ОСОБЕННОСТИ РИСКОВ В ТРАНСПОРТНОЙ ЛОГИСТИКЕ

Шамис Виталий Александрович
ФГБОУ ВО "Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия"
кандидат психологических наук, доцент кафедры "Логистика"

Аннотация
Данная статья посвящена рассмотрению некоторых аспектов рисков в транспортной логистике, а также каким образом управлять рисками в логистике. Также представлены рекомендации по снижению риска. Рассматриваются методы управления рисками.

Ключевые слова: логистика


FEATURES OF RISKS IN TRANSPORT LOGISTICS

Shamis Vitaly Aleksandrovich
Siberian state automobile and road academy
candidate of psychological sciences, associate professor "Logistics"

Abstract
This article is devoted to consideration of some aspects of risks in transport logistics and also how to operate risks in logistics. Recommendations about decrease in risk are also submitted. Methods of management of risks are considered.

Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Шамис В.А. Особенности рисков в транспортной логистике // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 5 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2016/05/67093 (дата обращения: 13.03.2024).

С развитием экономики функции транспорта становятся всё более важными, поскольку он соединяет все звенья цепи поставок, влияя на эффективность процессов и конкурентоспособность всех предприятий-участников логистического процесса транспортировки грузов от источника зарождения до источника потребления материальных потоков. Вместе с тем с развитием транспорта возрастает и доля транспортных рисков.

Обзор литературы показал что, под этим термином понимают вероятность возникновения страхового случая, а также примерный размер ущерба от него, а под «управление рисками» – процессы, связанные с идентификацией, анализом рисков и принятием решений, которые включают максимизацию положительных и минимизацию отрицательных последствий наступления рисковых событий [1, 4].

Е.К. Коровяковский под транспортным риском понимает вероятность финансовых потерь, связанных с несохранными перевозками груза или с задержкой его выдачи грузополучателю [3].

Можно сделать вывод, что риски перевозок – это совокупность факторов, угрожающих процессу перевозок и способных отрицательно повлиять на их экономический результат.

Транспортные риски касаются всех участников цепи доставки грузов. Для грузоотправителя несохранность груза может привести к тому, что он не получит предусмотренной контрактом суммы денег или понесет ущерб, выплачивая предусмотренный контрактом штраф. Для грузополучателя потери связаны с невозможностью, произвести предусмотренное количество продукции в случае, если груз являлся сырьем, или же получатель будет вынужден приостановить продукцию, что в свою очередь может стать причиной дальнейших опозданий в очередных звеньях цепи.

Риск влечет за собой непредвиденные расходы. В статье Е.К. Коровяковского утверждается, что общая стоимость риска определенной отрасли народного хозяйства складывается из следующих элементов [3]:

а)                финансовых расходов, связанных с уменьшением риска;

б)                стоимости прекращения определенной деятельности в связи с риском;

в)                расходов по финансированию возможных ущербов.

Участие стоимости риска в транспортных расходах определяется как процент от стоимости перевозок. Процент повреждения перевозимых грузов зависит от направления перевозки и вида транспорта. Самым высоким процентом характеризуются автомобильный и железнодорожный виды транспорта, самым низким – воздушный и морской.

Влияние транспортных рисков на эффективность логистической цепи вызывает необходимость выполнения мероприятий, ограничивающих нежелательные последствия их реализации. Совокупность таких действий составляет процесс управления рисками. Этот процесс состоит из определенных процедур – определения, измерения, контроля, финансирования (например, право сохранения имущества, страхование, разделение рисков). Их целью является уменьшение влияния отрицательных воздействий на логистические цепи доставки грузов.

Управление транспортными рисками должно восприниматься как неотъемлемая часть общего управления логистической цепью. Управление рисками реализуется через согласованные действия всех участников цепи.

Все больше внимания уделяется уменьшению риска за счет уменьшения частоты появления случаев несохранности груза. Это достигается за счет применения современного технического и технологического обеспечения [2]:

-                   совершенствования нормативов и регламентов;

-                   создание рациональных условий для безопасной транспортировки грузов глубокой специализацией подвижного состава по роду перевозимого груза;

-                   установки современных систем крепления груза;

-                   установки противопожарных систем;

-                   периодического техосмотра аппаратуры;

-                   повышения квалификации сотрудников.

Таким образом, достигается снижение рисков при помощи аутсорсинга.

К процедурам контроля риска также принадлежит подготовка альтернативных схем взаимодействия (contingency planning). Составление плана постоянной деятельность компании – другая программа операций, разрабатываемая системой предварительно с целью этого, для того чтобы преодолеть с допустимой предстоящей обстановкой либо мероприятием. Представляет собой:

-                   курс действий компании в случае, когда предпочитаемый план действий «провалился» или резко поменялась текущая ситуация;

-                   прописанный план или процедуры, которым необходимо следовать в случае наступления резко отрицательной для компании ситуации план «скорой помощи» для организации.

Это позволяет создать гибкие цепи поставок, которые легко перестраиваются под новые условия в случае возникновения неблагоприятной ситуации. Наличие страховых запасов на случай задержки поставки является примером технологии контроля риска. Одновременно необходима активизация всех процессов в цепи доставки груза в случае уменьшения этих запасов. Другой технологией управления риском является распределение риска между партнерами, участниками логистической цепи.

Распределение риска – это организация деятельности таким образом, чтобы участники цепи поставок могли максимально влиять на факторы риска и имели возможность снижать последствия наступления неблагоприятного события; контроль риска включает комплекс мероприятий, направленных на ограничение потерь в случае, если неблагоприятное событие наступило. Эта технология должна быть характерна именно для цепей доставки грузов, поскольку логистическая цепь доставки грузов принимает такие взаимоотношения ее участников, как если бы они являлись частями одного и того же предприятия.

Основные направления управления рисками в логистической деятельности может быть: формирование единого комплекса методов и моделей прогнозирования рисковых потоков; моделирование надежности работы отдельного предприятия и цепочки поставок как целостного механизма, обеспечивающего получение достоверной оценки ресурсов и рыночной возможности; моделирование процесса управления рисковыми потоками с учетом организации, а также режима движения материальных ресурсов и сопутствующих потоков [5, 6].


Библиографический список
  1. Ащепков Л.Т. Лекции по оптимальному управлению: Учеб. пособие. – Владивосток,.2005.-98с.
  2. Бродецкий Г. Л. Управление рисками в логистике : учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования / Г.Л.Бродецкий, Д.А.Гусев, Е.А.Елин. – М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 192 с.
  3. Управление перевозками и транспортная логистика : межвузовский сборник научных трудов / Под ред. А. С. Балалаева. – Хабаровск : ДВГУПС, 2004. – 215с.
  4. Хохлов Н.В. Управление риском: Учеб. пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. – 298с.
  5. Шамис В.А. ПРИМЕНЕНИЕ RFID-ТЕХНОЛОГИИ В ЛОГИСТИКЕ// В сборнике: Развитие дорожно-транспортного и строительного комплексов и освоение стратегически важных территорий Сибири и Арктики: вклад науки Материалы международной научно-практической конференции. Омск, 2014. С. 87-89.
  6. Шамис В.А., Мочалин С.М. НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ИМИТАЦИОННОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ В ЛОГИСТИКЕ// В сборнике: Наука XXI века: опыт прошлого – взгляд в будущее Материалы Международной научно-практической конференции. Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия (СибАДИ). Омск, 2015. С. 369-373.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Шамис Виталий Александрович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация