ФАКТОРЫ, НЕГАТИВНО ВЛИЯЮЩИЕ НА УСЛОВИЯ ЭКСПЛУАТАЦИИ АВИАЦИОННЫХ ПРИБОРОВ

Гришаев Михаил Евгеньевич1, Дзюбенко Олег Леонидович1, Чмутин Евгений Владимирович1, Щедрин Алексей Юрьевич1
1Военный учебно-научный центр ВВС «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина», г. Воронеж

Аннотация
Условия эксплуатации средств измерений, применяемых для определения значений различных величин непосредственно в процессе полета воздушных судов, существенно влияют на точность измерений. Это необходимо учитывать при конструировании современных авиационных комплексов.

Ключевые слова: ,


Рубрика: 05.00.00 ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Гришаев М.Е., Дзюбенко О.Л., Чмутин Е.В., Щедрин А.Ю. Факторы, негативно влияющие на условия эксплуатации авиационных приборов // Современные научные исследования и инновации. 2017. № 12 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2017/12/85035 (дата обращения: 15.03.2024).

Основными факторами, существенно влияющими на работоспособность авиационных приборов, являются влажность и термодинамические параметры воздуха.

На заводах приборы собирают и регулируют при нормальной температуре порядка +20º С. В процессе полета температура на борту воздушного судна может изменяться от +50 до -60º С, а вблизи нагретых частей двигателя превышать +100º С.  Кроме того, при полете современных самолетов со скоростями, значительно большими скорости звука, происходит дополнительный нагрев обшивки самолета вследствие выделения тепла за счет сжатия встречного потока воздуха. В результате этого в показаниях средств измерений возникают дополнительные погрешности, вызываемые влиянием температуры на различные параметры конструкции (такие как размеры деталей механизмов, жесткость пружин, электрическое сопротивление проводников, сопротивление магнитопроводов) [1].

Для уменьшения температурных погрешностей применяют различные компенсаторы или обогревают приборы электрическим током.

На большой высоте в процессе полета воздух сильно разряжен. Поэтому с подъемом самолета возможно снижение надежности некоторых приборов из-за плохого отвода тепла от нагревающихся узлов. Также возрастает вероятность ионизации в пространстве между деталями с различным электрическим потенциалом, в результате которой возможен пробой. Поэтому при конструировании приборов для работы на значительных высотах следует предусмотреть качественную изоляцию электрических цепей и деталей, находящихся под напряжением. Для нормальной работы средств измерений на высоте успешно применяют их герметизацию, которая предохраняет от попадания внутрь пыли и влаги.

Влажность атмосферного воздуха изменяется в широких пределах. В нижних слоях атмосферы всегда имеются водяные пары. При охлаждении влажного воздуха может наступить момент, когда воздух окажется насыщенным водяными парами. Дальнейшее понижение температуры приведет к конденсации пара, то есть произойдет образование капель воды. Высокая относительная влажность воздуха способствует ускоренной коррозии деталей, особенно стальных.

Негативно сказывается на работе средств измерений возможная утечка электрического тока, возникающая из-за образования влаги на токопроводящих элементах.

Конденсация влаги в трубопроводах и капиллярах может вызвать ошибки в показаниях и даже привести к поломке приборов. При замерзании влаги на подвижных деталях прибора также возможна его поломка.

Для предотвращения элементов средств измерений от коррозии применяются гальванические, химические и лакокрасочные покрытия. Также при конструировании приборов предусматривают специальные уплотнения, обеспечивающие брызгонепроницаемость и герметичность корпуса.

Электрические приборы необходимо надежно защищать от попадания влаги на токоведущие элементы для предотвращения утечки электрического тока.

При определенных температурных условиях влажность воздуха вызывает обледенение лобовых частей самолета, обдуваемых встречным потоком воздуха. Для предотвращения от обледенения элементы авиационных приборов, устанавливаемых непосредственно на обшивке самолета, снабжают электрическим обогревом.

Кроме перечисленных факторов на работу авиационных приборов негативно влияют механические воздействия. В полете все оборудование, входящее в состав авиационного комплекса, подвергается воздействию кратковременных и длительных перегрузок.

При наличии в механизме прибора неуравновешенных частей в результате наклонов самолета относительно плоскости горизонта и при возникновении перегрузок могут появиться ошибки в показаниях. Такие ошибки устраняются балансировкой механизмов прибора.

Работа двигателя вызывает сильную вибрацию всех частей самолета. Частота вибрации изменяется в пределах от нескольких герц до нескольких килогерц.

Вибрация разрушительно действует на приборы и затрудняет отсчет показаний в случае, если отдельные детали или узлы прибора входят в резонанс. В результате этого необходимо каждый тип прибора необходимо проверять на устойчивость показаний при  вибрации во всей полосе частот, наблюдающихся на воздушном судне [1].

Вибропрочность приборов достигается применением при их изготовлении виброустойчивых твердых материалов, термической обработкой и правильным выбором сечений деталей.

Очевидно, что эксплуатацию современных авиационных комплексов невозможно обеспечить без выполнения измерений их характеристик и параметров. В связи с повышением требований к точности и быстродействию авиационных приборов необходимо уже на стадии их конструирования учитывать перечисленные в статье негативные факторы [2].


Библиографический список
  1. Браславский Д.А., Логунов С.С., Пельпор Д.С. Авиационные приборы. М: «Машиностроение», 1964. 740 с.
  2. Боков М.М., Гришаев М.Е., Мищенко М.В. Применение методов квантовой метрологии в процессе эксплуатации современных образцов вооружения и военной техники. Фундаментальные исследования. – 2015. – № 4. – С. 28-31.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Дзюбенко Олег Леонидович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация