РАЗВИТИЕ СФЕРЫ ЭЛЕКТРОННОЙ КОММЕРЦИИ В РОССИИ: ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ТЕНДЕНЦИИ

Ефимкин Николай Вячеславович
ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарёва»

Аннотация
В статье проведен сравнительный анализ развития сферы электронной коммерции в России и зарубежных странах. Выявлены и сгруппированы основные проблемы российского рынка электронной коммерции. Приведены позиции разных авторов и исследовательского агентства Data Insight по вопросу определения факторов, способствующих развитию электронной коммерции в России.

Ключевые слова: ассортимент продукции, Интернет-аудитория, платежеспособность населения, факторы развития, электронная коммерция, электронная платежная система., электронный магазин


THE DEVELOPMENT OF E-COMMERCE IN RUSSIA: PROBLEMS AND TRENDS

Efimkin Nikolai Vyacheslavovich
Ogarev Mordovia State University

Abstract
In the article the comparative analysis of development of e-Commerce in Russia and foreign countries. Identified and grouped the main challenges of the Russian market of e-Commerce. Given the positions of different authors and research Agency Data Insight on the issue of determining the factors contributing to the development of e-Commerce in Russia.

Keywords: IT-технология


Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Ефимкин Н.В. Развитие сферы электронной коммерции в России: основные проблемы и тенденции // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 5. Ч. 3 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2015/05/52578 (дата обращения: 18.03.2024).

На сегодняшний момент система коммерческих операций, осуществляемых  с помощью глобальной сети, находится в центре внимания многочисленных представителей бизнес-среды. Данный факт не случаен: распространение сети Интернет как в городской, так и в сельской местности и увеличение доходов населения (по сравнению с 2000 г.) способствует росту числа потенциальных Интернет-покупателей.

Одной из основных проблем развития электронной коммерции является замена традиционного механизма торговли. Следует отметить, что электронная коммерция – это не только применение IT-технологий в традиционной коммерции, а инновационная область коммерческой деятельности, в которой Интернет является средой функционирования коммерческой организации. В настоящее время электронная коммерция активно входит в повседневную жизнь, а в самой ближайшей перспективе такая модель организации деловых связей будет еще более распространенной.

Что касается развития электронной коммерции в РФ, то следует отметить, что данный сегмент, по сравнению с развитыми странами, развит не на достаточном уровне: по данным АКИТ (Ассоциации компаний Интернет-торговли) в России покупателями Интернет-магазинов является примерно 50 %  пользователей сетью Интернет. В странах Евросоюза данный показатель равен 60 %, в США – 70 %, в Великобритании – более 80 % [1].

По оценке United Nations Population Databases в 2012 г. Россия занимала 11 позицию в рейтинге  стран по объему расходов на электронные покупки, приходящихся на одного пользователя Интернета, обогнав Индию и Китай [4, с. 91]. В тройку лидеров вошли: Великобритания (1145 евро), Австралия (1011 евро) и США (715 евро). В России данный показатель равен 63 евро.

Однако World Bank дает крайне оптимистичный прогноз динамике роста объема Интернет-торговли. Лидером в данном случае является Индия (4,7 %), а Россия занимает четвертое место (2,6 %).

Уникальность российского рынка электронной коммерции в сравнении,  например, с американским состоит в том, что российские покупатели заказывают товары в Интернете потому, что для обычных магазинов характерен недостаточный ассортимент продукции, а в США потому, что это такой вид покупок существенно экономит время покупателей.

К основным проблемам развития электронной коммерции в Российской Федерации можно отнести следующие:

1) человеческий фактор как со стороны поставщиков, так и со стороны покупателей. Сюда можно отнести отсутствие качественного обслуживания доставки товаров и консерватизм большинства отечественных пользователей. Кроме этого, существует проблема недоверия к виртуальным продавцам и страх быть обманутыми.

2) технологический фактор: не повсеместное использование сети Интернет.

3) правовой фактор. Непроработанность законодательной базы (отсутствие законодательно установленной формулировки понятия «электронная коммерция» и механизмов регулирования взаимодействия между поставщиком и потребителем) существенно влияет на развитие сферы электронной коммерции.

Загайнова Е.В. выделяет две группы факторов, способствующих развитию электронной коммерции в зависимости от того, к какой категории эти факторы относятся («поставщики» / «покупатели) [2, с. 85].

I. Факторы развития электронной коммерции со стороны поставщиков:

1) развитие конкуренции в частном секторе;

2) развитие технологий;

3) расширение ассортимента продукции;

4) переход компаний из off-line-ритейла в on-line;

5) адаптация интерфейсов электронных магазинов для мобильных платформ.

6) увеличение процессов интеграции в социальные сети и сервисы.

II. Факторы развития электронной коммерции со стороны потребителей:

1) увеличение численности Интернет-аудитории;

2) рост популярности и аудитории социальных сетей;

3) рост платежеспособности населения;

4) увеличение числа пользователей электронных платежных систем.

По мнению Ушакова И.П., Дормидонтовой И.М., распространение электронной коммерции в России может произойти за счет [5, с. 131]:

1) улучшение сервиса и информационной поддержки покупателей;

2) сокращения срока доставки товара;

3) трехмерности изображения товара;

4) увеличения продажи электронных товаров;

5) выпуска мобильных версий.

Таким образом, стремительное развитие сектора электронной коммерции – вопрос времени. Исследовательское агентство, специализирующееся на рынке электронной коммерции, Data Insight выделяет следующие структурные факторы, которые обусловят устойчивый рост рынка электронной коммерции:

−          электронная подпись и онлайн-платежи будут становиться все более популярными, порождая массовый спрос на новые вид услуг;

−          инфраструктура доставки достигнет своей зрелости: с уменьшением стоимости товаров доставки электронные формы торговли будут распространяться на более дешевые категории товаров, доступные даже в малых и отдаленных районах [3].


Библиографический список
  1. Ассоциация компаний интернет торговли : официальный сайт. – Режим доступа: http://www.akrit.ru
  2. Загайнова Е.В. Анализ факторов развития электронной коммерции в России / Е.В. Загайнова // Экономика и управление: проблемы, решения. – 2014. – № 4. – С. 84-91.
  3. Исследовательское агентство Data Insight : официальный сайт. – Режим доступа: http://www.datainsight.ru/
  4. Молчанова В.С. Перспективы развития электронной коммерции в мире / В.С. Молчанова // Известия Сочинского государственного университета. – 2014. – № 1 (29). – С. 88-95.
  5. Ушаков И.П., Дормидонтова И.М. Развитие электронной коммерции в России / И.П. Ушаков, И.М. Дормидонтова // Вестник Российского государственного аграрного заочного университета. – 2013. – Т. 20. – № 15. – С. 129-131.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Ефимкин Николай Вячеславович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация