СПЕЦИФИКА ДВИЖЕНИЯ ХИППИ КАК СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ФЕНОМЕНА

Сошников Александр Евгеньевич1, Захарова Раксана Рубеновна2
1Самарский государственный институт культуры, к.п.н., доцент кафедры теории и истории культуры
2Самарский государственный институт культуры, студент бакалавриата 4 курса

Аннотация
Статья посвящена культурологическому осмыслению контркультуры хиппи, которые оказали значительное влияние на последующие молодежные субкультуры и мировую культуру в целом. Показаны факторы, повлиявшие на появление хиппи в США: бум в области образования, развитие масс-медиа, наличие харизматичных лидеров и предшествующая контркультура "разбитого поколения". Раскрыта специфика хиппи.

Ключевые слова: «разбитое поколение», контркультура, молодежная революция, Молодежные субкультуры, хиппи


THE SPECIFICITY OF THE HIPPIE MOVEMENT AS A SOCIOCULTURAL PHENOMENON

Soshnikov Alexander Evgenyevich1, Zaharova Raksana Rubenovna2
1Samara State Institute of Culture, PhD in pedagogy, Associate Professor of the theory and cultural history
2Samara State Institute of Culture, undergraduate student of the 4th course

Abstract
The article is devoted to the cultural understanding of counterculture hippies who had a significant impact on subsequent youth subcultures and the global culture as a whole. Shows the factors that influenced the emergence of hippies in the United States: a boom in education, development of mass media, the presence of charismatic leaders and the earlier counterculture "beat generation". Specifics of hippies.

Рубрика: 24.00.00 КУЛЬТУРОЛОГИЯ

Библиографическая ссылка на статью:
Сошников А.Е., Захарова Р.Р. Специфика движения хиппи как социокультурного феномена // Современные научные исследования и инновации. 2017. № 3 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2017/03/78916 (дата обращения: 18.04.2024).

В середине XX века мировая общественность столкнулась с абсолютно новым и доселе невиданным для неё явлением, которое в литературе получило название «Молодёжные революции». Сложно переоценить значимость данного феномена, как социальной, так и культурной сфере: молодёжные революции не только кардинально изменили положение молодёжи, выдвинув её на гребень социальной жизни общества, но и дали толчок к формированию великого множества молодёжных субкультур, импульс, заданный событиями того времени, ощущается нами и поныне.

Именно в ходе молодёжных революций, молодёжь начала проявлять себя как активный элемент социума, имеющий свои взгляды на мир и свои потребности, как материальные, так и духовные. Появление в обществе молодёжных субкультур резко изменило веками сформированную расстановку общественных сил, вынудив социологов и общественных деятелей всего мира искать новые подходы и методы взаимодействия с этой новой и непредсказуемой по природе своей социальной группой.

Тема молодёжных субкультур имеет обширную библиографию в научной среде. Среди зарубежных авторов, которые занимались изучением данной проблемы, можно выделить следующих исследователей: Т. Роззак, К. Кэндлин, К. Литтлтон, П. Льюис, С. Стоун, Ш. Кевен, Т. Парсонс, Ф. Трэшер, П. Крэсси, Э. Беннет и др.  Появление особых печатных изданий, музыкальных каналов, обособленных клубов для досуга представителей субкультурных течений стало исследовательским полем для таких авторов, как Дж. Гарбер, Т. Джефферсон, Г. Кларк, Ф. Коэн, А. Макробби. Главным выводом стало понимание особой роли медийного пространства в формировании массовой культуры.

Среди отечественных ученых, исследованием молодежных субкультур занимались А.Н. Беляев, Е.Л. Омельченко, А.Л. Семёнов, И.Д. Колесин, С.А. Сергеев, А.Н. Тарасов, А.В. Воронова, С.И. Левикова, В.А. Луков и др.

Особое внимание следует уделить работам Т.Б. Щепанской, которые хоть и имеют в первую очередь этнографический характер, всё же дают широкое представление о природе молодёжной субкультуры и отличаются своей новизной, как в методах изучения данной проблемы, так и в самих взглядах на субкультуру.

В 1948 году появляется термин «бит-поколение», принадлежавший Джеку Керуаку. Этим термином он охарактеризовал  нонконформистское молодёжное движение и андеграунд в Нью-Йорке, выросшее из практически исчезнувшего на тот момент «потерянного поколения». В конце 1950-х американская молодежь увлеклась рок-н-роллом. Эта музыка стала символом нового поколения, которое отвергало культуру своих родителей с ее мещанской моралью и потребительскими интересами среднего класса. Рок-н-ролл вырос из негритянского стиля “ритм энд блюз” как антипод легковесной “слащавой” музыки. К кумирам молодежи принадлежали Элвис Пресли, Чак Берри, Литл Ричард, Билл Хейли и др. Основоположники «разбитого поколения» – Дж. Керуак, У. Берроуз, А. Гинзберг оставили богатое идейное наследие, горячо воспринятое хиппи. Дж. Керуак в романе «Бродяги Дхармы» впервые заговорил о «рюкзачной революции», которая станет неотъемлемой частью «детей цветов»: “Нужно, чтобы мир заполнили странники с рюкзаками, отказывающиеся подчиняться всеобщему требованию потребления продукции. Передо мной встает грандиозное видение рюкзачной революции, тысячи и даже миллионы молодых американцев путешествуют с рюкзаками за спиной, взбираются в горы, пишут стихи, которые приходят им в голову, потому что они добры и, совершая странные поступки, поддерживают ощущение вечной свободы у каждого, у всех живых существ»[10].

К середине 60-ых годов пути битников разошлись, а им на смену пришли хиппи. У них не было идеологов среди литераторов, поэтому их философией стал роман Джека Кераука «На дороге», а гимнами стали песни «The Beatles».

Движение хиппи без преувеличений можно назвать самым ярким среди молодёжной контркультуры XX века. Зародившееся, как протест против социальных и политических реалий США той эпохи, движение в скором времени захлестнуло значительную часть территории страны и дало толчок к формированию многих суб- и контркультур того времени и современности.

Наиболее правильно было бы характеризовать хиппи не просто как субкультуру, а как контркультуру. Быть хиппи — это вопрос принятия универсальной системы убеждений, которая превосходит общественные, политические и моральные нормы любой структуры истеблишмента, будь то класс, церковь или правительство. Каждый из этих мощных институтов имеет своей целью контроль или даже порабощение людей [5, с. 11].

Направлением деятельности хиппи был именно протест, но протест ненасильственными методами. причём протест против едва ли не всех атрибутов современного общества: централизованной власти, товарных отношений, войн, загрязнения окружающей среды, эксплуатации животных.

Хиппи практиковали исключительно ненасильственные методы борьбы и пропагандировали философию пацифизма и всеобщей любви.

Хиппи считали:

• человек должен быть свободным;

• достичь свободы можно, лишь изменив внутренний строй души;

• поступки внутренне раскованного человека определяются стремлением оберегать свою свободу как величайшую драгоценность;

• красота и свобода тождественны друг другу и что реализация того и другого – чисто духовная проблема;

• все, кто разделяют сказанное выше, образуют духовную общину;

• духовная община – идеальная форма общежития;

• все, думающие иначе, заблуждаются [3].

Помимо этих основных «заповедей» существовало так же несколько основных императивов, являвшихся обязательным в отношении членов коммуны («настоящих хиппи»): “занимайся своим делом”, “ни к кому не лезь”, “не суетись”, “соучаствуй – делись с другим” [1].

Безусловно, немаловажную роль в формировании этой контркультуры сыграли свои харизматичные и талантливые лидеры, такие как Джон Леннон, Дженис Джоплин и другие, сумевшие сплотить вокруг единой идеи радикально настроенных молодых людей.

Но достаточно ли только наличие харизматичных лидеров и общего недовольства, чтобы сформировать столь идеологически и культурно однородную общность?  Опираясь на исторический опыт, с определённой долей уверенности можно сказать, что нет. Безусловно, немаловажную роль в оформлении хиппи как единой контркультуры сыграли два фактора.

Первый фактор заключается в том, что в 50-60 гг. произошел настоящий бум в области высшего образования. Это явление обусловлено как повышением рождаемости, так и общим повышение уровня жизни населения [1]. Несложно представить, что именно в среде студентов, обладающей наибольшим временным ресурсом и нацеленной на интеллектуальную деятельность, начнет возникать разброд и вольнодумство. Подобные явления мы можем наблюдать не только в США, но и большинстве государств того времени, переживавших экономический подъём. Как результат, мы получаем значительную долю населения, не обременённую особой социальной ответственностью, но стремящейся найти своё место в обществе, при том ещё и недовольную этим самым обществом. Естественно в головах юной интеллигенции начали формироваться идеи оппозиционного характера, на фоне почти тотального контроля со стороны американских корпораций и правительства, а также затяжной вьетнамской войны, вылились в культ свободы и мира          .

Вторым немаловажным фактором в формировании единой общности хиппи стало бурное развитие масс-медиа. Именно благодаря широкому развитию теле- и радиовещательной индустрии культура хиппи смогла получить столь широкое распространение, поскольку радио и телевидение способствовали трансляции идей хиппи, охватывая, куда большую аудиторию, чем это возможно было бы с помощью традиционных методов [6].

Безусловно, СМИ во многом пытались придать негативный окрас новому молодёжному движению, но подобные действия неизбежно привлекали к нему всё больше внимания и, как следствие, всё больше сочувствующих. А агрессивное восприятие со стороны посторонних лишь подталкивало хиппи к консолидации.

Основной особенностью движения хиппи была его контркультурная направленность. Своей деятельностью, философией и укладом жизни они стремились показать несостоятельность современного им общества, вскрыть его пороки и недостатки. Основанные на философии мира и всеобщей любви, методы хиппи носили абсолютно ненасильственный характер. Одним из главных способов демонстрации своего протеста хиппи избрали музыкальные фестивали, крупнейшим и известнейшим из которых стал фестиваль в Вудстоке [2].

Второй важной особенностью хиппи, как молодёжного движения, была их аполитичность. Несмотря на то, что значительная часть их лозунгов носила и политический характер, в действительности движение имело очень опосредованное отношение к политике. Представители культуры хиппи не относили себя ни к одному из политических движений и более того, всячески сторонились политики и государства, как средства угнетения людей.

Ко всему прочему, в отличие от большинства молодёжных движений того времени, хиппи не столько стремились изменить общество, в котором жили, сколько самих себя. Наиболее ярко это демонстрируют их коммуны: не найдя отклика в окружающих, многие хиппи просто удалялись из общества и жили обособленными группами со своими устоями и порядками. Именно такие коммуны виделись хиппи идеальным способом устройства общества, и в них воплотилось большинство их идей.

Коммуны, как особая форма существования, отдельно от остального общества, стали, важной частью культуры хиппи.

Специфику хиппи можно выразить через их цели. Противопоставляя себя всем подавляющим структурам власти, хиппи стремиться к любви, миру и свободе. Свобода в этой системе имеет первостепенное значение. Свобода делать то, что нравится, идти, куда хочется, и быть открытым к новым экспериментам. Быть хиппи – значит верить в мир, как способ разрешения разногласий между людьми, идеологиями, религиями. Путь к миру лежит через любовь и терпимость. Любить, принимать других такими, какие они есть, давать им свободу выражать себя. Это суть философии хиппи [5, с. 12] .

Со второй половины ХХ века молодёжные движения и субкультуры начали всё более активно влиять на социальную и культурную жизнь общества. Именно они стали тем рубежом, перейдя который практически бесправная и, зачастую, игнорируемая молодёжь стала проявлять себя как самостоятельная сила, как в социокультурном плане, так и политическом.

Молодёжные субкультуры и контркультуры, зародившиеся в этот период, стали для молодёжи первой серьёзной возможностью самостоятельно проявить себя и создать альтернативу доминирующей культуре.

Наиболее яркими примерами контркультуры 60-х в США являются хиппи, которые смогли оказать огромное влияние на мировую культуру в целом, некоторые символы которых используются и в настоящее время.


Библиографический список
  1. Аксютенко Н.А. Философско-мировоззренческие проблемы молодежной субкультуры [электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/filosofsko-mirovozzrencheskie-problemy-molodezhnoi-subkultury (дата обращения: 12.12.16 г.)
  2. Головачев Н. Молодежная субкультура хиппи. Истоки, генезис, закат [электронный ресурс]. Режим доступа: http://lfk.biz/notes-psychologist/flower-children/ (дата обращения 25.12.16 г)
  3. Кевен Ш. Коммуна Хиппи в Хейте [электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.hippy.ru/f35.htm (дата обращения 20.12.16 г)
  4. Кравченко А.И. Поколение битников и хиппи [электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.irbis.vegu.ru/repos/11461/HTML/22.htm (дата обращения 27.12.16 г)
  5. Стоун С. Хиппи от А до Я. Секс, наркотики, музыка и влияние на общество с шестидесятых до наших дней. М.,1999.
  6. Скорнякова А.А. Феномен  молодёжной субкультуры в западной социологии во второй половине XX- начале XXI столетий [электронный ресурс]. Режим доступа: http://bibliofond.ru/view.aspx?id=670512 (дата обращения 25.12.16 г)


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Сошников Александр Евгеньевич»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация