МЕТОДЫ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ИЗУЧЕНИЯ И ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ПОТРЕБНОСТИ РЕГИОНА В ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ РЕСУРСАХ

Каргина Елена Михайловна
Пензенский государственный университет архитектуры и строительства
кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Иностранные языки»

Аннотация
В статье представлен анализ методов повышения качества изучения и прогнозирования потребности региона в профессиональных ресурсах. Рассматривается использование принципа профилизации образовательной среды в деятельности администраций учебных заведений Ассоциации «Университетский учебный комплекс» как фактор повышения эффективности трудоустройства выпускников вуза.

Ключевые слова: повышение качества изучения и прогнозирования, потребность региона в профессиональных ресурсах, профилизация образовательной среды, Университетский учебный комплекс


METHODS OF IMPROVEMENT OF STUDYING AND FORECASTING QUALITY OF NEED OF THE REGION IN PROFESSIONAL RESOURCES

Kargina Elena Mikhailovna
Penza State University of Architecture and Construction
PhD in Pedagogical Science, Assistant Professor of the Foreign Languages Department

Abstract
The analysis of methods of improvement of studying and forecasting quality of need of the region in professional resources is presented in the article. Use of the principle of the educational environment profilisation in activity of administrations of educational institutions of the Association «University Educational Complex» as a factor of increase of employment efficiency of university graduates is considered.

Keywords: educational environment profilisation, improvement of studying and forecasting quality, need of the region in professional resources, University educational complex


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Каргина Е.М. Методы повышения качества изучения и прогнозирования потребности региона в профессиональных ресурсах // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 9. Ч. 2 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2014/09/38318 (дата обращения: 14.03.2024).

Одной из наиболее актуальных педагогических проблем является проблема трудоустройства выпускников высших профессиональных заведений. Использование принципа профилизации образовательной среды в деятельности администраций учебных заведений Ассоциации «Университетский учебный комплекс» (УУК) позволяет снизить уровень безработицы среди выпускников вуза, в частности среди специалистов, выпускаемых Пензенским государственным университетом архитектуры и строительства [1]. С этой целью в 2000 году в ПГУАС создана служба по трудоустройству выпускников, входящая в структуру Ассоциации «Университетский учебный комплекс» [2].

Создание службы было обусловлено стремлением организаций и фирм строительного комплекса решить проблему обновления кадров, а также соединить интересы организаций в поиске молодых специалистов и выпускников, ищущих работу Основными потребителями специалистов ПГУАС являются предприятия строительного комплекса Пензенского региона, но часть выпускников востребована на предприятиях иных отраслей промышленности и в других регионах страны.

Центр содействия занятости обучающихся и трудоустройству выпускников в настоящее время решает следующие вопросы:

– создание научного и практического обеспечения взаимосвязанного прогнозирования развития рынков труда и образовательных услуг;

– формирование механизма коррекции содержания, форм и методов профессионального образования, перечня направлений подготовки и структуры образовательных стандартов, основанных на прогнозах взаимосвязанного развития рынков труда и образования;

– анализ потребностей предприятий региона в специалистах по профилю академии;

– реализация  сложившихся в регионе механизмов партнерства «ВУЗ – регион».

В университете сложилась система содействия трудоустройству и адаптации выпускников к условиям рынка труда. Она включает в себя несколько этапов:

– мониторинг рынка труда;

– установление партнерских отношений с работодателями, представителями финансовых кругов, бизнеса;

– направление студентов для прохождения всех видов практики в организации-партнеры;

– предварительное распределение студентов старших курсов;

– трудоустройство выпускников, сопровождение их в течение 3 лет в период адаптации на производстве;

– изучение отзывов работодателей и выпускников;

– совершенствование и корректировка учебных планов и программ в соответствии с реальными потребностями рынка труда.

Университетским Центром содействия трудоустройству выпускников ежегодно проводится мониторинг рынка труда для выявления вакантных мест в рамках тесного сотрудничества с департаментом Федеральной службы занятости по Пензенской области, Пензенским городским центом занятости населения, Союзом Пензенских строителей, ЦСЗУМ МГТУ им. Н.Э. Баумана. В ходе мониторинга обследуется состояние рыка труда в 28 районах Пензенской области и 4 районах г. Пензы. Направляются предложения о сотрудничестве в вопросах подготовки специалистов и трудоустройстве выпускников и в другие регионы страны.

В результате значительно пополнился банк предприятий-потребителей молодых специалистов ПГУАС. С целью ознакомления предприятий  со сведениями о молодых специалистах ежегодно издается справочник «Выпускник года», ежегодно проводится совместно с выставкой дипломных проектов ярмарка предложений молодых специалистов.

Для изучения рынка труда Пензенской области с целью содействия трудоустройству выпускников использовалась «Методика проведения мониторинга рынка труда в строительной отрасли в регионе», разработанная на базе кафедры маркетинга и экономической теории ПГУАС.

Целью мониторинга является создание механизма взаимосвязи между рынком труда и рынком образовательных услуг в строительной отрасли для определения региональной структуры подготовки специалистов (по группам направлений подготовки) с тем, чтобы исключить имеющиеся диспропорции в подготовке кадров и их использовании в регионе [3].

Объектом мониторинга является выборочная совокупность предприятий строительной отрасли, как основной сферы предложения труда выпускников вузов строительных специальностей.

В процессе исследования использовались такие методы сбора информации, как анализ статистических данных, прямое наблюдение, изучение служебной документации, анкетный опрос и интервью, тестирование экспертов.

Анализ работы Центра показал, что основная часть предприятий по всем районам области испытывает потребность в специалистах ПГУАС на перспективу, остальные, в силу своего финансового положения, ограничиваются предоставлением прогнозируемой потребности в кадрах на ближайшие 2-3 года. В то же время у предприятий имеется потребность в выпускниках таких направлений подготовки, выпускаемых ПГУАС, как: ТТП (Технология транспортных процессов), ЭТТМК (Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов), СУЗ (Строительство уникальных зданий и сооружений) и другие. Предприятия, имеющие потребность в специалистах по профилю подготовки ПГУАС, предоставили долгосрочные договоры о трудоустройстве выпускников на перспективу. В результате проведенной работы количество выпускников, обеспеченных рабочими местами, увеличилось с 96% за последние три года до 100%.

Выпускники ПГУАС пользуются спросом во многих регионах страны, в том числе в Москве, Белгороде, Калуге, Кирове, Ленинградской области, регионах Западной Сибири и Урала.

Проводимая работа позволяет обеспечить высокий процент выпускников, направляемых на работу по заявкам и договорам с предприятиями.

Центр содействия трудоустройству выпускников в дальнейшем планирует решение ряда задач, основными из которых являются:

– приближение характера обучения студентов к требованиям современной жизни и сокращение времени послевузовской адаптации выпускников [4];

– улучшение качества работы с выпускниками по их трудоустройству;

– повышение качества изучения и улучшение прогнозирования потребности региона в необходимых ему специалистах [5].

На основе обобщения имеющегося опыта разработано положение «О политике Пензенского государственного университета архитектуры и строительства в области взаимодействия с работодателями и трудоустройства выпускников», которое было детализировано в дополнительных положениях: «О взаимодействии с работодателями и трудоустройстве выпускников», «О молодежном кадровом центре».

Таким образом, одним из критериев профилизации является критерий соотнесения трудоустройства и специализации будущего специалиста в условиях профилизации образовательной среды. Работа, проводимая Центром содействия трудоустройству выпускников Пензенского государственного университета архитектуры и строительства, по изучению потребности области в специалистах позволила Ассоциации «Университетский учебный комплекс» более конкретно заниматься подготовкой специалистов. В результате чего были уменьшены наборы студентов на направления подготовки, спрос на которые уменьшился. В то же время были открыты новые направления и профили, выпускники которых востребованы на современном рынке труда.


Библиографический список
  1. Каргина, Е.М. Теоретико-методологические основы профилизации педагогического процесса в техническом вузе: монография / Е.М. Каргина. ‒ Москва, 2007. ‒ 127 с.
  2. Каргина, Е.М. Профилизация региональной образовательной среды в аспекте функционирования Университетского учебного комплекса / Е.М. Каргина // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. – 2007. – № 8. – С. 178-183.
  3. Раянгу, В.А. Прогностический расчет контингента учебных заведений / В.А. Раянгу // Педагогика. – 1991. – №3. – С. 55-59.
  4. Каргина, Е.М. Формирование готовности участников педагогического процесса к деятельности в условиях профилизации образовательной среды // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2011. – № 4. – С. 108-111.
  5. Батышев, С.Я. Прогностическая ориентация профессионального образования / С.Я. Батышев // Педагогика. – 1998. – №6. – С. 22-27.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Каргина Елена Михайловна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация