В свете идеи гуманизации современного образования все более утверждается личностно-ориентированный подход к определению сущности содержания образования. Согласно этому подходу учащиеся должны не только овладеть определенным учебным содержанием, у них должны быть сформированы ценностно-значимые запросы и намерения, такие личностные качества, как ответственность за свои действия, за судьбу общества и страны, за охрану окружающей среды, нетерпимость к проявлению несправедливости и бездушия и т.д. Содержание образования представляется как педагогически адаптированный социальный опыт во всей его структурной полноте, состоящий из четырех элементов:
- Опыта познавательной деятельности, фиксированной в форме ее результатов – знаний (о природе, обществе, технике, мышления и способах деятельности);
- Опыта осуществления известных способов деятельности – в форме умений действовать по образцу (интеллектуальные и практические умения и навыки);
- Опыта творческой деятельности – в форме умений принимать нестандартные решения в проблемных ситуациях (усвоение методики эксперимента, участие в художественном, техническом и социальном творчестве);
- Опыта осуществления эмоционально-ценностных отношений – в форме личностных ориентаций (отношение к окружающему миру, к людям, к самому себе, к нормам морали, к мировоззренческим идеям и т.д.;
Все перечисленные элементы содержания образования взаимосвязаны и взаимообусловлены. Усвоение этих элементов социального опыта позволяет человеку не только быть хорошим исполнителем, но и действовать самостоятельно, творчески, способным вносить собственный вклад в существующую систему отношений. [1]
Личностно-ориентированный подход в реализации экологического образования в процессе подготовки будущих специалистов в Калужском железнодорожном техникуме осуществляется при помощи элективного курса - «Экология и рациональное природопользование Калужской области», ориентированного на два года изучения. Элективный курс состоит из двух частей: первый год обучения – «Экология Калужской области»; второй год обучения – «Экология на железнодорожном транспорте». Необходимость создания элективного курса была обусловлена тем, что в учебной программе техникума имеются дисциплины «Экология» и «Экологические основы природопользования», которые никак не связаны с местностью, где живут и будут в дальнейшем осуществлять свою профессиональную деятельность выпускники техникума. Данные дисциплины дают хорошее представление о научной картине мира, развивает экологическую грамотность, но, к сожалению, не привязывают экологические знания студентов к конкретной местности, что так важно для формирования экологического мышления и сознания. Элективный курс второго года обучения основан на уже имеющихся сведениях об экологических особенностях железнодорожного транспорта, информация о которых имеет место в рамках преподаваемых специальных дисциплин, таких как, «Введение в специальность», «Общий курс железных дорог», «Охрана труда и техника безопасности». Предложенная программа «Экология на железнодорожном транспорте» дает возможность студентам самостоятельно осуществлять исследовательскую, опытно-экспериментальную и инновационную деятельность, непосредственно связанную с направлением выбранной специальности. Личностно-ориентированный подход при осуществлении программы элективного курса «Экология и рациональное природопользование Калужской области» способствует развитию личностных и профессиональных качеств каждого студента в отдельности. Отличительная особенность авторской программы от учебной программы по экологии состоит в том, в нее включены задания практической части и исследовательские работы, что позволяет студентам быть не только пассивными слушателями, но и активными участниками учебного процесса. А это в свою очередь приведет к усилению важности и значимости, изучаемого материала. Практическая значимость курса заключается в том, что он ориентирует студентов на включение их в практико-ориентированную деятельность по изучению региональной экологической ситуации своей области, выявлению источников загрязнения и улучшению среды обитания. Особая значимость курса состоит в непосредственной связи экологических знаний с выбранной профессией. Студенты на практике учатся давать экологическую оценку ресурсов области, находить пути решения проблем рационального природопользования при выполнении профессиональной деятельности. Знакомятся с составом воздуха, воды, почв своей области и района. Выявляют источники загрязнения и ищут пути борьбы с ними.
Процессы изменения природы закономерны и, конечно, должны изучаться. Вряд ли можно надеяться на сохранение девственных участков территории области в условиях глобального изменения параметров экологической среды. И поэтому каждый житель нашей страны в той или иной степени причастен к состоянию природы, территории своего края. Причастен либо отношением к событиям, либо поведением, либо принятием решений.
Общество ответственно за уровень экологической культуры населения, и чем раньше будут прививаться её основы, тем лучше должен быть результат. При этом должны использоваться различные формы и способы просвещения. Опыт такой деятельности подсказывает необходимость разработки общих дидактических основ междисциплинарных связей. А это, в свою очередь, позволит создать педагогическую систему экологического образования и воспитания в рамках учебного процесса СПО.
Педагогическая идея содружества педагогов и студентов, объединённых общим делом, живущих в одинаковых условиях, считается главной в этой работе. Осуществление этой программы позволит студентам осознать систему принципов и норм поведения по отношению к среде обитания, понять значение будущей профессиональной деятельности и ответственности за неё, знание и любовь к Малой Родине. А это в итоге и приведёт к повышению общей культуры и этики отношений с природой.
Библиографический список
- Воспитание экологической культуры у детей и подростков. / Н.С. Дежникова, Л.Ю. Иванова, Е.М. Клемяшова и др. – М.: Пед. общ-во России, 2000. – 62 c.
Количество просмотров публикации: Please wait