ПОСТРОЕНИЕ МНОГОМЕРНОЙ МОДЕЛИ ДАННЫХ

Седнева Дарья Александровна1, Махмутова Марина Владимировна2
1Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова, студентка группы ФИПИб-13 института Энергетики и Автоматизированных Систем
2Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры прикладной информатики

Аннотация
В данной статье рассмотрено описание метаданных для много мерной модели данных.

Ключевые слова: киоск данных, метаданные, многомерная модель, хранилища данных


CREATION OF MULTIDIMENSIONAL MODEL OF DATA

Sedneva Daria Aleksandrovna1, Makhmutova Marina Vladimirovna2
1Nosov Magnitogosk State Technical University, student of FIPIB-13 group of institute of Power and the Automated Systems
2Nosov Magnitogosk State Technical University, candidate of pedagogical sciences, associate professor of applied informatics

Abstract
In this article the description of metadata for many measured model of data is considered.

Рубрика: 05.00.00 ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Седнева Д.А., Махмутова М.В. Построение многомерной модели данных // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 3 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2016/03/65395 (дата обращения: 29.03.2024).

В настоящее время предприятия чрезвычайно актуальной является хранения большого количества информации, которая непременно должна находиться на предприятии. По мере своего развития и накопления информации, организация внедряет технологии хранилищ данных.

В данной статье мы рассмотрим построение многомерной модели данных для киоска предприятия «Винтики и Болтики».

Для начала определимся, что же такое хранилище данных. “Data Warehouse” (DW) – хранилище данных – это база, в которой собираются “данные” для последующего их анализа под конкретную решаемую задачу. Хранилище данных,  по сути, представляет собой центр, в который собирается вся необходимая информация из различных подразделений предприятия.

Перед построением многомерной модель киоска данных, нужно провести анализ предметной области, выявить типовые запросы, на которые должна будет отвечать система, а так же выявить таблицу фактов, метрики, которые будет рассчитывать система, таблицы измерений.

Данный анализ представлен в постановке задачи.

1. Постановка задачи.

Оплата по договорам за продукцию.

Основная деятельность предприятия «Винтики и Болтики» заключается в производстве изделий: проволоки, шурупов, гвоздей, дюбелей и других изделий различного типа и профилеразмеров из проволоки различного диаметра и сортамента. Производство проволоки и крепежных изделий производится как по заказу покупателя, так и для свободной продажи по рекомендациям маркетингового отдела. Предприятие имеет склады сырья, готовой продукции. На предприятии имеется производственные цеха по изготовлению проволоки и участок упаковки готовых изделий. Готовая продукция отгружается покупателю со склада (если данный товар имеется в наличие склада), либо с завода после изготовления.

Предприятие имеет три основные точки по России, а так же филиалы в других городах.

Оплата сырья производимого предприятием производится двумя способами:

  • Оплата наличными средствами в кассе предприятия (либо в филиале предприятия);
  • Оплата безналичными средствами через банк.

Киоск данных нашей компании предназначен для анализа продаж и формирование отчетности о доходах от продаж и количестве продаваемой продукции за конкретный период. Типовые запросы, на которые система должна давать ответы, следующие:

  1. Какова величина общей прибыли за определенный период времени по трем основным точкам предприятия.
  2. Какова величина общей прибыли за определенный период времени по всем филиалам предприятия.
  3. Отчет о количестве продаж по каждой производимой продукции предприятия.
  4. Выявление самой продаваемой продукции за определенный период.
  5. Выявление менее продаваемой продукции за определенный период.
  6. Выявление остатков продукции на всех складах предприятия за определенный период.

После анализа предметной области и выявления типовых запросов, на которые должна отвечать система были выявлены следующие факты, метрики, измерения и консольные таблицы.

Факт: продажи.

Метрики: объем продаж, доходы, процент наличной оплаты ко всей.

Измерения: клиент, продукция, время, оплата, основная точка.

Консольные таблицы: предприятие, покупатель.

2. Построение многомерной  модели киоска данных для анализа продаж по договорам за продукцию

После анализа предметной области строится многомерная модель киоска данных «Продажи». Тип многомерной модели в данном случае – это снежинка, так как помимо таблиц измерений у нас есть консольные таблицы. Источником данных для киоска данных является фрагмент БД системы.

Рисунок 1 – Многомерная модель киоска данных

3. Метаданные уровня модели

Важным моментом в построении является описания репозитория, где описываются все необходимые метаданные.  Рассмотрим метаданные трех уровней:

  • метаданные уровня модели;
  • метаданные уровня таблицы фактов;
  • метаданные уровня таблиц измерений

Метаданные – информация, необходимая для управления хранилищем данных. Это «данные о данных», они содержат полное описание логической и физической структуры данных, информацию обо всех элементах Хранилища, способы извлечения информации из различных источников, методы их преобразования из различных структур и форматов и доставки в хранилище.

Рассмотрим метаданные уровня модели, где описываются назначение модели, ее автор, а так же свойства, определенные пользователем.

Рисунок 2 – UDP уровня модели

При описании метаданных уровня таблицы фактов мы прописываем свойства, определенные пользователем, правила манипулирования данными. Источниками для таблицы фактов являются измерения, с помощью которых могут быть рассчитаны метрики (см. рис. 3).

Рисунок 3 – Расчет метрик в таблице фактов 

При описании репозитория таблиц измерений описываются свойства, определенные пользователем, правила манипулирования данными, а так же прописываются источники для характеристик.

Источниками данных для характеристик таблиц измерений являются фрагменты реляционных баз данных (см. рис 4).

Рисунок 4 – Правила манипулирования данными

Рассматривая и анализируя предметную область, была построена многомерная модель  киоска данных типа «снежинка» для предприятия «Винтики и Болтики», а так же описан весь репозиторий модели.


Библиографический список
  1. Махмутова М.В., Махмутов Г.Р. Создание схемы данных для сервера Oracle с помощью Allfusion Erwin Data Modeler / Научныетруды SWorld. 2010. Т. 3. № 2. С. 58a-61.
  2. Назарова, О.Б., Масленникова, О.Е. Разработка реляционных баз данных с использованием CASE-средства ALL FusionDataModeler: учеб.пособие/О.Б. НазароваО.Е. Масленникова. -Москва: Изд-во «ФЛИНТА», 2013. -74 с.. -Библиогр.: с. 52. -500 экз.. -ISBN 978-5-9765-1601-4


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Седнева Дарья Александровна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация