ОСОБЕННОСТИ ТЕХНОЛОГИИ «CASE STUDY»

Варфоломеева Татьяна Николаевна1, Грызлова Мария Сергеевна2
1ФГБОУ ВПО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова», канд. пед. наук, доцент кафедры Бизнес-информатики и информационных технологий
2ФГБОУ ВПО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова», магистрантка 2 курса Института энергетики и автоматизированных систем

Аннотация
В статье раскрывается актуальность использования метода case study, его особенности и использование на занятиях в высшем учебном заведении.

Ключевые слова: интерактивные методы, интерактивные формы, кейс


TECHNOLOGY FEATURES «CASE STUDY»

Varfolomeeva Tatiana Nikolaevna1, Gryzlov Maria Sergeevna2
1FGBOU VPO "Magnitogorsk state technical University. G. I. Nosova", Ph.D., Associate Professor of Business Informatics and Information Technologies
2FGBOU VPO "Magnitogorsk state technical University. G. I. Nosova", 2 Undergraduate course Institute of Energy and automated systems

Abstract
The article reveals the relevance of using the method of case study, its features and use in the classroom at a university.

Keywords: case study


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Варфоломеева Т.Н., Грызлова М.С. Особенности технологии «case study» // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 5 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2016/05/66597 (дата обращения: 15.03.2024).

Традиционная организация учебного процесса в университете включает в основном использование односторонней формы коммуникации как средство передачи знаний. Его суть заключается в трансляции информации преподавателем и в воспроизведении ее студентам. Основным источником исследования является опыт преподавателя. Студент находится в ситуации, когда он читает, слушает, рассуждает принимая позицию преподавателя.

Характерно, что существует односторонняя форма общения не только на лекциях, но и на семинарах. Единственное отличие состоит в том, что это не педагог, а учащийся транслирует информацию. Это ответы на вопросы учителя, которые он поставил перед началом семинарского занятия, эссе, воспроизведения материалов лекций. Подобная форма организации учебного процесса имеет существенный недостаток, заключающийся в пассивности студентов во время занятий. Конкурентная среда диктует качественно новые правила организации образования, которые не могут быть просто традиционной передачей знаний от педагога к студенту.

Особенности динамики жизни и деятельности современного общества, уровень технологичности образования, а также потребности личности, общества и государства в развитии у студентов общественно полезных знаний, убеждений, черт и качеств характера, требуют применения современных подходов, ориентированных на введение новых методов обучения.

Сегодня становится понятным, что необходимо контролировать не только отдельного человека, но и процесс его развития. Это означает, что на помощь педагогу приходят опосредованные методы педагогического воздействия: отказ от лозунгов, от лобовых методов и приказов, воздержание от чрезмерной назидательности; вместо этого на первый план выдвигаются: диалогические методы общения, совместный поиск истины.

В соответствии с ФГОС (федеральными государственными образовательными стандартами) осуществление учебного процесса должно включать интерактивные и активные формы обучения. Применений интерактивных форм на занятиях – одно из основных направлений совершенствования подготовки студентов в современном вузе. И хотя новые взгляды на образовательный процесс не принимаются многими преподавателями, нельзя игнорировать результаты многих исследований, подтверждающих, что использование активных подходов является более эффективным способом обучения студентов. Говоря обычными словами, студенты легче понимают и запоминают материал, который они изучали посредством активного участия в учебном процессе. Исходя из этого, основной методической инновацией сегодня является применение интерактивных методов обучения.

Интерактивные формы и методы в области образования используются не только для повышения уровня знаний и навыков студентов, но и для раскрытия новых возможностей для развития различных навыков, что является необходимым условием для повышения уровня компетентности.

Интерактивная форма является способом обучения, которая осуществляется в совместной деятельности студентов, т.е. все участники образовательного процесса взаимодействуют друг с другом, совместно принимают решения на поставленные вопросы, разрабатывают ситуации, обмениваются информацией, оценивают влияние сотрудников и их собственное поведение, погружаются в реальную атмосферу делового сотрудничества для решения проблем.

Учебный процесс, основанный на использовании интерактивных методов обучения, организуется с учетом вовлечения в процесс обучения всех групп студентов без исключения. Совместная деятельность означает, что каждый вносит свой вклад, в процессе работы идет обмен знаниями, идеями и способами деятельности. Формируется индивидуальная, групповая и парная работа, используется проектная работа, ролевые игры, проводится работа с документами и различными источниками информации.

В настоящее время образовании применяются различные интерактивные методы и формы:

-       дискуссии,

-       тренинги,

-       эвристическая беседа,

-       метод «case study»,

-       метод «круглого стола»,

-       «мозговая атака»,

-       «деловые игры»,

-       ролевые игры,

-       проектная работа и т.д.

Применение в подготовке студентов метода case study, на наш взгляд, является наиболее эффективны. Этот метод позволяет формировать ключевые профессиональные компетенции студентов в процессе обучения: лидерство, коммуникабельность, умение анализировать большой объем неупорядоченной информации в короткие сроки, принимать быстрые и правильные решения в условиях стресса и недостаточной информации. В таком качестве метод case study выступает как необходимое дополнение к лекционной методике проведения занятий, которая является основным элементом обучения в классической университетской системе образования.

В России этот метод стал применяться в конце 60–70-х гг. сначала в МГУ на экономическом факультете и академических институтах, затем в отраслевых институтах. Значительный вклад в разработку и внедрение этого метода внесли Брянский Г.А., Екатеринославский Ю.Ю., Козлова О.В., Красовский Ю.Д., Платов В.Я., Поспелов Д.А., Овсянников О.А., Рапоппорт В.С. и др.

Метод case study оказывает содействие на развитие различных практических навыков у студентов. Они могут быть описаны так – творческое решение проблем, формирование умения анализа ситуации и принятия решений, а также способствует развитию таких навыков: практические, аналитические, коммуникативные, творческие, социальные, самоанализ.

Кейс играет большую роль в обучении студентов, поэтому все бизнес-школы указывают, какую часть времени обучения выделяют для метода case study. В среднем разбору типовых ситуаций в западных бизнес-школах посвящается от 30 до 45 % учебного времени. Например, в Чикогском университете на кейсы выделяют 25 % времени, в Колумбийском университете до 35 %, а в Уортоне до 50 %. Так же лидирует по количеству часов, отводимых на кейсы, Гарвардский университет. Обычный студент за все время учебы разбирает до 800 ситуаций. Российские университеты сами решают вопрос, сколько времени уделить кейсам [2].

Выделяют следующие виды кейсов:

Структурированный кейс отражает минимальное количество дополнительной информации, студент при работе с таким кейсом применяет определенную модель или формулу. У задач такого вида существует оптимальное решение.

Маленький кейс, содержит, как правило, 1–12 страниц, такие кейсы знакомят студентов с ключевыми понятиями, при работе с ними студенты должны опираться на собственные знания.

Неструктурированный большой кейс (до 60 страниц) – самый сложный из всех типов образовательных задач такого рода. Информация, содержащаяся в них, дается очень подробно, в том числе и совершенно ненужная. Наиболее важная информация для анализа может отсутствовать и обучающийся должен вовремя распознать такие подводные камни и справиться с ними.

Мини-кейс очень короткий кейс, от одного абзаца или даже предложения до страницы тексты, дающие описание случая в максимально компактной, но информативной форме, для проведения анализа происходящего и обсуждения сути и вариантов решения проблемы [2].

Кроме того, в зависимости от образовательных задач кейсы делят на следующие типы:

-     научно-исследовательские – кейсы, ориентированные на осуществление исследовательской деятельности;

-     обучающие – кейсы, основной задачей которых выступает обучение;

-     практические – кейсы, которые отражают реальные жизненные ситуации [2].

Для того чтобы учебный процесс на основе кейса был эффективным, необходимо учитывать: хороший кейс и определенную методику его использования в учебном процессе.

Кейс – не просто правдивое описание событий, а также единая информационная система, которая позволяет понять ситуацию. Хороший кейс должен удовлетворять следующим требованиям:

-     представлять собой описание реальной ситуации или максимально близкой к реальной;

-     в кейсе должны быть представлены основные характеристики ситуации и участвующие в ней лица, а также общий контекст ситуации;

-     ситуация в кейсе должна быть связана с конкретной темой курса, представляющей определенные сложности для изучения, или с курсом в целом;

-     кейс предполагает общий анализ и оценку ситуации, и решение определенной проблемы;

-     ситуация, которая описывается в кейсе, содержит в себе одно или несколько правильных решений, при этом решения не должны быть очевидными для студентов.

Структура кейса должна включать: формулировку задания; описание ситуации; описание предполагаемого формата представления результата (эссе, презентация, дебаты, дискуссия, курсовая работа и т.д.); критерии оценки работы студентов.

Кейс может быть представлен в любом формате, например, электронный или печатный, текстовый, видео формат или ауди формат.

Кейсы используются в сочетании с лекционными и семинарскими занятиями. В сочетании с лекциями, кейсы могут использоваться по трем основным направлениям:

  1. Кейс предлагается студентам в начале курса лекций. Это позволит им ознакомиться с проблемами и вопросами, которые будут рассмотрены на лекциях.
  2. Применение кейса в конце курса лекций – позволит студентам понять, как можно применить изученный теоретический материал для решения конкретной проблемы.
  3. Использование кейса на протяжении всего курса лекций. В этом случае преподаватель поясняет рассматриваемые проблемы на примере конкретных компаний.

Так же case study можно использовать для проведения устных и письменных экзаменов. На устном экзамене студенту предлагается обсудить небольшую ситуацию, используя для этого теории, рассмотренные в ходе лекций. Письменный экзамен продолжительностью 2–3 часов может проводиться в форме написания ответов на поставленные в кейсе вопросы.

Использование преподавателями интерактивных методов в процессе обучения способствует преодолению стереотипов в обучении, выработке новых подходов к профессиональным ситуациям, развитию творческих способностей студентов. Так же обеспечивают конкурентоспособность учителя, позволяют быстро освоить не только современную теоретическую информацию, но и передовые технологии, с помощью которых можно донести информацию до студентов в рамках партнерского общения.

Таким образом, применение интерактивных методов обучения студентов активизируют процесс становления будущего специалиста, способствуют более глубокой ориентации студентов на дальнейшую деятельность.


Библиографический список
  1. Арканова Т.А. Использование метода кейс-стади в профессиональной подготовке студентов-экономистов / Т. А. Арканова // Вестник университета Российской академии образования. – 2011. – № 1. – С. 164–166.
  2. Багирова И.Х., Бурыхин Б.С. Кейс-стади как интерактивный метод в образовании студентов-экономистов в процессе изучения дисциплины «Управление персоналом» // Вестник Томского государственного университета. Экономика. 2012, №3. [Электронный ресурс]. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/keys-stadi-kak-interaktivnyy-metod-v-obrazovanii-studentov-ekonomistov-v-protsesse-izucheniya-distsipliny-upravlenie-personalom
  3. Безбородова, Ю. Кейс-метод / Ю. Безбородова // Высшее образование в России. – 2013. – № 8. – С. 163–165. – Библиогр.: с. 165.
  4. Варфоломеева Т.Н., Грызлова М.С. Использование метода case study в профессиональной подготовке студентов // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 3 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/03/65765 (дата обращения: 05.04.2016).
  5. Гатауллин, Р. М. Case-технологии в высшем профессиональном образовании / Р. М. Гатауллин // Высшее образование сегодня. – 2008. – № 1. – С. 43–46.
  6. Грызлова М.С. Обеспечение информационной безопасности образовательного учреждения // Информационные технологии в науке, управлении, социальной сфере и медицине/ Сборник научных трудов II Международная научная конференция/ Часть III / − Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2015. – 356 с. – с. 73-76
  7. Добрынина, Диана Владимировна. Инновационные методы обучения студентов вузов как средство реализации интерактивной модели обучения / Д.В. Добрынина // Вестник Бурятского государственного университета. – 2010. – № 5. – С. 172–176. – URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=15165299(дата обращения: 20.09.2012).
  8. Еремин, А.С. Кейс-метод: наиболее распространенная форма реализации компетентностного подхода / А.С. Еремин // Инновации в образовании. – 2010. – № 2. – С. 67–81.
  9. Еремин, А.С. Обеспечение учебной работы с использованием кейс-метода / А.С. Еремин // Инновации в образовании. – 2010. – № 4. – С. 77–90.
  10. Еремин, А.С. Разработка и апробация кейсов: особенности разработки кейсов, выбор главных особенностей кейса, плана и текста кейса / А.С. Еремин // Инновации в образовании. – 2010. – № 3. – С. 15–36.
  11. Ефимова, И.Ю. Методика и технологии преподавания информатики в учебных заведениях профессионального образования [Текст]: учебно-метод. пособие 2-е издание, стереотипное / И.Ю. Ефимова, Т.Н. Варфоломеева. – Москва: ООО «Флинта», 2014. – 41 с. ISBN 978-5-9765-2040-0
  12. Интерактивные методы обучения в образовательных учреждениях высшего профессионального образования [Электронный ресурс]. URL:http://www.academjust.ryazantelecom.ru/service/omumr/material_int_form.html (дата обращения: 08.03.2011).
  13. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования : учеб. Пособие для вузов / под ред. Е.С. Полат. – 2-е изд., стер. – М. : Академия, 2005. – 271 с. – (Высшее образование). – Рек. РАО. – Библиогр.: с. 268-269. – ISBN 5-7695-0811-6.
  14. Савельева М.Г. Педагогические кейсы: конструирование и использование в процессе обучения и оценки компетенций студентов: учеб.-метод. пособие. – Ижевск: УдГУ, 2013. – 94 с.
  15. Чернова Е.В. Информационная безопасность: учеб. пособие для социологов / Е.В. Чернова. – Магнитогорск : МаГУ, 2011. – 116 с.
  16. Чернова Е.В. Информационные технологии как инструмент развития компетенций педагогов в сфере обеспечения информационной безопасности личности в ИКТ-среде. // Современные информационные технологии и ИТ-образование [Электронный ресурс] / Сборник научных трудов VII Международной научно-практической конференции / под ред. В.А. Сухомлина. – Москва: МГУ, 2012. – Т.1.  – 431с. – 1 электрон. oпт. диск (СD-ROM). – ISBN 978-5-9556-0141-0. – с. 221-228.
  17. Шаталова Е.А. Использование метода case-studies в профессиональной подготовке студентов педагогического вуза // Концепт. – 2015. – Спецвыпуск № 19. – URL: http://e-koncept.ru/2015/75274.htm.
  18. Шварева О.В. Кейс-метод и его ресурсы в формировании педагогической компетентности социальных педагогов//Народное образование. Педагогика /Вестник Томского государственного педагогического университета. –2012.­­– № 11. – С. 185–190.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Грызлова Мария Сергеевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация