Целью статьи является определение педагогических условий профессионального самоопределения выпускников школы.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
- определить сущность и специфику профессионального самоопределения современных учащихся;
- выявить ценностные ориентиры в структуре профессионального самоопределения социализирующейся личности выпускников школы.
- определить особенности социализации в процессе профессионального самоопределения выпускников школ [1].
Поиск и выбор профессии для выпускников школы на сегодняшний день является одной из самых актуальных проблем в педагогике. Так, профессиональное самоопределение – это процесс и результат поиска и приобретения человека профессии, которая удовлетворяла бы его условиям, содержанием труда, соответствовала индивидуальным особенностям.
Всё больше и больше выпускников средних и высших учебных заведений сталкиваются с проблемой трудоустройства, и зачастую причиной этого становится незаинтересованность будущих профессионалов в выбранной ими специальности.
Лишь некоторые абитуриенты, выбирая тот или иной вуз, направление, уверены, что в будущем будут работать и наслаждаться работой по специальности. Остальным же создают определенную мотивацию: определенные льготы, престижность ВУЗа или же предопределенность профессии своему ребенку родителями. После окончания обучения молодой специалист не может найти себе работу по разным причинам: маленькая зарплата, плохие условия или же просто нет желания.
Поэтому всё больше и больше экспертов призывают школьников еще до окончания учебы сделать свой профессиональный выбор, от которого во многом будут зависеть успехи в жизни. Ведь в современном мире профессия становится неоспоримой ценностью, определяя положение в обществе, доход, образ жизни и т.п. [2].
Выбор профессии всегда связан с мировоззрением человека, его профессиональными интересами и идеалами. Закономерно, что учащиеся испытывают трудности в процессе самоопределения, на который оказывают влияние субъективные, объективные и субъективно-объективные факторы, многие из которых стали особенностью современности. Среди них особенно популярными стали: так называемая «проблема выживания вузов» и борьба за потенциального абитуриента, что оказывает отрицательное воздействие на выбор старшеклассниками учебного заведения.
Наиболее значимыми условиями выбора старшеклассниками учебного заведения выступают:
- наличие бюджетных мест;
- стоимость оплаты за обучение;
- наличие различных форм обучения и направлений.
Однако меньше всего абитуриенты обращают внимание на следующие показатели:
- государственная аккредитация;
- возможность и наличие послевузовского образования;
- востребованность специальности на рынке труда;
- наличие благоприятных условий для обучения.
Теперь рассмотрим частые ошибки на различных этапах выбора профессии, которые применимы к проблеме профессионального самоопределения (таблица 1) [3]:
Таблица 1 – Основные ошибки на различных этапах выбора профессии
Этап | Ошибки |
1 | На данном этапе стоит выяснить, как относится подросток к выбору профессии: осознается ли это как проблема или возможность определения профессионального «маршрута».
Самые распространенные ошибки:
Таким образом, слишком несвоевременное принятое решение может стать огромной ошибкой при выборе профессии.
|
2 | Этот этап заключается в выборе субъекта, который будет принимать решение в выборе профессии. Самооценка человека определяет уровень трудности тех задач, к осуществлению которых человек считает себя способным. Часто возникает такая ситуация, когда учащийся полностью отказывается брать на себя ответственность за выбор собственной профессии. Именно в такой ситуации приходится обращаться к психологу-консультанту. Чаще всего решение бывает найдено и самостоятельно учащимся, но в силу низкого уровня самооценки некоторые подростки не считают, что готовы принимать такое серьезное решение и быть за него ответственным. |
3 | Это один из самых сложных и тонких этапов, который заключается в сборе информации о желаемой профессии.
Причины ошибок на данном этапе:
Учащиеся и родители часто не осведомлены о тех параметрах, которые определяют степень профессиональной и социальной адаптации молодого человека. Однако полное знание относительно процесса труда в каждой профессии позволяет сформировать требования к будущей профессии и оценить свои способности относительно этих требований. |
4 | Этот этап позволяет выявить уровень критичности подростка, так как низкий уровень критичности подростка не предоставляет учащемуся возможность в полном объеме дать характеристику собственного положения.
Возможные ошибки:
|
Однако не стоит забывать, что профессиональный выбор чаще всего связан с психологическими аспектами личности и ошибками при выборе профессии. При этом ошибка при выборе профессии невозможна, так как последствия в большинстве случаев неисправимы, так как будут неблагоприятно влиять на жизнь человека.
Таким образом, профессиональное самоопределение зависит в первую очередь от индивидуальных особенностей личности, а к факторам, влияющим на формирование профессионального самоопределения, относятся: психологические и эмоциональные трудности, ошибки при выборе профессии; уровень притязаний на общественное признание; уровень интеллекта человека, его способности и направленность интересов [4].
На основе анализа статьи авторы пришли к следующим выводам:
- профессиональное самоопределение выпускников школ в современных условиях следует рассматривать как неизбежность выбора профессии с учетом ее востребованности на рынках образования и труда, материальной выгоды и престижности;
- несоответствие между объективными условиями современной школы, потребностью в высококвалифицированных специалистах на рынке труда и субъективными условиями социализирующейся личности выпускника школы, снижает число выпускников, сумевших к завершению учебы в школе самостоятельно выбрать профессию;
- успешность адаптации взаимосвязана с характером профессиональных намерений;
- профессиональное самоопределение выпускников школ, выполняя функцию социального ориентира, выступает как доминирующий фактор социализации;
- профессиональное самоопределение значительной части выпускников школ происходит под влиянием объективных условий и внутренних ориентиров на высокое материальное благополучие, которое, в конечном счете, обеспечивает значительный социальный статус.
Выявлено, что условия успешного профессионального самоопределения выпускников школ осуществляется тогда, когда:
- учащиеся школ, их родители осознают значимость своевременного профессионального самоопределения в условиях рыночной экономики и специфики рынка образования и труда;
- происходит включение школьников в управленческую, предпринимательскую и коммерческую деятельность;
- приобщение к различным видам общественно полезного производительного труда;
- целенаправленная работа представляет систему деятельности по координации усилий учителей, семьи, общественности, государственных структур [5].
Библиографический список
- Кузнецова С.Н. Экономика образования: учебно-методическое пособие по дисциплине/сост.: С.Н. Кузнецова. Н. Новгород: НГПУ им. Козьмы Минина, 2016. 119 с.
- Психология самоопределения личности и групп: история, современное состояние и тенденции развития: материалы Всероссийской научной конференции, 10 апреля 2013 г., г. Уфа: сборник материалов/отв. ред. М.И. Воловикова, А.Б. Купрейченко, И.Н. Нурлыгаянов, В.Ф. Сафин. М.; Берлин: Директ-Медиа, 2014. 172 с.
- Чурекова, Т.М. Самоопределение и профессиональная ориентация учащихся / Т.М. Чурекова, Г.А. Грязнова; Министерство образования и науки РФ, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Кемеровский государственный университет». Кемерово: Кемеровский государственный университет, 2014. 162 с.
- Шамионов Р.М. О некоторых преобразованиях структуры субъективного благополучия личности в разных условиях профессиональной социализации//Мир психологии. 2010. № 1. С. 237–249.
- http://nauka-pedagogika.com/pedagogika-13-00-01/dissertaciya-professionalnoe-samoopredelenie-kak-osnovnoy-faktor-sotsializatsii-vypusknikov-sredney-shkoly.
Количество просмотров публикации: Please wait