Большие надежды общество возлагает на образовательные учреждения страны, которые издавна принимали активное участие в процессе формирования мировоззрения подрастающего поколения россиян [1, С. 793]. Концепция охраны здоровья здоровых в Российской Федерации определила создание системы формирования, активного сохранения, укрепления здоровья населения в нашей стране и определила ответственность, в том числе системы образования, за создание необходимых условий для учебы, труда и отдыха подрастающего поколения [2, С. 481]. Проблема оценки функциональных компенсаторно-приспособительных механизмов у детей до сегодняшнего дня стоит достаточно остро и требует своего решения [3, С. 8]. Начало систематического обучения резко меняет условия жизни ребенка. Ухудшение здоровья детей под влиянием школьной нагрузки в последнее десятилетие является существенным фактором школьной дезадаптации и стресса. Реально это означает, что умственные статические нагрузки выходят за пределы адаптационных возможностей организма обучающихся и приводят к ухудшению здоровья. В то время как рациональное распределение учебной нагрузки в течение учебного дня и недели – важный фактор, способствующий снижению утомляемости и повышению работоспособности учащихся. Гигиенические рекомендации по распределению школьной учебной нагрузки основаны на динамике показателей умственной работоспособности, отражающей функциональное состояние организма школьника под влиянием учебной нагрузки на протяжении учебного дня, недели, года. В условиях расширения визуального и вербального пространства при инновационных программах ребенок должен быть подготовлен не только к содержанию, но и объему будущей учебной деятельности, т.е. иметь достаточный уровень психосоматического развития.
Проблема осложняется тем, что вовлекаясь в образовательный процесс, представляющий собой совокупность взаимодействующих преемственных образовательных структур в виде многоуровневой системы подготовки специалистов, и являющийся сложным объектом, реализующим систему непрерывного интегрированного образования, обучающийся на каждом уровне подвергается кумуляционному воздействию [4, С. 777; 5, С. 157].
В настоящее время вопрос о влиянии новых образовательных технологий на растущий и развивающийся организм школьников остается недостаточно изученным. В большинстве своем школьные инновации характеризуются высоким уровнем трудности, большим объемом и быстрым темпом изучения учебного материала. Частые изменения образовательных стратегий и технологий обучения в массовой практике общеобразовательных школ проводятся, как правило, без соответствующего физиолого-гигиенического анализа и обоснования. И, как следствие, происходит ухудшение состояния здоровья учащихся на фоне кумуляции утомления, что нередко приводит к нарушению стабильности и надежности функций, прогрессированию уже имеющихся хронических заболеваний. Целью данной работы являлось изучение влияния учебной умственной нагрузки на показатели психосоматического здоровья. Для реализации этой цели были решены следующие задачи: изучены особенности организации учебного процесса в школах города Ростова – на – Дону с учетом профильности обучения, выявлены возможные отклонения в организации учебного процесса, касающиеся, начала учебных занятий, длительности уроков и перерывов между уроками, распределения количества уроков по дням недели и в течение дня с учетом их трудности, наличия в расписании «сдвоенных» уроков, установлено место уроков с физической нагрузкой в режиме дня и недели, изучены возможные отклонения в состоянии здоровья под влиянием учебной нагрузки.
Анализу подвергались результаты анкетирования 150 респондентов, анкета содержала вопросы, касающиеся величины учебной нагрузки и субъективной оценки состояния собственного здоровья. Для сравнения полученных данных при оценке правильности организации учебного процесса использовались гигиенические рекомендации Всероссийского учебно-научно-методического центра по непрерывному медицинскому и фармацевтическому образованию. При анализе анкет были получены следующие данные. В 90 % процентах случаев время начала учебных занятий «с 8.00 и 8.30 часов утра», совпадало с установленным нормативами и биоритмами подростков. Оценка длительности перерывов, необходимых для изменения вида деятельности показала, что практически у половины опрашиваемых (47%) она не соответствует требованиям (и равна 5 минутам), что ведет к накоплению утомления, так как за это время в коре головного мозга не успевает сформироваться новый очаг возбуждения, тормозящий предыдущий. В соответствии с установленными рекомендациями учебные предметы по трудности должны располагаться в течение дня и недели в соответствии с поурочной и недельной динамикой работоспособности школьников. Более трудные предметы ставятся на уроки с более высокой работоспособностью детей и так же в течение недели. Для подсчета трудности была взята ранговая шкала трудности предметов для старших классов по Сивкову И.Г. При анализе проведенного анкетирования, установлено, что ответы в нашем опросе распределились следующим образом: у 59% опрашиваемых трудные уроки в расписании стоят последними, а в 89% случаев первыми, что не только затрудняет восприятие нового сложного материала, но и из-за чрезмерного напряжения адаптационных функциональных систем организма тоже может привести к утомлению. В соответствии с имеющимися требованиями в 11 классах допускается проведение «сдвоенных» уроков по основным и профильным предметам при условии проведения ежедневной динамической паузы в середине школьных занятий продолжительностью не менее 30 минут. Наши данные свидетельствуют о том, что в 79% изучаемых школ имеет место проведение «сдвоенных» уроков и нигде она не сопровождается дополнительной физической разгрузкой. Общеизвестно, что физкультура и физический труд снимают умственное утомление школьников и поддерживают их работоспособность на стабильном уровне. Поэтому эти предметы должны ставиться 3-4 уроком и в учебные дни, с которых начинается падение работоспособности у детей и подростков (четверг, пятница), в 89 % случаев в школах г. Ростова – на – Дону данные требования не выполняются. Дальнейшая обработка анкет, касалась решения вопроса о возможном выявлении нами несоответствий в организации учебного процесса на состояние здоровья обучающихся по их собственной субъективной оценке. Самыми частыми жалобами, предъявляемыми опрошенными были жалобы астено – вегетативного характера: «слабость, утомляемость после занятий» (71%) « частые головные боли» (53%), у трети респондентов присутствовали жалобы на «сонливость и колебание настроения», «нарушение сна», нарастающее «чувство тревоги и страха». Анализ периодичности заболеваний в течение учебного года свидетельствуют, что лишь 12% детей можно отнести к 1 и 2 группе здоровья, остальные 88% к 3-5 группам здоровья. Анализируя полученные по обоим параметрам данные оценки организации учебно-воспитательного процесса и здоровья, а так же зная о том, что практически все опрашиваемые имеют еще дополнительную вечернюю подготовку по 5 уроков в день на подготовительных курсах университета [6, С. 119; 7, С. 60], мы пришли к заключению, что имеющее место в ряде школ г. Ростова – на – Дону нерациональное расписание, не учитывающее возрастных возможностей растущего организма, а также необходимость для детей в дополнительных занятиях на подготовительных курсах, оказывают неблагоприятное влияние на состояние здоровья обучающихся и приводит к появлению напряженности в функционировании систем организма.
Библиографический список
- Сидоренко Ю.А., Якименко Л.А. Воспитательная парадигма в системе континуального образовательного процесса // Современные научные исследования и инновации. – 2016. – № 2 (58). – 793-796.
- Харламов Е.В., Сидоренко Ю.А., Сависько А. А. Проблема адаптации к учебной нагрузке в системе непрерывного образования // Электронный научно-образовательный вестник Здоровья и образования в ХХI веке. - 2011. – Т.13. – №10. – С. 481-482.
- Бусловская Л.К. Физиологические критерии адаптации детей к учебным нагрузкам // сборник: Современные тенденции в образовании и науке сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 14 частях. – 2014. – С. 19-21.
- Сидоренко Ю.А., Якименко Л.А., Аветисян З.Е. Стратифицирующая роль непрерывного довузовского образования в формировании образа будущего врача // Современные научные исследования и инновации. – 2016. – № 2 (58). – С. 777-780.
- Сидоренко Ю.А., Якименко Л.А. Интегративная система континуального образования в вузе // В сборнике: НАУКА СЕГОДНЯ: РЕАЛЬНОСТЬ И ПЕРСПЕКТИВЫ материалы международной научно-практической конференции. – Научный центр «Диспут». – Вологда, 2016. – С. 157-158.
- Сидоренко Ю.А., Краевская Т.В. Особенности организации педагогического процесса на факультете довузовского образования // Успехи современного естествознания. – 2004. - № 10. – С. 119-120.
- Таирова Н.Ю., Власова В.Н. Роль профессиональной компетентности преподавателя вуза в формировании социально значимых качеств молодых специалистов // Образование. Наука. Инновации: Южное измерение. – 2015. – №3 (41). – С. 60-67.
Количество просмотров публикации: Please wait