О РАЗРАБОТКЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ ПО УЧЕТУ ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ В УНИВЕРСИТЕТЕ

Баженов Руслан Иванович1, Мохно Дмитрий Евгеньевич2
1Приамурский государственный университет имени Шолом-Алейхема, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой информатики и вычислительной техники
2Приамурский государственный университет имени Шолом-Алейхема, студент

Аннотация
В статье рассмотрена разработка информационной системы по учету оценочных средств в Центре образовательных коммуникаций и тестирования качества обучения университета. Программный продукт позволяет подготовить разнообразные отчеты, которые используются при подготовке к аккредитации образовательных программ, для контроля за учебным процессом.

Ключевые слова: информационная система, мониторинг, оценочное средство, тест, учет


ON THE DEVELOPMENT OF THE INFORMATION SYSTEM FOR REGISTRATION ASSESSMENT TOOLS AT THE UNIVERSITY

Bazhenov Ruslan Ivanovich1, Mokhno Dmitriy Yevgenyevich2
1Sholom-Aleichem Priamursky State University, candidate of pedagogical sciences, associate professor, Head of the Department of Computer Science
2Sholom-Aleichem Priamursky State University, student

Abstract
The article considers the development of an information system for registration assessment funds in the Centre for educational communications and test the quality of education of the University. Software product lets you prepare a variety of reports used in preparation for accreditation of educational programs for control of training processes.

Keywords: assessment tools, information system, monitoring, registration, test


Рубрика: 05.00.00 ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Баженов Р.И., Мохно Д.Е. О разработке информационной системы по учету оценочных средств в университете // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 5. Ч. 1 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2014/05/34815 (дата обращения: 29.03.2024).

Одной из сложных проблем стоящей в современной дидактики является проблема оценивания результатов деятельности студентов. Преподавателями, методистами разрабатываются многочисленные разнообразные оценочные средства и через непродолжительное время возникает проблема каталогизации таких ресурсов.  Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования прописывают обязательное применение в учебном процессе различных технологий оценивания результатов обучения. Таким образом, возникает проблема учета оценочных средств для образовательной программы.

В Приамурском государственном университете им. Шолом-Алейхема создан Центр образовательных коммуникаций и тестирования качества обучения учебно-методического управления программами ВПО (центр), в котором проходят тестирование, оценивание различными технологиями многие студенты. В связи с постоянно увеличивающимся потоком оценочных средств и отсутствующем на рынке подходящего программного продукта, удовлетворяющего требованиям руководства, было решено разработать соответствующую информационную систему учета.

Разработкой информационных систем занимались российские и зарубежные ученые. Общие вопросы проектирования информационных систем рассматривали А.М.Вендров [1], А.С.Марков, К.Ю.Лисовский [2], Р.И.Баженов [3, 4]. К.С.Елесова, И.А.Драгун представили разработку информационной системы «Кадастр ООПТ Алтайского края» [5]. Д.О.Нестеренко разработала автоматизированную систему учёта и составления расписания отпусков сотрудников ВОКПЦ № 1 им. Л. И. Ушаковой [6]. Информационную систему оценки эффективности использования различных зерноуборочных комбайнов   описала Т.П.Нино [8]. П.Платонов занимался разработкой мобильных приложений для работы с корпоративными информационными системами [9]. В.А.Векслер, О.Я.Дубей, Р.И.Баженов, Д.А.Лопатин разрабатывали различные приложения для корпоративных информационных систем [10-17]. В.А.Глаголев [18, 19] исследовал акценты применения геоинформационных систем. Вопросами программирования веб-ориентированных, интеллектуальных информационных систем занимались А.П.Корнилков,  Д.К.Лопатин, Р.И.Баженов, Л.Н.Хильченко [20-24]. Вопросы разработки и проектирования информационных систем в различных областях исследуют зарубежные ученые [25-27].

На основании анализа предметной области было выявлено, что в проектируемой информационной системе действующими лицами будут являться администратор и сотрудник центра.

Действия сотрудника центра будут заключаться в вводе данных о тестах (оценочных технологиях), заполнение справочников по студентам, преподавателям, кафедрам, факультетам, образовательным программам, дисциплинам, а также формировать отчётность и ее печать.

Функция администратора заключается в общем управлении, настройке системы. Также как и сотрудник центра, администратор может заниматься обновлением справочников, вводом данных и формированием отчетов.

В результате была разработана наглядная диаграмма вариантов использования информационной системы (рис.1).

Рисунок 1 – Диаграмма вариантов использования

Подробно изучив предметную область и выявив вероятную структуру базы данных можно описать логическую и физическую модели структуры базы данных. Были выделены следующие сущности: тест, преподаватель, специальность (направление), дисциплина, кафедра, группа.

Проводя дальнейший анализ предметной области, и выясняя, какими атрибутами должна обладать каждая сущность, получили физическую модель базы данных для системы MS Access (рис. 2).

Рисунок 2 – Физическая модель базы данных

Средой разработки информационной системы была выбрана Borland Delphi 7.

На главном окне программы «Учет тестов» (рис.3) имеются три вкладки: файл, отчеты, справка. Вкладка Файл имеет вкладки со справочниками для перехода к их редактированию. Вкладка Отчеты включает в себя все виды отчетов, которые генерирует программа. Также на главном окне программы можно выбрать кафедру из списка кафедр, далее выбирается преподаватель, из выбранной кафедры. В окне «Список тестов выбранного преподавателя» выдается все имеющиеся его тесты.

Рисунок 3 – Главное окно программы «Учет тестов»

При нажатии кнопки Новая запись или Редактировать запись открывается окно «Редактирование записи» (рис. 4). В нем можно добавить запись, введя необходимые данные или отредактировать уже имеющиеся.

Рисунок 4 – Редактирование записи теста

Информационная система  «Учет тестов» позволяет реализовать разнообразные  отчеты (табл. 1).

Таблица 1 – Виды отчетов в информационной системе

Название отчета Описание отчета
Отчет по тестам преподавателя Отчет показывает, какие тесты подготовил выбранный преподаватель
Отчет по преподавателям не имеющих тесты Отчет показывает, всех преподавателей, не приносивших ни одного теста. Можно отсортировать преподавателей по кафедрам или вывести общий отчет
Отчет по специальностям Отчет предоставляет данные о наполняемости тестами по специальностям. Можно выбрать отдельную специальность и посмотреть ее наполняемость, а можно просмотреть отчет по все специальностям
Отчет по специальностям не имеющих тесты Общий отчет показывающих специальности, не имеющие тесты, есть возможность выбрать по каких кафедрах будет показан отчет
Отчет за период внесения тестов Отчет показывает все даты внесения тестов в программу «Учет тестов». Можно выбрать любой временной период показа этого отчета
Отчет по видам тестов Отчет показывает виды тестов – тренировочный или контрольный
Отчет по кафедре Общий отчет по выбранной кафедре с ее преподавателями и их тестами
Отчет по всем кафедрам Отчет, который показывает данные, как и предыдущий отчет, только по всем кафедрам сразу

Программа предоставляет возможность сформировать отчет предварительно просмотрев его и сохранив в любом предоставленном формате.

 

Рисунок 5 – Пример отчета

Таким образом,  была разработана информационная система «Учет тестов», которая получила одобрение сотрудников Центра и была внедрена. Подсчитанный косвенный экономический эффект [28], что применение такого программного продукта оправдано и позволяет существенно сократить время на подготовку требуемых учебно-методическим управлением  отчетов. Результирующая информация будет использоваться руководством для принятия решений по оптимизации процесса оценивания,  контроля за учебным процессом в вузе, подготовке  к аккредитации образовательных программ.


Библиографический список
  1. Вендров А.М. Проектирование программного обеспечения экономических информационных систем. М: Финансы и Статистика, 2002. 352 с.
  2. Марков А. С., Лисовский К. Ю. Базы данных для всех. Введение в теорию и методологию: учеб. для вузов. М.: Финансы и статистика, 2006. 512 с.
  3. Баженов Р. И. Практикум по проектированию информационных систем.  Биробиджан: Изд-во ПГУ им. Шолом-Алейхема, 2012. 120 с.
  4. Баженов Р. И. Практикум по технологии разработки программного обеспечения: лабораторный практикум. Биробиджан: Изд-во ГОУВПО «ДВГСГА», 2011. 58 с.
  5. Елесова К.С., Драгун И.А. Разработка информационной системы «Кадастр ООПТ Алтайского края» // Современные научные исследования и инновации.  2013. № 1. URL: http://web.snauka.ru/issues/2013/01/20323 (дата обращения: 24.05.2014).
  6. Андиреа Т. Информационная система моделирования и анализа рисков в сетевой информационной системе // Вестник Воронежского института высоких технологий. 2009. № 4. С. 52-56.
  7. Нестеренко Д.О. Автоматизированная система учёта и составления расписания отпусков сотрудников ВОКПЦ № 1 им. Л. И. Ушаковой // Современная техника и технологии. 2014. № 5. URL: http://technology.snauka.ru/2014/05/3528 (дата обращения: 24.05.2014).
  8. Нино Т.П. Информационная система оценки эффективности использования различных зерноуборочных комбайнов // Инженерно-техническое обеспечение АПК. Реферативный журнал. 2011. № 2. С. 446.
  9. Платонов П. Разработка мобильных приложений для работы с корпоративными информационными системами // Проблемы информатики. 2011. № 3. С. 15-32.
  10. Векслер В.А., Дубей О.Я. Автоматизированное рабочее место администратора гостиницы – корпоративная информационная система для малого бизнеса // Молодой ученый. 2014. № 4. С. 92-95.
  11. Баженов Р. И., Гринкруг Л. С. Информационная система Абитуриент-Деканат ФГБОУ ВПО «Приамурский государственный университет им. Шолом-Алейхема» // Информатизация и связь. 2013. № 2. С. 97-99.
  12. Баженов Р. И., Гринкруг Л. С. Информационная система по расчету и распределению нагрузки профессорско-преподавательского состава ФГБОУ ВПО «Приамурский государственный университет им. Шолом-Алейхема» // Информатизация и связь. 2012. №5. С. 75-78.
  13. Баженов Р. И., Векслер В. А. Реализация XYZ-анализа в программном коде внутреннего языка программирования 1С: Предприятие 8.3 // Информатизация и связь. 2014. №1. С. 35-40.
  14. Баженов Р.И., Корнилков А.П., Лопатин Д.К. Проектирование web-ориентированной информационной системы университета на основе клиент-серверных технологий // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2014. №4.
  15. Баженов Р.И., Лопатин Д.К. О применении современных технологий в разработке интеллектуальных систем // Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов. 2014. № 3 (93). С. 263-264.
  16. Баженов Р. И. Векслер В. А. Корпоративные информационные системы.  Биробиджан: Изд-во ГОУВПО «ДВГСГА», 2011.  208 с.
  17. Глаголев В.А. Разработка модулей оценки загрязнения атмосферного воздуха городской территории на основе оверлейных операций ГИС // Современная техника и технологии. 2014. № 4. URL: http://technology.snauka.ru/2014/04/3441 (дата обращения: 24.05.2014).
  18. Глаголев В.А. Разработка информационной системы оценки и прогнозирования пожарной опасности растительной территории по метеорологическим условиям // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 4. URL: http://web.snauka.ru/issues/2014/04/33624 (дата обращения: 24.05.2014).
  19. Баженов Р. И. Использование системы moodle для организации самостоятельной работы студентов // Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов. 2014.  № 3 (93). С. 174-175.
  20. Баженов Р. И., Векслер В. А. Формирование модели обучения взрослых основам информационных технологий: региональный аспект: монография. Биробиджан: Изд-во ФГБОУ ВПО «ПГУ им. Шолом-Алейхема», 2014. 174 с.
  21. Баженов Р.И., Корнилков А.П., Лопатин Д.К. Проектирование web-ориентированной информационной системы университета на основе клиент-серверных технологий // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2014. №4.
  22. Баженов Р. И., Векслер В. А. Объектно-ориентированный анализ и программирование Лабораторный практикум. Биробиджан: Изд-во ДВГСГА, 2010. 76 с.
  23. Баженов Р. И., Хильченко Л. Н. Информационные системы управления персоналом. Биробиджан: Изд-во ПГУ им. Шолом-Алейхема, 2012. 64 с.
  24. Баженов Р. И. Интеллектуальные информационные технологии. Биробиджан: ПГУ им. Шолом-Алейхема, 2011. 176 с.
  25. Chaparro-Peláez J., Pereira-Rama A., Pascual-Migue F. J. Inter-organizational information systems adoption for service innovation in building sector // Journal of Business Research. 2014. Vol. 67, Iss.5. P. 673-679.
  26. Kresimir R., Marijana B. G., Vlado M. Development of the Intelligent System for the Use of University Information System // Procedia Engineering. 2014. Vol. 69. P. 402-409.
  27. Henfridsson O., Lind M. Information systems strategizing, organizational sub-communities, and the emergence of a sustainability strategy // The Journal of Strategic Information Systems. 2014.  Vol. 23. Iss. 1.  P. 11-28.
  28. Баженов Р. И. Организация и планирование производства. Учебное пособие. Биробиджан: Изд-во ПГУ им. Шолом-Алейхема, 2012. 117 с.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Баженов Руслан Иванович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация