ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ ПЛАКАТОВ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЦВЕТОВОСПРИЯТИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ИЛЛЮСТРИРОВАНИИ НАРОДНЫХ СКАЗОК

Садкова Людмила Михайловна1, Полякова Валерия Александровна2
1Волгоградский государственный социально-педагогический университет, старший преподаватель кафедры теории и методики обучения изобразительному искусству и дизайна костюма
2Волгоградский государственный социально-педагогический университет, студент

Аннотация
В статье рассмотрены вопросы развития цветовосприятия в художественном образовании младших школьников с использованием современных информационно-коммуникационных технологий, в частности, интерактивных мультимедийных плакатов в процессе иллюстрирования народных сказок. Обсуждаются основные возможности интерактивных мультимедийных плакатов, как эффективного инструмента совершенствования системы методов и приёмов повышения качества обучения изобразительному искусству.

Ключевые слова: изобразительное искусство, иллюстрирование, интерактивные плакаты, интерактивные средства обучения, интерактивные технологии, художественно-эстетическое развитие, цветовосприятие, электронные образовательные ресурсы


USE OF THE EDUCATIONAL INTERACTIVE POSTERS FOR THE DEVELOPMENT OF SCHOOLCHILDREN’S PERCEPTION OF COLOR IN ILLUSTRATING FOLK TALES

Sadkova Ludmila Mihailovna1, Polyakova Valeria Alexandrovna2
1Volgograd State Social-Pedagogical University, senior lecturer in the theory and methodology of teaching visual arts and costume design
2Volgograd State Social-Pedagogical University, student

Abstract
We discuss the development of schoolchildren’s perception of color in art education with use of information and communications technologies, in particular, interactive posters to illustrate the process of folk tales. The article describes the main features of interactive multimedia posters as an effective tool for improving the system of methods and techniques to develop the schoolchildren’s perception of color.

Keywords: art lessons, artistic and aesthetic development, educational interactive posters, electronic educational resources, fine arts, illustrating, interactive means of education, interactive technologies, perception of color


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Садкова Л.М., Полякова В.А. Использование интерактивных плакатов для развития цветовосприятия младших школьников при иллюстрировании народных сказок // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 12 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2016/12/76013 (дата обращения: 19.04.2024).

В последние годы заметна тенденция развития сферы начального образования с использованием информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе. Современные школы оснащены компьютерной техникой, мобильными классами, интерактивными досками, электронными образовательными ресурсами и др., позволяющими совершенствовать учебный процесс и активизировать познавательную деятельность обучающихся, цель которой – повышение качества обучения и достижение высоких образовательных результатов [1]. Данные средства являются интерактивными средствами наглядности и особую роль играют в художественном образовании, так как позволяют реализовать активное обучение, с помощью создания дидактических условий осмысленности при обучении, включения в обучение учащихся на уровне их интеллектуальной и личностной активности [2, 3]. В концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года отмечена особая роль художественного образования в преодолении существующих негативных тенденций и формирования «творческой социально-ответственной личности» [4], где важнейшими проблемами становятся: социальная адаптация учащихся и развитие их творческой личности, что является невозможным без основ художественного образования [5].

Особую актуальность приобретает проблема развития цветовой культуры у учащихся начальных классов, в частности – цветовосприятия [6]. Потому что, школьники данной возрастной категории отличаются индивидуальной психофизиологической особенностью восприятия цвета, которую позволяет оптимально развивать художественное образование, так как это поможет обеспечить успех в развитии их творческих способностей, стремления к красоте и эстетический вкус [5, 6]. Необходимость художественного цветового воспитания отмечали Комарова Т.С., Копцева Т.А., Кузин В.С., Неменский Б.М., Полуянов Ю.А, Савенкова Л.Г., Сокольникова Н.М., Сурина М.О., Шпикалова Т.Я., Юсов Б.П. и др. В современных программах образовательной области «Искусство» уделяется особое внимание развитию цветовосприятия младших школьников [7, 8, 9], где многие психологи и педагоги обращают особое внимание на: определенное количество цветов и оттенков, а так же различных цветовых сочетаний; гармоничность (эстетические критерии красоты); эмоциональность (особую выразительность);неординарность (должны отсутствовать изобразительные шаблоны, штампы) в работах младших щкольников [10].

Развитие цветовосприятия и дифференциации цветовых тонов наиболее эффективно происходит во время игры. При организации различных видов деятельности учащихся, таких как декорирование и художественное конструирование; знакомство с окружающей средой и с произведениями изобразительного искусства, такими как иллюстрации в книгах, изделия декоративно-прикладного творчества и др. [11]. Важную роль тут играет детская сказочная литература и иллюстрации в книгах.

Иллюстрации детских книг имеют свою историю развития, их взаимная связь с литературными текстами создает неповторимый синтез, называемый детская книга, и оставляющий в памяти ребенка особые впечатления, которые он будет помнить всю жизнь. Вопросы детской книжной иллюстрации исследовались в трудах Гончаровой А.Д., Кирилловой О.С., Ляховой В.Н., Сидорова А.А., Фаворского В.А. и др. [12, 13].

Анализ научно-педагогической литературы по развитию цветовосприятия у младших школьников и существующей педагогической практики показал, что одним из средств развития цветовосприятия может являться процесс иллюстрирования. И наиболее эффективна его особая часть – иллюстрирование народных сказок, которое на уроках изобразительного искусства занимает важное место в системе художественного образования учащихся младшего школьного возраста.

Сказки являются одним из основных жанров литературы для детей. Никифоров А.И. называл сказки для детей – педагогическими сказками, выражая этим мнение большинства педагогов о специфичности направления детской литературы, которая решает образовательные, воспитательные и развивающие задачи. Иллюстрирование сказок на уроках помогает младшим школьникам быть художественно и творчески активными, применять на практике знания, умения и навыки, полученные в процессе выполнения заданий по рисованию с натуры. Создание иллюстрации к сказкам развивает у учащихся образное мышление в процессе создания художественных образов. Для этого учителю необходимо: организовать работу по развитию наблюдательности и зрительной памяти учащихся, включать их в процесс работы над композицией, рисования с натуры и по памяти. Для организации подобной работы на уроке учителю перед иллюстрированием важно подобрать задания и упражнения на рисование с натуры. На уроке необходимо использовать наглядные пособия с иллюстрациями известных художников, на которых имеются изображения: героев русских народных сказок и их костюмов, предметов утвари и быта, природы и сказочных животных [14]. Учителю нужно обращать внимание учащихся на изобразительно-выразительные средства используемые художниками при передаче цветовой условности, яркости красок, плоскостности изображения, орнаментальности одежды, того как используются контурные линии, декор и др.

Рисование иллюстраций к сказкам позволяет дать маленькому художнику особую подготовку не только в технике рисования, но и развивать у учащихся цветовосприятие, образное мышление, наблюдательность, зрительную память и др. Особую роль при этом играет использование наглядных пособий с иллюстрациями известных художников-иллюстраторов, выполнение упражнений и обсуждение того, как художник в иллюстрации передает: сказочные события; чувства главных героев (радость, испуг, удивление и др.); окружающие предметы и др.

Для организации деятельности учащихся на уроке изобразительного искусства при иллюстрировании русских народных сказок с использованием интерактивных наглядных пособий, которые бы позволяли в комплексе использовать наглядность (иллюстрации художников, картины, фотограции и др.) и практические задания и упражнения, наиболее эффективно применять интерактивные мультимедийные плакаты, являющиеся наглядными дидактическими пособиями нового поколения [3, 15, 16]. Интерактивные мультимедийные плакаты помогают учителю активизировать учебно-познавательную деятельность учащихся посредством использования различных видов обратной связи [17] и представляют тем самым, на наш взгляд, особый интерес. По сравнению с обычными полиграфическими изданиями (Г.О.Аствацатуров, Т.В.Минькович, В.Э.Штейнберг и др.), данные средства являются современным многофункциональным средством обучения и обеспечивают при максимальной визуализации учебной информации многоуровневую работу с ней на всех этапах: первичной передачи, переработки, сжатия, контроля [15]. Интерактивные плакаты можно использовать как на интерактивной доске при фронтальной работе, так и для индивидуальной работы учащихся. Интерактивные плакаты позволяют учителю не только демонстрировать учащимся красочные иллюстрации, но и увеличивать отдельные их части, переключаться к вопросам, интерактивным тренажерам, заданиям и т.д. Все это позволяет инициировать новые формы деятельности учащихся – включать их в дискуссии, обсуждение проблемных и спорных вопросов, ориентированных на развитие цветовосприятия, а также образного мышления и интеллекта учащихся, на самостоятельное извлечение и представление знания [15].

В структуре интерактивных плакатов, как правило, имеются слайды первого плана и подчиненные ему сцены. Отдельные части плаката первого плана содержат своего рода «меню», дающее возможность получить начальное представление об общем содержании и смысле представленного информационного блока в плакате, с которого удобно помощью управляющих элементов перейти к подчиненным ему сценам [1, 15].

Далее рассмотрим пример интерактивного плаката «Иллюстраторы русских народных сказок» позволяющий управлять познавательной деятельностью учащихся, направленной на развитие цветовосприятия.

Данный плакат разработан нами с помощью MS PowerPoint [16, 18, 19]. Инструменты программы PowerPoint, позволяют создавать качественные интерактивные мультимедийные плакаты, в которых имеется возможность вносить изменения и дополнения, включать и выключать разъясняющую информацию, а также создавать: пометки поверх учебного материала, иллюстрированные опорные конспекты, многоуровневые интерактивные задания и набор иллюстраций (рисунки, анимации, видеофрагменты и др.) [18, 19]. При создании слайдов плаката использовались триггеры, гиперссылки, прозрачные слои слайда, управляющие элементы и встроенный в программу графический редактор [15, 16].

На рисунке 1 представлен слайд первого плана, с изображениями художников иллюстраторов, при выборе которых можно в любой момент перейти, к слайдам следующих планов.

Рисунок 1.Слайд первого плана интерактивного плаката «Иллюстраторы русских народных сказок».

На слайдах второго плана используется хорошо описанный Аствацатуровым Г.О. прием «интерактивная лента» [20]. На слайде размещены друг за другом несколько объединенных по темам информационных блоков (информация о художнике-иллюстраторе и набор иллюстраций в любом необходимом учителю количестве). Набор иллюстраций мы можем пролистывать в ленте нажатием управляющей кнопки, можем щелчком кнопки мыши по одной из иллюстраций в блоке перейти к более подробной информации о ней, увеличить ее части, чтобы привлечь внимание школьников к ее деталям, переключиться к слайдам третьего плана с вопросами, тренажерами и заданиями. В любой момент учитель может вернуться на слайд с интерактивной лентой или на слайд первого плана (рис. 2).

Рисунок 2. Использование на слайдах второго плана приема «интерактивная лента».

Чтобы обсудить с учащимися то, как художник в иллюстрации передал сказочные события, чувства главных героев, окружающие предметы и т.д. можно в процессе работы с интерактивной лентой и деталями рисунка переключаться к вопросам для обсуждения (рис.3) или интерактивным упражнениям.

Рисунок 3. Слайд с примерами вопросов для обсуждения с учащимися.

На рисунке 4 представлен пример слайдов третьего плана с тренажером в динамике работы.

Рисунок 4. Тренажер в динамике работы с ним.

При создании данного тренажера были использованы триггеры. На слайде изначально размещены: вопрос и управляющая кнопка для выбора ответа. Затем, на этом же слайде, добавляются подсказки, смайлики и указания для дальнейшей работы. Эффекты анимации и триггеры настраиваются так, чтобы все дополнительные объекты появлялись на слайде во время работы с тренажером в соответствии с действиями учащихся.

Особо отметим использование вопросов и тренажеров в интерактивном плакате для осуществления входного, оперативного и итогового контроля знаний учащихся при интеграции компьютерных и мобильных технологий. Например, на слайдах плаката можно выводить вопросы учащимся, на которые они отвечают подняв карточку с QR-кодом, учитель с использованием своего смартфона или планшета сканирует ответы, с помощью интернет-сервиса Plickers [21], а затем данные задания выполняются с учащимися либо фронтально на интерактивной доске, либо самостоятельно с использованием мобильного класса.

В заключении сделаем вывод, что для эффективного развития цветовосприятия учащихся начальной школы, являющимся одним из важнейших направлений формирования личности младшего школьника, необходимо выполнять на уроках изобразительного искусства следующие педагогические условия: систематически применять упражнения по развитию цветовосприятия и использовать в интерактивном режиме наглядные пособия, в частности интерактивные мультимедийные плакаты.


Библиографический список
  1. Аствацатуров Г.О. Три уровня интерактивности в мультимедийной дидактике // Школьные технологии. 2012. № 6. С. 83-88.
  2. Куликова Н.Ю., Данильчук Е.В., Борисова Н.В. Формирование готовности педагога к использованию интерактивных средств обучения как важнейшей составляющей его информационной компетентности // Вестник Волгоградской академии МВД России. 2015. № 2 (33). С. 136-141.
  3. Куликова Н.Ю., Полякова В.А. Использование интерактивной мультимедийной презентации на уроке как средство управления познавательной деятельностью обучающихся // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 10 (50). С. 67-75. [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2015/10/12802 (дата обращения: 19.10.2016).
  4. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 г. № 1662-р «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года».
  5. Литвинова О. В. Развитие цветовосприятия детей в процессе знакомства с произведениями прикладного искусства // Интернет-журнал «Науковедение» Выпуск 6 (25). 2014. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://naukovedenie.ru/PDF/11PVN614.pdf (дата обращения: 20.09.2016).
  6. Домбек С.О. К вопросу об ассоциативном восприятии цвета дошкольниками и младшими школьниками // Герценовские чтения. Художественное образование ребёнка. 2016. Т. 2. С. 261-265.
  7. Пазникова З.И. Художественно-творческое развитие детей в процессе освоения декоративно-прикладного искусства // Вестник Бурятского государственного университета. – 2011. – № 1. – С. 115-119.
  8. Сизова А.В. Методика формирования цветовосприятия и цветовоспроизведения у учащихся начальных классов общеобразовательной школы : Дис. … канд. пед. наук : 13.00.02 : Москва. 2001. 217 c.
  9. Шауро Г.Ф. Народное искусство: историко-теоретические и социокультурные аспекты // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. – 2008. – № 14. – С. 50-55.
  10. Бубнова М. В. Многоцветие мира и его отражение в детских рисунках. // Искусство в школе. – 2010. – № 6. – С. 52-54.
  11. Ловкова Е.Е. Развитие цветовосприятия в методике развития творческих способностей учащихся // Методика развития творческого мышления и творческих способностей учащихся в условиях реализации ФГОС. Выпуск 9: сборник материалов / Под ред. П.М.Горева, В.В.Утёмова; научный ред. М.М.Зиновкина // Концепт. –Приложение No 28.–Киров: МЦИТО. 2014.–150с.
  12. Кириллова О.С. Иллюстрирование сказочной литературы для детей: методический аспект [Электронный ресурс]: учебное пособие / Кириллова О.С. – Электрон. текстовые данные. – Волгоград: Волгоградский государственный социально-педагогический университет, «Перемена», 2016.- 173 c. – Режим доступа:http://www.iprbookshop.ru/44319. – ЭБС «IPRbooks», по паролю.
  13. Смирнова Н.Б. Педагогический потенциал народного декоративно-прикладного искусства // Педагогическое образование и наука. – 2010. – № 12. – С. 101-103.
  14. Баженова Е. Рисуем Сказку // Искусство. №19. 2008. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://art.1september.ru/view_article.php?id=200801903 (дата обращения: 05.10.2016).
  15. Полякова В.А. Использование интерактивных плакатов на уроках изобразительного искусства // Психология, социология и педагогика. 2016. № 2 (53). С. 3-8. [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2016/02/6376 (дата обращения: 20.11.2016).
  16. Куликова Н.Ю. Методические особенности создания интерактивных мультимедийных образовательных ресурсов для уроков информатики [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие/ Куликова Н.Ю.— Электрон. текстовые данные.— Волгоград: Волгоградский государственный социально-педагогический университет, «Перемена», 2016.— 60 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/40728.— ЭБС «IPRbooks», по паролю.
  17. Бобровская Л.Н., Данильчук Е.В., Куликова Н.Ю. Методические особенности использования интерактивных средств обучения для решения дидактических задач учителя на уроках информатики // Информатика и образование. 2013. № 2 (241). С. 76-78.
  18. Бобровская Л.Н., Куликова Н.Ю. Создание электронных образовательных ресурсов средствами PowerPoint. // Педагогическая информатика.-2012.-№ 1.
  19. Куликова Н.Ю. Учебный курс “Разработка электронных образовательных ресурсов” // В сборнике: Информационные технологии в образовании XXI века Сборник научных трудов. 2013. С. 279-283.
  20. Аствацатуров Г.О. Интерактивная лента [Электронный ресурс]. URL: http://didaktor.ru/texnologiya-konstruirovaniya-interaktivnogo-plakata/ (дата обращения: 20.11.2016).
  21. Куликова Н.Ю., Кобзева В.А. Использование мобильных приложений для организации и проведения оперативного контроля знаний обучающихся // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 5-5 (49). С. 41-47.  [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/05/53174 (дата обращения: 20.11.2016).


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Полякова Валерия Александровна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация