КУЛЬТУРА В ЖИЗНИ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА

Саяпина Елена Ивановна1, Стрижова Нина Антоновна2
1Кубанский государственный университет, кандидат педагогических наук, доцент кафедры графики
2ООО «Художественной галереи САНТАЛ», член союза журналистов РФ, директор

Аннотация
Оценена высокая роль культуры в жизни общества. Определены основные причины заниженной оценки ее влияния на социально-экономическую жизнь современного российского общества. Установлены факторы, обусловливающие необходимость взаимосвязанного функционирования культуры с другими сферами общественной жизни. Охарактеризованы причины усиления взаимозависимости направлений развития культурной и экономической жизни общества.

Ключевые слова: инвестиции, искусство, культурные ценности, маркетинг, социально-экономическая жизнь, творчество, экономика


THE CULTURE IN THE LIFE OF MODERN RUSSIAN SOCIETY

Sayapina Elena Ivanovna1, Strizhova Nina Antonovna2
1Kuban State University, candidate of pedagogical science, Associated Professor of Department of Graphics
2Art Gallery "SANTAL", member of Union of Journalists of Russia, Director

Abstract
High role of culture in society life has been estimated. Main reasons for undervaluation of its impact on the socio-economic life of modern Russian society have been determined. The factors, contributed to need for interconnected operation of cultural and other spheres of public life have been revealed. Reasons of interdependence directions of development of cultural and economic life of society have been characterized.

Рубрика: 24.00.00 КУЛЬТУРОЛОГИЯ

Библиографическая ссылка на статью:
Саяпина Е.И., Стрижова Н.А. Культура в жизни современного российского общества // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 9. Ч. 2 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2015/09/57264 (дата обращения: 18.04.2024).

В настоящее время проблема адекватной оценки роли культуры в социальной жизни человека актуализируется не только в нашей стране, но и за рубежом [1]. Роль великой российской культуры не может быть обесценена под воздействием современных тенденций развития нового общества, формируемого в условиях становления демократии, рыночной экономики и свободы, однако отсутствие объединенного общей идеей пути развития может способствовать усилению разрыва между населением страны и его культурой в целом и в частности. Эта проблема раскрывается прежде всего через следующие признаки, характеризующие развитие современного общества как [2-5]:

– обесценение значения понятий «патриотизм», «мораль», «нравственность»;

– усиление ориентации на достижение исключительно собственных, краткосрочных целей средствами, противоречащими интересам развития общества в целом в долгосрочном периоде;

– засорение родного языка иностранной терминологией и упрощение разговорной речи;

– усиление интереса к предметам альтернативного искусства, нацеленного не на воспитание духовности, а на провоцирование негативных психологических и эмоциональных реакций человека;

– повышенный интерес к культурным ценностям и образам, сформированным зарубежной культурой и т.д.

Вышеперечисленное не дает основание сделать вывод о кризисном состоянии отечественной культуры как таковой, однако заставляет обратить внимание на то, что в современной российской действительности особенно остро встает вопрос о необходимости восстановления еще не полностью разрушенной связи современного гражданина своей страны с ее культурной средой.

Уточнение терминологии, связанной с понятием «культура» осложняется великим множеством его трактовок [6-8] и не является целью данной статьи, однако для внесения ясности при изложении основных тезисов следует определить, что под термином «культура» (лат. cultura) первоначально подразумевалась обработка и уход за землей, с тем чтобы она могла служить человеку и удовлетворять его потребности. Относительно человека смысл понятия «культура» раскрывается как уход, улучшение, облагораживание телесно-душевно-духовных склонностей и способностей человека (соответственно существует культура тела, культура души и духовная культура). В широком смысле культура есть совокупность проявлений жизни, достижений и творчества народа или группы народов. Как видно само по себе формирование понятие «культура» уже говорит о своей неразрывной связи с понятием «земля», поэтому говорить развитии культуры человека и общества в целом вне культурного, исторического, политического и экономического развития его страны и земли невозможно.

Эта связь незыблема и прослеживается на протяжении всего исторического развития страны и общества в целом. Независимо от того какой характер и последствия носили те или иные исторические события, все они тесным образом были связаны с культурой страны и имели свое выражение в виде конкретных объектов творчества, унаследованных потомками [9, 10]. Иконописец Андрей Рублев отражал через свое творчество религиозные взгляды общества, великий ученый, поэт и художник создал мозаику на тему Полтавской битвы и посвящал оды, вступавшим на престол правителям, события Отечественной войны 1812 года были воспеты Л. Толстым, М. Лермонтовым, дух тяжелых лет, последовавших после октябрьской революции был передан М. Шолоховым, Н. Островским, А. Гайдаром, а тяготы Великой отечественной войны 1941-1945 и радость победы мы прочувствовали из произведений К. Симонова, А. Твардовского, А. Суркова и др.

Тенденции развития современного российского общества, кому то близкие, а кем то отторгаемые, не смотря ни на что тоже способствуют формированию отдельного культурного пласта, со своими характерными особенностями, соответствующими духу и ценностям настоящего времени. К основным достоинствам, характеризующих развитие современной культуры относятся [11, 12]:

– свобода творчества и творческой реализации;

– информационная свобода и отсутствие цензуры;

– возможность беспрепятственного знакомства с достижениями мировой культуры, обмена и реализации собственного опытом за рубежом и т.д.

Если в предыдущем периоде над российской культурой довлела идеология, ограниченная свобода и цензура, то среди отрицательных признаков, характеризующих состояние развития современной отечественной культуры, по нашему мнению, можно выделить следующие:

– отсутствия общей идеи и целей,

– хаотичность и несогласованность развития различных сфер,

– чрезмерная ориентация на образы и ценности зарубежной культуры, не всегда способные быть адоптированными на российской почве,

– коммерциализированный подход к творчеству, ориентированный на вкусы и уровень восприятия платежеспособного потребителя.

Оценив основные характерные особенности современного состояния российской культуры можно сделать вывод о том, что с одной стороны, современная культура социальна, политизирована и экономически зависима, а с другой, она отличается крайним индивидуализмом и эстетизмом. Выявленные особенности указывают на то, что отечественная культура сегодня способна повысить свою роль в жизни общества. Однако этот процесс длительный, основанный не на перевоспитании общества, а на взаимной адаптации общественных, социальных, экономических и культурных интересов.

В октябре 1999 года Всемирный Банк провел во Флоренции конференцию под названием «Культура имеет значение». Она продемонстрировала, что международные организации понимают, насколько возросло сегодня значение культуры в процессах экономического и социального развития. Это очень важно, так как искусство никогда не занимало верхние строчки в списках приоритетных направлений политики отдельных государств и международных организаций [13].

Тенденции развития российского общества сегодня указывают на то, что современное российское экономическое сообщество уже дошло в своем развитии до осознания необходимости инвестиций в культуру и искусство [14], эффективность которых обосновывается следующими аргументами:

1. Развитие. Культура играет огромную роль в экономическом и социальном развитии сообществ и наций. Она способна положительно влиять на здоровье населения и на образование [15]. Создавая основу для экономического развития, страны и отдельные регионы имеют возможность опираться на свои культурные традиции [16]. Финансируя народные ремесла и творчества, коммерческие организации и фонды вкладывают деньги в экономическое развитие страны и сохранение ее культурного и исторического наследия [17].

2. Объединение общества. Определение культуры может быть очень широким и относиться к созданию гражданского общества. Культура заставляет общество функционировать, создает пространство, где люди могут общаться в доверительной и безопасной обстановке, несмотря на этнические различия [18]. На театральной сцене часто поднимаются проблемы, обсуждение которых на политической арене может быть сложным или даже опасным. Музыка и танцы дают людям ощущение социальной общности даже в условиях политической напряженности. Искусство способствует просвещению не только детей, но и взрослых помогая правильно оценить себя и увидеть свое место в обществе [19]. Финансирование культурных проектов, направленных на сплочение сообществ, является вкладом в здоровую и позитивную атмосферу общества будущего.

3. Маркетинг. Искусство и культура могут стать мощными факторами изменения негативного восприятия страны. Бизнес-сообщество также крайне заинтересовано в том, чтобы использовать искусство для целей маркетинга, ассоциируя названия своих компаний с определенной культурной деятельностью [20]. Задача состоит в том, чтобы убедить предпринимателей: этот не стандартный способ развития не просто возможен, но и важен для бизнеса.

4. Экономика знания. Культурное разнообразие является важным ресурсом будущего. Индустрии будущего (туризм, сфера услуг, высокие технологии) нуждаются в интересном содержании и продуктивных идеях, которые может дать культурный сектор [21, 22]. Творческий потенциал общества будущего напрямую зависит от сегодняшней творческой активности.

5. Творческий вклад. Искусство играет большую роль в развитии творческого начала в бизнесе, бизнес образовании и в обществе в целом. Оно является основой развития творческих отраслей экономики, обновления и развития сообществ, инструментом профессионального роста и развития сотрудников организации [23-25].

В заключении следует добавить, что со своей стороны организации культуры также должны уметь формулировать (предоставлять) веские доказательства того, что они являются неотъемлемой частью общественного процесса и вложенные в них средства являются не чем иным, как вкладом в фундамент общества.


Библиографический список
  1. Репина Л.П. Культурный поворот в интеллектуальной истории // Выбор метода: изучение культуры в России 1990-х годов. М., 2001. С. 28-36.
  2. Соколов Э.В. Культурология. М.: Интерпракс, 1994. 267 с.
  3. Ревская Н.Е. Культурология. Конспект лекций. – М., 2001. 126 c.
  4. Коробко Ю. В. Изоборазительное искусство: традиции и современность // Высшее образование в России. 2006. №2. С. 65 – 68.
  5. Верман К.: История искусства всех времен и народов. М: АСТ, 2010. 944с.
  6. Арнольдов А.И. Введение в культурологию. – М., 1993. 244 c.
  7. Сильвестров В.В. Философское обоснование теории и истории культуры. М.: Изд-во ВЗПИ, 1990. 242 с.
  8. Репина Л.П. Интеллектуальная история в человеческом измерении // Человек второго плана в истории. Вып. 3. Ростов-на-Дону, 2006. С. 5-19
  9. Репина Л.П. Историческая память и современная историография // Новая и новейшая история. 2004. № 5. С. 33-45
  10. Коробко Ю.В. Научно-методические основы художественно-графического образования России // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. 2012. № 83. С. 835-846.
  11. Андреев А.Н. Культурология. Личность и культура. – Мн.: Дизайн ПРО, 1998, – 160 с.
  12. Старкова Н.О. Формирование внутрифирменной системы управления интеллектуальными активами: диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук / Кубанский государственный университет. Краснодар, 2001
  13. Старкова Н.О. Анализ становления и развития артрынка и артбизнеса // European science review. 2014. № 3-4. С. 27-30.
  14. Старкова Н.О., Басараб В.Н. Оценка инвестиционной привлекательности и тенденций развития современного артрынка // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2012. № 4. С. 8-15.
  15. Саяпина Е.И. Развитие образного мышления у студентов художественно-графических факультетов педагогических вузов на занятиях портретной живописью: диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Краснодар, 2002
  16. Воронов А.А., Глухих Л. Конкурентоспособность Краснодарского края и перспектива проведения Олимпиады 2014: последствия для региона // Практический маркетинг. 2007. №10. С. 20-26.
  17. Starkova N.O., Buchina E.V. Features of forming of brand of Krasnodar region // European Journal of Economics and Management Sciences. 2015. № 2. С. 16-19.
  18. Старкова Н.О., Козырь Н.С. Обзор состояния и перспектив развития сферы электронной торговли России и мира // Экономика, социология и право в современном мире. 2012. №14. С. 164-168.
  19. Коробко Ю.В. Живопись в условиях мастерской // Наука и Мир. 2014. Т. 3. №2(6). С. 65 – 68.
  20. Козырь Н.С., Мальков А.А. Основные компоненты корпоративной культуры // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2015. № 7. – URL: http://ekonomika.snauka.ru/2015/07/9383.
  21. Бахтина Н.Н. Инновационные продукты как объекты ценообразования // Научные меридианы 2015. Сборник материалов I Международной научно-практической конференции. 2015. C. 127–130.
  22. Невская Н.А. Экономические индикаторы рыночной конъюнктуры. – М.: Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова. 2014. 32 с.
  23. Козырь Н.С. Системные свойства организации // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 7. -URL: http://human.snauka.ru/2015/07/12042.
  24. Старкова Н.О., Тиминова Е.В. Организация маркетинга персонала на зарубежных и российских предприятиях // Austrian Journal of Humanities and Social Sciences. 2014. № 3-4. С. 250-254.
  25. Невская Н.А. Вклад Советский науки в теорию макроэкономического планирования // Международная торговля и торговая политика. 2014. № 2 (82). С. 33-40.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Econom KubSU»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация