РУССКОЯЗЫЧНАЯ ВЕРСИЯ ТЕСТА «СКЛОННОСТЬ К ЛЮБОПЫТСТВУ И ИССЛЕДОВАНИЮ» (CEI-II)

Елшанский Сергей Петрович1, Ануфриев Александр Федорович2, Ефимова Ольга Сергеевна3, Семенов Дмитрий Владимирович4
1Московский Педагогический Государственный Университет, доктор психологических наук, профессор, профессор кафедры психологии труда и психологического консультирования
2Московский Педагогический Государственный Университет, доктор психологических наук, профессор, профессор кафедры психологии труда и психологического консультирования
3Московский Педагогический Государственный Университет, кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры психологии труда и психологического консультирования
4Московский Педагогический Государственный Университет, кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры психологии труда и психологического консультирования

Аннотация
В статье представлены результаты исследования русскоязычной версии теста «Склонность к любопытству и исследованию» (CEI-II). Этот тест относится к методикам позитивной психологии и был представлен в 2009 году группой американских психологов из Университета Джорджа Мейсона. Представлены результаты, полученные на русскоязычной выборке, данные о ретестовой надежности и корреляционной согласованности шкалы. Исследовались также гендерные особенности теста и возможности формирования субшкал. Обнаружено, что в российской популяции наблюдается достаточно высокий уровень склонности к любопытству и исследованию. Шкала обнаруживает высокие уровни ретестовой надежности и корреляционной согласованности. Гендерной специфичностью данная шкала не обладает. Было обнаружено также, что тест имеет хороший потенциал для разработки субшкал. Представленный вариант теста может быть использован при работе с русскоязычными испытуемыми в научных психологических исследованиях, в практической работе психологов и психотерапевтов.

Ключевые слова: гендерная специфичность, любопытство, надежность теста, позитивная психология, психодиагностика, склонность к любопытству и исследованию, согласованность шкалы, субшкалы, шкала


THE RUSSIAN-LANGUAGE VERSION OF THE “CURIOSITY AND EXPLORATION INVENTORY” (CEI-II)

Yelshansky Serguei Petrovich1, Anufriev Aleksandr Fedorovich2, Efimova Olga Sergeevna3, Semyonov Dmitrij Vladimirovich4
1Moscow State Pedagogical University, Doctor in Psychology, Professor, Professor of the Work Psychology and Psychological Consulting Department
2Moscow State Pedagogical University, Doctor in Psychology, Professor, Professor of the Work Psychology and Psychological Consulting Department
3Moscow State Pedagogical University, Candidate in Psychology, Docent, Docent of the Work Psychology and Psychological Consulting Department
4Moscow State Pedagogical University, Candidate in Psychology, Docent, Docent of the Work Psychology and Psychological Consulting Department

Abstract
The article presents the results of the research of the Russian version of the “Curiosity and Exploration Inventory” (CEI-II). This test relates to the methods of positive psychology and was submitted in 2009 by a group of American psychologists from George Mason University. The results obtained on Russian sample, data on retest reliability and correlation consistency of the scale are presented. We also analyzed gender differences and test the possibility for formation of subscales. It is discovered that in Russian population relatively high level of inclination to curiosity and exploration. The scale detects high levels of retest reliability and interitem correlation. Gender specificity of this scale is not detected. It was also found that the test has good potential for the development of subscales. The variant of test presented can be used when working with Russian-speaking examinees in scientific psychological research and in the practical work by psychologists and psychotherapists.

Keywords: consistency of scale, curiosity, gender specificity, positive psychology, propensity to curiosity and exploration, psychological testing, reliability of test, scale, subscale


Рубрика: 19.00.00 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Елшанский С.П., Ануфриев А.Ф., Ефимова О.С., Семенов Д.В. Русскоязычная версия теста «Склонность к любопытству и исследованию» (CEI-II) // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 6 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2016/06/67867 (дата обращения: 13.03.2024).

Введение

Склонность человека к любопытству и исследованию в современной позитивной психологии рассматривается как важное позитивное качество личности [1, 2].

Представленный в данной работе тест на склонность к любопытству и исследованию предложен американскими психологами [1-3] и служит для измерения выраженности такой склонности у испытуемого. Шкала состоит из десяти утверждений, степень своего согласия с которыми респондент должен оценить по пятибалльной шкале.

В настоящее время на кафедре психологии труда и психологического консультирования МПГУ (ранее работы проводились на базе кафедры  общей, возрастной и педагогической психологии  МГГУ им. М.А. Шолохова) ведется работа по переводу на русский язык и адаптации ряда  психодиагностических тестов позитивной психологии [4-22]. В ходе этой работы был осуществлен перевод теста «Склонность к любопытству и исследованию» (CEI-II) на русский язык [8] и проведен ряд исследований данного теста.

Статистические расчеты проводились с применением пакета прикладных статистических программ Statistiсa 6.0.

Шкала теста состоит из десяти утверждений, каждое из которых испытуемому необходимо оценить по пятибалльной шкале на соответствие тому, как утверждение отражает привычное самоощущение или поведение испытуемого. Суммируются баллы по десяти утверждениям. Общее количество баллов шкалы показывает уровень склонности к любопытству и исследованию испытуемого [8].

Пункты шкалы. 1. Я активно ищу столько информации, сколько я могу найти в новых ситуациях. 2. Я такой человек, что я реально радуюсь неизвестности повседневной жизни. 3. Я делаю все возможное, когда делаю что-то сложное и требующее напряжения сил. 4. Куда бы я ни шел, я ищу новые вещи или переживания. 5. Я рассматриваю сложные ситуации как возможность расти и учиться. 6. Мне нравится делать вещи, которые немного пугают. 7. Я всегда ищу переживания (ситуации), которые проверяют мое мнение о себе и мире. 8. Я предпочитаю работу, которая возбуждающе непредсказуема. 9. Я часто ищу возможности бросить вызов себе и при этом расту как личность. 10. Я такой человек, который выбирает незнакомых людей, новые события, незнакомые места.

Проведенный разработчиками теста факторный анализ позволил выделить 2 фактора, каждый из которых объединяет в группу ряд вопросов теста. Первый фактор, условно названный «растягивание, расширение» («stretching»), объединяет вопросы на мотивацию поиска знания и нового опыта. Второй фактор («охватывание, принятие» – «embracing») показывает готовность воспринимать новую, необычную и непредсказуемую природу повседневной жизни. К фактору «Stretching» относятся утверждения: 1, 3, 5, 7. К фактору «Embracing»: 2, 4, 6, 8,10 [1].

Результаты исследования теста на склонность к любопытству и исследованию на российской выборке

Выборка.

В тестовом исследовании по данной шкале приняли участие 358 человек в возрасте от 17 до 66 лет (средний возраст 26,61±0,48 года). 91 мужчина и 267 женщин. Респондентами выступали студенты и преподаватели МГГУ им. М.А. Шолохова, а также студенты ряда других вузов г. Москвы и работники предприятий г. Москвы различного профиля.

В ретестовом исследовании, которое проводилось через 1,5 месяца после тестового, исследовано 72 человека в возрасте от 17 до 59 лет (средний возраст 26,79±1,21 года) из ранее опрошенных в ходе тестового исследования, 15 мужчин и 57 женщин.

Распределения.

Распределения результатов тестового исследования по отдельным утверждениям (по каждому из десяти утверждений)  и для интегрального показателя не были «нормальными» (критерий Шапиро-Вилка для p на уровне 0,05, p<0,05). Распределения результатов по отдельным утверждениям для ретестового исследования также не были «нормальными» (критерий Шапиро-Вилка для p на уровне 0,05, p<0,05), для интегрального показателя ретеста распределение было «нормальным» (различий между эмпирическим распределением и ожидаемым нормальным распределением выявлено не было, критерий Шапиро-Вилка на уровне 0,05, p=0,67). Поскольку для подавляющего большинства исследовавшихся показателей распределения не подчинялись закону нормального распределения, предпочтение при статистической обработке результатов тестирования  отдавалось непараметрическим методам анализа.

Полученные результаты.

Тест. Результаты представлены в Таблице 1.

Таблица 1. Результаты по тестовой выборке.

Утверждение Среднее Стандартная ошибка среднего Минимум по выборке Максимум по выборке

1

3,87

0,05

1

5

2

2,57

0,07

1

5

3

3,26

0,06

1

5

4

3,47

0,06

1

5

5

3,79

0,06

1

5

6

3,04

0,07

1

5

7

3,10

0,07

1

5

8

2,99

0,07

1

5

9

3,20

0,07

1

5

10

3,03

0,07

1

5

Сумма

32,31

0,43

15

50

Ретест. Результаты представлены в Таблице 2.

Таблица 2. Результаты по ретестовой выборке.

Утверждение Среднее Стандартная ошибка среднего Минимум по выборке Максимум по выборке

1

3,97

0,11

2

5

2

2,58

0,15

1

5

3

3,24

0,12

1

5

4

3,49

0,14

1

5

5

3,92

0,11

2

5

6

2,82

0,14

1

5

7

3,13

0,13

1

5

8

2,90

0,15

1

5

9

3,18

0,14

1

5

10

3,10

0,15

1

5

Сумма

32,21

0,90

15

49

Полученные результаты показывают для теста наличие в выборке всех вариантов ответа по каждому утверждению, для ретеста – отсутствуют ответы «Очень мало или совсем нет» (вариант 1) для утверждения 5.

Результаты отдельно для подгрупп мужчин и женщин (по результатам тестового исследования) представлены в Таблицах 3 и 4.

Таблица 3. Мужчины. Результаты по тестовой выборке.

Утверждение Среднее Стандартная ошибка среднего Минимум по выборке Максимум по выборке

1

4,03

0,10

1

5

2

2,69

0,14

1

5

3

3,24

0,12

1

5

4

3,40

0,11

1

5

5

3,87

0,11

1

5

6

3,04

0,14

1

5

7

3,09

0,12

1

5

8

3,13

0,15

1

5

9

3,16

0,13

1

5

10

2,86

0,13

1

5

Сумма

32,52

0,86

15

50

Таблица 4. Женщины. Результаты по тестовой выборке.

Утверждение Среднее Стандартная ошибка среднего Минимум по выборке Максимум по выборке

1

3,83

0,06

1

5

2

2,52

0,08

1

5

3

3,27

0,07

1

5

4

3,49

0,07

1

5

5

3,75

0,07

1

5

6

3,03

0,08

1

5

7

3,09

0,08

1

5

8

2,95

0,08

1

5

9

3,19

0,08

1

5

10

3,11

0,09

1

5

Сумма

32,22

0,50

12

50

Был проведен анализ различий между подгруппами мужчин и женщин для результатов тестового исследования (использовался критерий Манна-Уитни при p на уровне 0,05). Результаты представлены в Таблице 5.

Таблица 5. Анализ различий между мужчинами и женщинами.

Утверждение

p-level

1

0,14

2

0,27

3

0,75

4

0,50

5

0,40

6

0,95

7

0,93

8

0,24

9

0,81

10

0,12

Сумма

0,80

Как видно из Таблицы 5, статистически значимых различий между подгруппами, организованными по гендерному признаку, не обнаружено ни для суммарного показателя шкалы, ни для результатов по отдельным утверждениям. Таким образом, ни отдельные пункты изучавшейся шкалы, ни ее суммарный показатель гендерной специфичностью не обладают.

Ретестовая надежность.

Для проверки ретестовой надежности шкалы и ее параметров были рассчитаны корреляции (метод Спирмена, p<0,05) между показателями теста и ретеста для всех показателей.

Корреляции между результатами теста и ретеста для отдельных пунктов шкалы (кроме пункта 2) и для суммы баллов были статистически значимыми и положительными.

Таким образом, исследование показало, что ретестовая надежность шкалы достаточно высокая.

Корреляционная согласованность показателей шкалы.

Между всеми парами параметров шкалы (результатами по отдельным утверждениям и суммарным показателем для тестового исследования) обнаружены статистически значимые положительные корреляции (метод Спирмена, p<0,05).

Был также рассчитан средний показатель корреляции между пунктами (по методу Пирсона) (averageinter-itemcorrelation). Он составил 0,38, что можно считать достаточно высоким уровнем.

Полученные результаты показывали хорошую корреляционную согласованность образующих интегральный показатель пунктов шкалы и взаимосвязь интегрального показателя шкалы со всеми ее пунктами.

Анализ «близости» пунктов шкалы.

Проведенный факторный анализ (метод главных компонент с вращением Varimax raw) для результатов тестового исследования позволил выделить 2 фактора (рассматривались пункты, для которых факторные нагрузки по абсолютному значению больше 0,7). Первый фактор объединил пункты 6 и 8 (факторные нагрузки для этих пунктов были более 0,7 по абсолютному значению). Также к этому фактору можно условно «привязать» пункт 2 (факторная нагрузка равна 0,69) и пункт 10 (факторная нагрузка равна 0,67). Все факторные нагрузки положительные. Этот фактор можно условно обозначить, как интерес к неизвестному, непредсказуемому и пугающему. Второй фактор объединил пункты 1 и 5 (факторные нагрузки для этих пунктов были более 0,7 по абсолютному значению). Все факторные нагрузки положительные. Этот фактор можно условно обозначить как активность в новых или сложных ситуациях.

Факторный анализ (метод главных компонент без вращения) позволяет обнаружить 1 фактор, объединяющий пункты 4, 6, 8, 9 (факторные нагрузки для этих пунктов были более 0,7 по абсолютному значению). Все факторные нагрузки одного знака (отрицательные). Условно этот фактор можно назвать фактором поиска непредсказуемого, пугающего, нового и возможности бросить себе вызов.

В англоязычной (американской) выборке были факторы «растягивание, расширение» («stretching») (пункты 1, 3, 5, 7), который объединяет вопросы на мотивацию поиска знания и нового опыта, и «охватывание, принятие»embracing») (пункты 2, 4, 6, 8, 10) [1]. На русскоязычной выборке точно таких же факторов получить не удалось, хотя, если рассматривать результаты факторного анализа методом главных компонент с вращением Varimax raw, который показал 2 фактора, то некоторое сходство всё-таки обнаруживается. Так, в первый фактор попали пункты 6 и 8, аналогично попали эти пункты и в фактор Embracing в исследовании американских авторов. Также в этот фактор практически попадает пункт 2 (если провести вращение методом Varimax normalized. То результаты до 3-го знака после запятой аналогичны результатам с вращением Varimax raw, но для пункта 2 факторная нагрузка будет практически 0,7 [0,699353]). Также высокая факторная нагрузка (близкая к 0,7) для пункта 10. Однако для пункта 4 факторная нагрузка менее 0,5. Таким образом, без учета пункта 4 («куда бы я ни шел, я ищу новые вещи или переживания») фактор 1 идентичен фактору embracing. Во второй фактор попали пункты 1 и 5, аналогично попали эти пункты и в фактор Stretching в исследовании американских авторов. Однако пункты 3 и 7 в русскоязычной выборке в этот фактор не попадают, их факторные нагрузки – на уровне 0,5. Таким образом, определенное сходство результатов факторного анализа на американской и российской выборках наблюдается, хотя точного соответствия нет.

Проведенный кластерный анализ (метод Евклидовых расстояний) (также для результатов тестового исследования) показал близость ответов по пунктам 1 и 5. Этот результат совпадает с данными факторного анализа (см. второй фактор в результатах факторного анализа методом главных компонент с вращением Varimax raw), этот кластер можно условно обозначить как активность в новых или сложных ситуациях; к этому кластеру также достаточно «близок» пункт 4. Также можно выделить кластер, объединяющий пункты 8 и 9 (к последнему кластеру также можно отнести пункты 6 и 7, хотя они «отстоят» в многомерном пространстве результатов от пунктов 8 и 9 дальше, чем эти пункты друг от друга). Этот кластер можно (очень условно) обозначить как склонность к риску. Наиболее «отстоит» от других пунктов пункт 2 (этот пункт «удален» от всех остальных весьма сильно), несколько меньше, но также «отстоит» от «общей группы» пункт 10.

Таким образом, шкала, несмотря на наличие всего 10-ти пунктов, имеет определенный потенциал для разработки на ее основе дополнительных субшкал.

Необходимо также отметить, что в исследовавшейся выборке в целом уровень склонности к любопытству и исследованию был довольно высоким. Таким образом, можно предположить, что, даже в условиях определенной субъективной враждебности и деструктивности окружающей социальной среды [23-25], наличия в ней множества неблагоприятных деструктивных факторов [26-39], люди все-таки сохраняют склонность к любопытству и исследованию, проявляют интерес к жизни и социальную активность.

Выводы

В российской популяции наблюдается достаточно высокий уровень склонности к любопытству и исследованию. Результаты исследования показали высокую ретестовую надежность русскоязычной версии теста «Склонность к любопытству и исследованию» (CEI-II), его хорошую корреляционную согласованность. Представляются интересными результаты проведенного факторного анализа – тест имеет хороший потенциал для разработки субшкал. Гендерной специфичностью данная шкала «Склонность к любопытству и исследованию» (CEI-II) не обладает.


Библиографический список
  1. Kashdan T.B., McKnight P.E., Fincham F.D., Rose, P. When curiosity breeds intimacy: Taking advantage of intimacy opportunities and transforming boring conversations. //Journal of Personality. – 2011. – N 79. – P. 1369-1401.
  2. Kashdan T.B., Dewall C.N., Pond R.S., Silvia P.J., Lambert N.M., Fincham F.D., Savostyanova A.A., Keller P.S. Curiosity protects against interpersonal aggression: Cross-sectional, daily process, and behavioral evidence. //Journal of Personality. – 2013. – N 81. – P. 87-102.
  3. Kashdan T.B., Gallagher M.W., Silvia P.J., Winterstein B.P., Breen W.E., Terhar D., Steger M.F. The Curiosity and Exploration Inventory-II: Development, factor structure, and initial psychometrics. //Journal of Research in Personality. – 2009. – N 43. – P. 987-998.
  4. Елшанский С.П., Ануфриев А.Ф., Камалетдинова З.Ф., Сапарин О.Е., Семенов Д.В. Некоторые психометрические показатели русскоязычного варианта шкалы субъективного счастья С. Любомирски и Х. Леппер. //Гуманитарные научные исследования. – 2014. – № 7 (35). – С. 136–139.
  5. Елшанский С.П., Ануфриев А.Ф., Камалетдинова З.Ф., Сапарин О.Е., Семенов Д.В. Некоторые психометрические показатели русскоязычной версии Шкалы удовлетворенности жизнью. //Гуманитарные научные исследования. – 2015. – № 10 (50). – С. 154–161.
  6. Елшанский С.П., Ануфриев А.Ф., Камалетдинова З.Ф., Сапарин О.Е., Семенов Д.В. Некоторые психометрические показатели русскоязычной версии эмоционального теста М. Фордайса. //Психология, социология и педагогика. – 2014. – № 7 (34). – С. 56–60.
  7. Елшанский С.П., Ануфриев А.Ф., Камалетдинова З.Ф., Сапарин О.Е., Семенов Д.В. Психодиагностика в позитивной психологии. – М.: МПГУ, 2016. – 8 с.
  8. Елшанский С.П., Ануфриев А.Ф., Камалетдинова З.Ф., Сапарин О.Е., Семенов Д.В. Психодиагностические ресурсы позитивной психологии. – М.: МПГУ, 2016. – 8 с.
  9. Елшанский С.П., Ануфриев А.Ф., Камалетдинова З.Ф., Сапарин О.Е., Семенов Д.В. Психометрические показатели русскоязычной версии теста «Опросник смысла жизни» (MLQ). //Психология, социология и педагогика. – 2015. – № 10 (49). – С. 85–96.
  10. Елшанский С.П., Ануфриев А.Ф., Камалетдинова З.Ф., Сапарин О.Е., Семенов Д.В. Психометрические показатели русскоязычной версии шкалы надежды Ч.Р. Снайдера. //Современные научные исследования и инновации. – 2014. – № 9-2 (41). – С. 92–98.
  11. Елшанский С.П., Ануфриев А.Ф., Камалетдинова З.Ф., Сапарин О.Е., Семенов Д.В. Психометрические показатели русскоязычной версии шкалы осознания настоящего (текущего) момента М. Аткинсона. //Almamater (Вестник высшей школы). – 2016. – № 3. – С. 43–49.
  12. Елшанский С.П., Ануфриев А.Ф., Камалетдинова З.Ф., Сапарин О.Е., Семенов Д.В. Психометрические показатели русскоязычной версии шкалы чувства благодарности. //Теоретическая и экспериментальная психология. – 2015. – Т. 8. – № 3. – С. 23–30.
  13. Елшанский С.П., Ануфриев А.Ф., Камалетдинова З.Ф., Сапарин О.Е., Семенов Д.В. Психометрические показатели русскоязычной версии Шкалы удовлетворенности жизнью. //Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). – 2015. – № 9 (53). – С. 444-458.
  14. Елшанский С.П., Ануфриев А.Ф., Камалетдинова З.Ф., Сапарин О.Е., Семенов Д.В. Психометрические показатели русскоязычной версии шкалы эмоциональной зрелости М. Аткинсона. //Современные научные исследования и инновации. – 2015. – № 10 (54). – С. 547–558.
  15. Елшанский С.П., Ануфриев А.Ф., Камалетдинова З.Ф., Сапарин О.Е., Семенов Д.В. Русскоязычная версия шкалы надежды Ч.Р. Снайдера. //Современные научные исследования и инновации. – 2014. – № 7 (39). – С. 245–248.
  16. Елшанский С.П., Ануфриев А.Ф., Ефимова О.С., Семенов Д.В. Два подхода к измерению субъективного счастья // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 4 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2016/04/14667 (дата обращения: 27.04.2016).
  17. Елшанский С.П., Ануфриев А.Ф., Ефимова О.С., Семенов Д.В. Этнокультурные особенности позитивных личностных качеств в российской популяции // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 4 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/04/66631 (дата обращения: 29.04.2016).
  18. Елшанский С.П., Ануфриев А.Ф., Ефимова О.С., Семенов Д.В. Взаимосвязи позитивных личностных качеств // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 4 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/04/66395 (дата обращения: 01.05.2016).
  19. Елшанский С.П., Ануфриев А.Ф., Ефимова О.С., Семенов Д.В. Показатели субъективного счастья в российской популяции // Психология, социология и педагогика. 2016. № 4 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2016/04/6666 (дата обращения: 01.05.2016).
  20. Елшанский С.П., Ануфриев А.Ф., Ефимова О.С., Семенов Д.В. Особенности ретестовой надежности шкалы депрессии А. Бека // Психология, социология и педагогика. 2016. № 4 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2016/04/6649 (дата обращения: 01.05.2016).
  21. Елшанский С.П., Ануфриев А.Ф., Камалетдинова З.Ф., Сапарин О.Е., Семенов Д.В.  Удовлетворенность браком как позитивное личностное качество. //Гуманитарные основания социального прогресса: Россия и современность: сборник статей Международной научно-практической конференции. В 8 частях. Часть 7 /Под ред. В.С. Белгородского, О.В. Кащеева, В.В. Зотова, И.В. Антоненко. – М.: ФГБОУ ВО «МГУДТ», 2016. – С. 177-181.
  22. Семенов Д.В., Елшанский С.П., Ануфриев А.Ф., Ефимова О.С. Русскоязычная версия Шкалы инициативы к личностному росту К. Робичек // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 4 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2016/04/14668 (дата обращения: 27.04.2016).
  23. Елшанский С.П., Семенов Д.В. Социально-деструктивное поведение в современной России. //Гуманитарные научные исследования. – 2015. – № 2 (42). –  С. 97-107.
  24. Елшанский С.П. Проблема социокультурной детерминации психической патологии: патологическая зависимость от нехимических агентов. //Вопросы наркологии. –2005. – № 2. – С. 59-62.
  25. Семенов Д.В. Елшанский С.П. Социально-деструктивное поведение в современном российском обществе. //Гуманитарные основания социального прогресса: Россия и современность: сборник статей Международной научно-практической конференции. В 8 частях. Часть 8 / Под ред. В.С. Белгородского, О.В. Кащеева, В.В. Зотова, И.В. Антоненко. – М.: ФГБОУ ВО «МГУДТ», 2016. – С. 105-109.
  26. Цетлин М.Г., Пелипас В.Е., Елшанский С.П. Учет социально-психологических «пронаркотических» факторов при разработке модельной городской целевой программы «Профилактика наркологических заболеваний». //Вопросы наркологии. – 2004. – № 1. – С. 47-53.
  27. Елшанский С.П., Федоров И.В., Абдулаева В.М. Приоритетные направления деятельности службы психологической помощи технического вуза. //Вопросы психологии. – 2009. – № 3. – С. 27-36.
  28. Елшанский С.П. Некоторые этические и психологические проблемы реализации программ «снижения вреда» среди потребителей наркотиков. //Вопросы наркологии. – 2003. – № 2. – С. 36-51.
  29. Елшанский С.П. Психосемантические аспекты нарушений структурирования внутреннего опыта у больных опийной наркоманией.  Диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук. – Москва, 1999. – 205 с.
  30. Елшанский С.П. Психосемантические аспекты нарушений структурирования внутреннего опыта у больных опийной наркоманией: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук. – М.: МГУ, 1999. – 24 с.
  31. Елшанский С.П. Семантика внутреннего восприятия при зависимостях от психоактивных веществ (на модели опийной наркомании). Диссертация на соискание ученой степени доктора психологических наук. – Москва, 2005. – 322 с.
  32. Елшанский С.П. Семантика внутреннего восприятия при зависимостях от психоактивных веществ (на модели опийной наркомании). – М.: Научный мир, 2004. – 348 с.
  33. Елшанский С.П. Семантика внутреннего восприятия при зависимостях от психоактивных веществ. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора психологических наук. М.: Московский научно-исследовательский институт психиатрии. – Москва, 2005. – 48 с.
  34. Елшанский С.П. Коммуникативная дефицитарность при зависимостях от психоактивных веществ. //Педагогика и психология образования. – 2010. – № 2. –  С. 93-95.
  35. Елшанский С.П. Социокультурные трансформации и зависимое поведение. //Вопросы наркологии. – 2005. – № 1. – С. 56-58.
  36. Семенов Д.В. Социально-психологические особенности подростков с аддиктивным поведением. Диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук. – Сургут, 2001. – 130 с.
  37. Семенов Д.В. Социально-психологические причины и профилактика употребления подростками токсических и наркотических веществ //Наркология. – 2004. – №10. – С. 76-80.
  38. Тхостов А.Ш., Грюнталь Н.А., Елшанский С.П., Белокрылов И.В. Дефицитарность внутреннего контроля у больных опийной наркоманией как фактор наркотизации. //Вопросы наркологии. – 2001. – № 3. – С. 48-54.
  39. Тхостов А.Ш., Грюнталь Н.А., Елшанский С.П. Структура самооценки больных опийной наркоманией. //Вопросы наркологии. – 2001. – № 5. – С. 52-59.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Елшанский Сергей Петрович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация