Актуальность исследования. Необходимость учета биологического возраста (БВ) при оценке физического развития обусловливается тем, что темпы созревания отдельных индивидуумов неодинаковы. БВ может опережать или отставать от паспортного возраста (ПВ). Выявление детей с крайними вариантами развития способствует ранней диагностике заболеваний и состояний «предболезни». Кроме того, знание биологического возраста ребенка или подростка необходимо при решении вопросов гигиенического нормирования различных видов деятельности [1, 2]. Соматотипологические особенности представляют собой форму проявления естественного биологического популяционного разнообразия, без которого не может быть устойчива ни одна популяция, ни один вид, при этом популяционное разнообразие дискретно, что определяет естественно складывающую типологию вариантов конституции [3].
В юношеском возрасте заканчивается развитие большей части антропометрических показателей и окончательно формируется соматотип человека. Данный период онтогенеза считается наиболее значимым в изучении конкретных морфологических критериев диагностики нормы и патологии. Сложная социально-экономическая ситуация в последние десятилетия, сопровождающаяся негативной динамикой процессов роста и развития подрастающего поколения, обусловливает особую актуальность данной работы [3, 4].
Цель исследования – выявление особенностей соотношения между формированием типа телосложения и уровнем биологического развития у сельских школьников Нижегородской области.
Материалы и методы. Исследование проведено по результатам профилактических медицинских осмотров с комплексной оценкой здоровья по программе автоматизированного компьютерного диагностического обследования (АКДО) 3220 учащихся СОШ Нижегородской области (1577 мальчиков и 1643 девочек) в возрасте 7 – 17 лет . Критерии включения: учащиеся 1-11 классов сельских СОШ. По результатам обследования создана персонифицированная база данных, статистическая обработка проведена с использованием программ офисного пакета «EXCEL 2003» и «Биостат» [5].
Результаты и их обсуждение. У сельских школьников определяли уровень биологического развития и изучали распространенность типов телосложения, определяемую по совокупности соматоскопических показателей методом В.Г.Штефко и Б.А.Островского [1,3,6]. Учитывая формирование структуры типов телосложения с возрастом, в ходе исследования выявляли определенное количество школьников с признаками смежных типов телосложения, которых при анализе учитывали по признакам преобладающего типа (табл.1).
По частоте выявления на первом месте у мальчиков определен торакальный (30,6-52,3%), далее – мышечный (27,6%), астеноидный (17,0%), дигестивный (10,3%) и неопределенный (2,7%). Структура типов конституции изменялась с возрастом и у 17-летних юношей уже преобладал мышечный тип. В период максимального роста (13-15 лет) увеличивается процент детей с астеноидным типом, снижая показатели мышечных и дигестивных детей. Отмечается относительно высокое число мальчиков дигестивного типа, особенно в 10-11 и 16-17 лет.
У девочек преобладающим типом конституции также являлся торакальный (40,4-56,9%) во всех возрастных группах. Далее следовали мышечный (22,0%), астеноидный (14,8%), дигестивный (12,6%) и неопределенный (2,8%). Мышечный тип телосложения по распределению находился на втором месте у девочек в допубертатном периоде и во время завершения полового созревания. Во время ростового скачка (12-14 лет) вместе с торакальным преобладал астеноидный тип. Обращает внимание высокая доля девочек с дигестивным типом телосложения в возрасте 16-17 лет (16,8% и 17,0%), т.е. на стадии завершения полового созревания.
Таблица 1. Распределение сельских школьников по типам телосложения (%)
Пол |
Тип тело-сло- жения |
Число детей N |
Доля детей |
Доля школьников по возрасту, лет (%) |
||||||||||
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 | 17 | ||||
Мальчики |
А |
268 |
17,0 |
6,3 |
3,1 |
11,2 |
6,1 |
10,9 |
19,1 |
25,2 |
38,6 |
24,8 |
23,7 | 16,8 |
Т |
669 |
42,4 |
42,9 |
52,3 |
51,9 |
48,8 |
45,6 |
48,5 |
42,0 |
37,9 |
35,7 |
37,4 | 30,6 | |
М |
435 |
27,6 |
41,1 |
32,8 |
26,9 |
28,2 |
27,9 |
18,4 |
16,8 |
17,1 |
27,1 |
23,7 | 38,4 | |
Д |
162 |
10,3 |
8,0 |
7,8 |
8,8 |
13,0 |
12,9 |
10,3 |
11,4 |
4,3 |
9,3 |
12,2 | 12,9 | |
Н |
43 |
2,7 |
1,8 |
3,9 |
1,2 |
3,8 |
2,7 |
3,7 |
4,6 |
2,1 |
3,1 |
3,1 | 1,3 | |
всего |
1577 |
100 |
χ2 = 161,52, сс = 40, Р = 0,000 | |||||||||||
Девочки |
А |
243 |
14,8 |
5,3 |
4,9 |
7,5 |
10,7 |
15,9 |
16,1 |
26,7 |
23,6 |
15,1 |
16,2 | 16,3 |
Т |
785 |
47,8 |
44,2 |
51,6 |
56,9 |
56,1 |
55,0 |
53,5 |
40,7 |
45,7 |
42,5 |
42,9 | 40,4 | |
М |
361 |
22,0 |
37,2 |
30,3 |
20,5 |
18,7 |
14,6 |
16,8 |
19,3 |
15,7 |
27,4 |
22,4 | 23,1 | |
Д |
207 |
12,6 |
12,4 |
9,8 |
13,0 |
12,2 |
11,9 |
12,3 |
10,0 |
10,0 |
10,3 |
16,8 | 17,0 | |
Н |
47 |
2,8 |
0,9 |
3,3 |
2,1 |
2,9 |
2,7 |
1,3 |
3,3 |
5,0 |
4,8 |
1,9 | 3,2 | |
всего |
1643 |
100 |
χ2 = 102,37, сс = 40, Р = 0,000 | |||||||||||
Все дети |
А |
511 |
15,9 |
5,8 |
4,0 |
9,5 |
8,2 |
13,4 |
17,5 |
26,0 |
31,1 |
19,6 |
19,5 | 17,7 |
Т |
1454 |
45,2 |
43,6 |
52,0 |
54,3 |
52,6 |
50,3 |
51,2 |
41,3 |
41,8 |
39,3 |
40,4 | 35,6 | |
М |
796 |
24,7 |
39,1 |
31,6 |
23,9 |
23,3 |
21,1 |
17,5 |
18,2 |
16,3 |
27,3 |
23,0 | 34,1 | |
Д |
369 |
11,4 |
10,2 |
8,8 |
10,8 |
12,6 |
12,4 |
11,3 |
10,7 |
7,1 |
9,8 |
14,7 | 10,4 | |
Н |
90 |
2,8 |
1,3 |
3,6 |
1,6 |
3,3 |
2,7 |
2,4 |
3,9 |
3,6 |
4,0 |
2,4 | 2,2 | |
всего |
3220 |
100 |
χ2 = 226,50, сс = 40, Р = 0,000 |
Таким образом, в ходе индивидуального развития существенно меняется распределение детей по типам телосложения, которое отражает процессы морфофункционального развития и созревания организма. Неоднородность школьников по типам телосложения начинает проявляться с наступлением пубертатного периода.
Непременным элементом в характеристике физического развития ребенка является определение уровня биологической зрелости по срокам прорезывания постоянных зубов от 5,5 до 12,5 лет и выраженности вторичных половых признаков с 10-летнего возраста.
В ходе исследования оценили внутригрупповые особенности биологического развития изучаемого контингента детей и подростков. Биологический возраст – это достигнутый уровень морфофункционального развития индивида, определенный относительно сверстников. Биологический возраст определяется совокупностью обменных, структурных, функциональных, регуляторных особенностей и приспособительных возможностей организма [7,8].
Во всех возрастно-половых группах отмечена неоднородность по уровню биологического созревания. У большинства мальчиков и девочек (65,3% и 70,3%) биологический возраст соответствовал паспортному, отставание зафиксировано у 20,6% мальчиков и 13,5% девочек, опережение паспортного возраста – у 14,1% и 16,2% соответственно (рис.1).
χ2 = 29,30, сс = 2, р = 0,0000
Рис.1. Распределение сельских школьников по уровню БВ (%).
По скорости возрастного созревания выявили существенные гендерные особенности (р<0,001). Во всех возрастно-половых группах доля мальчиков, биологический возраст которых отстает от паспортного, больше таковой у девочек (рис.2, 3).
χ2 = 142,40, сс = 20, р = 0,0000
Рис.2 Распределение сельских мальчиков по биологической зрелости, %
Учитывая более позднее завершение процессов созревания у мальчиков, в 15-17-летнем возрасте количество мальчиков с отстающим вариантом развития значительно выше. Доля мальчиков с опережающим вариантом развития во всех возрастных группах также ниже доли девочек с данным вариантом развития.
χ2 = 254,12, сс = 20, р = 0,0000
Рис.3 Распределение сельских девочек по биологической зрелости, %
Таким образом, большинство детей и подростков имеет средний темп развития, среди крайних вариантов чаще регистрируется у мальчиков отстающий темп созревания: у девочек – опережающий. Пубертатный возраст, связанный с нейрогормональной перестройкой организма и началом функционирования половой системы, сопровождается выраженным расслоением детей и подростков по крайним вариантам развития, увеличивается неоднородность сельских школьников по биологическому созреванию.
Для определения соотношений типологии телосложения и уровня биологического развития изучена встречаемость типов телосложения у мальчиков и девочек с разным уровнем биологического созревания (табл. 3) в 3-х возрастных группах.
Таблица 3. Типы телосложения у сельских мальчиков разного уровня биологической зрелости, %
Возраст |
Уровень созревания |
К-во детей |
Распреде-ление по УБР |
Тип телосложения |
||||
А |
Т |
М |
Д |
Н |
||||
7-11 |
1 |
99 |
18,2 |
5,1 |
58,6 |
29,3 |
3,0 |
4,0 |
2 |
373 |
68,7 |
6,9 |
48,2 |
32,6 |
9,9 |
2,1 |
|
3 |
71 |
13,1 |
11,3 |
39,4 |
28,2 |
18,3 |
2,8 |
|
Всего |
543 |
100 |
7,2 |
49,0 |
31,5 |
9,8 |
2,6 |
|
Статистика |
χ2 = 17,13, сс = 8, Р = 0,028 |
|||||||
12-14 |
1 |
121 |
22,3 |
24,8 |
52,9 |
14,1 |
8,3 |
- |
2 |
290 |
53,5 |
23,1 |
43,1 |
21,4 |
9,3 |
3,1 |
|
3 |
131 |
24,2 |
22,9 |
38,9 |
20,6 |
10,7 |
6,9 |
|
Всего |
542 |
100 |
23,4 |
44,3 |
19,6 |
9,4 |
3,3 |
|
Статистика |
χ2 = 14,96, сс = 8, р = 0,059 |
|||||||
15-17 |
1 |
105 |
21,3 |
20,0 |
38,1 |
33,3 |
8,6 |
- |
2 |
367 |
74,6 |
21,0 |
32,4 |
31,1 |
12,5 |
3,0 |
|
3 |
20 |
4,1 |
20,0 |
35,0 |
30,0 |
15,0 |
- |
|
Всего |
492 |
100 |
20,7 |
33,7 |
31,5 |
11,8 |
2,2 |
|
Статистика |
χ2 = 6,00, сс = 8, р = 0,647 |
|||||||
7-17 |
1 |
325 |
20,6 |
18,2 |
51,7 |
22,8 |
6,2 |
1,2 |
2 |
1030 |
65,3 |
17,2 |
44,3 |
25,7 |
10,1 |
2,7 |
|
3 |
222 |
14,1 |
19,4 |
40,5 |
21,6 |
13,5 |
4,9 |
|
Всего |
1577 |
100 |
17,7 |
45,3 |
24,5 |
10,4 |
2,7 |
|
Статистика |
χ2 = 20,97, сс = 8, р = 0,007 |
Примечание:
1 – БВ отстает от паспортного, 2 – БВ соответствует паспортному, 3 – БВ опережает паспортный.
А – астеноидный, Т – торакальный, М – мышечный, Д – дигестивный, Н – неопределенный.
Для мальчиков, биологический возраст которых отстает от паспортного, типичным является торакальный тип телосложения, имеющий тенденцию к снижению показателей с возрастом. Достаточно часто (24,8%), особенно в период максимальных ростовых процессов, встречается астеноидный соматотип. Среди обследованных, в большей степени в средней и старшей возрастной группе, были выявлены мальчики, у которых БВ соответствовал ПВ и сочетался с торакальным и мышечным типом. Для мальчиков с опережающим вариантом развития, особенно в периоде завершения роста (16-17 лет), также был типичен торакальный и мышечный тип телосложения. У мальчиков данного варианта созревания в допубертатном и пубертатном возрасте достаточно часто встречался дигестивный соматотип.
Выявленные у мальчиков соотношения между уровнем биологического созревания и типами телосложения характерны и для девочек (табл. 4).
Отмечена тенденция к ускоренному развитию девочек дигестивного типа и менее выраженная, чем у мальчиков, тенденция к замедленному биологическому развитию у девочек астеноидного типа, особенно в возрастной группе 12-14 лет.
Заключение. Таким образом, уровень биологического развития и типология телосложения – тесно связанные характеристики растущего организма. В ходе индивидуального развития существенно меняется распределение детей разных уровней биологической зрелости по типологии телосложения. Увеличивающаяся в пубертатном возрасте неоднородность школьников по биологическому созреванию сопровождается нарастанием доли детей с астеноидным и дигестивным соматотипами, образующих группы с крайними вариантами развития.
Таблица 4. Типы телосложения у сельских девочек разного уровня биологической зрелости, %
Возраст |
Уровень созревания |
К-во детей |
Распреде-ление по УБР |
Тип телосложения |
||||
А |
Т |
М |
Д |
Н |
||||
7-11 |
1 |
86 |
16,3 |
4,6 |
65,1 |
24,4 |
3,5 |
2,3 |
2 |
311 |
58,8 |
6,8 |
52,4 |
28,3 |
10,3 |
2,3 |
|
3 |
132 |
24,9 |
9,1 |
45,5 |
20,4 |
22,0 |
3,0 |
|
Всего |
529 |
100 |
7,0 |
52,8 |
25,7 |
12,1 |
2,4 |
|
Статистика |
χ2 = 24,62, сс = 8, р = 0,001 |
|||||||
12-14 |
1 |
79 |
13,5 |
16,5 |
54,4 |
16,5 |
10,1 |
2,5 |
2 |
373 |
63,5 |
22,8 |
50,0 |
14,8 |
9,9 |
2,7 |
|
3 |
135 |
23,0 |
17,8 |
42,2 |
22,2 |
14,1 |
3,7 |
|
Всего |
587 |
100 |
20,8 |
48,7 |
16,7 |
10,9 |
2,9 |
|
Статистика |
χ2 = 9,16, сс = 8, р = 0,328 |
|||||||
15-17 |
1 |
56 |
10,6 |
16,1 |
46,4 |
23,2 |
8,9 |
5,4 |
2 |
471 |
89,4 |
17,0 |
41,4 |
27,2 |
11,5 |
3,0 |
|
3 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|
Всего |
527 |
100 |
16,9 |
41,9 |
26,8 |
11,2 |
3,2 |
|
Статистика |
χ2 = 1,94, сс = 4, р = 0,747 |
|||||||
7-17 |
1 |
221 |
13,4 |
11,7 |
56,6 |
21,3 |
7,2 |
3,2 |
2 |
1155 |
70,3 |
16,1 |
47,1 |
23,5 |
10,7 |
2,7 |
|
3 |
267 |
16,6 |
13,5 |
43,8 |
21,4 |
18,0 |
3,4 |
|
Всего |
1643 |
100 |
15,1 |
47,8 |
22,8 |
11,4 |
2,9 |
|
Статистика |
χ2 = 22,63, сс = 8, р = 0,003 |
Примечание:
1 – БВ отстает от паспортного, 2 – БВ соответствует паспортному, 3 – БВ опережает паспортный.
А – астеноидный, Т – торакальный, М – мышечный, Д – дигестивный, Н – неопределенный.
В период роста и созревания организма до 15 лет формируется принадлежность ребенка к определенному типу телосложения и в этот период ведущая роль в оценке темпа развития принадлежит морфологическому созреванию. В период завершения ростовых процессов, когда темп созревания теряет свою информативность и заканчивается формирование типовой принадлежности, тип телосложения может использоваться как индикатор биологической зрелости организма.
Библиографический список
- Оценка физического развития детей и подростков: учебное пособие / Е.С.Богомолова [и др.]. – Н.Новгород: Издательство НГМА, 2006 – 260 с.
- Кузмичев Ю.Г., Калюжный Е.А., Михайлова С.В., Болтачева Е.А., Жулин Н.В. Динамика и характеристика биологического созревания сельских школьников Нижегородской области // Вестник Московского государственного областного университета. – №4. – 2012. – С.37-42
- Димитриев Д.А., Карпенко Ю.Д., Димитриев А.Д. Особенности изменения функционального состояния организмов студентов за время обучения в вузе // Медицина и образование в Сибири. – 2012. № 6. – С. 11.
- Физическое развитие детей и подростков на рубеже тысячелетий /Баранов А.А., Кучма В.Р., Скоблина Н.А. – М.: Издатель Научный центр здоровья детей РАМН.2008. – 216 c.
- Гланц С. Медико-биологическая статистика. – М.: Практика, 1998. – 459 с.
- Островский М.А., Зефиров А.Л., Нигматуллина Р.Р. Избранные лекции по современной физиологии // Российский физиологический журнал им. И.М. Сеченова. – 2009. – Т. 95. № 6. – С. 667-669.
- Балыкин М.В., Евстигнеева О.В., Макаева Р.Ш., Голованов Е.А. Изменение кислотно-основного состояния крови при гипоксии различного генеза // В мире научных открытий. – 2012. № 2. – С. 23-26.
- Димитриев Д.А., Карпенко Ю.Д. Современные проблемы изучения физиологии развития организма //Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Естественные науки.- 2011. № 2. – С. 26-31.
Количество просмотров публикации: Please wait