ПРОБЛЕМЫ ОПЕРАЦИОННОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ СИСТЕМ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА В КОНТЕКСТЕ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ РЕГИОНАЛЬНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ (НА ПРИМЕРЕ ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ)

Шмелева Анна Николаевна
ФГБОУ ВПО «Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова»
д.э.н., профессор кафедры «Теории менеджмента и бизнес-технологий»

Аннотация
На повышение конкурентоспособности и инновационной активности предприятий направлены различные нормативно-правовые и экономические инструменты. В статье представлена региональная модель повышения конкурентоспособности предприятий Пензенской области (по состоянию на 2014 год) на основе стимулирования инновационной деятельности, предусматривающая активное внедрение и повышение эффективности систем менеджмента качества по стандартам ИСО 9000. Анализ систем менеджмента качества ряда предприятий позволил выявить проблему недостаточно активного участия руководства во внедрении и обеспечении функционирования систем качества, что показано на примерах структурирования процессов «Ответственность руководства».

Ключевые слова: инновационный потенциал, конкурентоспособность, процессы организации, развитие, система менеджмента качества, стратегия


PROBLEMS OF OPERATIONAL EFFICIENCY OF SYSTEMS OF QUALITY MANAGEMENT IN THE CONTEXT OF INCREASE OF COMPETITIVENESS OF THE REGIONAL ENTERPRISES (ON THE EXAMPLE OF THE PENZA REGION)

Shmeleva Anna Nikolaevna
Plekhanov Russian University of Economics
Dr.Econ.Sci., professor of chair "Theories of Management and Business Technologies"

Abstract
Various legal and economic tools are directed on increase of competitiveness and innovative activity of the enterprises. The regional model of increase of competitiveness of the enterprises of the Penza region (as of 2014) on the basis of stimulation of innovative activity providing active introduction and increase of efficiency of systems of quality management according to the ISO 9000 standards is presented in article. The analysis of systems of quality management of a number of the enterprises allowed to reveal a problem of insufficiently active participation of the management in introduction and ensuring functioning of quality systems that is shown on examples of structuring of processes "Responsibility of the management".

Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Шмелева А.Н. Проблемы операционной эффективности систем менеджмента качества в контексте повышения конкурентоспособности региональных предприятий (на примере Пензенской области) // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 1. Ч. 2 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2015/01/46298 (дата обращения: 13.03.2024).

Введение

Ключевым нормативно-правовым документом, стимулирующим повышение конкурентоспособности и инновационной активности предприятий Пензенской области, является «Стратегия социально-экономического развития Пензенской области на долгосрочную перспективу (до 2021 года)». В соответствии с ней автором была разработана «Региональная модель повышения конкурентоспособности предприятий Пензенской области на основе стимулирования инновационной деятельности», представленная в работе [1]. В данной статье рассматривается современное состояние модели, нацеливающее компании на активное внедрение и повышение эффективности систем менеджмента качества (СМК), а также отражены проблемы операционной эффективности СМК [2] в контексте повышения конкурентоспособности предприятий (на примере Пензенской области).

1. Региональная модель повышения конкурентоспособности предприятий Пензенской области (по состоянию на 2014 год) на основе стимулирования инновационной деятельности

В соответствии со «Стратегией социально-экономического развития Пензенской области на долгосрочную перспективу (до 2021 года)», утвержденной Законом Пензенской области от 04.09.2007 N 1367-ЗПО, стратегической целью региональной промышленной политики является повышение конкурентоспособности базовых отраслей промышленности на основе модернизации основных фондов и внедрения инновационных технологий, и именно инновационный сектор экономики должен определять будущее развитие области на долгосрочную перспективу [3].

Региональная модель повышения конкурентоспособности предприятий Пензенской области на основе стимулирования инновационной деятельности нацелена на комплексное развитие региональной инновационной системы, в которой как финансовые средства, так и организационные меры направлены на объединение административного ресурса и усилий предпринимательского сектора экономики на основе взаимовыгодного партнерства для вывода на рынок конкурентоспособной инновационной продукции, создаваемой в области. На рис. 1 представлена модель по состоянию на 2014 год.

Рис. 1 – Региональная модель повышения конкурентоспособности предприятий Пензенской области (по состоянию на 2014 год) на основе стимулирования инновационной деятельности

2. СМК как инструмент повышения инновационной восприимчивости и конкурентоспособности предприятий

В нормативно-правовых документах обозначенной модели неоднократно указывается, что одним из распространенных инструментов повышения инновационной восприимчивости и конкурентоспособности региональных предприятий должно стать активное внедрение и повышение эффективности систем менеджмента качества (СМК) по стандартам ИСО 9000.

Разделяя точку зрения Версана В.Г., что «менеджмент качества должен осуществляться в едином процессе менеджмента всех сложившихся производственно-хозяйственных функций предприятия, отличаясь в то же время своими специфическими целями, задачами и методами» [5], следует заключить, что именно недостаточно активное участие руководства во внедрении и обеспечении функционирования СМК – является основной причиной неэффективного развития систем качества российских компаний.

В качестве практического примера данной проблемы, рассмотрим степень структурирования и детализации процессов «Ответственность руководства» в СМК предприятия.

3. Пассивность руководства в СМК как источник неэффективного развития систем качества компаний

В СМК предприятия идентифицировано 6 административных процессов: «Продажи» – владелец процесса генеральный директор; «Развитие» – владелец процесса директор по развитию; «Логистика» – владелец процесса руководитель службы логистики; «Управление качеством» – владелец процесса директор по качеству; «Управление персоналом» – владелец процесса руководитель службы персонала; «Управление имуществом» – владелец процесса главный инженер. Таким образом, СМК обособленно не выделяет процессы СМК «Ответственность руководства». Объекты управления административных процессов, «размыты» по 6 названным процессам СМК, и в большей степени, представлены в процессе «Управление качеством» (табл. 1).

Таблица 1 – Матрица ответственности «Управление качеством»

Таким образом, данный процесс «Управление качеством» затрагивает лишь три процесса СМК «Ответственность руководства», а именно: «Определение и выполнение требований потребителей для повышения их удовлетворенности»; «Планирование СМК»; «Анализ СМК через запланированные интервалы времени».

Такие административные процессы СМК как «Менеджмент политики в области качества» и «Менеджмент целей в области качества» затрагиваются лишь частично в данном процессе СМК ОАО «ПТПА» «Управление качеством» в виде «входов» и «выходов» в данный процесс (табл. 2).

Таблица 2 – Регламент процесса «Управление качеством»

Административный процесс «Определение и доведение до сведения персонала организации ответственности и полномочий в сфере качества» в СМК компании отсутствует, о чем свидетельствует матрица ответственности процесса СМК «Управление персоналом» (табл. 3).

Таблица 3 – Матрица ответственности «Управление персоналом»

Также отсутствует административный процесс СМК «Разработка в организации соответствующих процессов обмена информацией, в том числе по вопросам результативности СМК».

 Таким образом, на сегодняшний день важнейшей проблемой обеспечения эффективности СМК, качества продукции является оценка и повышение роли руководства предприятия в вопросах разработки, становления и развития системы качества. Рассматривая причины неэффективного внедрения СМК на региональных предприятиях, можно предположить, что первопричиной недостижения целевых показателей функционирования СМК, т.е. патологией СМК является недостаточная ответственность и вовлеченность руководства предприятия в процессы становления, развития и совершенствования СМК.


Библиографический список
  1. Кузнецов П.В., Шмелева А.Н. Региональная модель повышения конкурентоспособности на основе стимулирования инновационной деятельности (на примере Пензенской области) // Горизонты экономики. 2013. №2 (7). С.95-98.
  2. Шмелева А.Н., Количественные подходы к оценке операционной эффективности СМК предприятия // Российское предпринимательство. 2010. №9 выпуск 2. С.57-62.
  3. Стратегия социально-экономического развития Пензенской области на долгосрочную перспективу (до 2021 года) в ред. Закона Пензенской обл. от 30.06.2009 N 1753-ЗПО Утверждена Законом Пензенской области от 4 сентября 2007 г. N 1367-ЗПО.
  4. http://www.inno-terra.ru/normative
  5. Версан В.Г. Стандарты ИСО серии 9000: закономерности развития // Стандарты и качество. – 2008. – №1. – С.56-59.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Шмелева Анна Николаевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация