РОЛЬ РЕЛИГИОЗНЫХ ПРАЗДНИКОВ В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ ЛИЧНОСТИ

Тайирбеков Нарбото Тайирбекович1, Романова Екатерина Сергеевна2
1Военная академия войсковой противовоздушной обороны Вооруженных Сил Российской Федерации имени Маршала Советского Союза А.М.Василевского, курсант, специальный факультет, 2 курс
2Военная академия войсковой противовоздушной обороны Вооруженных Сил Российской Федерации имени Маршала Советского Союза А.М.Василевского, кандидат филологических наук, магистр по направлению «Психолого-педагогическое образование», преподаватель 17 кафедры русского языка, научный руководитель

Аннотация
В статье рассматривается педагогический потенциал религиозных праздников на примере исламских праздников в Кыргызстане – «Ураза – Байрам» и «Курбан – Байрам». Отмечается их значительная роль в духовно-нравственном становлении личности. Подчеркивается, что искаженное восприятие этих праздников формирует негативное отношение к этой религии, культуре, что служит препятствием для сближения ислама и христианства, формированию веротерпимости.

Ключевые слова: «Курбан – Байрам», «Ураза – Байрам», духовно-нравственное воспитание, духовность, ислам, нравственность, педагогический потенциал, религиозные праздники, христианство


THE ROLE OF RELIGIOUS HOLIDAYS IN THE SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION OF THE INDIVIDUAL

Tayirbekov Narboto Tayirbekovich1, Romanova Ekaterina Seergeevna2
1Military Academy Army Air Defence of the Armed Forces of the Russian Federation, 2nd year student, special faculty
2Military Academy Army Air Defence of the Armed Forces of the Russian Federation, Candidate of Philology, Master in «Psycho-pedagogical education», teacher 17 Russian Language Department, scientific director

Abstract
The article discusses the pedagogical potential of religious holidays on the example of Islamic holidays in Kyrgyzstan – «Eid al − Fitr'» and «Eid al-Adha». Celebrated their significant role in the spiritual and moral formation of the individual. It is emphasized that the distorted perception of these holidays have a negative attitude towards the religion and culture that serves as an obstacle to convergence of Islam and Christianity, the formation of religious tolerance.

Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Тайирбеков Н.Т., Романова Е.С. Роль религиозных праздников в духовно-нравственном воспитании личности // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 11. Ч. 3 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2014/11/40509 (дата обращения: 29.03.2024).

Воспитание духовно-нравственной личности является одной из важных проблем современности. Важность нравственного воспитания подчеркивали в своих работах выдающиеся педагоги: Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, Ж.-Ж. Руссо, К.Д. Ушинский, В.А. Сухомлинский и др.

Понятие «духовно-нравственная личность» включает в себя две главных составляющих – «духовность» и «нравственность». Понятие «духовность» неоднозначно. Существует два подхода к объяснению его сущности: религиозный и светский. В религиозном представлении человек имеет трёхсоставное строение: дух, душу и тело. Через душу он общается с Богом, «несет на себе печать Высшего Начала». Духовная жизнь человека устремлена к высшему идеалу, к высшим ценностям человеческой жизни. Другой подход – светский – «связан с развитием европейской культуры, для которой характерно понимание духовного в связи со сферой науки, морали и искусства как самостоятельными ценностями» [1, c. 209].

В «Толковом словаре русского языка» С.И. Ожегова понятие «нравственность» трактуется как «внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы» [2, с. 423], т.е. правила поведения, обусловленные этими нормами.

Так, духовность и нравственность образуют неразрывное единство. По мнению В.И. Хальзова и Т.Л. Женатовой, духовно-нравственное воспитание предполагает «организованное, целенаправленное взаимодействие личности и условий жизнедеятельности в целях формирования нравственного сознания, развития нравственных чувств выработки привычек нравственного поведения» [1, с. 212]. Все это направлено на формирование высших нравственных ценностей, качеств гражданина, патриота, защитника Отечества, которые проявляются в служебной деятельности и повседневной жизни.

Продуктивные пути использования воспитательного потенциала религии в духовно-нравственном развитии подрастающего поколения рассмотрены в трудах Ш.А. Амонашвили, Б.Т. Лихачёва, М.И. Махмутова, М.Г. Тайчинова и мн. др.

В педагогической науке учитывается все ценное, что входит в опыт духовного достояния ислама и может служить нравственному оздоровлению всего общества, возвышению духовных потребностей каждого человека. Историко-педагогический анализ становления религиозно-нравственных воззрений ислама показал, что в течение его многовекового присутствия в жизни людей эта религия функционировала как высокоразвитая этическая система с большими возможностями в нравственном регулировании поведения людей.

Заслуживают внимания работы авторов, в которых определены и обоснованы связи научной педагогики и этики религиозных вероучений; намечены продуктивные пути использования религиозного воспитательного потенциала в полноценном духовном развитии личности (М.Г. Тайчинов, Б.Т. Лихачёв, С.М. Амирова [3, с. 305-306] и др.).

Особая роль в духовно-нравственном воспитании личности отводится значительным праздникам национально-религиозного характера. В современное время в культуре мусульманского народа важное место занимают исламские праздники «Ураза – Байрам», «Курбан – Байрам». Они устанавливаются по лунному, мусульманскому календарю. «Составной частью этих праздников являются различные культовые действия и церемонии, праздничные молитвы, которые заключают в себе несомненный духовно-педагогический потенциал» [4, с. 59].

Рассмотрим особенности празднования «Ураза – Байрам» и «Курбан – Байрам» на примере Кыргызстана. В Кыргызстане «Ураза – Байрам» (тюркское название) известен как Орозо Айт или Ид аль-Фитр (праздник разговения). У мусульман Кыргызстана самый важный и почетный месяц − Рамазан. В течение всего месяца соблюдается строгий пост (орозо), который подразумевает отказ от воды, еды и интимных отношений в светлое время суток. Смыслом воздержания и поста является укрепление веры, духовный рост, переосмысление своего образа жизни, своих приоритетов. Пост для мусульман это, в первую очередь, возможность удалиться от запретного, определить для себя истинные жизненные ценности.

Большой пост в течение месяца Рамадан (или иначе Рамазан), называемый по-тюркски − ураза, обязателен для всех здоровых взрослых мусульман. В исламе девочки начинают держать пост с 9 лет, а мальчики с 12. Больным людям, беременным и кормящим женщинам поститься не рекомендуется. Важным ᴃ исламе является понятие «тахара», что означает ритуальная чистота. Под ней понимается не только чистоплотность, опрятность, но и освобождение от всего греховного, оскверняющего ᴃ религиозно-духовном смысле. Если по каким-то причинам мусульманин был освобожден от соблюдения поста или случайно нарушил его, то он должен поститься после окончания священного месяца в течение потерянных дней.

Во время Рамазана с утра и до заката солнца мусульмане обязаны воздерживаться от питья, курения и чувственных наслаждений. В пост все верующие стараются совершать благочестивые дела и воздерживаться от дурных. По преданию, именно в этом месяце пророку Мухаммеду были ниспосланы Всевышним первые аяты первой суры.

«Ураза – Байрам» отмечается, как правило, 2-3 дня. С утра верующие исполняют все церемонии очищения, надевают праздничные одежды. Рекомендуется отведать фиников или других сладостей. Празднество включает общую молитву, обильную торжественную трапезу, раздачу милостыни и подарков, посещение могил родственников.

В «Ураза – Байрам» установлены обязательные общие молитвы. Они могут совершаться как в мечети, так и на специальных открытых площадках (намазкана). Далее следуют поздравления всех кыргызстанцев от верховного муфтия Кыргызстана. После праздничной молитвы он призывает верующих быть терпимыми, жить в согласии и единстве, проявлять милосердие и милость друг к другу.

По традиции, в каждой кыргызской семье готовят национальные блюда и встречают гостей. Недопустимо, чтобы в этот день на праздничных столах был алкоголь. Существует обычай, по которому каждый мусульманин должен посетить семь домов, вкусить приготовленные блюда и прочитать молитвы.

«Ураза – Байрам» содержит уникальные механизмы объединения общества, защиты прав нуждающихся и необеспеченных слоёв населения. Помимо этого, в нём есть и посыл к духовному возрождению, благочестию и нравственному совершенствованию. «Ураза – Байрам» является неотъемлемой частью многовекового духовного наследия мусульманской культуры. Он побуждает к межнациональной дружбе и созиданию, к доброте и состраданию, помощи нуждающимся.

Другой известный праздник – «Курбан – Байрам» (или «Ид ал-адха»). В основе – жертвенный пир (праздничная трапеза), в котором участвуют родственники, соседи, могут быть приглашены и гости. Жертвоприношения животных совершаются в память о том, как Ибрахим был готов принести в жертву Аллаху своего сына Исмаила. Церемония жертвоприношения совершается в торжественной обстановке в соответствии с предписаниями ислама: животное (баран, верблюд, корова, но не лошадь и не домашняя птица) должно быть годовалого возраста, без физических изъянов. Мясо съедается за столом с приглашенными или раздается нуждающимся. Даже шкуру и кости жертвенного животного нельзя оставлять себе.

Таким образом, исламские праздники «Ураза – Байрам» и «Курбан – Байрам» имеют духовный и педагогический потенциал, т.к. народные традиции, обычаи помогают установить «диалог поколений». Основу этих праздников составляют добродетель и воля к исполнению нравственного закона. Проведение религиозных праздников должно осуществляться в атмосфере духовного торжества. От того, как представлена модель празднования исламских праздников зависит формирование отношения к этой религии, культуре и исправление в общественном сознании неверных стереотипов об исламе. Изменение этого стереотипа может послужить мостом для сближения ислама и христианства, по мнению З.Э. Абдуллаевой, генетически и духовно-нравственно близких религий (общность корней, упоминание одних и тех же лиц в Священных книгах христиан и мусульман) [5, с. 84], а также формированию толерантного отношения представителей этих конфессий друг к другу.


Библиографический список
  1. Хальзов В.И., Женатова Т.Л. О духовно-нравственном воспитании личности учащихся в условиях военно-учебного заведения // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2008. № 3. С. 208-214.
  2. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М.: Азбуковник, 1999. 944 с.
  3. Амирова С.М. Роль ислама в духовно-нравственном воспитании молодёжи // Деятельностное понимание культуры как вида человеческого бытия: материалы IX Межд. научн. конф. / отв. ред. Е.В. Гутов. Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гос. ун-та, 2013. С. 305-306.
  4. Шарапова И.Р. Ислам и праздничная культура башкир // Вестник Челябинского государственного университета. 2009. № 33. Философия. Социология. Культурология. Вып. 14. С. 59-61.
  5. Абдуллаева З.Э. Антропологическое пространство в исламской духовной культуре // Исламоведение. 2011. № 2. С. 78-84.

 



Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Романова Екатерина Сергеевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация