Одной из сложных проблем стоящей в современной дидактики является проблема оценивания результатов деятельности студентов. Преподавателями, методистами разрабатываются многочисленные разнообразные оценочные средства и через непродолжительное время возникает проблема каталогизации таких ресурсов. Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования прописывают обязательное применение в учебном процессе различных технологий оценивания результатов обучения. Таким образом, возникает проблема учета оценочных средств для образовательной программы.
В Приамурском государственном университете им. Шолом-Алейхема создан Центр образовательных коммуникаций и тестирования качества обучения учебно-методического управления программами ВПО (центр), в котором проходят тестирование, оценивание различными технологиями многие студенты. В связи с постоянно увеличивающимся потоком оценочных средств и отсутствующем на рынке подходящего программного продукта, удовлетворяющего требованиям руководства, было решено разработать соответствующую информационную систему учета.
Разработкой информационных систем занимались российские и зарубежные ученые. Общие вопросы проектирования информационных систем рассматривали А.М.Вендров [1], А.С.Марков, К.Ю.Лисовский [2], Р.И.Баженов [3, 4]. К.С.Елесова, И.А.Драгун представили разработку информационной системы «Кадастр ООПТ Алтайского края» [5]. Д.О.Нестеренко разработала автоматизированную систему учёта и составления расписания отпусков сотрудников ВОКПЦ № 1 им. Л. И. Ушаковой [6]. Информационную систему оценки эффективности использования различных зерноуборочных комбайнов описала Т.П.Нино [8]. П.Платонов занимался разработкой мобильных приложений для работы с корпоративными информационными системами [9]. В.А.Векслер, О.Я.Дубей, Р.И.Баженов, Д.А.Лопатин разрабатывали различные приложения для корпоративных информационных систем [10-17]. В.А.Глаголев [18, 19] исследовал акценты применения геоинформационных систем. Вопросами программирования веб-ориентированных, интеллектуальных информационных систем занимались А.П.Корнилков, Д.К.Лопатин, Р.И.Баженов, Л.Н.Хильченко [20-24]. Вопросы разработки и проектирования информационных систем в различных областях исследуют зарубежные ученые [25-27].
На основании анализа предметной области было выявлено, что в проектируемой информационной системе действующими лицами будут являться администратор и сотрудник центра.
Действия сотрудника центра будут заключаться в вводе данных о тестах (оценочных технологиях), заполнение справочников по студентам, преподавателям, кафедрам, факультетам, образовательным программам, дисциплинам, а также формировать отчётность и ее печать.
Функция администратора заключается в общем управлении, настройке системы. Также как и сотрудник центра, администратор может заниматься обновлением справочников, вводом данных и формированием отчетов.
В результате была разработана наглядная диаграмма вариантов использования информационной системы (рис.1).
Рисунок 1 – Диаграмма вариантов использования
Подробно изучив предметную область и выявив вероятную структуру базы данных можно описать логическую и физическую модели структуры базы данных. Были выделены следующие сущности: тест, преподаватель, специальность (направление), дисциплина, кафедра, группа.
Проводя дальнейший анализ предметной области, и выясняя, какими атрибутами должна обладать каждая сущность, получили физическую модель базы данных для системы MS Access (рис. 2).
Рисунок 2 – Физическая модель базы данных
Средой разработки информационной системы была выбрана Borland Delphi 7.
На главном окне программы «Учет тестов» (рис.3) имеются три вкладки: файл, отчеты, справка. Вкладка Файл имеет вкладки со справочниками для перехода к их редактированию. Вкладка Отчеты включает в себя все виды отчетов, которые генерирует программа. Также на главном окне программы можно выбрать кафедру из списка кафедр, далее выбирается преподаватель, из выбранной кафедры. В окне «Список тестов выбранного преподавателя» выдается все имеющиеся его тесты.
Рисунок 3 – Главное окно программы «Учет тестов»
При нажатии кнопки Новая запись или Редактировать запись открывается окно «Редактирование записи» (рис. 4). В нем можно добавить запись, введя необходимые данные или отредактировать уже имеющиеся.
Рисунок 4 – Редактирование записи теста
Информационная система «Учет тестов» позволяет реализовать разнообразные отчеты (табл. 1).
Таблица 1 – Виды отчетов в информационной системе
Название отчета | Описание отчета |
Отчет по тестам преподавателя | Отчет показывает, какие тесты подготовил выбранный преподаватель |
Отчет по преподавателям не имеющих тесты | Отчет показывает, всех преподавателей, не приносивших ни одного теста. Можно отсортировать преподавателей по кафедрам или вывести общий отчет |
Отчет по специальностям | Отчет предоставляет данные о наполняемости тестами по специальностям. Можно выбрать отдельную специальность и посмотреть ее наполняемость, а можно просмотреть отчет по все специальностям |
Отчет по специальностям не имеющих тесты | Общий отчет показывающих специальности, не имеющие тесты, есть возможность выбрать по каких кафедрах будет показан отчет |
Отчет за период внесения тестов | Отчет показывает все даты внесения тестов в программу «Учет тестов». Можно выбрать любой временной период показа этого отчета |
Отчет по видам тестов | Отчет показывает виды тестов – тренировочный или контрольный |
Отчет по кафедре | Общий отчет по выбранной кафедре с ее преподавателями и их тестами |
Отчет по всем кафедрам | Отчет, который показывает данные, как и предыдущий отчет, только по всем кафедрам сразу |
Программа предоставляет возможность сформировать отчет предварительно просмотрев его и сохранив в любом предоставленном формате.
Рисунок 5 – Пример отчета
Таким образом, была разработана информационная система «Учет тестов», которая получила одобрение сотрудников Центра и была внедрена. Подсчитанный косвенный экономический эффект [28], что применение такого программного продукта оправдано и позволяет существенно сократить время на подготовку требуемых учебно-методическим управлением отчетов. Результирующая информация будет использоваться руководством для принятия решений по оптимизации процесса оценивания, контроля за учебным процессом в вузе, подготовке к аккредитации образовательных программ.
Библиографический список
- Вендров А.М. Проектирование программного обеспечения экономических информационных систем. М: Финансы и Статистика, 2002. 352 с.
- Марков А. С., Лисовский К. Ю. Базы данных для всех. Введение в теорию и методологию: учеб. для вузов. М.: Финансы и статистика, 2006. 512 с.
- Баженов Р. И. Практикум по проектированию информационных систем. Биробиджан: Изд-во ПГУ им. Шолом-Алейхема, 2012. 120 с.
- Баженов Р. И. Практикум по технологии разработки программного обеспечения: лабораторный практикум. Биробиджан: Изд-во ГОУВПО «ДВГСГА», 2011. 58 с.
- Елесова К.С., Драгун И.А. Разработка информационной системы «Кадастр ООПТ Алтайского края» // Современные научные исследования и инновации. 2013. № 1. URL: http://web.snauka.ru/issues/2013/01/20323 (дата обращения: 24.05.2014).
- Андиреа Т. Информационная система моделирования и анализа рисков в сетевой информационной системе // Вестник Воронежского института высоких технологий. 2009. № 4. С. 52-56.
- Нестеренко Д.О. Автоматизированная система учёта и составления расписания отпусков сотрудников ВОКПЦ № 1 им. Л. И. Ушаковой // Современная техника и технологии. 2014. № 5. URL: http://technology.snauka.ru/2014/05/3528 (дата обращения: 24.05.2014).
- Нино Т.П. Информационная система оценки эффективности использования различных зерноуборочных комбайнов // Инженерно-техническое обеспечение АПК. Реферативный журнал. 2011. № 2. С. 446.
- Платонов П. Разработка мобильных приложений для работы с корпоративными информационными системами // Проблемы информатики. 2011. № 3. С. 15-32.
- Векслер В.А., Дубей О.Я. Автоматизированное рабочее место администратора гостиницы – корпоративная информационная система для малого бизнеса // Молодой ученый. 2014. № 4. С. 92-95.
- Баженов Р. И., Гринкруг Л. С. Информационная система Абитуриент-Деканат ФГБОУ ВПО «Приамурский государственный университет им. Шолом-Алейхема» // Информатизация и связь. 2013. № 2. С. 97-99.
- Баженов Р. И., Гринкруг Л. С. Информационная система по расчету и распределению нагрузки профессорско-преподавательского состава ФГБОУ ВПО «Приамурский государственный университет им. Шолом-Алейхема» // Информатизация и связь. 2012. №5. С. 75-78.
- Баженов Р. И., Векслер В. А. Реализация XYZ-анализа в программном коде внутреннего языка программирования 1С: Предприятие 8.3 // Информатизация и связь. 2014. №1. С. 35-40.
- Баженов Р.И., Корнилков А.П., Лопатин Д.К. Проектирование web-ориентированной информационной системы университета на основе клиент-серверных технологий // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2014. №4.
- Баженов Р.И., Лопатин Д.К. О применении современных технологий в разработке интеллектуальных систем // Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов. 2014. № 3 (93). С. 263-264.
- Баженов Р. И. Векслер В. А. Корпоративные информационные системы. Биробиджан: Изд-во ГОУВПО «ДВГСГА», 2011. 208 с.
- Глаголев В.А. Разработка модулей оценки загрязнения атмосферного воздуха городской территории на основе оверлейных операций ГИС // Современная техника и технологии. 2014. № 4. URL: http://technology.snauka.ru/2014/04/3441 (дата обращения: 24.05.2014).
- Глаголев В.А. Разработка информационной системы оценки и прогнозирования пожарной опасности растительной территории по метеорологическим условиям // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 4. URL: http://web.snauka.ru/issues/2014/04/33624 (дата обращения: 24.05.2014).
- Баженов Р. И. Использование системы moodle для организации самостоятельной работы студентов // Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов. 2014. № 3 (93). С. 174-175.
- Баженов Р. И., Векслер В. А. Формирование модели обучения взрослых основам информационных технологий: региональный аспект: монография. Биробиджан: Изд-во ФГБОУ ВПО «ПГУ им. Шолом-Алейхема», 2014. 174 с.
- Баженов Р.И., Корнилков А.П., Лопатин Д.К. Проектирование web-ориентированной информационной системы университета на основе клиент-серверных технологий // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2014. №4.
- Баженов Р. И., Векслер В. А. Объектно-ориентированный анализ и программирование Лабораторный практикум. Биробиджан: Изд-во ДВГСГА, 2010. 76 с.
- Баженов Р. И., Хильченко Л. Н. Информационные системы управления персоналом. Биробиджан: Изд-во ПГУ им. Шолом-Алейхема, 2012. 64 с.
- Баженов Р. И. Интеллектуальные информационные технологии. Биробиджан: ПГУ им. Шолом-Алейхема, 2011. 176 с.
- Chaparro-Peláez J., Pereira-Rama A., Pascual-Migue F. J. Inter-organizational information systems adoption for service innovation in building sector // Journal of Business Research. 2014. Vol. 67, Iss.5. P. 673-679.
- Kresimir R., Marijana B. G., Vlado M. Development of the Intelligent System for the Use of University Information System // Procedia Engineering. 2014. Vol. 69. P. 402-409.
- Henfridsson O., Lind M. Information systems strategizing, organizational sub-communities, and the emergence of a sustainability strategy // The Journal of Strategic Information Systems. 2014. Vol. 23. Iss. 1. P. 11-28.
- Баженов Р. И. Организация и планирование производства. Учебное пособие. Биробиджан: Изд-во ПГУ им. Шолом-Алейхема, 2012. 117 с.
Количество просмотров публикации: Please wait