ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ ПРАВОСОЗНАНИЯ КАК ПОКАЗАТЕЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРИГОДНОСТИ МЕДИЦИНСКОГО РАБОТНИКА

Агеева Наталия Алексеевна
Ростовский государственный медицинский университет
кандидат философских наук, доцент кафедры истории и философии

Аннотация
В статье рассматриваются причины нарушения этико-правовых норм работниками российской системы здравоохранения. Расследовать все случаи правонарушений и наказывать виновных «здесь и сейчас» надо, но гораздо важнее закладывать основы правосознания подрастающего поколения россиян, начиная с самого детства: в семье, дошкольных учреждениях, школах, колледжах, вузах. На сегодняшний день в системе медицинского образования созрела необходимость проверки не только уровня исходных знаний абитуриентов, но и выявления уровня их правосознания.

Ключевые слова: биоэтика, врачебный менталитет, вступительные испытания, модернизация здравоохранения, правосознание, профессиональное волонтерство, система менеджмента качества, этический кодекс


HIGH LEVEL OF LEGAL AWARENESS AS AN INDICATOR OF VOCATIONAL FITNESS OF THE MEDICAL PROFESSION

Ageeva Nataliya Alekseevna
Rostov State Medical University
Candidate of philosophical science, associate professor of History and Philosophy Department

Abstract
In the article there is a review of the reasons of contempt of the ethical-legal law by employees of the Russian Health Care system. To investigate all cases of the contempt and to punish the culprits “here and now” is important but much more important is to lay the basis of legal awareness of the growing generation of the Russians starting from the very childhood: in families, pre-school establishments, schools, colleges, higher educational establishments. Nowadays in the system of medical education there has been formed a necessity to check not only the level of the entrants’ basic knowledge but also identifying of their legal awareness level.

Keywords: bioethics, code of ethics, entrance exams, Health Care System modernization, legal awareness, medical mentality, professional volunteering, Quality management system


Рубрика: 14.00.00 МЕДИЦИНСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Агеева Н.А. Высокий уровень правосознания как показатель профессиональной пригодности медицинского работника // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 1 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2016/01/62771 (дата обращения: 15.03.2024).

Время от времени российскую общественность будоражат из ряда вон выходящие случаи антигуманного и преступного отношения медицинских работников к пациентам. Резонансными темами в СМИ и блогосфере стали серии селфи врачей на фоне пациентов, лежащих в операционной. Особо «отличились» медики из Перми, которые выложили в сеть постановочные фотографии, где они якобы пьют донорскую кровь, пока пациент находится без сознания. Вопиющие случаи грубого нарушения этико-правовых норм со стороны членов медицинского сообщества становятся достоянием гласности и получают общественный резонанс. Так, например, случай жестокого обращения с пациентом произошел в 2014 году, где на видеозаписи, сделанной в пермской больнице, анестезиолог бьет в лицо и грудь больного, находящегося в реанимации.

Болью в сердцах граждан России отозвалась трагическая история, случившаяся в ноябре 2014 года с малышом из Тулы, который по халатности медицинского персонала получил ожоги (около 80% тела и 15% внутренних органов) от взорвавшейся лампы в Центральном родильном доме. В ходе ежегодной пресс-конференции глава государства В.В. Путин по этому поводу сказал: «Случай вопиющий, ужасный. Без слез об этом говорить невозможно. Сколько денег ни давай – все равно будут люди, которые с преступной халатностью относятся к выполнению своих обязанностей, и за этим надо следить» [1]. Такие случаи показательны для всей страны, поскольку указывают на профессиональную непригодность некоторых членов медицинского сообщества и отсутствие должного надзора за деятельностью органов здравоохранения со стороны региональных властей. Нам всем нужно извлекать из случившегося уроки и делать все возможное, чтобы сократить количество дефектов оказания медицинской помощи [2].

2015 год запомнился россиянам видеозаписью февральского инцидента с фельдшерами «скорой помощи» города Санкт-Петербурга, которые за руки и ноги без носилок волокли по подъезду и лестнице пациента, находящегося в бесчувственном состоянии, затем, уложив его на сырой асфальт у автомобиля, нанесли ему несколько ударов тряпкой и ногами, после чего потерпевшего погрузили в салон автомобиля, оставив лежать на полу. В результате масштабных проверок городской станции «скорой помощи», инициированных Минздравом РФ, были выявлены комплексные проблемы в организации работы медиков. С главными «героями» видеозаписи, грубо обращавшимися с пациентом, были прекращены трудовые отношения и возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного статьей 124 УК РФ «неоказание помощи больному». К слову сказать, отговорки медицинских работников о проблемах с транспортировкой пациентов не принимаются, поскольку по инструкции фельдшеры имеют право привлекать к этому сотрудников МЧС и прохожих, чего сделано не было.

Многие помнят «летний фоторепортаж» тюменского врача-неонатолога областной клинической больницы № 2, которая опубликовала в соцсети фото с младенцем, оставленным в беби-боксе. Руководство ЛПУ сочло поступок врача неэтичным и трактовало его как разглашение персональной информации. Вызывает недоумение тот факт, с какой легкостью врач с десяти летним стажем работы нарушила закон «О защите персональных данных». Что это? Демонстрация невежества в понимании законодательства РФ [3] или низкий уровень правосознания у медицинского работника?

Все люди ошибаются, но дефекты оказания медицинской помощи обходятся слишком дорого пациентам и государству в целом. Сотрудников «Первого Санкт-Петербургского государственного медицинского университета имени академика Павлова» (хирурга и медсестру), забывших 20 ноября 2015 года после операции кесарева сечения в теле роженицы хирургическую пеленку, – уволили. В отношении медицинских работников возбудили уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного статьей 238 УК РФ «оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни или здоровья потребителей».

В декабре 2015 года пермских врачей наказали за селфи, на котором девушка-врач позирует на фоне пациента с ножевым ранением. В связи с данным нарушением врачебной этики службу «скорой помощи» в Перми внепланово проверили сотрудники Росздравнадзора. Подобные действия медицинских работников недопустимы с точки зрения биоэтики и аморальны с общечеловеческой точки зрения. Н.А. Вялых предлагает «ввести прозрачную и понятную систему санкций не только по отношению к медицинскому персоналу за немотивированный отказ от госпитализации или необоснованную длительность ее ожидания, но и по отношению к СМО, в которой застрахован потребитель» [4, с. 295]. Автор справедливо отмечает, что СМО и медицинские организации должны разделять риски неоказания или неадекватного, несвоевременного оказания медицинской помощи.

Новый 2016 год начался с череды трагических новостей из Белгорода и Омска. В Белгороде был уволен главврач больницы № 2, где накануне новогодних праздников хирург с кулаками набросился на одного из пациентов, тот упал от резкого удара в голову и умер. В этой связи в больнице была проведена проверка «соблюдения федерального законодательства в части оказания медицинской помощи, исполнения трудового законодательства и других требований, регламентирующих работу медицинских учреждений». Уволены все сотрудники больницы, присутствовавшие при избиении пациента и лица его сопровождавшего. Зачинщику драки грозит до 15 лет лишения свободы (ч. 4, ст. 111 УК РФ).

Менее трагично закончилась поножовщина омских медсестер в больнице. Все началось банально: с игнорирования правил внутреннего распорядка ЛПУ, затем переросло в нарушение должностной инструкции и норм профессиональной этики, а закончилось – умышленным причинением тяжкого вреда здоровью (ч. 2, ст. 111 УК РФ). Из-за пьяной драки с ножевым ранением обе участницы конфликта уволены из медицинского учреждения. Злоумышленнице грозит до 10 лет лишения свободы.

На криминальную хронику в контексте медицинской деятельности люди реагируют по-разному. Одни выступают на стороне медицинских работников, другие – сочувствуют жертвам произвола и халатного отношения, третьи – безразличны к произошедшему, поскольку их личные интересы не затронуты, а чужая боль не волнует, четвертые – в оценочных суждениях ориентируются на Божьи заповеди и этико-правовые нормы, бытующие в обществе. Разброс во мнениях свидетельствует как о низком, так и о высоком уровне правосознания наших граждан. Справедливости ради стоит отметить, что у медицинских работников по призванию уровень правосознания априори должен быть высокий, так как им россияне доверяют главное – жизнь и здоровье.

К сожалению, на основании вышеизложенных фактов создается впечатление, что воспитанием будущих медицинских работников плохо занимались в семье, дошкольных учреждениях, школах, колледжах и вузах. По всему видно, что у «звезд» Интернета в белых халатах низкий уровень правосознания. Иначе бы они не порочили славу российского медика своими неблаговидными поступками.

В контексте данного исследования необходимо остановиться на рассмотрении причин нарушения этико-правовых норм работниками российской системы здравоохранения. Большинство правонарушений, совершаемых медиками, являются следствием их бездуховности, невежества, невнимательности, недисциплинированности, безнаказанности и вседозволенности. Расследовать все случаи правонарушений и наказывать виновных «здесь и сейчас» надо, но гораздо важнее закладывать основы правосознания подрастающего поколения россиян, начиная с самого детства: в семье, дошкольных учреждениях, школах, колледжах, вузах [5]. На сегодняшний день в системе медицинского образования созрела необходимость проверки не только уровня исходных знаний абитуриентов, но и выявления уровня их правосознания.

В каждом из нас действуют две силы, зачастую противопоставленные друг другу: сила инстинкта и сила духа. Инстинкт, не обузданный духом, делает человека хищным, коварным и жестоким. Именно такого «дикого» и «злого» человека с «веселым брюхом» и «грубым» нравом с восторгом описал Ф. Ницше в своем антихристианском произведении «Воля к власти». В этой связи И.А. Ильин точно подметил: «Человек голого инстинкта не ведает ни веры, ни совести, ни жалости, ни чести; он посмеивается над честностью, презирает доброту, не верит ни в какие принципы. Для него все хорошо, что ему выгодно» [6, с. 35]. Бездуховному инстинкту противостоит дух в человеке, а правосознание есть одно из его проявлений: «я есть личность с духовным достоинством и правами, я знаю, что мне можно, должно и чего нельзя; и такую же свободную и ответственную личность я чту в каждом другом человеке» [6, с. 36]. Исходя из размышлений И.А. Ильина, людей можно условно разделить на две основные группы граждан, имеющих: здоровое правосознание и уродливую форму правосознания. Если у медицинского работника низкий уровень правосознания, то он даже после наказания не осознает своей вины, а лишь озлобится, станет более изворотлив и ухищрен в своих злодеяниях.

Жизнь современного общества не стоит на месте, все вокруг пребывает в движении и претерпевает изменения. Повышение требований к качеству предоставляемых услуг в сферах образования и здравоохранения требует внедрения системного подхода к организации процесса социализации и обучения студентов-медиков с целью их дальнейшей эффективной профессиональной деятельности. Государство в целом и медицинское сообщество в частности обеспокоены снижением уровня социального доверия к качеству медицинского образования и оказываемых в ЛПУ услуг населению [7, с. 97].

Коррупционная составляющая в работе системы здравоохранения способствует созданию негативной морально-этической ситуации в обществе. Она деструктивно воздействует на систему государственного управления, углубляет дискриминацию пациентов по их социальному статусу, приводит к массовому нарушению конституционных прав и свобод граждан, способствует утверждению приоритета «платных» медицинских услуг над «бесплатными», усиливает недоверие народа к власти, снижает возможности экономического роста страны и т.д. [8, с. 49].

Повышение/снижение уровня социального доверия в обществе во многом зависит от уменьшения/увеличения количества дефектов оказания медицинской помощи, что, в свою очередь, свидетельствует о высоком/низком качестве образования в медицинских вузах и степени сформированности у выпускников нравственных императивов врачебной деятельности. Качество работы в медицинских вузах планируется проверять не только через мониторинг удовлетворенности потребителя на уровне студентов в период обучения, но и впоследствии на уровне работодателей, которые будут оценивать профессионализм трудоустроившихся в медучреждения выпускников. Таким образом, вузы, выпускники, ЛПУ и пациенты заинтересованы в качественной подготовке будущих врачей и их успешной работе в рамках этико-правового поля. Следовательно, модернизация системы здравоохранения РФ должна начинаться с  создания условий для социализации личности студентов-медиков в педпроцессе медицинского вуза и продолжаться благодаря дальнейшему улучшению работы службы менеджмента качества и этических комитетов в ЛПУ страны [9, с. 41].

В связи с участившимися случаями нарушения этико-правовых норм медицинскими работниками, Минздравом РФ было принято решение о создании Этического кодекса студента-медика и Кодекса этики работников системы здравоохранения. Этический кодекс студента-медика был принят 25 марта 2015 года на четвертом Всероссийском форуме медицинских и фармацевтических вузов. Безусловно, соблюдать этические нормы нужно со студенческих лет. В этическом кодексе детализированы правила поведения студентов-медиков в сети Интернет. Неприемлемы разного рода видеоролики, фото и дискуссии, порочащие профессию. Нарушением норм профессиональной этики студентом-медиком, интерном, ординатором являются: обсуждение клинических случаев и историй болезни реальных пациентов, публикация фото и видеоматериалов, связанных с процессом обучения.

В период обучения важно проводить постоянный мониторинг поведения студентов-медиков во время аудиторной и внеаудиторной деятельности, в быту и сети Интернет. Значимую роль в этом играют старосты и кураторы групп. Если студент-медик оскорбляет однокурсников, некорректно отзывается о педагогах, нарушает правила внутреннего распорядка учебного заведения, пропускает без уважительной причины лекции и практические занятия, вступает в конфликты с окружающими, устраивает пьяные дебоши, попадает в поле зрения правоохранительных органов, то какой из него будет медицинский работник? К слову сказать, в п. 73 Стратегии национальной безопасности РФ отмечено, что не полностью сформированная нормативно-правовая база в сфере охраны здоровья граждан является одним из факторов, негативно влияющих на безопасность страны. Остается надеяться, что проект кодекса этики работников системы здравоохранения, выставленный на всеобщее обсуждение, в 2016 году будет утвержден.

Ценность общественного строя измеряется теми условиями, которые государство создает для борьбы со Злом и преодоления наиболее опасных его проявлений. Вечны не Добро и Зло сами по себе, но вечно их противоборство. В Добре воплощается прогрессивная линия развития общества, Зло же является тупиковой ветвью, ведущей к регрессу [10]. Все это актуализирует разработку комплекса мер воздействия на организм человека и общества путем «воспитания доминант» (упражнения в правильном поступке) или сознательного создания новых доминант (социокультурные образцы) [11, с. 117]. Это предполагает интеграцию накопленных в науке знаний и создание условий для развития комплексных междисциплинарных исследований человека с целью изучения роли зеркальных нейронов в процессе социализации личности и консолидации общества [12, с. 9]. Актуальные проблемы формирования врачебного менталитета и профессиональной идентичности студентов-медиков поднимались в ряде опубликованных работ [13; 14; 15; 16; 17; 18; 19; 20; 21; 22; 23].

Популяризация духовных ценностей должна начинаться со школы и продолжаться в вузах, особенно медицинских. В этом процессе важна личность преподавателя как главного ретранслятора культурных и социальных норм при обучении студентов [24]. На данный момент в модернизации нуждается вся система медицинского образования. Необходимо разрушить старый шаблон, согласно которому единый целенаправленный процесс образования делился на несколько сфер: обучение, воспитание, наука. Создание условий для всестороннего развития личности человека предполагает разработку эффективного механизма функционирования образовательного учреждения, берущего за основу Стратегию национальной безопасности РФ и Государственную программу «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016–2020 годы».

На наш взгляд, единым стержнем стратегии государственной политики в деле возрождения духовно-нравственных основ российской общества может стать разработка единых подходов воспитания и обучения, исходя из принципов биоэтики – как нового синтетического направления современной науки, центрированного на общечеловеческие ценности и ориентирующего подрастающее поколение на преобразующее-созидательную активность в деле сохранения жизни на земле [25, с. 162].

«Биоэтика – междисциплинарная система научного и вненаучного знания о главенстве общечеловеческих ценностей в деле сохранения жизни на Земле, о закономерностях и свойствах взаимодействия человека с окружающей средой, проявляющихся в аксиологическом измерении его отношения к самому себе, другим людям, природе, обществу и миру в целом <…> Безопасность биосоциальной природы человека может быть обеспечена посредством воспитания социальной ответственности у индивидов и создания этико-правовых барьеров в практической деятельности, разработанных и объединенных в биоэтике как интегральной дисциплине, социальном институте и новой идеологии, утверждающей ценности жизни на Земле» [26, с. 81].

В заключении хотелось бы отметить, что волонтерская деятельность является не только важным институтом социального, культурного, экономического и экологического развития, но и эффективным средством социализации молодежи и формирования основ их правосознания. Именно профессиональное волонтерство [27] может стать той образовательной магистралью, которая проложит путь от знаний студента-медика к его умениям, навыкам и дальнейшим поступкам. Опыт профессионального волонтерства впоследствии станет опорой и крепостью духа медицинского работника, когда ему придется делать свой осознанный выбор, руководствуясь при этом этико-правовыми нормами и интересами пациента, а не собственными страстями и инстинктами.


Библиографический список
  1. Большая пресс-конференция Владимира Путина / [Электронный ресурс]. – Режим доступа.  – URL:  http://www.kremlin.ru/events/president/news/50971 (дата обращения 24.01.2016).
  2. Агеева Н.А. Дефекты оказания медицинской помощи: проблемы и пути решения // Universum: Медицина и фармакология. – 2014. – № 6 (7). – С. 2.
  3. Агеева Н.А. Социокультурный аспект невежества // Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история. – 2014. – № 35. – С. 69–74.
  4. Вялых Н.А. Агенты и условия формирования доступной среды медицинского обеспечения в России // Гуманитарные и социальные науки. – 2015. – № 3. – С. 290–299.
  5. Агеева Н.А. Духовные скрепы как важный фактор становления и развития гражданского общества // Современные научные исследования и инновации. – 2015. – № 4-4 (48). – С. 111–117.
  6. Ильин И.А. Почему мы верим в Россию: Сочинения / И.А. Ильин. – М.: Эксмо, 2008. – 912 с.
  7. Агеева Н.А. Системный подход к этико-правовому регулированию медицинской деятельности  // Современные научные исследования и инновации. – 2015. – № 4-5 (48). – С. 97–102.
  8. Агеева Н.А. Коррупция в системе здравоохранения РФ как уродливая форма правосознания индивидов // Гуманитарные и социальные науки. – 2014. – № 1. – С. 48–56.
  9. Агеева Н.А. Система менеджмента качества как эффективная форма работы по сокращению количества дефектов оказания // Жизнь без опасности. Здоровье. Профилактика. Долголетие. – № 1, Т. 10. – 2015. – С. 38–41.
  10. Шаповал Г.Н. Образы зла в художественной культуре: дис. канд. филос. наук: Ростов-на-Дону, 2002. – 166 с.
  11. Агеева Н.А. Учение о доминанте А.А. Ухтомского в контексте гуманизации и гуманитаризации науки и образования // Современные научные исследования и инновации. – 2014. – № 10-2 (42). – С. 117–122.
  12. Агеева Н.А. Роль зеркальных нейронов в процессе социализации личности и консолидации общества // Современные научные исследования и инновации. – 2015. – № 1-3 (45). – С. 5–11.
  13. Инновационные технологии в медицине XXI века. Матросова И.В., Евдокимов В.В., Каскаева Д.С., Петрова М.М., Теппер Е.А., Евсюков А.А., Ольховская Е.И., Косенко П.М., Вавринчук С.А., Милютин С.М., Карташова Е.А., Сарвилина И.В., Трофимович Ю.Г., Черданцев Д.В., Большаков И.Н., Шестакова Л.А., Котиков А.Р., Козлов В.В., Чайкин Д.А. St. Louis, Publishing House Science and Innovation Center, Ltd. – 2013. – 324 с.
  14. Шаповал Г.Н. Профессиональная и этническая идентификация студентов-медиков в контексте интернационального обучения // Инновации в науке. – 2015. – № 43. – С. 158–164.
  15. Шаповал  Г.Н.  Учебная  экскурсия  как  способ  активизации  познавательной  деятельности  в  ходе  обучения  иностранных  студентов  // В сборнике:  ОБРАЗОВАНИЕ И НАУКА: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ  Всероссийская  научно-практическая  конференция  с  международным  участием.  –  2014.  –  С.  106–109.
  16. Шаповал Г.Н. Поддержание высокого уровня мотивации обучения в ходе социализации личности иностранного студента медицинского вуза // Гуманитарные и социально-экономические науки. – 2015. – № 1 (80). – С. 81–84.
  17. Шаповал Г.Н. Роль социально-полезной деятельности в ходе становления гражданско-правовой активности у студентов-медиков // Инновации в науке. – 2015. – № 48. – С. 86–90.
  18. Шаповал  Г.Н.  Соотношение компетентностного подхода и качества образования в процессе инкультурации иностранных студентов// Современные научные исследования.  –  2012.  –  №  4 (1).  –  С. 21.
  19. Агеева Н.А. Биоэтическое измерение проблем жизни и смерти человека в условиях инновационного общества // Современные научные исследования и инновации. – 2014. – № 9-2 (41). – С. 5–10.
  20. Агеева Н.А. Теоретическое обоснование биоэтики в контексте гуманизма // Экономические и гуманитарные исследования регионов. – 2014. – № 4. – С. 36–41.
  21. Карташова Е.А. Пути преодоления невежества в рамках педпроцесса медицинского вуза // В сборнике: НАУКА СЕГОДНЯ, сборник научных трудов по материалам VII международной научно-практической конференции: в 4 частях. Научный центр «Диспут». – 2015. – С. 48–50.
  22. Карташова Е.А. Междисциплинарный подход к изучению человека в педпроцессе медицинского вуза // Современные научные исследования и инновации. – 2015. – № 12.
  23. Шаповал Г.Н., Камалова О.Н. Особенности адаптационных процессов при организации учебно-воспитательной работы с иностранными студентами // Гуманитарные и социально-экономические науки. – 2011. – № 3. – С. 93–97.
  24. Шаповал Г.Н. Личность преподавателя как главного ретранслятора культурных и социальных норм при обучении иностранных студентов // Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история. – Новосибирск, 2013. – № 32. – С. 49–54.
  25. Агеева Н.А. Социальное воспитание как ведущий фактор всестороннего развития личности детей и молодежи // Гуманитарные научные исследования. – 2015. – № 2 (42). – С. 162–170.
  26. Агеева Н.А. На пути из «века биологии» в «век антропологии» // Гуманитарные научные исследования. – 2014. – № 12-1 (40). – С. 75–82.
  27. Агеева Н.А. Профессиональное волонтерство как эффективное средство социализации студенчества // Гуманитарные научные исследования. – 2015. – № 1-2 (41). – С. 76–82.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Агеева Наталия Алексеевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация