ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЖИЛИЩНАЯ ПОЛИТИКА: РЕАЛИЗАЦИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Чаленко Анастасия Владимировна
Санкт-Петербургский государственный экономический университет
студентка кафедры организации и управления производственными комплексами (нефтегазохимическим, строительным и транспортным)

Аннотация
В статье исследуются вопросы реализации мероприятий по государственной поддержке населения в улучшении его жилищных условий. Сформулированы основные проблемы проведения жилищной политики в стране, обосновывается важность и необходимость системного их рассмотрения с позиции взаимодействия государственных институтов и частных структур. Проведен анализ факторов и основных приоритетов в развитии жилищной политики в России.

Ключевые слова: государственная программа, жилищная политика, жилищное строительство, рынок жилой недвижимости


STATE HOUSING POLICY: IMPLEMENTATION AND PROSPECTS

Chalenko Anastasia Vladimirovna
Saint-Petersburg State University of Economics
Student, Department of organization and management of industrial complexes (petrochemical, construction and transportation)

Abstract
The article studies issues of realization of measures on state support of the population to improve its living conditions. Formulates the basic problems of housing policy in the country, proves the importance and the need for a systematic consideration from the perspective of cooperation of state institutions and private entities. The analysis of factors and main priorities in the development of housing policy in Russia.

Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Чаленко А.В. Государственная жилищная политика: реализация и перспективы // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 11 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2015/11/59282 (дата обращения: 18.04.2024).

Проблема недостатка жилья все время была актуальна, так как обеспечить жильем любую семью необходимо как можно скорее. В отсутствии решения данной задачи невозможно говорить о социальном благосостоянии страны. Вместе с тем, успех реализации жилищной политики, на наш взгляд, предопределяет общий успех экономического развития и преобразований в нашей стране.

В России жилищная политика предусматривает решение проблемы реализации потребности в жилье с помощью собственных средств населения. В Конституции РФ сказано, что строительство жилья и формирование условий для реализации прав на жилье, правительство должно поощрять. Одновременно подразумевается, что гражданам, имеющим потребность в жилье, государство должно его предоставить за счет муниципального жилого фонда или же бесплатно. Была поставлена задача перед государством, предусматривающая создание жилищного рынка, так же преодоление негативных результатов равного распределения жилья [1, с. 64].

Составление и выполнение государственной политической деятельности, которая направлена на урегулирование жилищной проблемы, в данное время координируется федеральной целевой программой «Жилище» 2011-2015 гг. Данная программа определяет главные количественные преимущества, т. е. сжатие сроков нахождения в очереди на получение социального жилья [2, с. 92].

В состав программы входят следующие подпрограммы:

  • Обеспечение молодых семей жильем.
  • Модернизация объектов коммунальной сферы.
  • Выполнение обязательств государства по предоставлению социальных гарантий малообеспеченным гражданам в осуществлении их права на жилище.
  • Поощрение региональных проектов стимулирования развития строительства жилья.

Вместе с тем, учтено субсидирование мероприятий, согласно которым будет производиться обеспечение квартирами единичных категорий граждан. Ранее действовала программа на 2002-2010 гг. Данная программа считается главным механизмом, который реализует национальный проект «Жилье».

Приняв Жилищный Кодекс РФ, законодательство тем самым конкретизировало права публичной власти. Ответственность за жилье социального назначения возлагается на местное самоуправление [3, с. 116].

Механизм политики, направленной на обеспечение нуждающихся граждан в жилье в РФ состоит из следующих элементов:

  1. Регулирование очереди на совершенствование условий жилья.Сегодня немногие строительные организации продолжают осуществлять свою деятельность с окончанием незавершенного строительства. Население, которое состоит в списках на получение жилья, нередко государство обеспечивает временным жильем, находящимся в государственной собственности. Всего в РФ на 2014 год на получение жилья состояло около 3-х млн. семей. Данная цифра демонстрирует тенденцию к уменьшению очередников, но это происходит в основном за счет самостоятельного решения проблемы гражданами [4].
  2. Предоставление жилищных субсидий.В сравнении с тем временем, когда ФЦП «Жилье» начала свою работу, определены четкие аспекты для постановки граждан на жилищную очередь. Но в современных условиях, когда немалая часть доходов населения скрывается, в очередь попадают именно эти граждане [5]. А при создании очереди основное значение имеет временной порядок постановки на очередь, но никак не реальная потребность в жилье.
  3. Предоставление жилья льготникам с помощью государственных программ.Программа «Жилье» – это не единственная программа, которая за счет бюджетных средств государства обеспечивает жильем льготные категории населения [6, с. 178]. Также, в Российской Федерации широко развиты региональные и муниципальные программы, которые не входят в состав федеральных программ.
  4. Ипотечное кредитование в РФ.

В России ипотечное кредитование появилось недавно, поэтому механизмы полностью не налажены и не отработаны [7, с. 73]. Но это не является помехой для того, чтобы популярность ипотечного кредитования возрастала, и увеличивались его объемы. При росте данного вида кредитования, так же возрастает спрос на получение кредитов, отражается рост цен на жилищном рынке. Но главным фактором, который сдерживает вступление граждан в ипотеку, является проблема неравномерности спроса на жилье. Ипотека может стимулировать спрос домохозяйств на жилье только при условии превышения предложения жилья над спросом. Способствовать решению жилищной проблемы она может лишь при высоком уровне доходов и темпах их роста, соответствующих или превышающих рост цен на рынке жилья. В противном случае использование этого института приводит только к повышению цен на жилье, что и случилось после того, как ипотека получила приоритетное официальное одобрение. При этом государственная поддержка должна распространяться не только на кредитную ипотеку, как это делается в настоящее время, но и на накопительные схемы.

С целью реализации жилищной политики применяются и другие методы стимулирования развития жилищной сферы [8, с. 341], такие как: реализация жилищных сберегательных программ, ипотечное кредитование на региональных условиях, государственно-частное партнерство, жилищно-строительные кооперативы и др.

Проблема повышения обеспеченности населения жильем актуальна для всей страны, ее решение сдерживается низкими темпами ввода нового жилья. Очень проблематично повысить доступность жилья с привлечением заемных средств из-за ограниченного объема выдаваемых жилищных кредитов физическим лицами и высокой процентной ставки по ним.

Таким образом, в настоящее время снижение темпов строительства обуславливается несколькими причинами [9, с. 321]:

  • ограничения законодательства привело к потере большого числа строительных фирм, к приостановке возведения жилых помещений, снижению предложения на первичном рынке жилья;
  • ограниченные возможности финансирования жилищного строительства из бюджета регионов и муниципальных бюджетов;
  • минимальное государственное участие в процессе строительство, а именно стимулирование объемов строительства жилья;
  • недоступность кредитных ресурсов из-за высоких процентных ставок для большинства населения регионов страны;
  • нехватка территорий, пригодных для застройки жилых помещений и площадок, обустроенных инженерными коммуникациями;
  • несовершенство существующей системы управления развитием территории города и землепользования, которая не стимулирует рост частных инвестиций в развитие жилищного строительства.

При этом основными тенденциями развития строительства жилья являются [10]:

  1. попытка государства взаимодействовать с застройщиками, а так же общественными организациями в отрасли;
  2. соответствие объемов жилья потребностям населения;
  3. установление определенных условий для доступности жилья всем категориям населения.

Анализ сложившейся в жилищной сфере ситуации, позволяет сделать вывод о необходимости совершенствования деятельности органов федеральной и региональной власти на пути решения проблем, стоящих перед строителями жилья и частными инвесторами, расширения использования предпринимательской инициативы и хозяйственной самостоятельности производителей строительной продукции и потенциальных инвесторов, выявления перспективных взаимодействий бизнес-субъектов инвестиционно-строительного рынка, разработки масштабных инновационных программ, способных кардинальным образом изменить течение инвестиционно-строительных процессов, а также достоверного и своевременного информационного обеспечения этих процессов.

Таким образом, изучив механизмы, проблемы и тенденции развития жилищного сектора в Российской Федерации, подчеркнем, что реализуя все поставленные задачи, и учитывая особенности отдельных категорий населения, жилищная политика может выйти на новый уровень. Условия нового уровня могут в будущем соответствовать мировым стандартам, не упуская индивидуальность национальной политики и страны, в общем. Без успешной жилищной политики не может быть и успешного государства.


Библиографический список
  1. Селютина Л.Г. Анализ основных социально-экономических показателей потребности в жилье // Экономические проблемы развития строительства в регионе в современных условиях: сб. научных трудов. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ. 2002. с. 57-66.
  2. Комаров В.С. Проблемы реализации целевых жилищных программ // Приволжский научный вестник. 2015. № 7 (47). С. 92-94.
  3. Селютина Л.Г., Васильева Н.В. Развитие форм воспроизводства жилищного фонда: терминологический аспект проблемы // Известия высших учебных заведений. Строительство. 2003. №1. С. 114-118.
  4. Викторов С.К., Кремнев И.С., Ступка К.А. Формирование инновационной жилищной политики и эффективное управление рынком доступного жилья мегаполиса // Политика, государство и право. 2014. № 9 [Электронный ресурс]. URL: http://politika.snauka.ru/2014/09/1914 (дата обращения: 13.11.2015).
  5. Усманов Ш.И. Формирование экономической стратегии развития индустриального домостроения в России // Политика, государство и право. 2015. № 1 [Электронный ресурс]. URL: http://politika.snauka.ru/2015/01/2284 (дата обращения: 13.11.2015).
  6. Селютина Л.Г. Экономическая оценка инвестиций. Учебное пособие: Изд-во СПбГИЭУ. СПб. 2010. 322 с.
  7. Кириченко К.Р. Роль и значение ипотечного кредитования в современных условиях // Новый университет. Серия: Экономика и право. 2015. № 7 (53). С. 72-74.
  8. Селютина Л.Г. Организация строительного производства. Учебник: Изд-во СПбГИЭУ. СПб. 2012. 534 с.
  9. Селютина Л.Г., Митягина Н.В. Особенности инновационно-инвестиционных процессов в современном строительстве // Проблемы экономики и управления строительством в условиях экологически ориентированного развития: Материалы научно-практической конференции. Иркутск, 2014. С. 319-323.
  10. Бугров О.Б. Жилищная политика и инновационное развитие жилищно-строительной сферы // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2014. № 8 [Электронный ресурс]. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2014/08/5674 (дата обращения: 12.11.2015).


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Дробыш»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация