Экономическое развитие страны определяется среди всего прочего и развитием малого бизнеса. Поэтому большинство развитых государств всячески поддерживают деятельность данного сектора. Развитие малого бизнеса в современной России с рыночной экономикой приобретает важное значение, благодаря способности данного сектора быстро реагировать на изменение спроса потребителей, что дает возможность обеспечивать равновесие на потребительском рынке.
Одним из серьезных факторов, препятствующих развитию предпринимательства в нашей стране, является несовершенство законодательства, в том числе и несогласованность нормативно-правовых актов между собой. Эффективной системой регулирования нельзя назвать и законодательство, касающееся организации и ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности.
В связи с глобализацией экономических процессов возникает необходимость введения общих для различных стран стандартов бухгалтерского учета и отчетности. Осуществляя постепенный переход на Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО) субъектов крупного бизнеса, возникает потребность в недопущении разрыва данного процесса и в отношении субъектов малого бизнеса, иначе такой разрыв приведет к резкому структурному дисбалансу в экономике одной страны.
Стандарты МСФО для малого бизнеса, в первую очередь, должны быть источником достоверной информации для пользователей, как внешних, так и внутренних. Информация, должным образом описывающая финансовое состояние организации, способна привлечь инвесторов, новых партнеров, а руководителю организации правильно оценить деятельность и разработать необходимые управленческие решения. Такой подход к отчетности кардинально отличается от того, который господствует на сегодняшний день в российских организациях — отчитаться перед налоговыми органами.
Однако первые шаги по сближению национальных стандартов и международных уже сделаны. С 1 января 2013 года новым Федеральным законом №402-ФЗ «О бухгалтерском учете» установлена обязательность ведения бухгалтерского учета субъектами малого предпринимательства в полном объеме, с возможностью применения упрощенных форм и сдачи только годовой отчетности [1].
Важно отметить, что критерии отнесения предприятий к малым все еще отличаются в российском законодательстве от критериев в международных стандартах. В России установлен ряд условий, которым должно соответствовать предприятие, чтобы относиться к субъекту малого предпринимательства. К таким условиям относят: предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг), структура уставного капитала, средняя численность работников [2].
МСФО относит то или иное предприятие к числу малых и средних по критерию публичности, определяя их как непубличные организации, т.е. организации, которые не являются общественно значимыми и публикуют финансовую отчетность общего назначения для внешних пользователей.
В специальных стандартах МСФО для малых и средних предприятий (IFRS for SMEs), созданных с целью снижения затрат при подготовке финансовой отчетности, данное определение носит скорее информационный характер для национального законодательства каждой конкретной страны, акцентирует внимание на том, какие компании не вправе руководствоваться им.
По сравнению с полной версией МСФО, стандарт для малых и средних предприятий предусматривает ряд упрощений, касающихся:
− Финансовых инструментов. Рекомендуется в качестве метода оценки финансовых инструментов принимать первоначальную стоимость за вычетом амортизации, в некоторых случаях также справедливую стоимость;
− Нематериальных активов. Деловая репутация и другие нематериальные активы, срок полезного использования которых невозможно оценить, должны амортизироваться в течение 10 лет;
− Учета инвестиций в ассоциированные и совместно контролируемые компании. Допускается вести учет вложений по первоначальной стоимости, по методу долевого участия и по справедливой стоимости. Метод пропорциональной консолидации для совместно контролируемых компании исключен;
− Затрат по займам и на разработки, которые всегда относятся на расходы периода;
− Государственных грантов, которые всегда признаются в качестве дохода;
− Пересмотра остаточной стоимости, срока полезного использования, ликвидационной стоимости и метода начисления амортизации по объектам основных средств и нематериальных активов. Такой пересмотр допустим лишь в случае существенных изменений условий эксплуатации объекта;
− Инвестиционной недвижимости. В том случае, если учет инвестиционной недвижимости по справедливой стоимости предполагает значительные затраты, то стандартом установлена возможность учета инвестиционной собственности в составе основных средств по первоначальной стоимости за минусом накопленной амортизации;
− Требований к представлению информации. Предусмотрена возможность не представлять отчет о финансовом положении на начальную дату самого раннего сравнительного периода, если компания ретроспективно пересматривает статьи финансовой отчетности. Также существует возможность представлять совместный отчет о совокупных доходах и нераспределенной прибыли, в случае, если единственными причинами изменения капитала были прибыль или убыток отчетного периода, выплата дивидендов, исправление ошибок прошлого периода или изменения в учетной политике [3].
Несомненно, стандарт обладает определенными преимуществами, однако о его актуальность в России, говорить пока рано. Значительная часть компаний, которые применяют стандарты МСФО в России, выступают в роле публичных, или же являются дочерними предприятиями иностранных компаний. Публичные предприятия не попадают под требования стандарта, а дочерним предприятиям иностранных компаний целесообразнее вести полный учет по МСФО во избежание последующей корректировки данных в процессе составления консолидированной отчетности. По словам премьер-министра РФ Дмитрия Медведева, по данным на февраль 2014 года «доля малого и среднего бизнеса в ВВП в России составляет около 20%, или около 25% от общей численности занятости». В то время как в других странах такой показатель на порядок выше. Безусловно, внедрение и адаптация МСФО для малого и среднего бизнеса в нашей стране не обойдется без существенной модификации законодательной базы, а это в свою очередь приведет к значительным затратам.
Российские же компании, представители малого бизнеса, не готовы использовать МСФО для привлечения заемных средств международных банков, выхода на международные рынки, учитывая, что за этими преимуществами скрывается ряд недостатков. В частности, к ним Международная федерация бухгалтеров относит стадию адаптации МСФО для малых и средних предприятий к реальным условиям хозяйствования данных субъектов, считая стандарт недостаточно упрощенным по сравнению с полной версией МСФО [4].
В связи с этим, многие эксперты полагают, что правила МСФО для малых предприятий устанавливают более жёсткие требования, чем для больших предприятий, и для перехода на них потребуется немало вложений: поиск и привлечение работников, владеющих знаниями и опытом в данной области, затрат времени и средств на обучение своих сотрудников.
При постепенном внедрении международных стандартов в отечественную систему учета, не следует забыть об особенностях ведения бухгалтерского учета в России, социальной специфике в структуре общества, уровне экономического развития страны. Бездумное копирование западных стандартов не приведет к реформированию национальной системы учета, а лишь усилит ее неэффективность. Это, безусловно, имеет отношение и к стандартам в области малого и среднего бизнеса.
Оценивая все «за» и «против», можно сказать, что в отношении малого бизнеса не нецелесообразно обязывать переходить на МСФО, но разумное сближение стандартов РСБУ и МСФО в отношении малого предпринимательства должно стать толчком для развития бухгалтерского учета и сектора малого бизнеса в целом.
Библиографический список
- Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ (ред. от 28.12.2013) “О бухгалтерском учете” (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2014) URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_156037/
- Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ (ред. от 28.12.2013) “О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации” (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2014) URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_157188/
- IFRS for SMEs, Section 1 [Электронный ресурс]. URL: http://www.ifrs.org.ua/wp-content/uploads/2013/06/MSFO-dlya-predpriyatij-MSB.pdf
- Каныгина О. И. Основные проблемы внедрения МСФО для субъектов малого бизнеса в РФ / О. И. Каныгина // Актуальные вопросы экономических наук: материалы III междунар. науч. конф. (г. Уфа, июнь 2014 г.). Уфа: 2014. С. 101-103.
- Манохина Г.А., Видищева Р.С. Международные стандарты финансовой отчетности для малого и среднего бизнеса// Экономика и Право. 2012. №8-9. URL: http://www.nauteh-journal.ru/index.php/—ep12-08/603-a
Количество просмотров публикации: Please wait