МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА ВЛИЯНИЯ МОРСКИХ ЛЬДОВ НА РАЗВИТИЕ РОССИЙСКОЙ АРКТИКИ

Антипин Алексей Леонидович1, Зеленина Лариса Ивановна2
1Северный (Арктический) Федеральный Университет им. М.В.Ломоносова, магистрант, Институт Математики, информационных и космических технологий
2Северный (Арктический) Федеральный Университет им. М.В.Ломоносова, кандидат технических наук, доцент кафедры Прикладной математики и высокопроизводительных вычислений Института математики, информационных и космических технологий

Аннотация
В данной работе рассматривается процесс влияния дрейфующих льдов арктических морей на добывающие сооружения и транспортирующие средства российской Арктики.

Ключевые слова: арктические и приарктические регионы, дрейфующие льды, Северный морской путь


PROCESS MODELING IMPACT OF SEA ICE ON THE DEVELOPMENT OF THE RUSSIAN ARCTIC

Antipin Alexey Leonidovich1, Zelenina Larisa Ivanovna2
1Northern (Arctic) Federal University named after M.V. Lomonosov, master student, Institute of Math, information and space technologies of the
2Northern (Arctic) Federal University named after M.V. Lomonosov, candidate of technical Sciences, associate Professor At Kladno mathematics and highly productive on calculations of the Institute of Math, information and space technologies of the

Abstract
This work considers the process of impact of drifting ice of the Arctic seas on production facilities and conveying means of the Russian Arctic.

Рубрика: 05.00.00 ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Антипин А.Л., Зеленина Л.И. Моделирование процесса влияния морских льдов на развитие Российской Арктики // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 6. Ч. 2 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2015/06/55280 (дата обращения: 14.04.2024).

Развитие российской Арктики необходимо во многом потому, что в этом регионе сосредоточены основные запасы ряда важнейших природных ископаемых. Но воздействие дрейфующего льда арктических морей на добывающие сооружения и транспортирующие средства создает серьёзные трудности.

Из-за затруднений СМП используется не круглый год – плавания транспортных судов на большей части трассы в настоящее время осуществляется только в летний и осенний периоды года и только на юго-западе Карского моря -  круглый год. Основные пути плавания по трассе и участки с неблагоприятными условиями можно увидеть на рисунке 1. 

Рисунок 1 – Основные трассы плавания по СМП. Районы с неблагоприятными ледовыми условиями показаны штриховкой

В Арктическом регионе содержится огромное количество неразработанных ресурсов – нефти и газа. Не так давно было открыто новое месторождение – «Победа». Оно содержит около 130 миллионов тонн нефти и почти 500 миллиардов кубометров газа. На сегодняшний день продолжают развитие несколько месторождений: нефтегазоконденсат «Юхаровское» на Ямале и «Приразломное» в Баренцевом море. Это стало реальным фактом роста экономической активности в Арктика, по причине того, что все месторождения к 2011 году в основном исчерпали свои ресурсы. Новые месторождения дают России возможность конкурировать по добычи нефти с нефтедобывающими странами Ближнего Востока. Можно сделать вывод о том, что Россия уже приступила к разработке арктического шельфа и тем самым открыла новую главу в истории освоения Арктики. [1]

Можно с уверенностью сказать о том, что Россия с 2005 года является лидером в Арктике. Стоит отметить также о том, что существует множество интернациональных проектов, идет активное сотрудничество с иностранными компаниями и партнерами. Российский ледокольный флот – самый крупный и мощные в мире. [2]

Основными национальными интересами России в Арктике являются:

  • Использование Российской Арктики в качестве стратегической ресурсной базы, которая обеспечит решение задач социально-экономического развития страны;
  • Сохранение Арктики в качестве зоны мира и сотрудничества;
  • Сбережение уникальных экологических систем;
  • Использование СМП в качестве национальной единой транспортной коммуникации.

Действия Российской Федерации в отношении добычи ископаемых в Арктике регулируются стратегической парадигмой: важно искать разумный баланс экономики с экологией. Бережное отношение к природе региона – обязательное условие каждой из программ развития. Важно найти баланс между интересами экономики и задачей сбережения природы Арктики, который будет работать на долгосрочную перспективу. Как пример проектов по построению такого баланса можно привести очистку Земли Франца-Иосифа от скопившихся бочек с нефтепродуктами.

Итак, резюмируя выше сказанное, можно выделить следующие векторы развития экономики Российской Федерации в Арктике:

  • Разумный баланс экономики с экологий, бережное отношение к природе;
  • Создание системы предупреждения, мониторинга и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
  • Продолжение развития арктического шельфа, поддержка и открытие месторождений; Добыча ископаемых;
  • Заключение стратегически важных соглашений российских компаний с ведущими нефтяными корпорациями. Обмен опытом – переход от противостояния к солидарности;
  • Сохранение конкурентоспособного состояния РФ на углеводородном рынке, обеспечение энергетически безопасного развития национальной экономики и социальной сферы;
  • Продолжение развития СМП, увеличение объёма перевозок;
  • Формирование современной инфраструктуры Арктической транспортной системы, интеграция СМП с другими видами транспорта;
  • Обновление полярной авиации и российского ледокольного флота, развитие систем связи, навигации и гидрографии;
  • Укрепление статуса одной из ведущих морских держав мира: военное развитие, развитие оборонной отрасли.

Учет рисков при изменениях климата крайне важен в отраслях добычи полезных ископаемых, морского судоходства, инфраструктуры в Российской Арктике, чтобы минимизировать возникающие потери от возможных угроз. [3, 4]

Таблица 1 – Минимизация потерь с учётом рисков при изменениях климата в некоторых отраслях экономики

Отрасль экономики

Возможные угрозы

Минимизация потерь

Добыча полезных ископаемых

1. Рост числа аварий оборудования морских сооружений на арктическом шельфе из-за резких перепадов температуры  и усиления опасных гидрометеорологических явлений.

2.  Увеличение высоты ветровых волн, появление обломков айсбергов от деградирующих ледников на арктических островах – представляют опасность для добывающих сооружений и транспортных средств.

1. Пересмотр строительных норм и правил для морских сооружений в шельфовой зоне с учётом наблюдаемых и прогнозируемых изменений климатических параметров.

2. Создание специальных служб контроля ледовой опасности в акваториях СЛО. Учёт динамики высоты волн, ледовой активности при проектировании нефтяных платформ и других сооружений, обеспечения безопасности транспортировки.

Морское судоходство

3. Нарушение транспортного сообщения, включая морское судоходство, из-за увеличения частоты и интенсивности аномальных погодных явлений.

4. Вероятность формирования сложных ледовых условий на трассах Севморпути.

5. Сокращение возможностей и периода для доставки грузов в труднодоступные районы по зимним автомобильным трассам, проложенным по замерзшим руслам, из-за изменения в сроках и процессах замерзания и вскрытия рек и водоёмов.

3. Совершенствование современных систем прогностического обеспечения морской деятельности, динамики гидрометеорологических характеристик. Создание эффективных локальных систем гидрометеорологического обеспечения.

4. Эксплуатация судов усиленного ледового класса, строительство новых ледоколов.

5. Повышение качества мониторинга и прогнозирования климатических изменений, погодных условий на реках и водоёмах Севера. Совершенствование системы оперативного доведения погодно-климатической информации до потребителя.

Инфраструктура

6. Появление рисков в эксплуатации транспортной системы, ЖКХ, зданий и сооружений, их разрушение из-за подвижек грунта в зонах таяния вечной мерзлоты.

7. Высокая степень геокриологической опасности для инженерных сооружений, при прокладке магистральных трубопроводов и др.

8. Нарушение инфраструктуры прибрежных территорий вследствие природных аномалий, усиления штормовой активности, эрозии берегов, поднятия уровня моря.

6. Разработка и внедрение новых технических норм, регламентов, инновационных технологий при строительстве инфраструктурных сооружений с учетом изменений климатических условий.

7. Проведение оценки геокриологического риска в отношении имеющихся на территории региона инфраструктурных объектов.

8. В случае высокой степени угроз производить реконструкцию или перенос объектов инфраструктуры из опасной зоны.

Изменения климата, несомненно, касаются всех сфер жизнедеятельности населения, проживающего в Арктической зоне Российской Федерации, проблем сохранения окружающей среды. Необходимо постоянное внимание к строительству и функционированию объектов арктической инфраструктуры, в том числе в социальной сфере, включая жильё, жилищно-коммунальное хозяйство, создавая комфортные условия жизни для человека в Арктике с учетом того, что преобладающая часть населения проживает в северных городах. Специальных мер поддержки требуют вопросы обеспечения жизнедеятельности коренных малочисленных народов Севера в условиях изменений климата.


Библиографический список
  1. Лукин Ю.Ф. Российская Арктика в изменяющемся мире, монография, Архангельск, 2012
  2. Барсукова Е. “Арктика наша: Россия готова к покорению севера”, “Экономика сегодня” [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://rueconomics.ru/53021-arktika-nasha-rossiya-gotova-k-pokoreniyu-severa/ (Дата обращения: 20.04.2015)
  3. Сибиряков А.М. К вопросу о Северном морском пути. – М., 2003
  4. Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения безопасности на период до 2020 года. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgireq=doc;base=LAW;n=142561 (Дата обращения 06.10.2013)
  5. Антипин А.Л., Зеленина Л.И Прогнозирование и последствия изменения площади льда в Арктике // Экономика и социум-2014. -  №4(13) URL:http://iupr.ru/sovremennye_nauki_i_obrazovanie__4_13__2014g_/ (дата обращения: 26.01.2015).
  6. Маковеев Р.Е., Зеленина Л.И. Исследование состояния ледового покрытия Арктического региона// Исследования в области естественных наук. 2015. № 1 (37) [Электронный ресурс]. URL: http://science.snauka.ru/2015/01/8929 (дата обращения: 26.01.2015).
  7. Антипин А.Л., Зеленина Л.И. Льды Арктики: мониторинг и меры адаптации // Арктика и Север. 2015. № 18. С. 122-130.
  8. Маковеев Р.Е., Зеленина Л.И. Анализ коэффициента ледового покрытия Арктического региона// Современная техника и технологии. 2015. № 4 [Электронный ресурс]. URL: http://technology.snauka.ru/2015/04/5763 (дата обращения: 19.04.2015).


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Зеленина Лариса Ивановна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация