Электронное учебное пособие – новая форма учебно-методических пособий, призванная в том числе систематизировать аутентичные источники. Как отмечает Ю.З.Богданова, «аутентичные материалы отражают особенности изучаемого языка, формируют профессиональные, лингвистические и коммуникативные компетенции студента» [1]. Функция электронного учебного пособия этим не ограничивается: «Электронные средства позволяют предоставить учебно-методическое пособие в увлекательной, динамичной форме, тем самым в полной мере раскрывая их конструкцию и принцип действия» [2]. Хотелось бы также добавить, что электронное учебное пособие незаменимо в современных условиях повсеместной компьютеризации и активного внедрения в учебный процесс интерактивных технологий.
Разработанное нами электронное учебное пособие по профильному иностранному языку “Agronomy” предназначено для студентов сельскохозяйственных вузов агрономических специальностей, изучающих английский язык [3]. Его цель – подготовить студентов к чтению профориентированной научной литературы для извлечения информации, а также привить им навыки устной речи, перевода и аудирования. Для достижения поставленной цели автор предлагает комплексное учебное пособие, основанное на разнообразных способах подачи материала, систематическом повторении лексики и активном применении разнообразных мультимедийных источников.
Потребность в создании пособия, предназначенного для агрономической специальности, обусловлена фактическим отсутствием учебников и учебных пособий для агрономов (учебников профессионального иностранного языка именно для агрономов, повсеместно доступных в России, в настоящее время нет). Учебное пособие состоит из 4 частей, каждая из которых посвящена отдельной большой теме. В первой части пособия дается введение в историю сельского хозяйства. Вторая направлена на изложение основ агрономии. Третья посвящена различным семействам растений и способам их выращивания. Четвертая – почвоведению и агрохимии.
Основу каждой части составляют тексты профессиональной тематики, снабженные словарем. Студентам предлагается прочитать и перевести текст, ответить на вопросы и проработать задания на понимание прочитанного. Любой из представленных текстов можно использовать в качестве материала для реферирования и аннотирования научного текста, так как в них содержится профессиональная лексика, необходимая специалисту в области агрономии. Работа с представленными в пособии текстами подготавливает студента к работе с более сложными текстами по специальности, развивая навыки понимания текста как единой структуры. Также по этой причине данная часть пособия может быть использована на занятиях по иностранному языку с аспирантами агрономических специальностей и для подготовки к сдаче кандидатского минимума.
Кроме того, в учебном пособии представлены такие виды заданий, как описание структуры растения (части растения) в двух вариантах (вставить предложенные термины в готовое описание либо составить свой собственный текст), описание процесса создания готового продукта из растения (каждое задание такого рода сопровождается повторением грамматической темы и рядом заданий на ее закрепление), описание диаграммы. Данные упражнения разработаны на основе заданий для подготовки к международному экзамену по английскому языку IELTS. Эти задания являются важной частью развития у студента навыков устной и письменной речи, составления текстов профессиональной тематики, применения в письменной и устной речи агрономических терминов.
Важным представляется то, что учебник является мультимедийным и содержит гиперссылки, пройдя по которым, студент может изучить смежные с темами текстов вопросы агрономии. В каждой части учебного пособия имеются задания на аудирование, представляющие из себя ссылки на Интернет-ресурсы, содержащие лекции и учебные фильмы профессионально-ориентированной тематики. После каждого такого прослушивания или просмотра студенту предлагается ответить на ряд вопросов, направленных на понимание услышанного или увиденного, что предполагает развитие у студентов навыков восприятия иностранного текста на слух.
В учебном пособии представлены также такие типы заданий, как дискуссия (студентам предлагается обсудить вопрос профессиональной тематики, приводя аргументы за и против своей позиции) и сообщение на заданную профессиональную тему. Оба типа заданий улучшают навыки устной речи, навыки коммуникации, расширяют кругозор студента, обучают работе с дополнительными источниками.
В заключение приводится список использованных источников, которые студенты могут использовать для самостоятельной работы.
Библиографический список
- Богданова Ю.З. Использование электронных учебных пособий в профессионально-ориентированном обучении иностранному языку // Гуманитарные научные исследования. – 2016. – № 3: [Электронный ресурс]. – URL: http://human.snauka.ru/2016/03/14363
- Тарасова Н.М., Зубкова Г.И. Дидактическая специфика и подходы создания современных учебно-методических пособий по иностранному языку в электронном виде // Вестник Казанского технологического университета. – 2014. – № 10. – С. 322-323.
- Agronomy: электронное учебное пособие по курсу «Профессиональный иностранный язык» для студентов направления «Агрономия» / авт.-сост. А.В.Григоровская. – Тюмень: ГАУ СЗ, 2016. – 175 с.
Количество просмотров публикации: Please wait