В подростковом возрасте с личностью ребенка происходят физиологические, психологические изменения, изменения в социальной ситуации развития, что в свою очередь требует иного коммуникативного взаимодействия с подростком со стороны родителей.
Формирующееся у растущего человека чувство взрослости, которое проявляется в стремлении к самостоятельности, независимости, к праву голоса и утверждению своего чувства достоинства, требуют от взрослых изменения позиции по отношению к своему ребенку. Переживания родителей, связанные с тем, что подросток отдаляется от них или что у него появляются нежелательные друзья, могут приводить к категорическим запретам со стороны взрослых «не дружить с ним», «не ходить туда», «не носить такую одежду», что приводит к напряжению во взаимоотношениях, нарастанию отчуждения. В такой ситуации может развиться конфликт, имеющий затяжной характер. И.В. Дубровина называет основные причины конфликта между родителем и подростком, связанные именно с развитием чувства взрослости (представлены в таблице) [1].
Таблица. Конфликты между подростком и взрослыми
Позиции |
|
подростка |
взрослого |
Я уже не ребенок |
Он еще маленький |
Я имею те же права, что и взрослый |
Его права и обязанности должны определять взрослые |
Я могу поступать самостоятельно |
Он нуждается в постоянном контроле |
Я сам могу решать, что мне надеть, как причесываться и т.п. |
Он должен одеваться так, как нравится мне |
Родители должны обращаться со мной иначе, чем раньше |
Наши отношения не нуждаются в изменениях |
Я сам добьюсь изменения наших отношений и соблюдения своих прав |
Для его безопасности необходимо заботиться о том, чтобы наши отношения остались неизменными |
Непонимание подростков родителями может способствовать уходу ребенка в неформальную молодежную организацию, где он получит так необходимые ему внимание, поддержку, признание. Только открытый искренний диалог взрослых с подростком, в котором родители могут выразить свои эмоции, поделиться опасениями, аргументировать свою точку зрения, побудить ребенка к размышлению, поможет нивелировать негативное влияние субкультуры [2].
Ошибки в воспитании, неправильно сформированные установки у ребенка, некорректный стиль взаимодействия будет способствовать развитию у него аддиктивного поведения и формированию зависимостей. Согласно современным исследованиям, у подростков, не склонных к аддиктивному поведению, наиболее ярко представлены деятельностное Я (увлечения, интересы), коммуникативное Я (отношения со сверстниками, дружба и общение) и рефлексивное Я (личностные качества, философские утверждения, описание поведения). У подростков, склонных к аддиктивному поведению ярко выражено коммуникативное Я, но вместе с тем наблюдается дефицит тех личностных качеств, которые благоприятствуют общению со сверстниками и расширяют коммуникативные связи [3].
Для того чтобы у подростка сформировались адекватные формы чувства взрослости, такие, как умение принимать ответственность, выйти из конфликтной ситуации, отстоять свою точку зрения, взрослому необходимо объяснять ребенку причины его удач и неудач, указать на его сильные и слабые стороны, сообщить ему нужную информацию для достижения обозначенной цели. Важным становится установление в семье дружеских, но не панибратских, отношений взрослых и ребенка. Подросток должен быть уверен, что его выслушают, постараются понять, дадут совет. Родителям рекомендуется включать при общении такие речевые обороты, как «Я готов тебя выслушать», «Давай обсудим этот вопрос», «Я готов оказать тебе помощь».
Развитие самосознания ребенка приводит к тому, что он становится очень обидчивым, чувствительным к оценкам окружающих, часто воспринимает себя только негативно. В связи с этим полезно использовать «Я-сообщение», при котором родитель избегает прямых оценок, а говорит о своих чувствах по отношению к какой-либо ситуации и поведению подростка.
На данном этапе взросления человека особенно ценным становится его безусловное принятие, безусловная любовь. Безусловное принятие характеризуется тем, что подростка любят просто за то, что он есть, независимо от его талантов и достижений, любят всегда, даже тогда, когда он совершает некрасивые поступки. Важно сообщать своему ребенку, что вам хорошо, когда он рядом, когда вы вместе что-то делаете. Такое взаимодействие и безусловная любовь выступают залогом эмоционального благополучия растущего человека, обеспечивают ему чувство защищенности и безопасности [4].
Недопустимо использование разрушающих жизнь человека и негативно сказывающихся на формировании его «Я-концепции» родительских директив, таких как «Не живи», «Не взрослей», «Не будь ребенком», «Не чувствуй себя хорошо», ««Не достигай успеха», «Не будь лидером», Не делай», «Не будь близким», «Не будь самим собой», «Не принадлежи», «Не думай», «Не чувствуй». Такие директивы также могут выступать фактором, невротизирующим личность растущего человека [5,6,7].
Таким образом, изменения, происходящие с личностью подростка, должны привести и к изменениям в сфере общения «родитель – ребенок», к установлению в этой системе равноправных и товарищеских отношений.
Библиографический список
- Практическая психология образования / Под ред. И.В. Дубровиной. СПб: Питер, 2004. 592 с.
- Патрикеева Э.Г., Кудакова О.В. Подростковые субкультуры: синдром одиночества // Молодой ученый. 2016. № 7 (111). С. 331-334.
- Конева И.А., Карасева Л.А. Особенности самосознания подростков, склонных к аддиктивному поведению // Новая наука: Стратегии и векторы развития. 2016. № 5-3 (82). С. 103-105.
- Россова Ю.И. Культура толерантных отношений в сфере «родитель – ребёнок» // Детский сад от А до Я. 2011. № 3 (51). С. 76-86.
- Кутбиддинова Р.А., Пек Е.А. Роль родительских директив в формировании автономности-зависимости студентов в учебной деятельности // Психология и педагогика XXI века: теория, практика и перспективы. ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова»; Харьковский национальный педагогический университет имени Сковороды; Актюбинский региональный государственный университет им. К. Жубанова; ООО «Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс». 2016. С. 436-438.
- Россова Ю.И. Влияние неблагополучного семейного воспитания на развитие детского невроза // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 5-1 (45). С. 70-73.
- Россова Ю.И., Трухманова Е.Н. Родительские директивы и ошибки в общении с ребенком // Труды СГА. 2010. № 9 (37). С. 101 – 113.
Количество просмотров публикации: Please wait