требуется специальное разрешение российского Правительства. На прохождение по СМП судов недружественных России стран всегда могут быть наложены те или иные запреты.

 

Рисунок 8 – Ледокольный СПГ-танкер «Кристоф де Маржери» под загрузкой в порту Сабетта, Ямало-Ненецкий АО [16]

В последнее время действующий президент США позволил сделать себе целый ряд жестких заявлений, относительно внешней и внутренней политики, проводимой как Российской Федерацией, так и Китайской Народной Республикой. Совсем недавно, выступая перед конгрессом США с ежегодным посланием, американский президент на весь мир заявил, что эти две державы «бросают вызов нашим интересам, нашей экономике и нашим ценностям. … не имеющая себе равных мощь является самым верным средством обеспечения нашей обороны» [17].

Такая воинственная риторика лидера крупнейшей ядерной державы с рекордным годовым военным бюджетом на 2018 год в семьсот миллионов долларов просто не может не вызвать определенных опасений у политического и военного руководства Российской Федерации, да, видимо, и у руководства КНР.

В 2013 году Китай стал самым крупным покупателем нефти в мире, перегнав по количеству закупленной нефти США. В 2014 году пятерка основных поставщиков нефти в КНР выглядело следующим образом: Саудовская Аравия, Ангола, Иран, Россия, Иран (рисунок 9).

Морские транспортные магистрали, по которым поставляется в Китай нефть из стран Персидского залива, Анголы, Венесуэлы, Бразилии, Судана могут быть в любой момент перерезаны и блокированы авиацией и флотом США, базирующимся на острове Диего-Гарсиа в Индийском океане, расположенном на тысячу шестьсот километров южнее полуострова Индостан.

Согласно автору публикации 2013 года [18]: «Серьезную угрозу безопасности в Юго-Восточной Азии представляет морское пиратство в зоне Малаккского пролива. В этом контексте обращает на себя особое внимание возросшее число нападений в этом регионе на нефтеналивные танкеры».

Следует также вспомнить бесчинства сомалийских «пиратов», которые они практически безнаказанно творили с 2003 по 2012 год [19].

Рисунок 9 – Основные экспортеры нефти в Китай в 2014 году

Надо быть на редкость доверчивыми людьми, чтобы в XXI веке верить в «вольные» пиратские братства. Китайское политическое и военное руководство таким недостатком, как доверчивость, явно не страдает.

Поэтому, после целой серии переговоров на самом высшем уровне между китайским и российским руководством уже 2017 году Россия экспортировала в Китай на 0,8 млн. тонн нефти больше, чем саудовцы. Эта цифра составляет более 20 % всего экспорта нефти Саудовской Аравии в Китай [20].

В 2014 году было принято решение о строительстве российско-китайского газопровода «Сила Сибири», который планируется ввести в эксплуатацию с мая 2019 по мая 2021 года. Данный газопровод имеет для Китая стратегическое значение, так как позволит обеспечить доступ к стабильным поставкам газа, не зависящим от воздействия недружественных государств, расположенных в акватории Индийского или Тихого океана.

Также Китай и Россия планируют строительство новой трансконтинентальной железнодорожной магистрали (рисунок 10), так называемый «Новый Великий шелковый путь», основная задача которой диверсификация рынков сбыта китайских товаров и исключение вероятного воздействия на торговые маршруты Китая иных стран.

Вышеизложенные аргументы дают полное право прогнозировать возрастание в недалеком будущем роли СМП, как не только более выгодного альтернативного морского маршрута, но также и значительно более безопасного морского торгового пути в начавшемся процессе перехода однополярного к многополярному мировому устройству.

 

Рисунок 10 – Трансконтинентальная железнодорожная магистраль «Новый Великий шелковый путь» (проект)

Китай, осознавая важность арктических ресурсов и маршрутов, приступил к созданию собственного ледокольного флота. Можно вполне уверенно заявить, что «пираты», тем более сомалийские, на маршрутах СМП никогда не появятся.

Несколько слов об тех опасностях, которое таит в себе однополярное мировое устройство, в котором признанным гегемоном, по умолчанию, являются США. Вернемся совсем в недалекое наше прошлое. Мадлен Олбрайт, занимавшая должность государственного секретаря США с 1997 по 2001 год открыто заявляла, что «России не принадлежит ни Дальний Восток, ни Сибирь» [21]. Секретарь Совета безопасности Российской Федерации Н.П. Патрушев, крайне компетентный человек в вопросах внутренней и внешней политики, через семьдесят лет после победы СССР в Великой Отечественной войне в День памяти и скорби 22 июня вынужден был заявить, что США вообще хотели бы, чтобы России не было как государства. И объяснил причину этого желания: «Потому что мы обладаем огромными богатствами».

Западноевропейская цивилизация, к которой с момента своего возникновения относятся США, с времен Древнего Рима выбрала экстенсивный путь развития. Рим, как только не смог захватывать новые территории и ресурсы, прекратил развиваться и пал.

На протяжении последних пятьсот лет страны западноевропейской цивилизации системно грабили целые континенты (обе Америки, Африку) и азиатские страны с великой и древней цивилизацией (Индию, Китай, страны Индокитая, Индонезию, Иран, страны Ближнего Востока и т.д.).

Во всем мире только Россия и Турция никогда не находились под колониальным управлением западноевропейских стран.

На нынешнем этапе глобального развития практически любые относительно легкодоступные природные ресурсы либо ограничены, либо крайне дороги (проще, говоря, западноевропейской цивилизации грабить по крупному или просто некого или не хватает сил и возможностей). Даже разгром и фактический захват природных ресурсов Ирака и Ливии, осуществленный под надуманными предлогами уже в XXI веке и сопровождающийся массовой гибелью и изгнанием местного населения (потребителей ресурсов в этих странах) кардинально проблемы нехватки дешевых ресурсов для западноевропейской цивилизации не решил. Западная цивилизация находится в глубоком экономическом (суверенный долг США давно превысил 20 трлн. долларов) кризисе. А привычка жить в долг, то есть за счет других стран и цивилизаций, привела к глубокому кризису в духовной сфере – явным его проявлением является допуск к воинской службе в ряде стран НАТО различных извращенцев, которые открыто заявляют о своих пороках.

Вновь встал остро вопрос о колонизации в той или иной форме Китая и Индии – держав, обладающих в настоящее время как атомным, так и ракетным оружием. Но колониальный грабеж любой из этих стран невозможен, пока существует Россия, чей суверенитет и природные ресурсы надежно защищены ее Вооруженными силами, обладающими мощнейшим в мире ракетно-ядерным потенциалом. Поэтому все усилия западноевропейской цивилизации, основные страны которой входят в блок НАТО, сведены к противостоянию с Российской Федерацией. Так называемые санкции, предпринятые против России по инициативе США, включая бесчестную спецоперацию против наших спортсменов, с целью не допустить их на зимние Олимпийские игры 2018 года, являются элементами этого глобального и многовекторного давления на нашу страну. Ведь, если удастся развалить Российскую Федерацию так же, как в 1991 году был разрушен Советский Союз, то американская и западноевропейская экономика вновь получит допинг в виде дешевых ресурсов, как это произошло в 90-е годы прошлого столетия. Вслед за Россией будет предрешена участь и Индии и Китая.

Но вновь вернемся к Арктике. Ее богатства и особенности геополитического положения позволили известному российскому ученому и политологу А.Г. Дугину сделать следующий вывод: «Кто контролирует Арктику, тот контролирует весь мир» [22]. Еще в 1976 году согласно [2, с. 235] было отмечено, что в ХХ веке непрерывно возрастает, и в дальнейшем будет только возрастать значение Арктики как театра военных действий. Свыше двадцати тысяч километров государственной границы Российской Федерации проходит по акватории Северного Ледовитого океана. В арктическом регионе России располагаются предприятия военно-промышленного комплекса, имеющие стратегическое значение для оборонной промышленности страны, базы Северного флота и другие объекты военной инфраструктуры.

Исходя из всего вышеперечисленного, следует сделать вывод, что Арктика имеет огромное военно-политическое значение для России. Как показывают все действия современного высшего российского руководства, защита геополитических интересов нашей страны в арктическом регионе занимает достойное место и играет определяющую роль во внешней и в военной политике нашей державы. Россия твердо намерена отстаивать каждую пядь своего арктического шельфа. Поэтому Президент Российской Федерации Верховный Главнокомандующий Вооруженных сил страны В.В. Путин поставил задачу укрепить наше военное присутствие в Арктике с целью обеспечения гарантированной защиты национальных интересов России в данном регионе.

Главнейшим национальным интересом Российской Федерации в арктическом регионе является национальная безопасность страны.

Согласно документу [23, ст. 32] одной из основных задач Вооруженных Сил Российской Федерации является обеспечение национальных интересов нашей страны в Арктике.

В XXI веке именно арктические территории должны стать ресурсной базой российской экономики.

Целый ряд факторов, имеющих стратегическое значение, определяет значимость оборонной политики России в арктическом регионе.

Во-первых, значительная часть российских ракетных подводных крейсеров базируется в арктических портах. Такое базирование, помимо выхода на просторы Мирового океана, обеспечивает также РПКСН скрытный выход для несения боевого дежурства подо льды Арктики, где противнику обнаружить, а, тем более уничтожить, подводные ракетоносцы значительно сложнее. Но под арктическим льдами несут боевое дежурство не только российские подводные ракетоносцы, но ПЛАРБ государств НАТО.

 

ДЛЯ СПРАВКИ. Подводные лодки атомные с ракетами баллистическими по западной военной терминологии сокращенно называются ПЛАРБ. В российской военной терминологии для атомных подводных лодок принято сокращение  РПКСН, что является аббревиатурой термина «ракетные подводные крейсера стратегического назначения». Атомные подводные лодки с баллистическими ракетами, являются грозным оружием нападения и возмездия.

 

Во-вторых, через северные приполярные области проходят кратчайшие траектории межконтинентальных баллистических ракет США, направленных на объекты, расположенные на территории нашей страны.

В-третьих, Северный морской путь (СМП) имеет важнейшее военно-стратегическое значение. Именно его маршруты обеспечивают свободный выход российского военно-морского флота в Северный Ледовитый и, далее, в Атлантический океан.

В-четвертых, размещение под любым предлогом в арктических морях вблизи территорий российского Заполярья боевых американских кораблей с управляемым ракетным оружием (УРО), включенных в общую глобальную систему противоракетной обороны (ПРО) США, станет, фактически, вполне реальной основой для пересмотра существующего стратегического баланса вооружений между Российской Федерацией и США. Также это станет опасным по своим последствиям прецедентом нейтрализации ядерного потенциала нашей страны [24].

В результате процесс перехода однополярного к многополярному мировому устройству может быть приостановлен или вообще, в наихудшем варианте для нашей страны, свернут.

Усиление военной активности Российской Федерации в Арктике вызвано следующими причинами:

- необходимость раннего предупреждения о пусках межконтинентальных баллистических ракет вероятного противника;

- резко возросшая военная активность стран блока НАТО в регионе;

- обострение и усиление территориальных споров с государствами арктического региона;

- необходимость контроля месторождений углеводородов их запасов;

- необходимость контроля появления и прохождения судов и морских перевозок по СМП;

- защита промышленных и военных объектов, имеющих стратегическое значение;

- необходимость защиты биологических ресурсов, контроля рыболовства в регионе и пресечения фактов браконьерства.

Все мероприятия по обеспечению военной безопасности Российской Федерации проводятся в полном соответствии со ст.18 документа [25].

Для надежной защиты национальных интересов России 15.12. 2014 было создано Объединенное стратегическое командование «Северный флот» с территорией ответственности от города Мурманск до города Анадырь.

Военные округа Российской Федерации представлены согласно рисунку 11.

Так как основой ОСК стал Северный флот (СФ), поэтому и возглавляет Объединенное стратегическое командование Командующий Северным флотом. В состав ОСК также входят две мотострелковые бригады и целый ряд частей специального назначения. В отечественной прессе ОСК СФ журналисты и политологи нередко называют «Арктическими войсками», что достаточно полно предназначение сил Командования.

Арктический театр боевых действий характеризуется огромными расстояниями, сложным рельефом местности, низкими температурами в течение круглого года, а также наличием таких природных явлений, как полярная ночь и полярный день. В арктическом регионе крайне низкая плотность населения, причем оно проживает, главным образом, в небольшом количестве промышленных центров, морских и речных портов.

Важнейшей задачей инфраструктуры российских Вооруженных Сил в арктическом регионе является создание возможности в кратчайшие сроки обеспечить мощное военное присутствие в важнейших точках или районах Арктики. Поэтому в настоящее время в арктическом регионе создается развитая транспортно-логистическая сеть, включающая в себя не только военно-морские базы, но и аэродромы, способные принимать самолеты всех типов, включая стратегические ракетоносцы.

 

Рисунок 11 – Военные округа и приравненные к ним территории Российской Федерации

В сентябре 2014 года на Новосибирском архипелаге началось строительство военной базы «Северный клевер», а в ноябре 2015 года она была сдана в эксплуатацию (рисунок 12). База «Северный клевер» представляет собой военный городок замкнутого типа. На базе дислоцируется 99-я тактическая группа из состава Арктической группировки СФ.

На вооружении 99-ой тактической группы стоит мобильный береговой ракетный комплекс «Рубеж» и новейший мобильный зенитный ракетно-пушечный комплекс «Панцирь-С1» [26].

а

б 

а – дислокация военной базы «Северный клевер»; б – внешний вид жилищно-административного комплекса

Рисунок 12 – Военный городок военной базы «Северный клевер», остров Котельный

 

Вслед за базой на Новосибирском архипелаге была введена в эксплуатацию военная база «Арктический трилистник» (рисунок 13) на острове Земля Александры (архипелаг Земля Франца-Иосифа). Гарнизон численностью в сто пятьдесят человек в состоянии автономно выполнять поставленные задачи в течение восемнадцати месяцев.

а

б

а – военная база «Арктический трилистник» (вид сверху); б – здания жилищно-административного комплекса

Рисунок 13 – Военный городок военной базы «Арктический трилистник»

Основная задача гарнизона базы – обеспечение противовоздушной обороны в заданном секторе ответственности [27].

В 2018 году планируется перевооружение некоторых подразделений ПВО, дислоцированных в Арктике, зенитным ракетным комплексом (ЗРК) малой дальности «Тор-М2ДТ», установленном на двухзвенном гусеничном тягаче (рисунок 14).

 

Рисунок 14 – ЗРК малой дальности «Тор-М2ДТ»

И вооружение и шасси этой модификации адоптированы для работы при температурах ниже минус 50˚С.

В начале января 2018 года в Арктику прибыл военный ледокол «Илья Муромец» с дизель-электрической силовой установкой (рисунок 15). Этот ледокол многофункциональный. Он предназначен для снабжения арктических военных баз, перевозки дополнительных экипажей и десанта, проводки судов не ледового класса, проведения гидрографических исследований [28].

 

Рисунок 15 – Военный ледокол «Илья Муромец»

На коллегии Министерства обороны было принято принципиальное решение о формировании в 2018 году на Чукотке и Курильских островах первой в России дивизии береговой охраны, которая, скорее всего, войдет в состав Тихоокеанского флота. Вполне логично, что восстановление военного присутствия Российской Федерации в этом регионе началось с авиации. В 2014 году в Анадыре стал функционировать аэродром, способный принимать стратегические ракетоносцы и военно-транспортные самолеты [29, 30].

 

ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЯ. Решение о формировании дивизии береговой охраны является предельно ясным и конкретным ответом на японские притязания на Курильские острова

 

Большое внимание в зоне ответственности ОСК «Северный флот» уделяется наращиванию сил и средств, а также в целом совершенствованию системы ПВО.

В 2018 году к имеющейся уже дивизии ПВО, закрывающей небо от Кольского полуострова до Ненецкого АО включительно, будет сформирована вторая дивизия ПВО, прикрывающая небо России от архипелага Новая Земля до полуострова Чукотка. Вооружение обоих дивизий будет обеспечено самыми современными видами оружия [31].

Ранее мы отмечали, что важнейшей задачей Вооруженных Сил нашей страны является обеспечение в кратчайшие сроки достаточного военного присутствия в важнейших точках Арктического театра военных действий. Эту задачу без применения Воздушно-десантных войск (ВДВ) решить нельзя.

Так, за 2014 – 2016 годы в ВДВ подготовлено более батальона десантников с практическим опытом десантирования в арктическом регионе. В ходе учений для десантирования использовались военно-транспортные самолеты Ан-72 и Ил-76. Трижды десантирование проводилось на дрейфующие льды. При десантировании отлично себя зарекомендовали парашютные системы «Арбалет» [32].

14 марта 2014 года впервые в Арктике произошло десантирование парашютно-десантного батальона (98-я дивизия ВДВ). Свыше трехсот пятидесяти военнослужащих были десантированы на площадку аэродрома «Темп» (Новосибирский архипелаг, остров Котельный).

 

ДЛЯ СПРАВКИ. На настоящий момент аэродром «Темп» входит в состав военной базы «Северный клевер».

 

Также на парашютных платформах была десантирована боевая техника в количестве четырех единиц (рисунок 16) и различные грузы: около сорока тонн материальных средств и военного имущества. В кратчайшее время после десантирования (менее часа) батальон готов был принимать на аэродроме самолеты венно-транспортной авиации с личным составом, техникой и вооружением [33].

 

Рисунок 16 – Десантирование боевой техники в Арктике (2014 год)

В советских, а затем и в российских ВДВ, была традиционно развита прыжковая подготовка. Десантирование в арктическом регионе показало, что она  остается на высочайшем уровне и российские десантники по-прежнему в этом вопросе занимают лидирующие позиции в мире. Впервые в Арктике было десантировано целое подразделение. Это десантирование показало, что ВДВ способны решить поставленные перед ними задачи практически в любых погодных условиях (рисунок 17).

7 апреля 2015 года восемьдесят пять российских военнослужащих из Псковского и Ивановского соединений ВДВ были десантированы на дрейфующую льдину в районе Северного полюса (рисунок 18).

Вместе с россиянами в учениях участвовали воины-десантники из других стран: тринадцать белорусских и два таджикских десантника.

 

ДЛЯ СПРАВКИ. Республика Беларусь и Республика Таджикистан так же, как и Российская Федерация, входят в Организацию Договора о коллективной безопасности (ОДКБ).

Рисунок 17 – Российские десантники в Арктике (2014 год)

 

Рисунок 18 – Российские десантники на Северном полюсе (2015 год)

После приземления военнослужащими были установлены жилые палатки и развернуты средства связи. В ходе учений совершенствовался опыт по действиям экстремальных условиях Арктики [34, 35].

Десантирование российских воинов-десантников на Северный полюс, прошедшее 7 апреля 2015 года, имеет также важное внешнеполитическое значение. Это прямая претензия Российской Федерации на обладание территориями, лежащими вокруг полюса, подкрепленная вполне конкретными аргументами в виде возможности осуществлять свое присутствие в самой северной точке планеты. Напомним, что кроме нашей страны притязания на регион, непосредственно прилегающий к Северному полюсу, предъявляет также Дания.

В августе 2015 года на полуострове Таймыр прошло совместное учение сил СФ и подразделений ВДВ. Были успешно отработаны совместные действия мотострелков и десантников по защите важных промышленных объектов экономических интересов Российской Федерации в Арктике. В учениях применялась специальная техника, адоптированная к эксплуатации в условиях Крайнего Севера, боевые машины десантные БМД-2, квадроциклы и беспилотные летательные аппараты (БПЛА). Был накоплен ценнейший опыт подготовки подразделений, предназначенных для ведения боевых действий в арктическом регионе [36].

Отметим, что в августе прошлого 2017 года российский танкер с сжиженным природным газом из Норвегии впервые прошел СМП без сопровождения ледокола и прибыл в Южную Корею. Кроме того, Пекин опубликовал в 2017 году свой проект национальной стратегии в Арктике, согласно которому предусмотрена морская арктическая составляющая китайского экономического проекта «Новый шелковый путь» – «Полярный шелковый путь» – тесно привязанная к СМП.

Экономическое и военно-стратегическое значение арктического региона постоянно и существенно возрастает. Поддержание на достаточном уровне военного потенциала в Арктике обеспечивает национальную безопасность России и дальнейшее развитие экономики страны. В этом случае оправданы и окупятся любые вложения.

На рисунке 19 представлена схема, опубликованная Государственным департаментом (министерством иностранных дел) США, под названием «Военное строительство России в Арктике» [37]. Схема разработана по поручению Д. Салливана, сенатора от штата Аляска. Цель ее публикации – давление на администрацию президента США Д. Трампа, с целью добиться выделения больших средств из военного бюджета США на американское военное строительство в Арктике. Хотя эта схема составлена представителями страны, считающей Российскую Федерацию своим главным геополитическим противником, все же она, схема, в какой-то мере отражает, пусть и достаточно предвзято, ту огромную работу, которая проведена высшим российским политическим и военным руководством по возрождению российской военной инфраструктуры в Арктике.

В Рязанском гвардейском высшем воздушно-десантном командном ордена А.В. Суворова дважды Краснознаменном училище имени В.Ф. Маргелова (РВВДКУ) проводится огромная работа по подготовке высококвалифицированных офицерских кадров в первую очередь для ВДВ, а также для других видов и родов войск. Опыт боевых действий, накопленный в Великой Отечественной войне, проведенных в Артике учений, причем не только тех учений, в которых участвовали подразделения ВДВ, широко используется при обучении курсантов и слушателей училища. Большое внимание в учебном процессе училища уделяется отработке вопросов управления подразделениями в специфических физико-географических условиях арктического региона, психофизиологической устойчивости военнослужащих в экстремальных условиях.

Рисунок 19 – Военное строительство России в Арктике, публикация Государственного департамента США по данным Д. Салливана, сенатора от штата Аляска

Командный и профессорско-преподавательский состав училища прикладывает максимальные усилия для того, чтобы из стен РВВДКУ выходили офицеры, способные на высоком уровне выполнять поставленные командованием задачи. Подготовка офицеров ВДВ для ведения боевых действий в арктическом регионе занимает одно из приоритетных мест в процессе обучения курсантов в училище.


Библиографический список
  1. Сайт «Военное обозрение». Виктор Зарецкий «Арктический вызов» разумности и нейтралитету. 2.06.2017. [Электронный ресурс] – URL: https://topwar.ru/117039-arkticheskiy-vyzov-razumnosti-i-neytralitetu.html
  2. Советская военная энциклопедия (СВЭ). В 8 томах. Т.1 [Текст] – М.: Воениздат, 1976. – 637 с.
  3. Зубов, Н.Н. В центр Арктики / [Текст] Н.Н. Зубов – М.-Л.: Издательство Главсевморпути, 1940. – 240 с.
  4. Указ Президента Российской Федерации «О сухопутных территориях Арктической зоны Российской Федерации». №296 от 2-5-2014 [Электронный ресурс] – URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/38377
  5. Полушина Т.Н., Богданова Е.Е. Уровень жизни населения арктических регионов России // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 3. Ч. 3 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/03/49302 (дата обращения: 12.01.2018).
  6. Сайт «Российский институт стратегических исследований». А.А. Тодоров О политике США в Арктике [Электронный ресурс] – URL: https://riss.ru/analitycs/40108/
  7. Strategic Importance of the Arctic in U.S. Policy. Hearing before a Subcommittee of the Committee on Appropriations United States Senate. One Hundred Eleventh Congress. First Session. Special Hearing, August 20, 2009. – Anchorage, AK. Printed for the use of the Committee on Appropriations [Text] – U.S. Government Printing Office,Washington: 2010 – 69 pages.
  8. Сайт «Region 51.com. Портал Мурманской области». Национальная стратегия по вопросам Арктики. Белый Дом, Вашингтон. Май 2013 г. [Электронный ресурс] – URL: http://region51.com/node/906192
  9. Белов, М.И. История открытия и освоения Северного морского пути. В 4 томах. Т 1. Арктическое мореплавание с древнейших времен до середины XIX века / [Текст] М.И. Белов – Л.: Издательство «Морской транспорт», 1956. – 592 с.
  10. Пинхенсон, Д.М. История открытия и освоения Северного морского пути. В 4 томах. Т 2. Проблема Северного морского пути в эпоху капитализма / [Текст] Д.М. Пинхенсон – Л.: Издательство «Морской транспорт», 1962. – 766 с.
  11. Белов, М.И. История открытия и освоения Северного морского пути. В 4 томах. Т 3. Советское арктическое мореплавание 1917 – 1932 года / [Текст] М.И. Белов – Л.: Издательство «Морской транспорт», 1959. – 510 с.
  12. Белов, М.И. История открытия и освоения Северного морского пути. В 4 томах. Т 4. Научное и хозяйственное освоение советского Севера в 1933 – 1945 годах / [Текст] М.И. Белов – Л.: Издательство «Морской транспорт», 1969. –617с.
  13. Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части государственного регулирования торгового мореплавания в акватории Северного морского пути» ФЗ-№ 132 от 12-07-2012  [Электронный ресурс] – URL: http://legalacts.ru/doc/federalnyi-zakon-ot-28072012-n-132-fz-o/
  14. Гумелёв В.Ю. Русский десант. Ушкуйники на Балтике // Гуманитарные научные исследования. 2013. № 7 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2013/07/3586 (дата обращения: 11.01.2018).
  15. Сайт «РИА НОВОСТИ». Атомный ледокол «Сибирь» 22.09.2017. [Электронный ресурс] – URL: https://ria.ru/infografika/20170922/1505258737.html
  16. Сайт «Информационное агентство 24РосИнфо». Завод «Ямал СПГ» в Сабетте отгрузил первую партию сжиженного природного газа. 8.12.2017 [Электронный ресурс] – URL: http://24ri.ru/down/open/zavod-jamal-spg-v-sabette-otgruzil-pervuju-partiju-szhizhennogo-prirodnogo-gaza.html
  17. Сайт «ТАСС». Трамп выступил с ежегодным посланием «О положении страны» 31.01.2018 [Электронный ресурс] – URL: http://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/4917767
  18. Гладченко, Л.В. Морское пиратство на современном этапе: старая проблема в ряду «новых» угроз безопасности / [Текст] Л.В. Гладченко // Проблемы национальной стратегии № 3 (18), 2013. – С. 135 – 149
  19. Сайт «Теlegram». Роман Персианинов. Рассвет и закат сомалийских пиратов. 15.03.2017 [Электронный ресурс] – URL: https://tjournal.ru/41979-rassvet-i-zakat-somaliyskih-piratov
  20. Сайт «Национальная Ассоциация нефтегазового сервиса». Андрей Карабьянц. РФ стала крупнейшим поставщиком нефти в Китай и останется им в следующем году. 28.12.2017 [Электронный ресурс] – URL: https://nangs.org/news/business/rf-stala-krupnejshim-postavshchikom-nefti-v-kitaj-i-ostanetsya-im-v-sleduyushchem-godu
  21. Сайт «Взгляд. Деловая газета» Патрушев: США хотят, чтобы России не было. 22.06.2015 [Электронный ресурс] – URL: https://vz.ru/news/2015/6/22/752017.print.html
  22. Сайт «KATEHON». Программа А.Г. Дугина «Директива». А.Г. Дугин. Арктика должна быть нашей. 13.05.2016. [Электронный ресурс] – URL: http://katehon.com/ru/directives/direktiva-ot-13052016-arktika-dolzhna-byt-nashey
  23. Сайт «REGNUM. Информационное агентство». Военная доктрина Российской Федерации. Утверждена Президентом Российской Федерации В.В. Путиным 26 декабря 2014 года. [Электронный ресурс] – URL: https://regnum.ru/news/1882090.html
  24. Сайт «Независимое военное обозрение». Юрий Тимофеевич Банько. Арктика – зона конфронтации. Россия вступает в битву за свои интересы на Севере. 12.04.2014. [Электронный ресурс] – URL: http://nvo.ng.ru/forces/2014-04-18/10_arctic.html
  25. «Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года»  (утв. Президентом РФ 8-02-2013). [Электронный ресурс] – URL: http://legalacts.ru/doc/strategija-razvitija-arkticheskoi-zony-rossiiskoi-federatsii-i/
  26. Сайт «Красная Звезда». Олег Грозный. Северный клевер. 12.01.2016. [Электронный ресурс] – URL: http://www.redstar.ru/index.php/syria/item/27280-severnyj-klever
  27. Сайт «Военное обозрение». Кирилл Рябов. База «Арктический трилистник». Инженерное чудо и важнейший объект. 21.04.2017. [Электронный ресурс] – URL: https://topwar.ru/113937-baza-arkticheskiy-trilistnik-inzhenernoe-chudo-i-vazhneyshiy-obekt.html
  28. Сайт «FB.ru». Иван Гресько. Военный ледокол «Илья Муромец» проекта 21180. 17.06.2017. [Электронный ресурс] – URL:  http://fb.ru/article/321464/voennyiy-ledokol-ilya-muromets-proekta
  29. Сайт «Военное обозрение». На чукотском направлении появится дивизия береговой обороны. 24.08.2016 [Электронный ресурс] – URL: https://topwar.ru/99706-na-chukotskom-napravlenii-poyavitsya-diviziya-beregovoy-oborony.html
  30. Сайт «Мировое политическое шоу». Шойгу ошеломил НАТО своим заявлением: У границ США появится российская военная база. 04.02.2018. [Электронный ресурс] – URL: https://mpsh.ru/15528-shoygu-oshelomil-nato-svoim-zayavleniem-u-granic-ssha-poyavitsya-rossiyskaya-voennaya-baza.html
  31. Сайт «Военное обозрение». Россия развернет новую дивизию ПВО в Арктике. 9.11.2017. [Электронный ресурс] – URL: https://topwar.ru/129233-rossiya-razvernet-novuyu-diviziyu-pvo-v-arktike.html
  32. Сайт «Министерство обороны Российской Федерации». Военнослужащие ВДВ России научились десантироваться на дрейфующие льдины у Северного полюса 04.01.2017. [Электронный ресурс] – URL: https://structure.mil.ru/structure/forces/airborne/news/more.htm?id=12107771%40egNews&_print=true
  33. Сайт «Военное обозрение». Сергей Юферев. Российские десантники покорили Арктику. 17.03.2014. [Электронный ресурс] – URL: https://topwar.ru/41589-rossiyskie-desantniki-pokorili-arktiku.html
  34. Сайт «ВЕСТИ.RU». Сто десантников высадились на Северном полюсе. 7.04.2015. [Электронный ресурс] – URL: https://www.vesti.ru/doc.html?id=2486407
  35. Сайт «Российская газета». Юрий Гаврилов. Элита в ударе. Командующий ВДВ Андрей Сердюков – о новых возможностях крылатой пехоты. 01.08.2017. [Электронный ресурс] – URL: https://rg.ru/2017/08/01/komanduiushchij-vdv-sejchas-nachali-gotovit-desantnikov-so-shkolnoj-skami.html
  36. Сайт «ВЕСТИ.RU». Командующий Северным флотом подвел предварительные итоги учения в Арктике. 27.08.2015. [Электронный ресурс] – URL: https://www.vesti.ru/doc.html?id=2657378
  37. Сайт «Sivilink». Инфографика, статистика, карты, рейтинги. [Электронный ресурс] – URL:  http://sivilink.ru/karta-pokazyvaet-silu-armii-rf-v-arktike/

 



Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Гумелёв Василий Юрьевич»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация