ПОВЫШЕНИЕ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ МОЛОДЕЖИ КАК УСЛОВИЕ МОДЕРНИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ РОССИИ

Уксусова Маргарита Святославовна
Смоленский государственный университет
кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики

Аннотация
Данная статья посвящена вопросу повышения финансовой грамотности молодежи как необходимого условия модернизации экономической системы России. В статье приводятся результаты международного исследования уровня финансовой грамотности учащихся, позволяющие определить место России в рейтинге финансовой грамотности молодежи и разработать рекомендации по ее повышению.

Ключевые слова: конкурентоспособность, модернизация, молодежь, управление личными финансами, финансовая грамотность, финансовая система, финансовые рынки


IMPROVING THE FINANCIAL LITERACY OF YOUNG PEOPLE AS A CONDITION FOR THE MODERNIZATION OF THE RUSSIAN ECONOMY

Uksusova Margarita Svyatoslavovna
Smolensk State University
PhD, Associate Professor, Department of Economics

Abstract
This article is devoted to improving the financial literacy of young people as a prerequisite for the modernization of Russia's economic system. The article presents the results of an international study the level of financial literacy of students, allowing to define Russia's place in the ranking of financial literacy of young people and to develop recommendations on how to improve.

Keywords: competitiveness, financial literacy, financial markets, financial system, modernization., personal finance management, youth


Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Уксусова М.С. Повышение финансовой грамотности молодежи как условие модернизации экономики России // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 12. Ч. 2 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2014/12/43071 (дата обращения: 29.03.2024).

Каждый человек на протяжении всей своей жизни вынужден решать финансовые вопросы, принимать решения в области формирования личных доходов и осуществления личных расходов. Большинство людей испытывают при этом немалые затруднения, связанные с отсутствием необходимого уровня финансовой грамотности. Лишь незначительная часть людей умеет заставить деньги работать на себя, большая часть населения Земли всю жизнь учится работать за деньги. В качестве доказательства существующей проблемы и ее масштабов можно привести следующий факт – половина мирового богатства (недвижимость и финансовые активы) сосредоточена в руках 2% населения Земли. Искусству управления финансами не учат в школе, об этом не принято вести систематических разговоров внутри семьи – и так из поколения в поколение, но если родители финансово неграмотны, и детям негде получить необходимые знания, умения, представления об эффективном управлении личными финансами – получается замкнутый круг. Его можно разорвать единственным способом – постоянно повышать финансовую грамотность населения, делая это последовательно, целенаправленно, осознанно, с самого раннего возраста, не останавливаясь на проведении отдельных мероприятий и исследований, а формируя целостную систему повышения финансовой грамотности населения, целое поколения финансово грамотных людей.

Финансовая грамотность – сложное, многоаспектное понятие, находящееся за пределами определенных географических, политических, экономических и социальных границ. Развитие экономик отдельных стран и мировой экономической системы в целом зависит от инвестиций, которые направляют в них отдельные люди и группы людей; все это образует сложную сеть взаимосвязанных и взаимозависимых отношений, в связи с чем, нельзя недооценивать уровень финансовой грамотности отдельных граждан и ее влияние на развитие мировой экономики.

Финансовая некомпетентность граждан пагубно сказывается не только на личном благосостоянии конкретных индивидов из-за неправильного выбора контрагента на финансовом рынке или вида финансовой   услуги, неверных решений в области личных финансов или вообще их отсутствия, избегания, пассивной позиции по отношению к личным финансам, но и оказывает мощное негативное влияние на развитие самих финансовых рынков и экономики в целом. Не подготовленные в достаточной степени инвесторы, ведомые страхом и другими иррациональными чувствами, а не разумом, знаниями, осознанностью и рациональным восприятием ситуации склонны впадать в панику, неся серьезную угрозу финансовой системе страны, что можно было наблюдать на финансовом рынке России в декабре 2014 года. Неграмотные заемщики, которые не смогли вовремя и в полной мере оценить все риски, связанные с кредитом, оказываются не в состоянии платить по долгам, что лишает финансовой устойчивости банковскую систему. Некомпетентные малоинформированные клиенты, обладая инвестиционными возможностями, не в состоянии эффективно управлять личными сбережениями и находить достойное приложение своим капиталам. Все это ведет к снижению сберегательной и инвестиционной активности граждан и отражается в ухудшении общей экономической ситуации в стране, лишает экономику «длинных» денег, долгосрочных инвестиций, без которых осуществление полномасштабной модернизации всех сфер не представляется возможным.

Многочисленные исследования, проведенные в зарубежных странах, показали, что даже в таких развитых странах как США и Япония, уровень финансовой грамотности населения, в первую очередь, молодежи, оставляет желать лучшего, более того, значительная часть населения этих стран страдает так называемой «финансовой фобией» и «сторонятся любой финансовой информации – от состояния банковских счетов до сбережений и страхования». На наш взгляд, данный факт объясняется тем, что осмысление финансовой информации требует огромных усилий и связано с повышенной осознанностью и личной ответственностью за принимаемые решения в области финансов. В большинстве своем люди предпочитают уклоняться от принятия на себя лишней ответственности, занимают пассивную позицию, инфантильны и не готовы к глубокому осмыслению сложной финансовой информации, требующей огромных энергозатрат, затрат времени, концентрации внимания.

Существует множество подходов к определению финансовой грамотности. В отечественной практике финансовую грамотность принято определять как знание о финансовых институтах и предлагаемых ими продуктах, а также умение их использовать при возникновении потребности и понимание последствий своих действий. На наш взгляд, данное определение финансовой грамотности не отражает всей сложности и многогранности этого понятия. Финансовую грамотность также возможно определять как:

- понимание ключевых финансовых понятий и использование этой информации для принятия разумных решений, способствующих экономической безопасности и благосостоянию людей;

- способность вести учет всех поступлений и расходов, умение распоряжаться денежными ресурсами, планировать будущее, делать выбор соответствующих финансовых инструментов, создавать сбережения, в целях обеспечения будущего, быть готовыми к различным рискам, включая потерю работы;

- способность принимать обоснованные решения и совершать эффективные действия в сфере управления личными финансами для реализации жизненных целей и планов в текущий момент и будущие периоды.

В целом суть финансовой грамотности можно определить как способность максимально осознанно и ответственно подходить к решению любых финансовых вопросов на протяжении всего жизненного цикла индивида.

В России в последнее время наблюдается интерес к вопросам повышения финансовой грамотности, проводится ряд исследований по данной тематике, особое место среди которых занимают исследования уровня финансовой грамотности молодежи. Так, в 2014 году Россия приняла участие в первом международном исследовании уровня финансовой грамотности 15-летних учащихся, наряду с учащимися 18 ведущих стран мира, представляющих 40 % мирового ВВП. Исследование проводилось в рамках Международной программы Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) по оценке образовательных достижений учащихся (PISA). В нашей стране исследование было проведено в рамках Проекта «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации», осуществляемого  Минфином с 2011 года совместно с Всемирным банком.

Согласно результатам данного исследования, Россия заняла 10 место из числа 18 стран – чуть более 80 % российских школьников продемонстрировали наличие и готовность использовать знания и умения в области финансов , что можно охарактеризовать как положительный результат для России, у которой опыт становления экономики рыночного типа и развития финансовых рынков исчисляется всего лишь двумя десятками лет. Лидерами в вопросах финансовой грамотности стали школьники Шанхая, а также Австралии, Бельгии и других стран, имеющих долгосрочные программы финансовой грамотности, что еще раз доказывает высокую эффективность таких программ. Из тематических областей наибольшие затруднения у российских школьников вызвали вопросы кредитования, банковских вкладов, налогообложения, инвестирования и обеспечения безопасности при совершении Интернет-покупок. Результаты исследования используются  в процессе разработки “Национальной стратегии финансовой грамотности”, за подготовку которой отвечает Министерство финансов РФ.

Однако результаты данного исследования – не повод для расслабления, так как в современном мире необходимо уверенно ориентироваться в сложных финансовых вопросах, а для экономики России на сегодняшнем этапе это особенно необходимо. В условиях существующей политической и экономической нестабильности, санкций, резкой девальвации национальной валюты, множества финансовых рисков, неустойчивости банковской системы и всей финансовой системы России, ориентации на импортозамещение, модернизацию экономики и всех сфер общественной жизни, резко повышается значение повышения личной конкурентоспособности и ответственности каждого гражданина и всей страны в целом, в основе которых лежит финансовая грамотность населения как осознанное и ответственное поведение в сфере решения любых финансовых вопросов.

Начинать формирование финансовой грамотности надо именно с молодежи по целому ряду причин. Чем раньше молодежь усвоит основные финансовые понятия, знания, навыки управления личными финансами, тем ранее будут сформированы полезные привычки в области управления финансами (например, привычка вести учет расходов, планировать доходы, накопления и т.д.), а, как известно, именно полезные привычки, в итоге, определяют насколько успешен тот или иной человек. Стратегической задачей должно стать формирование целого поколения успешных людей, с новыми полезными финансовыми привычками, которое станет основной движущей силой модернизации всех сфер общества.

Современная молодежь является активным потребителем товаров и услуг. Все в большей степени она становится основным объектом внимания и главным целевым сегментом для розничных торговых сетей, производителей рекламы, финансовых услуг. Недостаток понимания и практических навыков в сфере потребления, сбережения, планирования и кредитования может привести к необдуманным решениям, за которые придется расплачиваться на протяжении многих лет (например, ипотечный кредит в иностранной валюте в условиях девальвации национальной валюты).

При формировании финансовой грамотности молодежи необходимо учитывать психолого-возрастные особенности данной группы граждан – необходимо установить непосредственную  связь между получаемыми финансовыми знаниями и их применением на практике, учитывать потребности каждого этапа жизненного цикла молодых людей, приучать к  ответственности за решения в области финансов.

Вложения в повышение финансовой грамотности молодежи принесут наибольшую отдачу в стратегическом плане, так как это наиболее восприимчивый к обучению слой населения. Такой подход позволит достичь максимального охвата различных слоев населения, поскольку в школах и вузах учатся дети из всех социальных групп. Финансовое образование молодых людей будет иметь наиболее долгосрочный эффект – ведь у них впереди целая жизнь, то есть основы финансовых знаний, представлений  и навыков закладываются сразу у целого нового поколения. Именно в раннем возрасте возможно заложить не только основы культуры, в том числе и финансовой, но и стимулы к самообразованию на протяжении всей жизни, в данном случае, в сфере финансов.

Таким образом, необходимо создание целостной системы повышения финансовой грамотности молодежи, что будет своеобразным ключом к модернизации экономики России, необходимым для того, чтобы каждый гражданин нашей страны мог четко осознавать свои возможности, права, защиту этих прав на финансовом рынке, с высокой степенью ответственности принимать финансовые решения, учитывая их влияние на личное благосостояние и экономику страны в целом.


Библиографический список
  1. Кузина О.Е. Финансовая грамотность молодежи // Мониторинг общественного мнения. 2009. № 4(92).
  2. Стахович Л.В. Необходимость повышения финансовой грамотности молодежи как важнейший приоритет государственной политики; Федеральный образовательный портал ЭСМ (Экономика. Социология. Менеджмент.) URL: http://ecsocman.hse.ru/iconf/33372699/participant/27315514.html
  3. Финансовая грамотность – жизненный навык, необходимый молодежи в 21 веке (по результатам первого международного исследования уровня финансовой грамотности 15-летних учащихся); Пресс-релиз Министерства финансов РФ http://minfin.ru/ru/press/press_releases/index.php?id_4=22549


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Уксусова Маргарита Святославовна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация