ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ НА МАЛОМ ПРОМЫШЛЕННОМ ПРЕДПРИЯТИИ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ УЗБЕКИСТАНА

Курпаяниди Константин Иванович
Институт Экономики Академии Наук Республики Узбекистан
к.э.н., доцент

Аннотация
Малый бизнес является ведущим сектором в экономике большинства экономически развитых стран мира и во многом определяет темпы экономического роста, структуру и качество валового внутреннего продукта. Предприятия этого сегмента оказывают существенное влияние на развитие хозяйства страны и решение социальных проблем.

Ключевые слова: Малый промышленный бизнес, промышленные предприятия, Узбекистан республика, экономика Узбекистана


FEATURES OF MANAGEMENT OF A SMALL INDUSTRIAL PLANT IN CASE OF MODERNIZATION OF THE NATIONAL ECONOMY OF UZBEKISTAN

Kurpayanidi Konstantin Ivanovich
Institute of Economics of the Academy of Sciences of the Republic Uzbekistan
PhD (kandidat nauk) in economics,associate professor

Abstract
Small business is a leading sector in the economies of most developing countries of the world and largely determines the pace of economic growth, structure and quality of gross domestic product. Businesses in this segment have a significant influence on the development of the country's economy and social issues.

Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Курпаяниди К.И. Особенности управления на малом промышленном предприятии в условиях модернизации национальной экономики Узбекистана // Современные научные исследования и инновации. 2011. № 7 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2011/11/5207 (дата обращения: 22.04.2024).

Современные условия национальной экономики Узбекистана предопределяют создание системы  управления,  отвечающей  особым  требованиям  к управлению субъектов предпринимательства на  всех  уровнях промышленного комплекса. Эти требования сводятся к  необходимости принятия решений, обеспечивающих  быструю  адаптацию  к  различного  рода  изменениям экономических  условий,  возникающих  под  действием  рыночных  механизмов. На развитие промышленного  производства в предпринимательстве оказывают  влияние  особенности  каждой  отрасли промышленности, к которым относятся конкретное  предприятие, и особенности развития региона, в котором оно  функционирует, что, соответственно формирует специфику управления развитием малых промышленных предприятий[1].

Большим нашим достижением стало повышение доли малого бизнеса и частного предпринимательства в ВВП и его роли в развитии экономики страны. Если в 2000 году на долю этого активно развивающегося сектора экономики приходилось около 31 процента ВВП, то в 2010 году – 52,5 процента.

Укрепляются кооперационные связи между предприятиями, все шире в этот процесс вовлекаются малые предприятия и субъекты частного бизнеса. В рамках проведенной в 2010 году Международной промышленной ярмарки и Кооперационной биржи приняли участие свыше 700 иностранных фирм и представителей иностранных компаний из 51 страны мира, представлено свыше 500 новых видов продукции, заключены договора на сумму 2,6 триллиона сумов, что в 1,4 раза больше показателя предыдущей ярмарки, и экспортные контракты на общую сумму 2,7 миллиарда долларов, что в 1,2 раза превышает уровень 2009 года[2].  Несмотря на то что, доля малого бизнеса в 2010 году значительно возросла в ВВП, тем не менее он не занимает ведущей роли в сфере реальной экономики, в первую очередь – в промышленности. Доля продукции частного предпринимательства(собственность граждан) в общем объеме продукции(работ, услуг) промышленности за январь-сентябрь 2010 года составил 34,2 %, субъекты малого бизнеса произвели продукции (работ, услуг) соответственно на 4474,4 млрд. сумм.

В настоящее время у нас малый бизнес и частное предпринимательство в основном сосредоточены в сферах торговли, услуг и связи, переработки сельскохозяйственной продукции. Вместе с тем необходимо создать широкие возможности для развития малого бизнеса и частного предпринимательства в промышленных отраслях, организации современных высокотехнологичных инновационных производств в сферах нанотехнологий, фармакологии и фармацевтики, информационно-коммуникационных и биотехнологий, применения альтернативной энергетики, одним словом, открыть путь развитию малого бизнеса и частного предпринимательства, основанного на передовых достижениях науки.[3] Рыночные  отношения  выдвигают на первое место прибыль, как  цель каждого промышленного предприятия, что  вызывает  необходимость минимизации затрат  на достижение полезных  результатов, а это  негативно отражается на интенсификации развития производства,  требующей активизации инновационной деятельности как в сфере  производства, так  и в сфере управления.

Процесс управления непосредственно связан со временем и  пространством, что предполагает  четкое  понимание конкретных условий  реального развития, установления особенностей производственной, хозяйственной и инновационной деятельности производственных  структур  на долгосрочную перспективу. С этой  точки  зрения  на  процесс  организационного формирования системы управления предприятий  промышленного комплекса наибольшее влияние оказывают  особенности  экономических отношений, от которых зависит активное  развитие  предприятия, ориентация на создание эффективной  или затратной системы хозяйствования, направленность предприятий на стратегические или текущие цели. Эти отношения определяются формой собственности, обуславливающей интересы  участников  воспроизводственного  процесса. Различия между объектами управления порождаются динамикой экономического взаимодействия, отраслевой и региональной спецификой, направлениями их развития.

Ориентация системы  управления  на  активизацию  инновационной  деятельности предприятий,  по  нашему мнению, не может служить  общим фактором роста конкурентоспособности. У каждого промышленного предприятия свои особенности, проблемы и  потребности  в  инновациях  носят  конкретный  характер, а граница производственных и конкурентных возможностей предприятий обусловлена их индивидуальным потенциалом.

Рассмотрение  конкурентоспособности  предприятия  сквозь  призму конкурентоспособности продукции можно трактовать как подход,  реализуемый  на оперативном  уровне  управления,  который  предполагает  принятие управленческих решений,  позволяющих  локализовать  неблагоприятную  ситуацию.  Только стратегическое  управление  может  позволить повысить конкурентоспособность предприятия,  наличие  устойчивых управляемых конкурентных  преимуществ  на длительную  перспективу  развития. Для  формирования  этого  необходима  ориентация управления на стратегический маркетинг с использованием  производственно-технологических, финансово-экономических и организационно -управленческих процессов.

Таким образом, можно говорить о необходимости проведения  внутрифирменных преобразованиях, основанных на изменениях в  технико-экономической  и производственной  сферах,  во  взаимодействии  всех  подразделений  и  работников предприятия,  а  также на изменениях  организационного характера, связанных с решением задачи  формирования  системы  управления развитием  промышленного предприятия, адекватной требованиям рынка. При таком подходе речь идет об усилении в  управлении  системности,  целенаправленности и гибкости в сочетании  с  выбором оптимальных решений, характерных для управления в целом, но с учетом особенностей производственного и управленческого процесса в условиях инновационного развития.


[1] Курпаяниди К.И. Современные тенденции развития предпринимательства в сфере промышленного производства: региональный аспект. Монография. Тошкент: Иктисодиёт, 2010. -160 с.

[2] Все наши устремления и программы – во имя дальнейшего развития родины и повышения благосостояния народа.- Доклад Президента Республики Узбекистан Ислама Каримова на заседании правительства по итогам социально-экономического развития страны в 2010 году и важнейшим приоритетам на 2011 год// Народное слово, 22 января 2011 года

[3] Последовательное продолжение курса на модернизацию страны – решающий фактор нашего развития. – доклад Прeзидeнта Ислама Кaримoва на торжественном собрании, посвященном 18-летию Конституции Республики Узбекистан // Народное слово, 7 декабря 2010 года.



Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Kurpayanidi Konstantin»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация