С конца 1980-х гг. политическая реальность в СССР претерпевает кардинальные изменения. Так, перед конфессиями встал вопрос об участии или неучастии в выборах народных депутатов. Закономерно, что государство не могло дозволить в этом процессе проявления «вольности» со стороны религиозных объединений. Так, в конце 1989 г. накануне выборов республиканский Совет по делам религий направил в регионы документ «Выписка из Определений Архиерейского Собора Русской Православной церкви», где рекомендовалось в каждом случае вопрос о целесообразности участия в выборах органов власти решать главе конфессии [1]. Православное руководство также определило свою позицию [2].
В 1990 г. за конфессиональными организациями РФ был закреплен статус юридического лица; принимается комплекс нормативно-правовых актов в русле толерантности и веротерпимости, в той или иной степени регламентировавших существование религиозных объединений. 3 июля 1991 г. архиепископ Пензенский и Кузнецкий получил свидетельство о регистрации епархии как юридического лица [3].
Уполномоченный подчеркивал, что местные православные объединения действовали гораздо активнее, чем другие религиозные общины, и что благожелательная политическая позиция и миротворческая деятельность способствовали подъему авторитета православной церкви среди верующей части населения [4].
С 1988 г. пензенская областная администрация передала епархии 270 храмов, реально – развалин [5, с. 458].
В июне 1990 г. Саранская епархия была выделена в самостоятельную из состава Пензенской епархии.
25 января 1991 г. был опубликован «Порядок регистрации и открытия православного прихода Пензенской епархии». Предписывалось после обязательного получения благословления архиепископа Пензенского и Кузнецкого собрать подписи верующих, желавших открыть храм (20-50 подписей); потом обратиться с заявлением о регистрации религиозного общества в райисполком или горисполком. В течение месяца орган государственной власти рассматривал заявление и выносил решение. В случае отказа его можно было обжаловать в судебном порядке, при положительном решении проводилось приходское собрание. На собрании должно было присутствовать не менее 20 учредителей, которые знакомились с уставом об управлении Русской Православной церкви, уставом православного прихода и простым голосованием принимали их. После получения справки от уполномоченного приходский совет обращался к архиепископу Серафиму за назначением священника для духовного руководства и совершения богослужений [6].
В 1991 г. Пензенская епархия была разделена на 7 благочинных округов.
В 1991 г. архиепископ Серафим дал оценку августовским событиям: «Все эти тревожные дни Пензенская епархия жила в величайшем напряжении вместе со всем нашим народом… Каждый священнослужитель и православный христианин в своих усердных молитвах к Господу просил об одном: чтобы в стране нашей не пролилась кровь». Серафим отметил радостное чувство по поводу того, что Б.Н. Ельцин продемонстрировал свое мужество по отношению к антиконституционному комитету и благородство к судьбе президента СССР М.С. Горбачева. Архиепископ Пензенский и Кузнецкий назвал путч величайшим преступлением, поскольку «насилие неугодно Богу и всегда вызывает осуждение Церкви…». Серафим подчеркивал, что Церковь не является государственным институтом и не должна заниматься политикой, но и государству, и РПЦ, в первую очередь, должен быть дорог человек, а «не интересы партийного клана» [7].
В 1991 г. в г. Пензе произошло возрождение церковного братства – православного Иннокентьевского общества «Возрождение». Общими направлениями работы общества объявлялись: повышение общей духовной культуры православных христиан прихода и вне его; повышение богословской, духовной и нравственной подготовки членов общества, православных христиан прихода и вне его; защита и возрождение православия среди русского населения и других народов г. Пензы и области; миссионерская деятельность среди населения по воспитанию высоких христианских идеалов, милосердия и благотворительности, трудолюбия и братолюбия, любви к Богу и Отечеству; проведение духовно–просветительских вечеров и систематических занятий по изучению Священного Писания, Священного Предания, догматических и литургических вопросов, истории Православной церкви и государства российского, уделяя особое внимание христианскому воспитанию семьи; содействие и открытие епархиальной и соборной библиотеки и читального зала; возрождение традиционного уклада жизни православных общин (приходов), церковно-народных праздников и обрядов; установление и поддержание общения с Братством Преподобного Сергия Радонежского, другими аналогичными Братствами и обществами в г. Москве и других городах, обществами культуры, экуменические контакты (с инославными церквами) по обмену опытом христианского делания» [8].
После раздела Пензенской епархии на территории Пензенской области оставалось 27 функционировавших храмов и молитвенных домов. К 1999 г. их количество увеличилось до 150. В 1999 г. численность священнослужителей в Пензенской епархии серьезно увеличилась и составила 155 священников и диаконов, но для активной деятельности всех приходов области было нужно еще 30 [5, с. 457, 461].
7 января 1992 г. в Пензенской области впервые после объявления православного праздника Рождества нерабочим днем состоялись праздничные торжества. На праздничном богослужении в Успенском кафедральном соборе присутствовали руководители областной администрации – А.А. Кондратьев, А.И. Кислов и представители общественности г. Пензы. Днем 7 января в картинной галерее им. К.А. Савицкого состоялся концерт городского хора под руководством В.В. Каширского, исполнявшего песнопения Божественной литургии. Накануне – 4 января прошло освящение здания областной администрации [9].
В 1992 г. пензенское епархиальное управление выступило с предложением о создании собственной профсоюзной организации. В информационном сообщении было сказано, что в 1991 г. в г. Санкт-Петербурге был образован профсоюз работников Санкт-Петербургской митрополии, который является добровольной общественной организацией, созданной на основе законов «О профессиональных союзах, правах и гарантиях их деятельности» и «Об общественных объединениях». Для осуществления права на управление государственным социальным страхованием и создания собственного Фонда социального страхования, получения права законодательной инициативы в высших органах государственной власти профсоюзу необходимо иметь статус республиканского [10].
В 1990-х гг. восстанавливаются и отстраиваются новые православные культовые здания в Пензенской области. В регионе начали функционировать – приняли своих насельников – Наровчатский Троице-Сканов и Пензенский Троицкий женские монастыри, Свято-Тихвинский Керенский мужской монастырь.
В результате, появились проблемы иного плана. Например, после передачи комплекса Троице-Сканова монастыря в 1990 г. архиепископ Серафим выступил с инициативой выделения близлежащих к монастырю земель по берегу р. Мокши и поля совхоза «Наровчатский» для ведения хозяйства [11].
В 1992 г. начала действовать церковь Михаила Архистратига в с. Лермонтове [12]. В 1994-1995 гг. были освещены деревянная церковь в Ахунах, Благовещенский храм-крестильня при кафедральном соборе в г. Пензе, церковь во имя великомученика Димитрия Солунского в с. Лесной Вьяс Лунинского района, Никольская церковь Белинского района Пензенской области [13]. Это были первые в регионе вновь отстроенные храмы, сооруженные по проекту архитектора Д.А. Борунова. В 1996 г. началось строительство церкви в с. Березенки Белинского района [14]. После капитального ремонта и реставрации внутреннего убранства в 1998 г. в Покровской церкви, переданной епархии в 1989 г., было возобновлено богослужение.
Со второй половины 1990-х гг. происходит активное возвращение в епархию предметов православного культа, перезахоронение местных святых и т.д. [15].
В 1999 г. в г. Пензе и области прошли торжественные мероприятия, посвященные 200-летию образования Пензенской епархии, на которых присутствовал Святейший патриарх Московский и всея Руси Алексий II.
Данное событие отчасти послужило импульсом к воссозданию «Церковно-исторического комитета Пензенской епархии» [16], цель которого состояла в написании «как можно более полной» истории Пензенской епархии. Комитет позиционировал себя не просто как общество, объединявшее любителей церковной старины, а как рабочий орган пензенского епархиального управления, «который на общественных началах призван был оказывать конкретную помощь духовенству в познании прошлого своих приходов и епархии в целом, а также способствовать оживлению приходской жизни за счет ознакомления прихожан с предметами, достойными их памяти» [17].
Библиографический список
- ГАПО. Ф. 2392. Оп. 1. Д. 141. Л. 38.
- Пимен, Патриарх Московский и всея Руси. Интервью // Журнал Московской патриархии. 1989. № 7. С. 2-3.
- Регистрация Пензенской епархии // Пензенские епархиальные ведомости. 1991. 12 (25) июля. С. 3.
- ГАПО. Ф. 2392. Оп. 1. Д. 125. Л. 4.
- Дворжанский А.И. История Пензенской епархии. Книга первая: Исторический очерк. Пенза, 1999. С. 458-461.
- Порядок регистрации и открытия православного прихода Пензенской епархии // Пензенские епархиальные ведомости. 1991. 25 января (7 февраля). С. 2.
- Обращение Высокопреосвященнейшего Серафима, архиепископа Пензенского и Кузнецкого // Пензенские епархиальные ведомости. 1991. 24 августа (6 сентября). С. 2.
- Программа Православного Иннокентьевского общества «Возрождение» // Пензенские епархиальные ведомости. 1991. 10 (23) августа. С. 3.
- Рождество в Пензе // Пензенские епархиальные ведомости. 1992. 11 (24) января. С. 2.
- Информация к вопросу о профсоюзе // Пензенские епархиальные ведомости. 1992. 13 (26) июня. С. 3.
- ГАПО. Ф. 2392. Оп. 1. Д. 152. Л. 97.
- Кольян Т. Церковь стала действующая // Сельская новь. 1992. 28 марта. С. 3.
- Жигалева А. Вложи в чашу покаяния // Пензенские вести. 1995. 20 декабря. С. 2.
- Долженков В. Построившая храм // Сельская новь. 1998. 25 сентября. С. 1.
- Лапотов С. Сокровища края // Вадинские вести. 2006. 4 мая. С. 3.
- Пензенские епархиальные ведомости. 1999. № 4 (7). С. 46.
- Устав Церковно-исторического комитета Пензенской епархии // Пензенские епархиальные ведомости. 1999. № 4 (7). С. 42.
Количество просмотров публикации: Please wait