В настоящее время автоматизация, каких бы то ни было процессов охватывает все сферы нашей жизни. Не обошла она стороной и формализацию знаний экспертов.
Экспертная система (ЭС) в простом понимание представляет собой программу, которая по конкретным знаниям специалистов, способна принимать решения, за эксперта- профессионала в какой-то узкой, конкретной, предметной области.
Рисунок 1- Формирование экспертной системы
На рисунке 1 наглядно показано, как формируется экспертная система, на какой информации она простроена.
Важнейшей особенностью экспертной системы является ее интерпретация под конкретную задачу. Достаточно вложить в ЭС знания определенной направленности, и система за счет того, что перебирает множество альтернатив имеет большую эффективность, в сравнении с экспертом.
Для образования, возможность создания экспертной системы, которая бы была лишена человеческих предрассудков и ставила оценки- исходя из знаний обучаемого, была бы полезна, особенно для школьного уровня образования. Именно в школе бывают случаи, в которых происходит оценивание по так называемой «симпатии» учителя к ученику. Учителя старательно вытягивают наиболее симпатизируемых им учеников, намеренно завышая им оценки.
При создании таких систем, необходимо создать некую базовую модель знаний ученика. Поэтому работа ЭС сводится к сравнению базовой (существующей) модели, и в случае необходимости существующая модель восполняет «пробелы» в своих знаниях, а также оценивает знания ученика по уже имеющимся, накопленным знаниям.
Данный вид оценивания ученика благотворно влияет как и на систему, которая будет совершенствоваться, так и на ученика. Непредвзятость в оценке «умственного багажа», который человек уносит с собой после пройденного обучения, повышает количество качественных специалистов в будущем.
Реальный опыт создания обучающей системы в образовании можно привести на примере инструментальной среды «IDEA». Она была разработана для создания интеллектуальных систем обучения с заданной степенью сложности поведения. Программа состояла из двух основных модулей: авторской системы и системы ученика, которая передаётся ученику вместе с готовым курсом и служит интерпретатором данных, подготовленных с помощью авторской системы.
Интеллектуальные системы обучения, созданные на основе идеологии автоматного моделирования, могут автоматически настраиваться на ученика с учетом его индивидуальных особенностей (типа памяти, сосредоточенности, утомляемости, способности и т.п.) и оптимально осуществлять презентацию учебного материала [1-4].
Рисунок 2- Технологическая схема процесса дистанционного обучения на основе IDEA
Главной целью проекта «IDEA» была разработка доведение до практического использования такой компьютерной системы обучения, которая моделировала бы всех участников образовательного процесса – учителя, ученика, учебный материал и организовывала оптимальное их взаимодействие. В проекте были заложены механизмы для формирования модели учителя и ученика, введен определенным образом организованный учебный материал с элементами мультимедиа. На этой основе имитировался процесс реального обучения с учетом таких характеристик его особенностей, как взаимная настраиваемость учителя и ученика, способности ученика, оптимальность стратегии дозировки знаний учеником, продолжительность и устойчивость его активного состояния [5-9].
Внедрение экспертных систем в образование, скорее всего, будет положительно влиять на учебный процесс, так как умение самостоятельно приобретать знания, и потом их анализировать – будут этому способствовать. Проблемам использования новых методов и систем в образовательном процессе уделяется внимание многими учеными, педагогами [10-12]. Данные технологии хороши для дистанционного обучения.
Библиографический список
- Курзаева Л.В., Новикова Т.Б., Давлеткиреева Л.З., Назарова О.Б., Белоусова И.Д. Совершенствование методики построения моделей событийно-управляемого процесса для постановки задач управления в социальных и экономических системах / Л.В. Курзаева, Т.Б. Новикова, Л.З. Давлеткиреева, О.Б. Назарова, И.Д. Белоусова. -Фундаментальные исследования. 2015. № 8-2. С. 297-302.
- Новикова Т.Б., Курзаева Л.В., Петеляк В.Е., Масленникова О.Е., Белоусова И.Д. Описание управления бизнес-процессами предприятия на основе методологии IDEF0: трудности разработки, рекомендации по совершенствованию построения диаграмм / Т.Б. Новикова, Л.В. Курзаева, В.Е. Петеляк, О.Е. Масленникова, И.Д. Белоусова. – Фундаментальные исследования. 2015. № 8-2. С. 318-322.
- Петеляк В.Е., Новикова Т.Б., Масленникова О.Е., Махмутова М.В., Агдавлетова А.М. Data Flow Diagramming: особенности построения моделей описания управления потоками данных в организационных системах / В.Е. Петеляк, Т.Б. Новикова, О.Е. Масленникова, М.В.Махмутова, А.М. Агдавлетова. – Фундаментальные исследования. 2015. № 8-2. С. 323-327.
- Савельева Т.А. Анализ типовой информационной и технической инфраструктуры отделов социальной поддержки населения для внедрения АИС «Социальная защита» / Т.А. Савельева, И.Д. Белоусова, Л.З. Давлеткиреева // Современные научные исследования и инновации. -2013.- № 11 (31). -С.4.
- Махмутова М.В. Организация воспитательной и профориентационной работы со студентами направления «Прикладная информатика» в процессе организации и контроля учебных и производственных практик / М.В. Махмутова, И.Д. Белоусова, А.М. Агдавлетова. – Актуальные проблемы современной науки, техники и образования, 2015. Т.2. № 1. С. 152-155.
- Агдавлетова А.М. Повышение эффективности образовательного процесса с использованием электронных образовательных ресурсов / П.Н. Кандина, А.А. Дубовских, А.М. Агдавлетова.// Информационные технологии в науке, управлении, социальной сфере и медицине: Сборник научных трудов II Международной конференции. Национальный исследовательский Томский политехнический университет. Томск, 2015. С. 682-684.
- Агдавлетова А.М., Инашвили С.Я. Использование электронных образовательных ресурсов для подготовки школьников в области информатики и ИКТ // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 6-1 (46). С. 75-78.
- Белоусова И.Д. Информационный менеджмент как новая методология построения системы управления информацией//Современные научные исследования и инновации. -2014. -№ 9-1 (41). -С. 12-15.
- Белоусова И.Д. Особенности применения технологий в рамках подготовки будущих ИТ-специалистов в сфере информационного менеджмента // Новые информационные технологии в образовании: материалы VIII Международной научно-практической конференции. Российский государственный профессионально-педагогический университет. Екатеринбург.- 2015. С. 28-31.
- Белоусова И.Д. Модель методики преподавания курса «Информационные системы и технологии» бакалаврам прикладной информатики/ Белоусова И.Д., Брылева А.С. // Сборник научных трудов Sworld. -2013. Т. 27. -№ 4. -С. 74-77.
- Гузаева М.Ю. Развитие творческих способностей учащихся старших классов посредством элективного курса «Легоконструироввание»: учебно-методическое пособие / М.Ю. Гузаева, И.Д. Белоусова, Т.Е.Климова. – Магнитогорск: МаГУ, 2008.- 80 с.
- Лактионова Ю.С. Реализация в образовательном процессе учебно-дидактических комплексов развивающего обучения информатике//Мир науки, культуры, образования. 2010. № 2. С. 163-165.
Количество просмотров публикации: Please wait