ЗНАЧЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПОИСКА ПОХОЖИХ ИЗОБРАЖЕНИЙ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАЦИОННОЙ ВОЙНЫ

Ивкин Игорь Михайлович
Пензенский Государственный Университет
аспирант кафедры МО и ПЭВМ

Аннотация
В данной статье рассматривается важность технологий поиска похожих изображений в условиях информационной войны. Подробно описываются распространенные сценарии фальсификации изображений, а также меры противодействия фальсификациям с помощью поиска похожих изображений. По результатам исследования делается вывод об особом значении поиска похожих изображений для информационной безопасности современного государства.

Ключевые слова: изображение, информационная война, поиск похожих изображений, фальсификация, фотография


ON THE SIGNIFICANCE OF TECHNOLOGY TO SEARCH FOR SIMILAR PICTURES IN THE CONDITIONS OF INFORMATION WAR

Ivkin Igor Mikhaylovitch
Penza State University
post-graduate of department of Computer Science

Abstract
This article discusses the significance of technology to search for similar pictures in the conditions of information war. The article describes the common scenarios of falsification of pictures and describes the countermeasures against the such kind of falsifications. According to the results of research the author concludes the special importance of search for similar pictures to the information security of the modern state.

Рубрика: 05.00.00 ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Ивкин И.М. Значение технологии поиска похожих изображений в условиях информационной войны // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 9. Ч. 1 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2014/09/37761 (дата обращения: 27.03.2024).

Введение.

Одним из современных и востребованных видов поиска мультимедийной информации является поиск похожих или одинаковых изображений. Технически, процесс такого поиска заключается в сравнении заданного пользователем изображения с имеющимися образцами и выявлении среди них дубликатов. Автор обосновывает в статье [1] коммерческую значимость данного вида поиска. Однако статья не уделяет внимания вопросу, принципиально важному в рамках современной геополитической картины мира, – значению технологии поиска похожих изображений для обороноспособности и безопасности государства.

В данной статье рассматривается один из аспектов этого вопроса – использование и, соответственно, значение поиска похожих изображений для противодействия противнику в условиях информационной войны.

Следует дать определение понятию “информационная война”. Современные исследователи сходятся в том, что это понятие объединяет две группы организационно-технических мероприятий [2]. Первую группу можно условно обозначить как “психологическая война”. Мероприятия в составе этой группы направлены на информационное воздействие мирных граждан или военнослужащих определенного государства с целью формирования у них картины мира, совпадающей с целями организаторов психологической войны. Типичными мероприятиями психологической войны являются сообщения о поимке шпионов и диверсантов, сводки о потерях противника в ходе ведения боевых действий, интервью и собеседования, при которых опрашиваемый формулирует утверждения, совпадающие с целями заказчика. Вторая группа мероприятий представляет собой информационное противодействие и организацию информационной безопасности. Цель мероприятий второй группы – сохранить собственные информационные системы и информационные процессы при активном воздействии противника и нанести ущерб его аналогичным системам. Отметим, что в данном контексте термин “информационная система” подразумевает именно систему, занятую распространением и ретранслированием информации, а не вычислительный комплекс.

Использование фотографий в информационной войне.

С распространением высокоскоростного доступа в Интернет в информационной войне широко используются видео- и фотоматериалы. Фотографии с мест событий – это очень важный инструмент донесения информации до конечного потребителя. Фотография содержит много деталей, что позволяет наблюдателю получить максимум информации в наглядном виде. По этим причинам, вполне объяснимой является ситуация, когда фотографии активно используются в целях информационной войны.

Рассмотрим основные сценарии применения фотографий в информационной войне и отметим значение, которое играет в каждом из этих сценариев поиск похожих изображений.

Деятельность средств массовой информации регулируется различными законодательными нормами, но уровень регуляции не является достаточным. В современном мире фактической нормой стали фальсификации данных, как текстовых, так и графических, производимых журналистами и редакторами СМИ. Законодательство не позволяет применить к СМИ меры воздействия при публикации фальшивых фотографий, поэтому этот приём используется широко. Причины, побуждающие сотрудников СМИ, прибегать к фальсификациям, могут быть разными: от политической ангажированности до нравственных убеждений. Детальное их рассмотрение лежит вне рамок этой статьи. Фальсификация изображений – действенный метод информационной войны, который особенно эффективно работает против слабо подготовленной аудитории, а массовая аудитория СМИ обычно имеет посредственный уровень подготовленности.

Фальсификация изображений.

Редактирование изображений в специализированных графических редакторах – один из самых распространенных типов фальсификации фотографий [3]. При редактировании на фотографию могут быть добавлены объекты, отсутствующие на оригинальном снимке, либо удалены объекты, присутствующие на оригинале. Фальсификатор может изменить цвета объектов, их освещённость и яркость, добавить на объекты рисунки, символику, татуировки и знаки. При таких обстоятельствах вместе с фальсификацией часто имеет место нарушение норм авторского права, и выявление подлинного изображения и его автора позволяет наказать фальсификатора по закону.

Рассмотрим пример. В военных конфликтах, в которых стороны используют одинаковую или похожую военную технику и вооружение, участники конфликта разрабатывают определенные цветовые обозначения, позволяющие быстро идентифицировать дружественную технику в бою. Так, советские партизаны в годы Второй Мировой войны отмечали захваченные у немецких войск автомобили и танки красными кругами и звёздами. В конфликте 2014 года на Украине войска украинской армии маркировали свою технику двумя белыми полосами спереди и с бортов. Противоборствующие стороны неоднократно заявляли о захватах военной техники в ходе конфликта и подтверждали свои заявления фотографиями. Применение средств поиска похожих изображений позволило оперативно выявлять факты фальсификации среди таких заявлений. Так на Рисунке 1 показаны две фотографии захваченной в ходе конфликта БМП-2. Левая фотография – оригинал, она появилась в сети Интернет на две недели раньше, что подтверждается исследованием временных меток в мета-информации найденных похожих изображений. На ней хорошо заметны белые полосы, характерные для украинской техники, участвующей в конфликте. Правая фотография фальсифицирована, полосы стёрты в графическом редакторе. Данная фальсификация была выявлена с помощью условного поиска похожих изображений, учитывающего заданный процент совпадения с образцом. Определено и авторство наиболее ранней фотографии.

Рисунок 1. Слева – оригинальное изображение, справа – измененное в графическом редакторе.

Фальсификация фотографий путем редактирования оригинальных снимков или полного ручного изготовления предъявляет серьезные требования к квалификации исполнителей. Высококвалифицированные специалисты доступны не всегда, поэтому распространенным методом фальсифицирования является подтасовка или перестановка фактов с использованием оригинальных нетронутых изображений.

Покажем пример сработавшей фальсификации подобного вида. На Рисунке 2 представлен поврежденный танк Т-72.

Рисунок 2. Поврежденный танк Т-72 в трудноидентифицируемой местности.

По сообщению  веб-сайта ежедневных новостей Espreso от августа 2014 года, этот танк принадлежит армии Российской Федерации и был подбит подразделениями украинской армии около населенного пункта Амвросиевка. Эта новость вызвала широкий общественный резонанс в странах СНГ и сопредельных государствах. Использование сервиса поиска похожих изображений компании Google позволило выявить, что данная фотография была сделана в августе 2008 года в городе Цхинвал в Южной Осетии, а танк принадлежал армии Грузии. После опубликования этих фактов, информационный ресурс был вынужден убрать изображение из текста новости. Отказавшись от использования сервисов поиска похожих изображений, можно было бы определить факт фальсификации только с помощью высококвалифицированных экспертов.

Заключение.

Таким образом, использование технологий поиска похожих изображений по заданному образцу позволяет быстро выявлять фальсификации изображений, устанавливать авторство фотографий, определять факты правонарушений в сфере авторского права, а также факты более серьезных правонарушений, которые могут быть квалифицированы как клевета или мошенничество, производимых с помощью фотографических изображений. Своевременное выявление  сфальсифицированных данных – это важное подспорье для успешного ведения информационной войны и противодействия информационному давлению.

Важно отметить, что использование сервисов поиска похожих изображений не предъявляет особых требований к индивидуальным навыкам и может рекомендоваться всем лицам, работа которых связана с обработкой мультимедийной информации: от журналистов и фотографов до сотрудников правоохранительных органов.


Библиографический список
  1. И. М. Ивкин. «Масштабируемый поиск дубликатов изображений по методу цветовой решетки». // Пенза, Российская Федерация – Открытые инновации – вклад молодежи в развитие региона. Том 1. – 06.12.2013.
  2. А.В. Манойло. «Информационно-психологическая война: факторы, определяющие формат современного вооруженного конфликта». // Киев, Украина – Информационные технологии и безопасность. №8. – 2005.
  3. H. Farid. «Photo manipulations». // OnMedia DW-Academie ’05. – 24.05.2013.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Toledo»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация