ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА РАЗРАБОТКИ ТЕСТОВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ ИНФОРМАТИКА В ВУЗЕ

Фомина Елена Евгеньевна
Тверской государственный технический университет
кандидат технических наук, доцент кафедры информатики и прикладной математики

Аннотация
Тестирование, как форма контроля знаний, набирает все большую популярность, как в школах, так и в высших учебных заведениях. Одно из его основных достоинств – это рациональное использование рабочего времени. Тестирование может применяться как при проведении рубежного контроля, так и при организации текущего контроля. Тем не менее, процесс создания базы тестовых заданий является достаточно сложным и трудоемким. Настоящая статья посвящена вопросам разработки тестовых заданий по дисциплине Информатика. Включает в себя описание основных этапов создания банка тестовых заданий, типы тестовых заданий, расчет оптимального время тестирования, оценивание результатов. Приведены примеры и описаны особенности разработки тестов применительно к дисциплине Информатика.

Ключевые слова: правила разработки тестов, тестирование


THEORY AND PRACTICE OF TEST DEVELOPMENT IN THE DISCIPLINE OF COMPUTER SCIENCE IN THE UNIVERSITY

Fomina Elena Evgen’evna
Tver State Technical University
PhD in Technical Sciences, Assistant Professor of the department of informatics and applied mathematics

Abstract
Testing, as a form of knowledge control, is gaining popularity, both in schools and in higher education. One of its main advantages - it is the rational use of working time. Testing can be used both during boundary control and current control. However, the process of creation of database of test tasks is complex and time consuming. This article is devoted to the development of test tasks on discipline Computer Science. It includes a description of the main steps of creating a bank of test tasks, the types of test tasks, the calculation of the optimal time of testing, evaluating results. The examples and describes the features of the development of the tests with regard to the discipline of Computer Science.

Keywords: test, the rules of test development


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Фомина Е.Е. Теория и практика разработки тестов по дисциплине Информатика в вузе // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 3 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2016/03/65700 (дата обращения: 19.04.2024).

1. Введение

В последние годы тестирование, как одна из форм контроля знаний, набирает все большую популярность. Оно прочно вошло в образовательный процесс в средних и в высших учебных заведениях. Преимущественно, это связано с развитие вычислительной техники и информационных технологий, благодаря которым появилась возможность автоматизировать процесс создания базы тестовых заданий (БТЗ), процесс формирования индивидуальной выборки вопросов для каждого тестируемого, процесс проверки правильности ответов на эти вопросы и выставление итоговой оценки.

Как и каждая форма контроля знаний, тестирование имеет свои преимущества и недостатки.

Одним из основных достоинств применения теста, как инструмента оценки показателя качества знаний – это рациональное использование рабочего времени, т.е. возможность одновременной проверки большого количества человек по нескольким темам курса за короткий промежуток времени. Это особенно актуально при проведении рубежного контроля в группах студентов-заочников, где на группу в составе 25-30 человек отводится 1,5 часа времени. Так же это форма удобна при организации текущего контроля, когда преподаватель имеет возможность оценить степень усвоения той или иной темы у всей группы при проведении теста в начале каждого занятия.

Еще одним преимуществом теста является тот факт, что все учащиеся находятся в одинаковых условия. Таким образом, стандартизируется процесс проверки качества заданий. Так как процесс проведения теста является безличным и происходит без непосредственного общения с преподавателем, то это помогает снизить уровень стресса и психоэмоциональное напряжение, как учащегося, так и преподавателя.

Тем не менее, разработка базы тестовых заданий (ТЗ) – длительный и трудоемкий процесс, который отнимает много времени.

В тестировании присутствует элемент случайности, у ученика всегда есть вероятность угадать правильный ответ.

В отличие от теста устный экзамен предполагает пересказ материала, взятого из учебника или лекции, что ведет к развитию правильной профессиональной речи и грамотному формулированию своих мыслей. Преподаватель имеет возможность оценить глубину анализа темы, определить зону знания и незнания предмета, судить о причинах пробелов и непонимания материала.

Проверить глубину и прочность знаний можно только при непосредственном общении со студентом.

Несмотря на все плюсы и минусы теста каждый педагог сам для себя решает, в какой степени использовать данный метод контроля.

В настоящее время существует достаточно большое количество центров, занимающихся разработкой тестовых заданий для итоговой аттестации по широкому ряду предметов [1].

Кроме того, каждый преподаватель имеет возможность разрабатывать собственные базы тестовых заданий, используя тестовые оболочки (freeware), находящиеся в свободном доступе. Средитакихоболочекможноотметитьследующие: MultiTester, UniTestSystem, RichTest, INDIGO, PikaTest, MyTest, eTest, HotPotatoes.

Однако, несмотря на наличие центров подготовки тестов и достаточно большого количества литературы, цитирующей в основном труды Аванесова В.С., посвященной данной тематике до сих пор не выработано единой методики и единых требований к правилам оформления тестовых заданий.

В связи с этим, вопрос разработки единых требований к ТЗ является актуальным.

Настоящая статья посвящена вопросам разработки ТЗ по дисциплине Информатика. Информатика входит в ряд дисциплин, где тестирование – это подходящая и удобная форма для текущего и рубежного контроля.

2. Основные этапы разработки теста

1.Отбор материала из учебной программы, который подлежит тестированию. Это может быть материал лекции или темы, охватывающей несколько лекций в случае текущего контроля, а также материал, включающий в себя несколько тем в случае рубежного контроля (зачета или экзамена). В качестве примера тем для текущего контроля можно привести следующие темы: «Системы счисления», «Архитектура персонального компьютера», «Программное обеспечение».

2.Разработка тестовых заданий. При создании БТЗ рекомендуется соблюдать оптимальный баланс заданий по структуре и значимости амтериала [2].

3.Апробация теста. Пробное тестирование проводится экспертами, компетентными в соответствующей области знаний, с целью выявления максимального количества ошибок грамматических, содержательных и технических. Эксперты проверяют соответствие теста заданной теме, сложность заданий, оценку приемлемых вариантов ответов и др.

Для тестов локального применения достаточно одного-двух экспертов, для тестов, применение которых планируется в широких масштабах, количество экспертов должно быть не менее 3-5 [2].

4.Анализ результатов пробного тестирования, исправление ошибок.

5.Формирование итоговой БТЗ.

6.Проверка теста на практике в учебном процессе.

7. Внедрение БТЗ в учебный процесс.

3. Структура тестового задания

1). Инструкция

Инструкция должна содержать четкое указание того, что должен сделать тестируемый, т.е. каким образом он должен выполнить тестовое задание. В качестве примера инструкции могут быть фразы: «Выберите верный вариант ответа», «Выберите несколько верных вариантов ответа», «Рассчитайте значение выражения и результат запишите в окно». Она должна быть составлена так, чтобы задание и способ его выполнения были поняты всеми однозначно.

2). Текст задания

По поводу формы записи текста задания существуют диаметрально противоположные мнения. Часть разработчиков считает, что текст задания должен быть сформулирован в виде вопроса. Остальные методисты считают, что тестовые задания должны быть сформулированы в виде утверждений.

Анализ литературы и опыт тестирования показывает, что отдавать предпочтение следует формулировкам заданий в виде утверждений или в виде высказываний, так как их смысл лучше улавливается тестируемыми [3].

Однако, в некоторых случаях, когда постановка задания будет более понятна для испытуемого, если она будет сформулирована в виде вопроса, можно остановиться и на этом варианте.

В любом случае не следует использовать отрицательные формулировки, так как они не сразу поддаются анализу, тем более при дефиците времени.

3). Варианты ответов для заданий открытого типа, заданий на установление правильной последовательности.

4. Типы тестовых заданий

Согласно приказу Министерства образования РФ от 17.04.2000 г. №1122 «О сертификации качества педагогических тестовых материалов» (приложение №3) при подготовке тестов рекомендуется использовать четыре формы тестовых заданий [3 - 8]: закрытые; открытые; на установление соответствия; на установление правильной последовательности.

При проектировании БТЗ для каждого теста следует использовать задания всех типов, чтобы разнообразить процесс тестирования. Во-первых, разнообразная деятельность позволяет снизить порог утомляемости, а, во-вторых, для разных элементов содержания темы подходят разные по форме задания. Например, для проверки знания определений или понимания фактического материала – закрытые задания с выбором ответов, для решения вычислительных задач – открытые задания.

Задания закрытого типа

Задания закрытого типа можно разделить на следующие виды:

задания с альтернативными ответами (в списке ответов представлено только два варианта, один из которых верный);

задание с множественным выбором (в списке ответов представлено несколько вариантов), где верным является только один вариант ответа;

задание с множественным выбором (в списке ответов представлено несколько вариантов), где верными являются несколько вариантов ответов.

Для заданий с множественным выбором оптимальное количество ответов от 3 до 6 в зависимости от количества верных вариантов ответов.

При этом не следует добиваться равенства количества правильных и неправильных ответов, т.к. испытуемые должны быть готовы к тому, что в любом задании может быть любое количество верных ответов [3].

Особое внимание нужно уделить подбору дистракторов (неправильных, но правдоподобных ответов в ТЗ с выбором одного или нескольких правильных ответов). Этот этап достаточно сложный, требующий от разработчика не формального подхода, а особенного внимания, определенного опыта и понимания логики рассуждения тестируемого [3, 9].

Примеры заданий закрытого типа

Пример 1. Тема «Информация»

Свойство информации отражать истинные характеристики процессов, явлений или объектов – это …

Укажите один из вариантов ответа.

1. Полнота 2. Достоверность 3. Точность 4. Актуальность 5. Понятность

Пример 2. Тема «Информация»

Среди представленных свойств укажите те, которые являются свойствами информации.

Выберите несколько вариантов ответов.

1. Полнота 2. Достоверность 3. Актуальность 4. Массовость 5. Результативность

Задания открытого типа

Тестовые задания открытого типа – это задания на дополнение предложенного текста пропущенным словом или словосочетанием.

Основная особенность заданий открытого типа заключается в том, что испытуемый должен сам записать ответ (число, слово или словосочетание не более чем их двух слов), а не выбирать его из списка. Эта особенность является основным преимуществом данного типа задания перед другими, т.к. она исключает возможность угадывания ответа. При этом формулировка задания должна быть такова, чтобы она обеспечивала только один единственный правильный вариант ответа.

В большинстве случаев пропуски ответов в заданиях открытого типа находятся в конце задания. Возможны случаи, когда пропуски стоят в не в самом конце тестового утверждения. Проведя анализ формулировки заданий, было установлено, что чем ближе пропуск к началу предложения, тем хуже понимается его смысл. Поэтому пропуск для ответа лучше делать как можно ближе к концу предложения [3].

Пропуск в тексте задания может быть только один, место пропущенного понятия обозначается точками. Точки ставятся на месте ключевого элемента, знание которого является наиболее существенным для контролируемого материала [10].

Пример

Верная формулировка задания

Предписание исполнителю выполнить точно определенную, конечную последовательность действий, направленных на достижение заданной цели или решения поставленной задачи – это… (алгоритм)

Неверная формулировка задания

… – предписание исполнителю выполнить точно определенную, конечную последовательность действий, направленных на достижение заданной цели или решения поставленной задачи.

Примеры заданий открытого типа

Пример 1. Тема «Системы счисления»

Сведения о фактах, концепциях, объектах, событиях и идеях, которые в данном контексте имеют вполне определенное значение – это…

Ответ запишите в окно.

Пример 2.Тема «Системы счисления»

Вычислите, чему равно значение 1011,12 в десятичной системе счисления.

Ответ запишите в окно.

Задания на установление соответствия

В каждом учебном предмете, в том числе и при изучении дисциплины Информатика, встречается информация, в которой объекты классифицируются. У каждого из этих классов существует набор свойств и характеристик, таким образом, есть возможность составления вопросов на установление соответствия этих терминов их характеристикам [3]. Данный тип задания предназначен для проверки ассоциативных знаний.

В заданиях на установление соответствия необходимо установить связь между элементами двух списков. При этом соответствие между объектами списков должно быть однозначным, т.е. одному элементу первого списка должен соответствовать только один элемент второго списка.

Оба списка могут состоять из одинакового количества позиций, но предпочтительнее, чтобы один из списков был на одну позицию длиннее. Если число элементов обоих списков будет одинаковым, то последнюю пару испытуемые выберут методом исключения.

Примеры заданий на установление соответствия

Пример 1. Тема «Программное обеспечение»

Установите соответствие между приложениями, перечисленными в левом столбце, и их назначением в правом столбце.

1. WinRar 1. Файловый менеджер
2. DoctorWeb 2. Восстановление поврежденных файлов и дисков
3. WindowsCommander 3. Архивация и разархивация данных
4. ScanDisk 4. Антивирусная программа
5. Программа дефрагментации

Пример 2. Тема «Архитектура персонального компьютера»

Установите соответствие между элементами списков.

1. Внешние запоминающие устройства 1. Сканер, манипуляторы, клавиатура
2. Устройства ввода информации 2. Модем
3. Устройства вывода информации 3. Монитор, принтер
4. Устройства связи и коммуникации 4. Накопители на гибких магнитных дисках (НГМД), накопители на жестких магнитных дисках (НЖМД)
5. Оперативное запоминающее устройство (ОЗУ)

Задания на установление правильной последовательности

Задания на установление правильной последовательности – это задания на упорядочивание предложенных понятий или данных по какому-либо принципу. Последовательность упорядочиваемых объектов должна быть однозначной и в тексте задания должно быть указание на направление последовательности.

Примеры заданий на установление правильной последовательности

Пример 1. Тема «Системы счисления»

Пронумеруйте числа, записанные в двоичной системе счисления, в порядке возрастания значений.

1.   1001 2.   1010 3.   1100 4.   1011

Пример 2. «Табличный процессор Excel»

Установите правильную последовательность действий, которую нужно выполнить, для создания в диапазоне А1:А100 последовательности четных чисел.

В ячейку А2 ввести число 4
Протянуть маркер автозаполнения до ячейки А100
В ячейку А1 ввести число 2
Выделить ячейки А1:А2 и поднести курсор в нижний правый угол

5. Объем банка заданий заданий

Объем банка тестовых заданий должен как минимум в десять раз превосходить количество заданий в выборке, предъявляемой тестируемому. Так, если в случае текущего контроля время тестирования составляет около 20 минут, т.е. проверяемому предлагается 12-15 вопросов, то БТЗ должна быть не менее 150 ТЗ. Только в этом случае каждому тестируемому будет предъявлен индивидуальный тест [3].

6. Время тестирования

Время – один из основных факторов, который необходимо тщательно планировать при составлении тестов.

Несмотря на то, что основной задачей теста является быстрое и объективное оценивание большой аудитории, каждый тест должен иметь свой оптимальный временной интервал, который с одной стороны не приведет к чрезмерной утомляемости и снижению дисциплины, а с другой стороны не будет провоцировать тестируемых на быстрое угадывание ответов.

Время тестирования зависит от типа контроля. При текущем контроле, проводимом на занятии с целью проверки степени усвоения какой-либо темы время тестирования можно ограничить 20 минутами. Для проведения рубежного контроля (зачета или экзамена) время тестирования должно быть по продолжительности не более одного занятия, т.е. не более 1,5 часов для студентов и не более 45 минут (максимум 1 часа) для школьников.

Ориентировочно на выполнение одного тестового задания отводится минимум 1 минута, а максимум – не превышает 5 минут.

7. Оценивание

Результатом тестирования является количество набранных баллов. Тем не менее, при выставлении итоговой аттестации по дисциплине, баллы необходимо перевести в отметку (по пятибалльной системе) или в форму зачет/незачет. Этап перевода баллов, набранных в результате теста, в отметку является очень важным и сложным.

В случае, если в тесте все задания имеют одинаковый уровень сложности (другими словами каждое задание оценивается по системе 1 балл, если оно выполнено верно, 0 баллов, если оно выполнено неверно), то итоговая отметка будет зависеть от количества (процента) верно решенных заданий.

Перевод осуществляется по определенному правилу, относительно которого в методической литературе и положениях о системе оценивания нет единого мнения. Разница заключается в минимальном пороге верно решенных заданий 50% или 60%. Существует две основные схемы (табл. 1).

Таблица. 1. Правила переводов баллов в отметки

Правило 1

 

Правило 2

Процент верно решенных заданий

Отметка

 

Процент верно решенных заданий

Отметка

90% – 100%

5

 

91% – 100%

5

75% – 89%

4

 

76% – 90%

4

60% – 74%

3

 

50% – 75%

3

0% – 59%

2

 

0% – 49%

2

 

 

 

 

 

60% – 100%

зачет

 

50% – 100%

зачет

0% – 59%

незачет

 

0% – 49%

незачет

Правило перевода должно быть известно тестируемому.

В случае, если в тесте задания имеют разный уровень сложности то итоговая отметка будет зависеть от количества набранных баллов, которые переводятся в отметку используя специальные алгоритмы, основанные на методах математической статистики [11].

8. Заключение

Таким образом в статье рассмотрены особенности тестирования как формы контроля знаний. Описаны его преимущества и недостатки перед другими формами контроля. Представлен алгоритм разработки тестов начиная от создания банка тестовых заданий заканчивая оцениванием результатов. Приведены примеры и описаны особенности разработки тестов применительно к дисциплине Информатика.

 


Библиографический список
  1. http://www.vep.ru
  2. Пучков Н.П., Брянкин К.В., Майстренко Н.В. Разработка банков тестовых заданий: методические рекомендации. – Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2008. – 64 с.
  3. Оформление тестовых заданий для компьютерного тестирования. Памятка для преподавателя. – Челяинск: ЮУрГУ, 2012. – 9 с.
  4. Аванесов В.С. Композиция тестовых заданий. – М.: АДЕПТ, 1998. – 217 с.
  5. Аванесов В.С. Научные проблемы тестового контроля знаний. – М., 1994. – 135 с.
  6. Аванесов В.С. Теоретические основы разработки заданий в тестовой форме: пособие для профессорско-преподавательского состава высшей школы. – М., 1995. – 95 с.
  7. Аванесов В.С. Форма тестовых заданий. – М., 1991. – 137 с.
  8. Ивлиев М.К.Разработка тестовых заданий для компьютерного тестирования: Учебно-методическое пособие. – М.: ИМПЭ им. А.С. Грибоедова, 2001. – 69 с.
  9.  https://ru.wikipedia.org/
  10. Майоров А.Н. Теория и практика создания тестов для системы образования. (Как выбирать, создавать и использовать тесты для целей образования). – М.. «Интеллект-центр». 2001. – 296 с.
  11. Казиев В.М. Введение в практическое тестирование. – Интернет-университет информационных технологий (ИНТУИТ.ру), 2008. – 98 с.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Фомина Елена Евгеньевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация