Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения включают требования к:
- «результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования;
- к структуре основной образовательной программы начального общего образования, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объему, а также к отношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса;
- к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям» [1, стр. 1].
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин [2]. Принципиальным отличием стандартов второго поколения является необходимость достижения не только предметных, но и метапредметных результатов. Метапредметные результаты представляют собой освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями. Таким образом, от успешности формирования у обучающихся универсальных учебных действий зависит полнота реализации требований ФГОС.
Ключевой фигурой в процессе формирования УУД у обучающихся является учитель, от уровня компетентности которого, зависит успешность достижения метапредметных результатов. Анализ профессиональных затруднений педагогов государственного бюджетного общеобразовательного учреждения школы № 604 Пушкинского района Санкт-Петербурга показал, что они испытывают наибольшие затруднения по следующим направлениям профессиональной деятельности:
- отсутствие внутренней нормативно-правовой документации по регламентирующей обязанности учителя по достижению метапредметных результатов;
- создание рабочих программ учебных предметов и курсов внеурочной деятельности;
- недостаточность методической подготовки, практических знаний по вопросам формирования УУД у обучающихся.
Функциональной обязанностью административных работников общеобразовательных организаций (далее ОО) выступает создание достаточной локальной нормативно-правовой базы, регламентирующей процесс достижения метапредметных результатов.
ГБОУ № 604 – школа-новостройка, и функционирует 2-й год, и поэтому одной из первоочередных задач для администрации школы стала необходимость создания нормативных актов, в том числе по проблеме достижения метапредметных результатов.
Проведя контент-анализ около 500 локальных нормативно-правовых актов общеобразовательных организаций по вопросам внутришкольной регламентации процесса достижения метапредметных результатов, мы обнаружили, что единственным документом, который содержит упоминание о необходимости и общих положениях организации достижения метапредметных результатов является основная образовательная программа ОО.
В связи с этим перед администрацией ГБОУ № 604 была поставлена задача создания, совершенствования, модификации действующих локальных нормативно-правовых актов общеобразовательной организации в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации по достижению планируемых метапредметных результатов, разрешение которой и привело к созданию Модели нормативно-правового обеспечения процесса достижения метапредметных результатов.
Школьный документооборот в области регламентации процесса достижения метапредметных результатов структурирован и содержит определенный перечень документов. Разработанная динамическая модель включает 4 взаимосвязанных модуля:
- модуль «Нормативно-правовые документы, устанавливающие требования к метапредметным результатам»;
- модуль «Локальные нормативно-правовые акты регламентирующие место, цели и задачи по достижению метапредметных результатов»;
- модуль «Локальные нормативно-правовые акты регламентирующие функциональные обязанности работников по достижению метапредметных результатов»;
- модуль «Локальные нормативно-правовые акты, необходимые для осуществления планирования и контроля эффективности достижения метапредметных результатов».
Выделение данных модулей отражает основные этапы работы по управлению документальным обеспечением процесса достижения метапредметных результатов.
Так, модуль «Нормативно-правовые документы, устанавливающие требования к метапредметным результатам» включает основополагающие общеизвестные документы, к которым относятся:
- Закон Российской Федерации от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 N 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 N 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
- Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 N 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
- Закон Санкт-Петербурга от 26.07.2013 N 461-83 «Об образовании в Санкт-Петербурге»;
- Примерная основная образовательная программа начального общего образования;
- Примерная основная образовательная программа основного общего образования, и др.
По нашему мнению, работа по документальному обеспечению процесса достижения метапредметных результатов должна начинаться с анализа предложенных в модуле документов.
В модуле «Локальные нормативно-правовые акты регламентирующие место, цели и задачи по достижению метапредметных результатов» представлены разработанные и модифицированные к особенностям ГБОУ № 604 проекты локальных нормативно-правовых актов. К ним относятся:
- Положение о порядке разработки и утверждения основных образовательных программ;
- Положение о рабочей программе учителя;
- Положение о постоянно действующем семинаре как форме работы с руководящими и педагогическими работниками;
- Положение о Творческой группе учителей;
- Положение о психологическом сопровождении реализации основных образовательных программ.
В модуле «Локальные нормативно-правовые акты регламентирующие функциональные обязанности работников по достижению метапредметных результатов» содержаться проекты локальных нормативно-правовых актов. К ним относятся:
- Должностная инструкция заместителя директора по УВР;
- Должностная инструкция заместителя директора по ВР;
- Должностная инструкция методиста;
- Должностная инструкция педагога;
- Должностная инструкция классного руководителя;
- Должностная инструкция педагога-психолога;
- Положение о портфолио педагога.
В модуле «Локальные нормативно-правовые акты, необходимые для осуществления планирования и контроля эффективности достижения метапредметных результатов» представлены проекты следующих локальных нормативно-правовых актов:
- Положение о системе оценки достижения планируемых результатов ООП НОО;
- Положение о системе оценки достижения планируемых результатов ООП ООО;
- Положение об обеспечении преемственности в достижении метапредметных планируемых результатов при переходе с уровня начального общего образования на уровень основного общего образования;
- Положение о внутренней системе оценки качества образования;
- План ВШК на уровне начального общего и основного общего образования (достижение метапредметных результатов);
- Положение об индивидуальном учете метапредметных и личностных результатов освоения обучающимися образовательных программ;
- План методического сопровождения достижения планируемых метапредметных результатов.
Представленные универсальные проекты локальных нормативно-правовых актов позволяют внедрить Модель в деятельность общеобразовательной организации, что повышает эффективность общего управления достижением планируемых метапредметных результатов за счет регламентации коммуникаций между администрацией, педагогическим коллективом, по самым важным вопросам образовательного процесса – вопросам объективной оценки и учете метапредметных достижений обучающихся.
Эффективность использования инновационного продукта подтверждается результатами внешних оценочных процедур и внутренних мониторинговых исследований, а также востребованностью продукта педагогическим сообществом Санкт-Петербурга и регионов Российской Федерации.
Библиографический список
- Приказ Минобразования РФ «Об утверждении и введении в действие федерального государственного стандарта начального общего образования: приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 N 373» (ред. от 31.12.2015 г.).
- Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2008.
Количество просмотров публикации: Please wait