РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ПО ТРАНСПОРТНОМУ НАЛОГУ ДЛЯ ЛЕГКОВОГО АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА

Терехов Андрей Михайлович1, Терехова Анна Валерьевна2, Николенко Полина Григорьевна3, Попова Ирина Юрьевна4
1Институт пищевых технологий и дизайна – филиал ГБОУ ВО «Нижегородский государственный инженерно-экономический университет», заведующий кафедрой «Сервис и экономика сферы услуг»
2Институт пищевых технологий и дизайна – филиал ГБОУ ВО «Нижегородский государственный инженерно-экономический университет», кандидат сельскохозяйственных наук, доцент кафедры «Товароведение и экспертиза качества»
3Институт пищевых технологий и дизайна – филиал ГБОУ ВО «Нижегородский государственный инженерно-экономический университет», кандидат экономических наук, доцент кафедры «Сервис и экономика сферы услуг»
4Институт пищевых технологий и дизайна – филиал ГБОУ ВО «Нижегородский государственный инженерно-экономический университет», преподаватель кафедры «Сервис и экономика сферы услуг»

Аннотация
Действующая система налогообложения России требует модернизации, необходимость которой обусловлена развитием экономических отношений и форм хозяйствования в различных отраслях. Развитию системы налогообложения транспортным налогом в данном аспекте следует уделить особое внимание, так как транспортный налог затрагивает и граждан, и организации, влияет на ценообразование в производственной сфере и сфере услуг. Рассмотренные в статье предложения по транспортному налогу будут способствовать более эффективному перераспределению и расходованию собранных средств.

Ключевые слова: методика расчета транспортного налога, модернизация, налоговая ставка, налогообложение, транспортный налог


THE DEVELOPMENT OF THE SYSTEM OF TAXATION THE TRANSPORT TAX FOR PASSENGER ROAD TRANSPORT

Terekhov Andrey Mikhaylovich1, Terekhova Anna Valeryevna2, Nikolenko Polina Grigoryevna3, Popova Irina Yurievna4
1Institute of Food Technology and Design - a branch of the state budgetary educational institution of higher education "Nizhny Novgorod State Engineering and Economic University", Head of Enterprise’s Service and economy service sector
2Institute of Food Technology and Design - a branch of the state budgetary educational institution of higher education "Nizhny Novgorod State Engineering and Economic University", candidate of agricultural Sciences, Associate Professor of the Department Commodity research and quality expertise
3Institute of Food Technology and Design - a branch of the state budgetary educational institution of higher education "Nizhny Novgorod State Engineering and Economic University", candidate of Economics, Associate Professor of Service and economy service sector
4Institute of Food Technology and Design - a branch of the state budgetary educational institution of higher education "Nizhny Novgorod State Engineering and Economic University", Lecturer of the Department Service and economy service sector

Abstract
The current system of taxation of Russia requires modernization, the necessity of which is caused by the development of economic relations and forms of management in various industries. Development of the system of taxation of transport tax should be paid special attention, as the transport tax affects citizens and organizations, affects the pricing in the manufacturing sector and the service sector. Discussed in the article the proposals on transport tax will contribute to a more efficient reallocation and expenditure of collected funds.

Keywords: method of calculation of the transport tax, modernization., motor vehicle tax, tax rate, taxation


Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Терехов А.М., Терехова А.В., Николенко П.Г., Попова И.Ю. Развитие системы налогообложения по транспортному налогу для легкового автомобильного транспорта // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 12 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2015/12/60453 (дата обращения: 10.04.2024).

Транспортный налог представляет собой налог, взимаемый с собственников транспортных средств зарегистрированных в установленном порядке. Средства, собранные по транспортному налогу, поступают в бюджет субъекта РФ, поэтому данному виду налогообложения следует обращать особое внимание, а именно с позиции реформирования законодательной основы построения налоговой системы на региональном уровне. Неравномерность взимания транспортного налога по регионам России, а также большая разница в размерах ставок по налогу обусловлена особенностями налогообложения, указывает на необходимость развития системы налогообложения по транспортному налогу в части пересмотра методик расчета, а также использования передового опыта сбора налога развитых стран. Данная позиция обуславливает актуальность исследуемой темы [2].

Нами использованы следующие методы научного исследования: индуктивный, дедуктивный, сравнение, наблюдение, анализ литературных источников по выбранной тематике.

Целью исследования является анализ действующей системы налогообложения по транспортному налогу и разработка направлений ее развития.

Для реализации поставленной цели, нами были обозначены задачи:

- проанализировать законодательную базу РФ и Нижегородской области в части порядка исчисления и уплаты транспортного налога;

- обозначить явные проблемы, имеющие место при расчете транспортного налога, и рассмотреть варианты развития системы налогообложения (в т.ч. разработать методику расчета транспортного налога).

Налогообложение транспортным налогом (далее – НТН) имеет свои особенности, некоторые из них мы рассмотрим в процессе нашего исследования. Одна из этих особенностей заключается в том, что его плательщиками могут быть как как физические, так и юридические лица, т.е. все субъекты, в чьей собственности имеются транспортные средства. Уплачивать налог обязаны владельцы практически всех транспортных средств (по автомобильному транспорту, водному транспорту, воздушному транспорту). С развитием хозяйственных связей на разных уровнях экономики, с ростом населения и благосостояния граждан увеличивается потребность в транспорте, а значит и собираемость средств по транспортному налогу должна увеличиваться. В этой связи, для эффективного взимания налогов, необходимо использование передовых подходов налогообложения, в том числе по средствам применения инновационных методик расчета налогооблагаемой базы.

Следующей особенностью НТН следует обозначить нецелевой характер расходования средств, поступивших в результате взимания налога. При этом данная особенность характерна так же для многих других видов налогообложения (НДФЛ, НДПИ и т.д.). В этом направлении мы считаем необходимым пересмотреть нецелевой характер расходования средств по НТН, тем самым обеспечив развитие транспортной инфраструктуры региона и государства. Возможен так же вариант упразднения НТН и перенос его функции на акцизы на топливо с последующим перераспределением средств в дорожные фонды. Данный вариант развития событий может быть более эффективным при ужесточении государственного контроля над поступлением, перераспределением и расходованием собранных с налогов средств.

Далее нами предложена методика расчета транспортного налога для легкового автомобильного транспорта.

В процессе исследования мы обратили внимание на необходимость учета массы транспортного средства при расчете транспортного налога, а также на возможность включения экологической составляющей. Так, при переводе транспортного налога в разряд целевых, будет целесообразно при расчете учитывать массу транспортного средства, так как риски повреждений дорожного покрытия резко увеличиваются при увеличении массы ТС. Здесь мы исходили из правила «Больше ущерб – больше затраты».

Считаем необходимым для транспортного налога включить экологическую составляющую, и часть средств, собранных с него перераспределять в экологические фонды, т.е. на восстановление окружающей природной среды. Автомобильный транспорт является основным загрязнителем воздуха, поэтому мероприятия по восстановление атмосферы должны осуществляться в т.ч. за счет средств, собранных с транспортного налога [3].

Нами рассмотрена методика расчета транспортного налога с использованием коэффициентов (коэффициентный метод). Для определения суммы транспортного налога предлагаем использовать следующие коэффициенты:

Кф- коэффициент фактического владения транспортным средством

Кф= число месяцев владения транспортным средством в отчетном году / 12;

Км- коэффициент массы;

Кэ- коэффициент экологичности.

Таким образом, формула расчета суммы транспортного налога будет следующей:

СН= НБ×Ст×Кф ×Км×Кэ, где:

СН- сумма налог к уплате, руб.;

НБ- Налоговая база, л.с.;

Ст- ставка налога, руб.

Коэффициент массы предлагаем рассчитывать исходя из условной массы 1000 кг принятой за 1,0. При переводе в коэффициент округляем значение массы до сотых, например, снаряженная масса автомобиля равна 1238кг, соответственно коэффициент массы будет иметь значение равное 1,24.

Коэффициент экологичности ТС предлагаем рассчитывать исходя из экологического класса автомобиля, установленного заводом-изготовителем. Нами предложены значения данного коэффициента (таблица 1). При разработке значений коэффициента мы исходили из соответствия класса автомобиля и объема выбросов загрязняющих веществ по принятому классу. Таким образом, за счет возможности снижения суммы транспортного налога по средствам повышения экологического класса автотранспортного средства, наметятся тенденции развития рынка новых автомобилей с улучшенными экологическими характеристиками, что приведет к снижению нагрузки на экологию.

Таблица 1 – Предлагаемые значения коэффициента экологичности транспортного средства (ТС)

Показатель

Экологический класс автомобиля

1

2

3

4

5

Коэффициент экологичности

2,0

1,5

1,2

1,0

0,9

Приведем пример расчета суммы транспортного налога с учетом предложенной методики.

Пример. Автовладелец имеет в собственности автомобиль ВАЗ 2115 мощностью двигателя 81 л.с. Снаряженная масса транспортного средства – 985 кг, экологический класс – 3. По итогам налогового периода у гражданина возникла обязанность уплаты налога. Период владения транспортным средством – 9 месяцев. Ставка по транспортному налогу по Нижегородской области за 1л.с. составляет 22,5 руб (таблица 2). Соответственно расчет суммы налога с учетом предложенной нами методики будет иметь следующий вид:

Таблица 2. – Ставки транспортного налога по легковому автотранспорту в Нижегородской области на 2015г

Мощность двигателя, л.с.

Ставка налога, руб.

-до 45 л.с. включительно

13,5

-свыше 45 л.с. до 100 л.с. включительно

22,5

-свыше 100 л.с. до 150 л.с. включительно

31,5

-свыше 150 л.с. до 200 л.с. включительно

45

-свыше 200 л.с. до 250 л.с. включительно

75

-свыше 250 л.с.

150

СН=81л.с.×22,5руб.×9/12×0,98×1,2;

Сумма налога, подлежащая уплате=1607,4 руб.

При расчете транспортного налога по принятой в настоящее время методике, сумма получилась бы следующей: СН=81л.с.×22,5руб.×9/12=1366,9 руб. Таким образом, владелец ТС уплачивает налога налог на 240,5 руб. больше, за счет третьего экологического класса. Если экологический класс данного автомобиля повысить до пятого, тогда будет прослеживаться экономия.  СН=81л.с.×22,5руб.×9/12×0,98×1,0=1339,5. Экономия составит 27,4 руб. по сравнению с действующей системой НТН.

Проанализировав принятые ставки по транспортному налогу в Нижегородской области (таблица 2), можно прийти к выводу о необоснованности их установления. Так, например, владелец ТС с мощностью двигателя 100 л.с. заплатит налог по ставке 22,5 руб., сумма налога, подлежащая уплате, будет равняться 2250 руб. Автовладелец ТС с мощностью двигателя 101 л.с. уплатит налог по ставке 31,5 руб., сумма составит 3150 руб. Разница в 1 л.с. в данном случае будет составляют разницу в сумме налога равную 900 руб., что, по нашему мнению, не объективно. В данном направлении считаем необходимым установить более гибкую градацию налоговых ставок, например, с интервалом в 10 л.с.

Высокие налоговые ставки по транспортному налогу негативно отразятся на экономическом и финансовом положении как физических, так и юридических лиц. Таким образом, ставки налогов и сборов должны быть обоснованы и не превышать значений, при которых их уплата будет отрицательно сказываться на финансовом состоянии субъектов хозяйственной деятельности. Так, в случае повышения ставок налога по грузовому, а также по легковому транспорту закономерно повысятся цены на услуги грузоперевозок, такси, логистику, а в конечном итоге и на продукты питания, так как себестоимость продукции увеличится. Поэтому, например, для расчета налога по грузовому транспорту необходимо разрабатывать особую методику расчета суммы налога.

Обобщая вышеизложенные предложения, отметим, что с развитием экономических отношений возникает необходимость модернизации действующей системы налогообложения. Для ее проведения необходимо принятие соответствующих поправок в законодательство о налогах на федеральном и на региональном уровнях (в том числе в НКРФ и законодательные акты регионов РФ).


Библиографический список
  1. Налоговый кодекс РФ // СПС КонсультантПлюс.
  2. Блохин А.Е. Целесообразность взимания и перспективы дальнейшего развития транспортного налога в России // Рос. предпринимательство. – 2011. – № 9, вып 1. – С. 35-40.
  3. Воробьева Т.М. Проблемы природоохранной деятельности в России и направления по ее совершенствованию / Т.М. Воробьева, А.М. Терехов, А.В. Терехова // NovaInfo.Ru (Электронный журнал.) – 2015 г. – № 35.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Терехов Андрей Михайлович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация