К ВОПРОСУ О ПРОЕКТИРОВАНИИ ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ КОНЦЕПЦИИ УПРАВЛЕНИЯ СЕТЕВЫМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕМ СЕЛЬСКИХ ШКОЛ

Сартакова Елена Евгеньевна1, Сартакова Галина Александровна2
1Томский политехнический университет, кандидат исторических наук, доцент кафедры русского языка как иностранного
2Томский государственный педагогический колледж, преподаватель

Аннотация
В статье обосновывается понятие организационно-методическое обеспечение, которое включает механизмы: формирования современных профессиональных представлений педагогов сельских муниципальных образований, управленческо-педагогических команд, проектирования и реализации сетевых образовательных программ образовательных организаций.

Ключевые слова: коммуникации, организационно-методическое обеспечение, современные стереотипы педагогической деятельности, управленческо-педагогические команды.


TO THE QUESTION OF DESIGN OF ORGANIZATIONAL AND METHODOLOGICAL PROVIDING THE CONCEPT OF MANAGEMENT OF NETWORKING INTERACTION FOR RURAL EDUCATIONAL INSTITUTION

Sartakova Elena Evgenievna1, Sartakova Galina Alexandrovna2
1Tomsk Polytechnic University, PhD in History, Associate Professor, Department of Russian as a Foreign Language
2Tomsk State Pedagogical College, College teacher

Abstract
The concept organizational and methodical providing which turns on mechanisms locates in the article: formation of modern professional representations of teachers of rural municipalities, administrative and pedagogical teams, design and realization of network educational programs of the educational organizations.

Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Сартакова Е.Е., Сартакова Г.А. К вопросу о проектировании организационно-методического обеспечения концепции управления сетевым взаимодействием сельских школ // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 12. Ч. 3 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2014/12/41639 (дата обращения: 16.03.2024).

Потребность в формировании вариативной системы образования на селе, адекватной запросам информационного общества, обусловила новый этап модернизации – социокультурный, рассматриваемый и как временной промежуток периода конца 10-х – начале 20-х гг. ХХI в., и как национальная программа создания сетевых институтов и отношений, которая направлена на решение инвариантных, характерных для всех образовательных систем и организаций задач (развития человеческого капитала, формирования гражданской, этнокультурной и общечеловеческой идентичности) и вариативных, характерных для сельской местности (повышение адаптационных возможностей, формирование социальной компетентности, личностной успешности, представлений о сельском образе жизни субъектов образовательного процесса). Механизмом социокультурной модернизации образования на селе является сетевое взаимодействие образовательных организаций.

Недостаточная эффективность этапа организационно-экономической модернизации сельских образовательных систем начала ХХI в. была связана с ее ограниченными, зачастую «линейными» сценариями, применяемыми к образовательным системам субъектов Федерации, специфика которых обусловливалась как национальными, региональными, гео-территориальными, социокультурными факторами, различной степенью развитости социальной инфраструктуры, так и особенностями образовательных организаций, традиций в реализации образовательного процесса.
Сетевое взаимодействие сельских образовательных учреждений представляет систему отношений, включающую процесс коммуникации между ресурсно взаимозависимыми акторами (организациями), который направлен на формирование у субъектов взаимодействия адекватных формирующемуся информационному обществу стереотипов о сельском образе жизни, механизмах развития сельской школы, способах проектирования и реализации образовательных программ, обеспечивающих их социальную и личностную успешность.
К признакам сетевого взаимодействия сельских образовательных учреждений относятся: 1) формирование сетевого образовательного пространства с совершенствующимися на постоянной основе целями реализации сетевых образовательных услуг для повышения их качества, эффективности, доступности, организации профессионального роста педагогов, научно-организационного сопровождения педагогических инноваций, совместного использования спектра ресурсного обеспечения; 2) наличие определенной структуры – сети ОУ как динамической совокупности центров социальной активности, включая саморазвивающиеся инновационные, обычные школы, полисетевые образовательные организации; 3) наличие сетевой власти, координирующей совместную деятельность субъектов сети для оптимизации деятельности конкретных образовательных учреждений.
Концепция управления сетевым взаимодействием сельских школ дает целостное представление о совокупности причинно-следственных связей, основных идей, закономерностей и принципов; направлена на обеспечение в рамках общественно-государственной системы управления образованием спектра непрерывных коммуникаций различных организаций, нацеленных на реализацию вариативных сетевых образовательных программ, проектов и развитие ресурсов. Структура концепции логически отражена:
– в основных идеях, объединенных концептуальным замыслом (о направленности целеполагания, миссии, конкурентных преимуществах, единице сетевого взаимодействия, организации управления сетевым взаимодействием как распределенной аутопоэтической системы, мониторинге ее результативности);
– тенденциях организации сетевого взаимодействия ОУ: универсальных (об управляемости и стихийности роста различного типа и вида сетевых объединений; о преимущественных способах коммуникации внутри сетей ОУ; о содержании целеполагания сетевого взаимодействия и др.; характерных для сельских ОУ (о зависимости потребности в сетевом образовании от уровня социально-культурного развития села, типа и вида ОУ, ведущих социокультурных механизмов развития села; непрерывности реформирования сельских образовательных организаций и др.);
– закономерностях, определяющих основную линию содержания процесса управления сетевым взаимодействием сельских ОУ: о целостности, открытости, когнитивности сети ОУ; о способах решения противоречий между организационными и сетевыми ценностями в условиях взаимодействия ОУ; об оптимальности сочетания стихийного и организационного в развитии сети;
– принципах, отражающих сущность закономерностей, как ориентира для управления распределенными аутопоэтическими системами – сетевым взаимодействием сельских ОУ: опережающего развития образования; комплексности и интеграции; кооперации и сотрудничества; инновационности, многообразия образования;
– моделях сетевого взаимодействия сельских ОУ как идеального представления о реальном процессе формирования совокупности учреждений, имеющих общие цели, ресурсы для их достижения и единый центр управления ими, которые могут быть представлены в виде систематики как совокупность организационной, управленческой, педагогической классификаций.
Реализация концепции управления сетевым взаимодействием обуславливает необходимость разработки отдельных составляющих организационно-методического обеспечения. Все указанные элементы взаимозависимы не только между собой, но и способствуют реализации процесса управления сетевым взаимодействием ОУ на селе. В работе указывается, что важнейшим ресурсом формирования сетевого взаимодействия сельских ОУ является кадровый. Соответственно, подготовка кадров к реализации сетевых образовательных программ – важнейший аспект сетевого взаимодействия, направленный на формирование современных представлений профессиональной деятельности педагогов (так называемые фреймы-сценарии).
Формирование современных профессиональных представлений педагогов сельских муниципальных образований есть процесс становления совокупности «мета-стереотипов» деятельности педагогов для реализации вариативных сетевых образовательных программ, включающей интериоризацию современных педагогических установок и стереотипов работы в условиях системно-деятельностного подхода через ряд когнитивных процессов, в том числе категоризацию, атрибуцию, схематизацию и упрощение, формирование и хранение групповой идеологии и т.д. Процесс формирования новых профессиональных представлений учителей предполагает использование следующих элементов в рамках конкретных когнитивных процессов.
Категоризация является одним из основных механизмов формирования устойчивых представлений, в частности, новых педагогических стереотипов о необходимости и содержании сетевого взаимодействия сельских школ как новой системе образования для сельских школьников, предоставляющих равные стартовые возможности сельским школьникам; соответствующих сетевой структуре образования, сетевых образовательных программ и способов их реализации.
Этот когнитивный компонент профессиональной компетентности педагогов может быть сформирован через различные источники информации, в том числе и организацию повышения квалификации, информирование через СМИ, сайты вузов, научных организаций и др.
Нами разработаны различные модули и курсы повышения квалификации учителей и менеджеров, направленные на формирование представлений о сети сельских ОУ и технологиях работы в них. Инвариантным компонентом были два модуля: «Актуальные задачи модернизации сельской школы», «Основы сетевого взаимодействия сельских ОУ». Вариативные модули могут быть представлены курсами: «Подготовка учителей школы к работе в условиях внедрения ФГОС общего образования», «Управление муниципальной образовательной системой», «Управление образовательным округом», «Организация профильного обучения в сельских ОУ», «Управление малокомплектной школой (МКШ)», «Педагогические технологии в малокомплектных школах» и др.
При формировании мотивации педагогов сельских школ к профессиональному развитию (по технологиям И.К. Шалаева, В.П. Лизинского) необходимо было учитывать различные ее методы, но, в первую очередь: психологические (ломка стереотипов «второсортности», включение учителей в педагогическое сообщество через создание системы постоянно действующих семинаров, организацию работы сайта); общественные (привлечение социума к развитию и управлению образованием); расширения и обогащения работы (через включение в проектную деятельность по созданию и апробации моделей обучения); устранение отрицательных стимулов профессиональной деятельности (угрозы закрытия ОУ через создание программ развития школ в рамках стратегических планов развития муниципальных образовательных сетей и систем). В процессе реализации курсов повышения квалификации в муниципальных образованиях Томской области мы использовали конкретные методики исследования педагогических стереотипов: И.А. Бучиловой, В.Г. Маралова, А.Г. Исмагиловой, Е.В. Джавахишвили, Н.В. Клюевой.
Вторым этапом формирования современных представлений о профессиональной деятельности стал когнитивный процесс схематизации – нахождения в опыте учителя соответствующей схемы профессиональной деятельности (в первую очередь ролевой). Кроме механизмов образовательных округов, реальных ассоциаций и других профессиональных творческих объединений учителей на уровне муниципальных, региональных образовательных сетей, большое значение приобрели сайты педагогических ассоциаций, в том числе поддержки деятельности МКШ Томской области, сетевого взаимодействия школ Томской области, ТГПУ, ТОИПКРО, ТГПК и др., организованные нами и функционирующими в течение последних десяти лет. Их особенностью является не простое обсуждение отдельных материалов или методик, но и экспертиза (общественная и профессиональная) материалов учителей по модернизации образовательного процесса, совершенствованию систем управления ОУ, сетями и др. Через эти механизмы происходит представление и результатов самостоятельной работы слушателей курсов повышения квалификации.
В процесс формирования новых педагогических представлений вовлечены не только схематизация, категоризация и т.п., но и другие когнитивные процессы, прежде всего, каузальная атрибуция – «интерпретация субъектом межличностного восприятия причин и мотивов поведения других людей», которая позволяет организовывать информацию в психологически значимом ключе; помогает упорядочивать новую информацию о мире и устранять несоответствия между новым и старым способами понимания намерений и поведения окружающих, объясняет поведение влиянием внутренних (личностных, субъективных) и внешних (ситуативных, средовых, объективных) факторов.
Для использования атрибуции мы применяли хорошо известные механизмы: изучение и распространение нового педагогического опыта в различных формах, направленные на формирование образцов для подражания (на уровне МКШ, базовых школ, сетевых объединений, муниципалитетов), психолого-педагогическое сопровождение со стороны авторитетных специалистов-консультантов, тьюторов, готовых к научно-методической поддержке сетевого взаимодействия отдельных школ.
И в процессе подготовки кадров к сетевому взаимодействию сельских ОУ, и рамках реальной коммуникации ОУ широко использовался механизм проектирования и реализации сетевых образовательных программ образовательных учреждений с учетом национально-региональной специфики сельских территорий России.
Для нас сетевая образовательная программа есть разрабатываемая и реализуемая сетью образовательных учреждений и других организаций образовательная услуга, определяющая объем и содержание образования определенного уровня и (или) определенной направленности, планируемые результаты, условия ее освоения. В рамках проведенной классификации образовательных программ была определена специфика различных сетевых образовательных программ, связанная с формами их проектирования и реализации в рамках соответствующих образовательных сетей. В работе согласно систематики образовательных программ представлены следующие сетевые образовательные программы, реализуемые: в условиях аутосорсинга (в рамках классических образовательных сетей, ресурсных центров, базовых школ и др.), меж и внутри муниципальных сетей (профильных, локальных сетей малокомплектных школ и др.), выездных, дистанционных образовательных сетей.
В исследовании на основании концепции формирования жизнеспособной личности в условиях сельского социума (М.П.Гурьянова [1]) была выявлена специфика сетевых образовательных программ для сельских школьников – направленность наравне с личностными и метапредметными универсальными учебными действиями на формирование социальной компетентности школьников.
В процессе работы были спроектированы и реализованы следующие элементы сетевых образовательных программ для сельских школьников: программа социализации и воспитания, направленная на формирование компонентов жизнеспособной личности; программа развития универсальных учебных действий, ориентированная на становление компонентов социальной компетентности в рамках личностных УУД; программа внеурочной деятельности с элементами курсов «Основы проектирования», «Основы социализации личности» и др.
В работе на основе работ Т.Г. Пушкаревой [2] представлен мониторинг уровня сформированности социальной компетентности обучающихся на основе конкретных методик: опросника самоорганизации деятельности, методики диагностики уровня эмпатических способностей, теста жизнестойкости, нового опросника толерантности-интолерантности к неопределенности.
Пооперационное содержание методики разработки и реализации сетевых образовательных программ содержит следующие этапы: выявление образовательных потребностей и формирование образовательных программ отдельных ОУ сети; согласование между участниками сетевого взаимодействия содержания сетевых образовательных программ; утверждение образовательных программ участниками сети; ресурсное обеспечение образовательных программ; координация и регулирование процесса реализации образовательных программ; контроль процесса реализации образовательных программ, анализ результатов и проблематизация дальнейших образовательных программ.
Нами обосновывается и механизм формирования управленческо-педагогических команд (далее УПК) как органов управления сетевым взаимодействием сельских образовательных учреждений» [3]. Управленческо-педагогическая команда (УПК) есть вид коллегиального органа управления, совмещающего административно-управленческую и профессионально-педагогическую деятельность, решающего задачи сетевого взаимодействия образовательного учреждения. В зависимости от преимущественной модели управления сетевым взаимодействием ОУ формируются различные УПК: школьная, школьная с элементами участия представителей учреждений внешнего социокультурного пространства, школьная аутсорсинговая, сетевая и др. Именно эта «иерархическая» совокупность осуществляет непосредственное управление реализацией сетевых образовательных программ.
В рамках проектной группы ТГПУ под рук. В.В. Обухова был разработан процесс формирования УПК в виде следующего алгоритма деятельности: анализ деятельности ОУ и их педагогических коллективов; проектирование и создание УПК, включая тренинг командообразования; тьюторское сопровождение дальнейшей деятельности в сети, которая позволяла решать следующие вопросы: правовое оформление органов управления; определение функционала УПК (школьных или сетевых); создание системы мотивации для участников УПК и субъектов сетевого взаимодействия.
Апробация спроектированного организационно-методического обеспечения в рамках региональной образовательной системы Томской области позволило создать условия для реализации и концепции управления указанными процессами, и, в конечном счета, эффективную сетевую систему образования на селе.


Библиографический список
  1. Гурьянова, М. П. Теоретические основы модернизации сельской школы России [Текст] : дис. … д-ра пед. наук : 13.00.02 / Гурьянова Марина Петровна. – М., 2001. – 412 с. : илл.
  2. Пушкарева, Т. Г. Модель образовательной среды как способ формирования социальной компетентности студентов [Электронный ресуср] / Т. Г. Пушкарева, Е. Е. Сартакова // Современные научные исследования и инновации. – Ноябрь, 2012. – Режим доступа: http://web.snauka.ru/?p=18533
  3. Сартакова, Е. Е. Формирование УПК как механизма модернизации сельской школы [Текст] / Е. Е. Сартакова // Директор сельской школы. – 2012. – № 3. – С. 5–18.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Сартакова Елена Евгеньевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация