Понятие экономической безопасности многогранно. В более широком смысле под экономической безопасностью понимают защищенность страны от внешних и внутренних факторов, которые неблагоприятно влияют на экономику государства и нарушают её нормальное функционирование. В узком смысле под экономической безопасностью подразумевается сочетание экономических и политических условий, которые наиболее эффективным способом обеспечивают экономический рост страны в целом, гарантированную защиту экономических интересов нации, а также полное удовлетворение потребностей общества. Тем самым, очевидно, что экономическая безопасность страны является важной и неотъемлемой частью правильного функционирования экономики государства. [1]
Впервые экономической безопасностью как предметом научных исследований заинтересовались в США. Это было связано, прежде всего, с экономическим кризисом, который произошел в 30-ых годах ХХ века. На сегодняшний день данный кризис до сих пор является самым тяжелейшим кризисом, который поразил все ведущие мировые державы и повлёк за собой последствия глобального характера. Все это дало большой толчок правительству Соединенных Штатов Америки предпринять серьёзные меры по повышению экономической безопасности страны и развитию экономики для предупреждения и предотвращения новых крупномасштабных угроз. [2, 3]
Что же касается СССР, то в советский период хоть и обсуждались вопросы, связанные с обеспечением экономической безопасностью страны, но они находились исключительно в компетенции государства, и широкого обсуждения данная проблема не имела. То есть можно сказать, что в России об этой проблеме стали говорить относительно недавно.
Так, 29 апреля 1996 года указом Президента РФ №608 была одобрена и введена в действие доктрина экономической безопасности страны. В данной доктрине дана характеристика основных экономических угроз, сформулированы основные механизмы и меры, направленные на повышение экономической безопасности РФ.
Важно понимать, что обеспечение экономической безопасности является неотъемлемой составной частью национальной безопасности и её основой. То есть любое кризисное состояние экономики – это прямая угроза национальной безопасности. Это значит, что от того насколько «здорова» экономика страны, насколько она конкурентоспособна и подвижна зависит состояние национальной безопасность. [5]
Поэтому на федеральные органы власти ложиться большая ответственность по прогнозированию и мониторингу факторов, определяющих угрозы экономики государства, проведения ими различных исследований, связанных с тенденциями и возможностями развития данных угроз, поиску эффективных путей решения этой проблемы. Региональные органы власти также могут принимать активное участие в повышении экономической безопасности путём формирования эффективной налоговой политики. [4, 6]
Чтобы обеспечить Российской Федерации экономическую безопасность и эффективное функционирование всей экономики, государственным органам власти необходимо предотвратить ряд существующих и актуальных на сегодняшний день угроз, характерных для экономики России. К таким угрозам можно отнести:
- утечку российского капитала и валютных ресурсов за рубеж;
- утечку высококвалифицированных кадров за рубеж;
- усиленную деформацию экономики;
- рост внешнего долга;
- уменьшение инвестиционного потенциала страны;
- учащение правонарушений в финансовой сфере;
Таким образом, для предотвращения данных угроз государство должно ориентироваться на развитие и поддержание производственного и инвестиционного потенциала страны, на обеспечение высокого качества жизни населения, на предотвращение преступлений и административных правонарушений в финансовой деятельности. Но очень важно чтобы решение данных задач касалось не только узкого финансового спектра структур, но и всего населения России. Поэтому, очевидно, что успешное процветание экономики страны зависит как от всего населения в целом, так и от каждого из нас.
Библиографический список
- Беспалова К.В. Экономическая безопасность России // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2013. №5 [Электронный ресурс]. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2013/05/2211 (дата обращения: 10.10.2014).
- Корень А.В., Корнева Е.В. Анализ подходов к оценке предпринимательской активности // Экономика и предпринимательство. – 2013. – № 12-2 (41-2). – С. 941-944.
- Корень А.В., Корнева Е.В. Проблема низкого уровня финансовой грамотности населения и пути её решения // В мире научных открытий. – 2010. – № 4-9. – С. 39-42.
- Корень А.В., Татуйко А.В. Региональная налоговая политика как инструмент формирования благоприятного инвестиционного климата на Дальнем Востоке // Глобальный научный потенциал. – 2014. – № 11 (44).
- Корень А.В. Международные биржевые фонды как основа диверсификации инвестиционного портфеля // В мире научных открытий. 2010. № 4-9. С. 53-55.
- Корень А.В., Шефер О.В. Роль и значение региональных налогов в современном развитии Приморского края // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 2. – С. 434.
Количество просмотров публикации: Please wait