ФИЛОСОФИЯ НАУКИ АРИСТОТЕЛЯ: УЧЕНИЕ О МЕТОДЕ

Мень Сергей Алексеевич1, Пятилетова Людмила Владимировна2
1Уральский государственный университет путей сообщения, студент
2Уральский государственный университет путей сообщения, кандидат философских наук, доцент кафедры философии и истории

Аннотация
Становление современной западноевропейской цивилизации напрямую связано с генезисом и развитием науки как специфического типа знания, особой формы мировоззрения. У истоков науки стоит (наряду с другими древнегреческими философами) Аристотель. Ему принадлежит заслуга в формировании методологии науки (открытие индуктивно-дедуктивного метода, впоследствии развитого его «комментаторами», – средневековыми философами).

Ключевые слова: , , , ,


Рубрика: 09.00.00 ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Мень С.А., Пятилетова Л.В. Философия науки Аристотеля: учение о методе // Современные научные исследования и инновации. 2018. № 4 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2018/04/86289 (дата обращения: 29.03.2024).

Наука (как форма мировоззрения, как тип знания), являясь базисом современной цивилизации, – несомненное достижение человечества [1]. Принципы науки формировались не сразу: коллективные усилия великих философов-учёных многие столетия были направлены на формирование современного образа науки как движущей силы прогресса.

У истоков науки стоял античный философ Аристотель.

Учение античного учёного, философа Аристотеля является, по сути, критическим продолжением теории Платона: возражая Платону, выдвигая всё новые и новые аргументы против его учения, Аристотель постепенно предлагает новое мировоззрение. Так постепенно возникает аристотелевское учение о субстанциях: в действительности существуют не идеи, а отдельные независимые друг от друга вещи, или субстанции.

Субстанции обладают свойствами, присущими только им. Свойства сами по себе не онтологичны.

Все свойства субстанций делятся на существенные и несущественные. Таким образом, возникает вид (данный вид субстанций, связанный общими существенными свойствами).

Существенные свойства субстанций можно постичь исключительно с помощью усилий разума – способности к абстрагированию.

В данном случае необходимо было изобрести метод, что и было сделано Аристотелем.

Таким образом, можно говорить о том, что Аристотель внёс огромный вклад (наряду с Пифагором, Евклидом, Платоном, Демокритом, Левкиппом, Птолемеем, Геминусом) в становление философии науки: Аристотель, по общему признанию, сделал выдающийся вклад в формирование научного метода исследования (работы «Вторая аналитика», «Физика», «Метафизика»).

Фактически он, разрабатывая научный метод, являясь тем самым философом науки, открывает науку как форму знания.

Индуктивно-дедуктивный метод, изобретённый философом, предполагает непрерывный переход от наблюдения к принципам общего порядка, и обратно.

Первый этап его метода – это индукция, которая делится на два типа:

а. простое перечисление признаков, где посылки и выводы обнаруживают одни и те же описательные термины;

б. прямая интуиция общих принципов, или интуитивная индукция (её принципы Аристотелем чётко не прописаны): исследователь должен увидеть существенные свойства субстанций.

Второй этап метода – дедуктивный: посылки предыдущего этапа исследования берутся за основу для дедукции относительно первоначальных наблюдений.

Общеутвердительные высказывания для Аристотеля являются приоритетными, поскольку более точно соответствуют структуре реальности: «Все S есть P, поскольку S полностью содержится в P». Такой тип суждения – силлогизм – является наиболее достоверным.

Влияние Аристотеля на становление философии науки сложно переоценить: к концу тринадцатого века на латинский язык был переведён обширный корпус текстов; впоследствии в течение нескольких веков работы, посвящённые наукам, – это, по сути, комментарии к методу Аристотеля.

Так, индуктивно-дедуктивная модель научного исследования была подтверждена и развита выдающимися философами 13 века – Р. Гроссетестом и Р. Бэконом.

После комментариев первого из названных философов теория Аристотеля впоследствии стала называться «методом резолюции и композиции» (в процессе индукции все явления «разлагаются» на составные части, чтобы потом – в процессе дедукции – быть объединёнными).

Кроме того, Роберт Гроссетест ввёл «рассуждения от противного» – доказательство через опровержение (если гипотеза имеет определённые следствия, но они ложны, то и гипотеза является ложной).

Роджер Бэкон впервые в истории интеллектуальной мысли ввёл понятие «экспериментальная наука».

У экспериментальной науки, согласно его теории, есть преимущества – прерогативы:

а. принципы, достигнутые в ходе индукции, должны быть подвергнуты дальнейшей проверке;

б. необходимость экспериментов – залог успеха индуктивного метода.

В средние века аристотелевский метод был дополнен двумя методами прямой индукции: метод сходства Д. Скота (возможна причина явления – та, которая повторяется во всех обстоятельствах) и метод различия У. Оккама (отсутствие следствия может говорить об отсутствии обстоятельства).

Уильям Оккам – автор методологического принципа, получившего название «бритва Оккама»: «Не следует множить сущее без необходимости» (применительно к методологии – нет необходимости в «лишних» понятиях: «Что может быть сделано на основе меньшего числа [предположений], не следует делать, исходя из большего» [2]).

Это закон экономии, или принцип бережливости, формирующий базис методологического редукционизма.


Библиографический список
  1. Мень С.А., Пятилетова Л.В. Образ науки в современном мире // Современные научные исследования и инновации. 2018. № 4 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/?p=86278 (дата обращения: 08.04.2018).
  2. Оккам У. [Электронный ресурс]. URL: https://iphlib.ru/greenstone3/library/collection/newphilenc/document/HASH01b7ec01008dba3d6c128fb7 URL: http://web.snauka.ru/?p=86278 (дата обращения: 08.04.2018).


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Пятилетова Людмила Владимировна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация