ОСОБЕННОСТИ PR-ТЕХНОЛОГИЙ В ГОСУДАРСТВЕННОМ И МУНИЦИПАЛЬНОМ УПРАВЛЕНИИ

Борнин Артем Игоревич
Смоленский государственный университет
студент 1 курса магистратуры направления подготовки «Менеджмент» профиль «Маркетинг и управление продажами»

Аннотация
В данной статье выявлена сущность, цели и задачи связей с общественностью в сфере государственного и муниципального управления с учетом современного уровня развития PR-технологий и положения в стране. В статье изложена специфика применения PR-технологий в государственном и муниципальном управлении, выявлены отличия PR-деятельности в государственной сфере от коммерческого маркетинга и определены основные направления PR-деятельности в данной области.

Ключевые слова: государственное и муниципальное управление, маркетинг, связи с общественностью, Смоленская область


FEATURES OF PR-TECHNOLOGIES IN THE PUBLIC AND MUNICIPAL MANAGEMENT

Bornin Artem Igorevich
Smolensk State University
first year magistracy student department of «Management» profile «Marketing and sales management»

Abstract
This article reveals the essence, goals and objectives of public relations in the sphere of state and municipal administration, given the current level of development of PR-technologies and the situation in the country. The article describes the specifics of the use of PR-technologies in the public and municipal management, identifies marketing differences in the public sphere of commercial marketing and determines the basic directions of PR-activity in this area.

Keywords: marketing, PR-technology, PR-технологии, public and municipal management, the Smolensk Region.


Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Борнин А.И. Особенности PR-технологий в государственном и муниципальном управлении // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 11 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2016/11/74151 (дата обращения: 18.04.2024).

В последнее время в нашей стране проявились неблагоприятные экономические и социальные последствия «санкционного давления на Россию и ответных мер правительства» [1], что в свою очередь влияет на политическую ситуация в государстве. С учетом сложившейся внешнеполитической и внутриполитической ситуации в России возникла явная потребность использования современных средств поддержания и развития имиджа и репутации органов государственной и муниципальной власти, иными словами, применения различных маркетинговых средств в данной сфере. Рост воздействия прозападных средств массовой информации на фоне некоторых экономических неудач российского правительства, предопределяет падение уровня доверия граждан к ряду институтов государственной власти, что открывает большие возможности для применения маркетинга в государственном и муниципальном управлении, который продемонстрировал свою эффективность в США и других западных странах. [2]

Среди инструментов комплекса маркетинга в государственном и муниципальном управлении важную роль в продвижении интересов властных структур различного уровня (федерального, регионального, муниципального) играют связи с общественностью или PR-технологии. Активное внедрение современных PR-технологий в России как в коммерческой, так и некоммерческой сферах началось в конце прошлого века в результате проведения ряда либерально-демократических преобразований в российском обществе. [3] PR-деятельность в государственном и муниципальном управлении представляет собой управленческое воздействие органов власти, представителей гражданского общества, коммерческих и некоммерческих организаций систематического характера с целью достижения общих интересов, использования ресурсов и общественных благ с учетом волеизъявления народа [3]. Маркетинг в государственной сфере на примере связей с общественностью является эффективным инструментом политического управления и воздействия на общественное мнение. Ключевой целью формирования устойчивых связей с общественностью в государственном и муниципальном управлении является создание эффективных коммуникационных связей между властью и обществом, обеспечивающих, с одной стороны, свободное одобрение и поддержку действий институтов власти и их конкретных представителей свободными местными сообществами, а, с другой стороны, учет интересов этих сообществ и заинтересованных групп самой федеральной (региональной, местной) властью. Это, естественно, невозможно без формирования обратной связи на любое управленческое воздействие со стороны власти различного уровня.

PR-технологии в сфере государственного и муниципального управления, как и весь комплекс маркетинга, имеют свою специфику, выражающуюся в широкой социальной базе, то есть в охвате всех социальных групп той или иной территории (мира, страны, субъекта федерации) и, соответственно, требующую особую квалификацию сотрудников подразделений, занимающихся связями с общественностью. Это коренным образом отличается от выбора лишь сравнительно небольшой целевой аудитории при использовании инструментов маркетинга в коммерческой области. Наблюдается важные отличия в структурах по связям с общественностью в государственной сфере от подобных структур коммерческого менеджмента в целях, выражающиеся в многообразии целей государственного и муниципального управления, которые чаще всего носят внеэкономический характер. PR же в коммерческой сфере всегда направлен, пусть и косвенным образом, на извлечение и максимизацию прибыли. Деятельность по связям с общественностью в государственной сфере более определена и формальна, то есть в значительная степени соответствует букве закона и регулируется соответствующими нормативно-правовыми актами. Также отличается воздействие внешнего окружения в коммерческом и государственном PR. В государственном управлении выражен иной стиль отношений с социальными группами и средствами массовых коммуникаций, обоснованный выраженным стремлением общества посредствам СМИ знать все, что имеет место быть в институтах государственной власти. Велика роль общественных движений и организаций, СМИ, а также лоббистских структур при принятии государственных решений различного рода. Решения же в коммерческих организациях реже освещается в СМИ, которые ожидают, что бизнес будет сотрудничать с ними на коммерческой основе, более того, информационные средства оказывают не такое сильное влияние на принятие коммерческих решений.

Среди основных задач в области установления связей с общественностью в государственном и муниципальном управлении можно выделить две ключевых: воздействие на общественное сознание относительно деятельности институтов власти и их представителей и информирование этих представителей, наделенных властью, о предстоящей реакции на принимаемые решения (проявление обратной связи в управлении).  Основными же направлениями деятельности по построению связей с общественностью в государственном и муниципальном управлении являются следующие:

1. формирование в общественном сознании положительного образа институтов государственной власти и их публичных представителей;

2. способствование продвижению и реализации государственных услуг и благ, а также повышению престижности и важности исполнения гражданами своих конституционных и иных обязанностей (уплата налогов, службы в вооруженных силах) в сознании общества;

3. налаживание двусторонних связей с различными социальными группами, а также их лидерами;

4. недопущение возникновения конфликтов и опасных разногласий при взаимодействии с общественностью;

5. изучение и тщательный анализ всего спектра общественного мнения, на основе которого осуществляется выработка соответствующих рекомендаций для руководства государственных и муниципальных организаций, с целью удовлетворения запросов общества;

6. формирование благоприятного социально-психологического климата внутри государственных организаций, и повышение эффективности функционирования государственных служб.

Как уже упоминалось выше, в Российской Федерации в области государственного управления маркетинг и связи с общественностью (PR) могут осуществляться на трех уровнях власти: федеральном, региональном и муниципальном (местном). Рассмотрим более подробно организацию и работу PR-служб на региональном уровне. Стоит отметить, что право муниципальной администрации осуществлять местное управление в рамках своих полномочий, установленных соответствующем федеральным законом [4], предопределяет небольшие различия в организации служб, занимающихся связями с общественностью, для каждого конкретного субъекта Российской Федерации. Так в ряде субъектов, например в Смоленской области, на региональном уровне администрацией не создано отдельного специализированного подразделения (департамента), осуществляющего единолично маркетинговую деятельность в государственном управлении. Вместо этого де-факто маркетинговые функции в Смоленской администрации распределены между различными подразделениями, а обязанности установления и поддержания связей с общественностью отчасти возложены на Департамент Смоленской области по внутренней политике, в состав которого входят управление пресс-службы, управление общественных связей и информационной политики, и Департамент Смоленской области по информационным ресурсам [5]. Так, например, Департамент Смоленской области по внутренней политике осуществляет ряд следующих мероприятий в сфере продвижения и PR государственных служб: создает информационные ресурсы, в том числе и в сети Интернет, направленные на популяризацию работы Губернатора и Администрации Смоленской области, обеспечивает СМИ правдивыми данными о деятельности институтов власти, разрабатывает рекомендации по повышению эффективности работы в сфере средств массовой информации и массовых коммуникаций. [6] В свою очередь Департамент Смоленской области по информационным ресурсам (Департамент ИТ) также занимается формированием государственных информационных ресурсов и систем, в том числе и тех, которые способствуют организации деятельности органов исполнительной власти Смоленской области, ведет информационный портал Администрации Смоленской области, реализует государственную политику в сфере связи и информационных технологий. Функции и задачи двух департаментов отчасти дублируют друг друга, что может негативным образом сказываться на их работе по связям с общественностью, снижая эффективность деятельности государственных PR-служб, в случае отсутствия согласованности действий в этих подразделениях областной администрации.

Таким образом, в современных социально-экономических и политических условиях невозможно осуществлять эффективное управление без использования маркетинговых методов и, в частности PR-технологий, в сфере государственного и муниципального управления. Применение инструментария PR (связей с общественностью) в государственном и муниципальном управлении позволяет установить надёжные и взаимовыгодные отношение между общественностью и институтами власти. При этом особую роль в становлении и развитии такого партнерства играют эффективно выстроенные структуры связей с общественностью местной и региональной власти, позволяющие, с одной стороны, учесть интересы всех местных сообществ и социальных групп при принятии решений, а с другой – сформировать в общественном сознании положительный образ государственных институтов и проводимой ими политики. Поэтому следует сформировывать как на региональном, так и на муниципальном уровнях специализированные PR-службы в составе администрации регионов и муниципальных образований.


Библиографический список
  1. Борнин А.И. Эффективные управленческие решения в области антикризисного маркетинга // Студенческие научные исследования. 2015. № 5. [Электронный ресурс]. URL: http://student.snauka.ru/2015/05/2493 (дата обращения: 28.10.2016).
  2. Умаров М. Ю. PR в реальном времени: Тренды. Кейсы. Правила. — М.: Альпина Паблишер, 2016. — 230 с.
  3. Радченко С.В. PR в муниципальном управлении как способ ведения социального диалога. Россия: тенденции и перспективы развития: сборник научных статей РАГС, ИНИОН, СЗАГС. Вып. 5.ч. 2. / Под общей ред. В.К. Егорова и др. М.: Изд-во РАГС, 2006.
  4. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”. // Информационно-справочная система «Гарант». [Электронный ресурс]. URL: http://www.garant.ru (дата обращения: 28.10.2016).
  5. Администрация Смоленской области 2010-2016 – официальный сайт. [Электронный ресурс]. URL: https://admin-smolensk.ru/authorities/organi_ispolnitelnoy_vlasti (дата обращения: 28.10.2016).
  6. Департамент Смоленской области по внутренней политике – официальный сайт. [Электронный ресурс]. URL: http://dvp.admin-smolensk.ru (дата обращения: 28.10.2016).


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Борнин Артем Игоревич»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация