Введение
Ключевым нормативно-правовым документом, стимулирующим повышение конкурентоспособности и инновационной активности предприятий Пензенской области, является «Стратегия социально-экономического развития Пензенской области на долгосрочную перспективу (до 2021 года)». В соответствии с ней автором была разработана «Региональная модель повышения конкурентоспособности предприятий Пензенской области на основе стимулирования инновационной деятельности», представленная в работе [1]. В данной статье рассматривается современное состояние модели, нацеливающее компании на активное внедрение и повышение эффективности систем менеджмента качества (СМК), а также отражены проблемы операционной эффективности СМК [2] в контексте повышения конкурентоспособности предприятий (на примере Пензенской области).
1. Региональная модель повышения конкурентоспособности предприятий Пензенской области (по состоянию на 2014 год) на основе стимулирования инновационной деятельности
В соответствии со «Стратегией социально-экономического развития Пензенской области на долгосрочную перспективу (до 2021 года)», утвержденной Законом Пензенской области от 04.09.2007 N 1367-ЗПО, стратегической целью региональной промышленной политики является повышение конкурентоспособности базовых отраслей промышленности на основе модернизации основных фондов и внедрения инновационных технологий, и именно инновационный сектор экономики должен определять будущее развитие области на долгосрочную перспективу [3].
Региональная модель повышения конкурентоспособности предприятий Пензенской области на основе стимулирования инновационной деятельности нацелена на комплексное развитие региональной инновационной системы, в которой как финансовые средства, так и организационные меры направлены на объединение административного ресурса и усилий предпринимательского сектора экономики на основе взаимовыгодного партнерства для вывода на рынок конкурентоспособной инновационной продукции, создаваемой в области. На рис. 1 представлена модель по состоянию на 2014 год.
Рис. 1 – Региональная модель повышения конкурентоспособности предприятий Пензенской области (по состоянию на 2014 год) на основе стимулирования инновационной деятельности
2. СМК как инструмент повышения инновационной восприимчивости и конкурентоспособности предприятий
В нормативно-правовых документах обозначенной модели неоднократно указывается, что одним из распространенных инструментов повышения инновационной восприимчивости и конкурентоспособности региональных предприятий должно стать активное внедрение и повышение эффективности систем менеджмента качества (СМК) по стандартам ИСО 9000.
Разделяя точку зрения Версана В.Г., что «менеджмент качества должен осуществляться в едином процессе менеджмента всех сложившихся производственно-хозяйственных функций предприятия, отличаясь в то же время своими специфическими целями, задачами и методами» [5], следует заключить, что именно недостаточно активное участие руководства во внедрении и обеспечении функционирования СМК – является основной причиной неэффективного развития систем качества российских компаний.
В качестве практического примера данной проблемы, рассмотрим степень структурирования и детализации процессов «Ответственность руководства» в СМК предприятия.
3. Пассивность руководства в СМК как источник неэффективного развития систем качества компаний
В СМК предприятия идентифицировано 6 административных процессов: «Продажи» – владелец процесса генеральный директор; «Развитие» – владелец процесса директор по развитию; «Логистика» – владелец процесса руководитель службы логистики; «Управление качеством» – владелец процесса директор по качеству; «Управление персоналом» – владелец процесса руководитель службы персонала; «Управление имуществом» – владелец процесса главный инженер. Таким образом, СМК обособленно не выделяет процессы СМК «Ответственность руководства». Объекты управления административных процессов, «размыты» по 6 названным процессам СМК, и в большей степени, представлены в процессе «Управление качеством» (табл. 1).
Таблица 1 – Матрица ответственности «Управление качеством»
Таким образом, данный процесс «Управление качеством» затрагивает лишь три процесса СМК «Ответственность руководства», а именно: «Определение и выполнение требований потребителей для повышения их удовлетворенности»; «Планирование СМК»; «Анализ СМК через запланированные интервалы времени».
Такие административные процессы СМК как «Менеджмент политики в области качества» и «Менеджмент целей в области качества» затрагиваются лишь частично в данном процессе СМК ОАО «ПТПА» «Управление качеством» в виде «входов» и «выходов» в данный процесс (табл. 2).
Таблица 2 – Регламент процесса «Управление качеством»
Административный процесс «Определение и доведение до сведения персонала организации ответственности и полномочий в сфере качества» в СМК компании отсутствует, о чем свидетельствует матрица ответственности процесса СМК «Управление персоналом» (табл. 3).
Таблица 3 – Матрица ответственности «Управление персоналом»
Также отсутствует административный процесс СМК «Разработка в организации соответствующих процессов обмена информацией, в том числе по вопросам результативности СМК».
Таким образом, на сегодняшний день важнейшей проблемой обеспечения эффективности СМК, качества продукции является оценка и повышение роли руководства предприятия в вопросах разработки, становления и развития системы качества. Рассматривая причины неэффективного внедрения СМК на региональных предприятиях, можно предположить, что первопричиной недостижения целевых показателей функционирования СМК, т.е. патологией СМК является недостаточная ответственность и вовлеченность руководства предприятия в процессы становления, развития и совершенствования СМК.
Библиографический список
- Кузнецов П.В., Шмелева А.Н. Региональная модель повышения конкурентоспособности на основе стимулирования инновационной деятельности (на примере Пензенской области) // Горизонты экономики. 2013. №2 (7). С.95-98.
- Шмелева А.Н., Количественные подходы к оценке операционной эффективности СМК предприятия // Российское предпринимательство. 2010. №9 выпуск 2. С.57-62.
- Стратегия социально-экономического развития Пензенской области на долгосрочную перспективу (до 2021 года) в ред. Закона Пензенской обл. от 30.06.2009 N 1753-ЗПО Утверждена Законом Пензенской области от 4 сентября 2007 г. N 1367-ЗПО.
- http://www.inno-terra.ru/normative
- Версан В.Г. Стандарты ИСО серии 9000: закономерности развития // Стандарты и качество. – 2008. – №1. – С.56-59.
Количество просмотров публикации: Please wait