УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННЫМИ ПРОЦЕССАМИ В СЕТЕВЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

Аранжин Вячеслав Викторович
Томский Государственный Университет

Аннотация
В данной статье рассматриваются особенности управления организационными процессами в сетевых организациях, а также критерии эффективного управления организационными процессами, протекающих в сетевых организациях (на примере технологических парков США и компании «Томская Медиа Группа», г. Томск).

Ключевые слова: сетевые организации, эффективное управление


THE TERMS OF EFFECTIVE MANAGEMENT OF ORGANIZATIONAL PROCESSES IN THE NETWORK ORGANIZATIONS

Aranzhin Vyacheslav Viktorovich
Tomsk State University

Abstract
This article considers the features of management of organizational processes in the network organizations and criteria of effective management of organizational processes, flowing in the network organizations (the example of the technological parks U.S.A. and of "Tomsk Media Group", Tomsk).

Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Аранжин В.В. Условия эффективного управления организационными процессами в сетевых организациях // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 8. Ч. 2 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2014/08/36799 (дата обращения: 13.03.2024).

С каждым годом со дня появления рыночной экономики конкуренция на рынке становится все сильнее. Все больше организаций уходят с арены рынка. Последние десятилетия многие исследователи ищут способы, которые бы позволили бизнесу, особенно малому, успешно развиваться и внедрять свой товар, обеспечить узнаваемость среди клиентов.

Так называемые «организации будущего» [4] призваны решить эту проблему.

Для «организаций будущего» [4] характерен ряд отличительных черт. Если использовать модель 7 – S McKinsey, исходя из которой, организация строится из семи составляющих: стратегия, структуры, система, стиль, персонал, навыки и система ценностей [5], в «организациях будущего» есть особенности в каждой из этих составляющих. Стратегия организации формируется в соответствии с изменениями внешней среды. Это связано с тем, что подобные организации быстро адаптируются под внешние условия. Сама стратегия тщательно продумана, и разрабатывается она совместно с сотрудниками, что позволяет понять ценности организации и принять непосредственное участие в их формировании. Структура, также, как и стратегия, становится гибкой, подвижной, т.е. адаптируется как под внешние, так и под внутренние изменения. Иерархия здесь становится размытой. Стиль руководства здесь тоже имеет свои особенности. Именно особый стиль позволяет сотрудникам получать свободный доступ к информации, использовать ее для саморазвития, проявления творчества и креативности. Для персонала создается масса возможностей для самореализации, саморазвития. И люди, работающие в подобных организациях, обладают большим творческим потенциалом и уровнем знаний. Объем и количество навыков постоянно увеличивается как у людей, так и у организации в целом. К ценностям «организации будущего» можно отнести ведущую роль клиента, возможность сотрудников проявлять свои творческие способности, способность организации к адаптации во внешней среде, постоянное внедрение инноваций.

Согласно Мильнеру, cсуществуют разные типы «организаций будущего»: сетевые организации, виртуальные корпорации, многомерные организации, круговые корпорации, интеллектуальные организации и обучающиеся организации [4]. В контексте данной статьи будет рассмотрена сетевая организация (кластер). Стоит учесть, что Мильнер приписывал сетевые организации к организациям будущего более чем 20 лет назад.

Одной из современных тенденций является то, что использование иерархии в компаниях становится менее эффективным в связи с изменениями, происходящими во внешней среде. В результате человечество ищет пути решения данной проблемы. Одно из таких решений – сетевые организации, или кластер. Понятия сетевая организация и кластер являются равнозначными Сетевая организация являются объединением, которое состоит из предприятий, деятельность которых координируется рынком, а не командными методами управления [4]. Стоит отметить, что данные предприятия обладают самостоятельностью. Схема работы сетевой организации проста: предприятие делает заказ другому предприятию на производство или сбыт товара или услуги (все это происходит на уровне сетевого взаимодействия). Такие формы организаций создаются в результате того, что предприятия не могут выдерживать воздействие внешней среды. Сетевые организации присущи только развитым, инновационным территориям [4].

Майкл Портер определил три полезных и важных направления деятельности сетевых организаций:

• Сетевые организации увеличивают работоспособность компаний, используя преимущества тех, кто работает в одной географической зоне.

• В инновационной деятельности благодаря объединению сил кластеры достигают большего результата.

• Сетевые организации стимулируют создание новых организаций, которые в будущем становятся участниками этих же кластеров и тем самим усиливают их. [1]

Сетевые организации имеют следующие особенности: состоят из частей – организаций, которые выполняют свои функции, опираются не на административные формы управления распределением ресурсов, а на рыночные механизмы, все участники принимают решения по развитию организации и имеют свой голос.

Сетевая организационная структура накладывает требования на содержание организационных процессов и особые задачи управления.

Рассмотрим понятие организационные процессы. Организация (как процесс) –Это механизмы, согласовывающие работу всех подразделений, обеспечивая нормальную работы всей организации[2]. Организационные процессы можно сравнить с любым живым существом, в котором тоже протекают определенные процессы, необходимые для выживания: организме человека происходит множество процессов, без которых человек не сможет жизнь: работа мозга, сердца, обмен веществ, образование энергии в организме и т. д. В организации – это производство товара или услуги, заключение договоров, формирование соответствующего ритма работы, принятие управленческих решений, создание и работа целевых групп и подразделений организации и т.д. Причем процессы бывают как на уровне топ менеджмента, т. е. на высоком уровне, так и на микроуровне.  Фактически, если в организации нарушены процессы, то ее существованию может прийти конец. Если учитывать, что организация – это люди, то все процессы сводятся к взаимодействию людей.

При разработке организационных процессов существуют следующие основные процедуры:

  • Определение степени полномочий, предоставляемых менеджерам и работникам организации. «Полномочия – это официально утвержденные права, которыми наделяются подразделения и люди в организации. Обычно полномочия включают в себя право приказывать, исполнять, принимать решения и распределять ресурсы» [2, c.27].
  • Степень делегирования полномочий. «Делегирование – это процесс передачи задач и полномочий менеджером своим подчиненным, которые берут на себя ответственность за результаты выполнения этих задач» [2, c.27].
  • Необходимая степень централизации принятия решений. «Централизация – это одна из характеристик процесса принятия решений в организации и распределения в ней властных полномочий» [2, c.30].
  • Формализация принятых в организации процедур. Действия и процессы в организации отражаются в документах с целью проконтролировать деятельность организации, сделать деятельность организации формальной, законной.
  • Координация деятельности различных подразделений. «Координация – это объединение деятельности людей и подразделений в единый механизм, нацеленный на реализацию задач организации» [2, c.34].

О процессах в сетевых организациях можно сказать следующее:

  • Координация деятельности сети происходит всеми участниками из специально созданного для этого центра;
  • Полномочия делегируются предприятиям. Совет участников сети определяет права и обязанности каждого предприятия. Данный совет также может назначить руководителя данной сети и прописать его права и обязанности. Но при этом предприятия сохраняют свою самостоятельность, т.е. право организовывать свои процессы;
  • Права и обязанности предприятий, направление деятельности сети может закрепляться в различных документах и соглашениях;
  • Коммуникация в сети происходит при помощи создания временных групп, деления опытом, обучения персонала, проведения различного рода совещаний, мероприятий и т.д.

Стоит отметить, что процесс коммуникации в сети очень сильно отличается от процесса коммуникации в организациях, имеющих иерархическую структуру. Сетевая организация имеет горизонтальную структуру. Именно поэтому коммуникации предполагают взаимодействие, наличие обратной связи, интеграцию предприятий в единый организм. Каждый ее член максимально вовлечен во все протекающие процессы, имеет информацию о всех событиях в сети. Именно благодаря высокой вовлеченности всех частей и высокому уровню интеграции сеть имеет возможность успешно развиваться. Еще одна особенность сети – наличие координатора. Координатором может быть как юридическое, так и физическое лицо. Координаторы – творческие и инициативные личности, стремящиеся к постоянному развитию. Именно благодаря координатору союз организаций действует как единое целое.

Анализируя прецеденты сетевых организаций и то, как встроено управление организационными процессами в них, мы видим особую роль координационного центра, функции которого – координация деятельности каждого предприятия, определение направления развития, распределение позиций, ресурсов   и т.д.

Один из примеров сетевых организаций в США – технологические парки. Технологические парки – это объединения, состоящие из университетов, муниципалитета, ассоциаций и акционерных обществ. Цель подобного объединения – развитие региона за счет интеграции инноваций и производства, другими словами, внедрение инноваций в производство.[3] Центр в подобном объединении существует, и включает в себя представителей всех организаций, состоящих в сети. Этот центр занимается координацией, разработкой стратегии. При вступлении организаций в сеть они вносят в нее капитал, используемый в производстве. Могут устанавливаться какие – либо взносы, также привилегии. В вышеприведенном примере взнос составляет около 25 тыс. долларов в год.

Сетевые организации могут расширяться, принимая новые организации. Но кластер – это тоже механизм, который должен работать вне зависимости от того, сколько организаций в него входит. Поэтому все процессы должны контролироваться. Такие кампании должны производить отбор нужных организаций. Как это сделать? – выбирать те предприятия, которые соответствуют компетенциям сети и ее ценностям. В технологических парках США обязательным условием при вступлении компании является следование такой ценности, как заинтересованность и направленность на исследовательскую деятельность. Силиконовая долина, к примеру – это тоже кластер.

Несмотря на то, что каждый кластер обладает полной самостоятельностью, получает прибыль в соответствии с масштабами производства, обладает собственными процессами, центром, существуют процессы, протекающие между организациями, которые позволяют объединить все ресурсы. К примеру, могут создаваться общие подразделения, производиться обмен опытом между организациями, производиться обучение сотрудников, делегироваться определенные полномочия каждой организации. Именно межорганизационные процессы позволяют объединить все усилия и ресурсы, и, вследствие этого, быть конкурентоспособным на рынке товаров, услуг и инноваций.

Реально действующие сети есть и в Томской области. Один из примеров – «Томская Медиа Группа», которую возглавляет Аркадий Майофис. Данная компания была создана в 2002 году. «Томская Медиа Группа» координирует деятельность трех телеканалов, четырех радиостанций, многопрофильного рекламного агентства на территории Томска («ТВ­2», «СТС­Открытое ТВ», «22 канал ДТВ»; радио – «Европа Плюс Томск», «Русское Радио в Томске», «Радио Ретро», «Радио Шансон»; пресса – ИД «Томский вестник», «Телесемь»; реклама – ТРИА «Тройка», «Promo Товары», «Центр оперативной полиграфии», «БИС­инфо», «Рекламный ориентир»). Все эти компании имеют известность не только в Томской области, но и за ее пределами. В результате их объединения стало очевидным их развитие[6]. «Томская Медиа Группа» – это тот самый центр, который координирует деятельность всех организаций, входящих в кластер. В этом центре имеются службы, которые работают на все организации. Это, к примеру, служба управления персоналом, юридические службы, службы маркетинга, безопасности и т.п.

Таким образом, есть – это объединение самостоятельных организаций, которые вступают в кластер по своему желанию. Если хотя бы одна компания вступила не по своему желанию, фактически, это уже не сеть. Нижеперечисленные условия способствуют нормальному функционированию сетевых организаций.

Сохранение самостоятельности каждой организации. При невыполнении данного условия сеть перестает существовать, мнение каждой организации начинает уходить на второй план, а значит, результатом будет типичная организация с централизованной структурой.

Присутствие в сети всех процессов, а именно, координация деятельности, делегирование полномочий, формализация отношений в документах, необходимая степень централизации, определение степени полномочий.

Объединение капитала. Смысл существования сети – это возможность объединить ресурсы для достижения больших целей. Ресурсов получается гораздо больше, и, соответственно, цель становится ближе. Именно в сетевых организациях проще внедрить инновации, чем в обычной организации.

Существование процессов как в каждом предприятии, так и внутри сети. Существование процессов внутри предприятия позволит ему не разрушиться, сохранить свою самостоятельность, осуществлять свою миссию. Существование процессов внутри же сети необходимо для сохранения этой сети и четкой, слаженной работы всех входящих компаний. Процессы в сети – это некая субстанция, которая объединяет все предприятия вокруг миссии кластера, его ценностей.

Обмен опытом. Сеть – это альянс. Он становится сильнее тогда, когда каждый из союзников делится своими знаниями, опытом.

Определить условия вступления в сеть. Здесь можно увидеть сходство с подбором персонала. Сама организация должна подходить сети, и поэтому процесс подбора должен быть выстроен максимально грамотно.

Наличие координатора. Координатор направляет деятельность и ресурсы в нужное русло, обеспечивает эффективное взаимодействие всех участников сети.

При выполнении вышеперечисленных пунктов сеть будет существовать, развиваться и развивать территорию, на которой она находится, тем самым, обеспечивая прогресс в той сфере, на которую она направлена.


Библиографический список
  1. Асаул А. Н., Локтеева Г. Е. Скуматов Е. Г., Методологические аспекты формирования и развития предпринимательских сетей / Под ред. д. э. н., проф. А. Н. Асаула. — СПб.: «Гуманистика», 2004. -  448с.
  2. Борисова Л.Г. Организационный дизайн/ учебное пособие. – Москва – 2008 -  328с.
  3. Лавров А.А. опыт организации кластеров инновационного развития на примере США и особенности их сетевого взаимодействия//вестник Томского Государственного Университета. – 2010. – №1(9). – стр. 38 – 43.
  4. Мильнер Б. 3.Теория организации: Учебник. – 2-е изд., перераб. И доп. –М:.ИНФРА-М, 2000. – 480с.
  5. Robert H. Waterman. Structure is not organization / Robert H. Waterman, JR., Thomas J. Peters, Julien R. Phillips // Business horizons. – June 1980. – C.14 – 26.
  6. http://regions-online.ru/analytics/page_28053.htm


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Аранжин Вячеслав Викторович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация