ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС КАК ИНСТРУМЕНТ СОЗДАНИЯ ОБЪЕКТОВ СОБСТВЕННОСТИ

Колмаков Владимир Владимирович
Московский государственный университет экономики, статистики и информатики
Научно-исследовательский финансовый институт кандидат экономических наук, доцент, ведущий научный сотрудник центра межбюджетных отношений, доцент кафедры финансов, кредита и банковского дела

Аннотация
В статье рассмотрено влияние инвестиционного процесса на формирование объектов собственности. Проведена оценка хода реализации инвестиционной деятельности, очерчена структура инвестиций, профинансированных за счет различных источников, а также обозначены факторы, ограничивающие инвестиционную деятельность.

Ключевые слова: инвестиции, инвестиционная деятельность, инвестиционный процесс, основной капитал, отношения собственности, пространственное развитие, развитие, собственность, управление социально-экономическим развитием


INVESTMENT PROCESS AS AN INSTRUMENT OF PROPERTY OBJECTS CREATION

Kolmakov Vladimir Vladimirovich
Moscow State University of Economics, Statistics and Informatics
Scientific Research Financial Institute PhD in Economics, Associate Professor, leading researcher at Inter-budget Relations Centre, Associate Professor, Chair of Finance, Credit and Banking

Abstract
The article deals with the influence of investment process at property objects creation. It provides the assessment of investment activity process, delimiters the structure of investments, financed by different sources as well as investment inhibiting factors are determined.

Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Колмаков В.В. Инвестиционный процесс как инструмент создания объектов собственности // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 4. Ч. 1 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2014/04/33887 (дата обращения: 17.03.2024).

В современных условиях территории вынуждены конкурировать между собой для обеспечения высоких темпов социально-экономического развития. Конкурентные отношения разворачиваются в экономическом пространстве за самые разнообразные факторы производства и, в первую очередь, за капитал в его понимании экономической теорией. Прирост основных производственных фондов осуществляется за счет реализации инвестиционного процесса различных участников экономической деятельности, вовлеченных в единые цепочки создания и перераспределения добавленной стоимости в рамках отношений расширенного воспроизводства. С этой точки зрения отношения собственности являются основой обеспечения социально-экономического развития, так как в их основе лежит реализация интересов экономических субъектов, а приращение базы объектов собственности способствует устойчивой реализации механизма расширенного воспроизводства.

Развитие объектов собственности, а также механизмов их формирования заставляет эволюционировать и отношения собственности. Изменения организационно-правового, административного, институционального порядков задают новую стратегию и характер реализации инвестиционной деятельности, направленной на повышение уровня конкурентоспособности территорий, а «многообразие форм собственности и особенности современного исторического периода исключают использование стандартных подходов к управлению собственностью, диктуют необходимость адаптации и внедрения инновационных методов управления в регионе на основе механизма, направленного на достижение ключевых целей регионального развития» [1, с. 5]. С позиции, например, функционального подхода, собственность может интерпретироваться как неотъемлемый компонент социально-экономической системы, отвечающий требованиям рациональности и максимизации прибыли и выступать инструментом стимулирования эффективной экономической деятельности. Это в существенной мере отражает взаимосвязь развития отношений собственности и характером исторического процесса.

Формирование объектов собственности производственного назначения реализуется за счет инвестирования в основной капитал. В рыночных условиях инвестиционная деятельность обеспечивает накопление, распределение и использование капитала для целью извлечения дохода. В 2012 году объем инвестиционных вложений в масштабе национальной экономики составил 9567,9 млрд. руб., профинансированных преимущественно за счет привлеченных средств (55,5% по данным за 2012 год). Относительно высокую долю привлеченных средств в источниках финансирования капитальных вложений (32,1 % от привлеченных средств) формируют средства централизованных фондов и публично-правовых образований. Так, участие федерального бюджета, бюджета субъектов РФ и бюджетов муниципального уровня в финансировании инвестиций в основной капитал наблюдается достаточно широко. Бюджетные средства в общем объеме инвестиций в основной капитал в 2012 г. составляли 1704,1 млрд. руб. или 17,5 % от общего их объема. При этом большая доля инвестирования приходилась на средства федерального бюджета (9,6%) и бюджетов субъектов РФ (7,1%). Доля участия местных бюджетов в инвестиционном процессе крайне невелика и составляла порядка 1,1 %, что выглядит вполне закономерным, учитывая недостаточную бюджетную обеспеченность местного самоуправления в России.

Обращает на себя внимание тот факт, что структура инвестиций, профинансированных за счет средств бюджетной системы, остается относительно постоянной (см. рис.).

Рисунок – Структура инвестиций в основной капитал, профинансированных за счет средств бюджетной системы, (по данным ФСГС)

Рисунок – Структура инвестиций в основной капитал, профинансированных за счет средств бюджетной системы, (по данным ФСГС) [2].

Это обстоятельство находит свое объяснение существующей практикой софинансирования расходов, направляемых на финансирование капитальных вложений в объекты производственного назначения – основные производственные фонды. Поскольку нормативы софинансирования для соответствующих субъектов Российской Федерации определяются на основе показателей их бюджетной обеспеченности, можно констатировать относительное постоянство базиса для вычисления сумм собственного участия местных бюджетов и бюджетов субъектов федерации в финансировании капитальных вложений.

Следует отметить, что существующие скептические оценки роли местных бюджетов в финансировании капитальных вложений вполне обоснованы существующим распределением предметов ведения, в соответствии с которым за муниципалитетами закрепляются расходные обязательства инвестиционного характера, вытекающие преимущественно из программ и подпрограмм либо из деятельности органов местного самоуправления в рамках концепции публичного предпринимательства, когда объекты собственности создаются в интересах местного сообщества с целью формирования неналоговых доходов от их целевого использования.

Рассмотрение инвестиционного процесса с позиции состава субъектов его осуществления позволило установить, что максимальный вклад в приращение основного капитала производственного назначения обеспечивают хозяйствующие субъекты частной формы собственности, на долю которых по состоянию на конец 2012 года приходилось 57,3 % инвестиций в основной капитал, что почти в 4 раза превышает величину аналогичного показателя для предприятий государственной собственности (см. табл. 1).

Таблица 1– Инвестиции в основной капитал по видам экономической деятельности в разрезе форм собственности в 2012 г. [2]

Объем инвестиций по видам деятельности

Российская

иностранная

совместная российская и иностранная

государст-венная

муници-пальная

частная

смешанная

сельское хоз-во, охота и лесное хоз-во

7,4

0,6

80,2

1,8

3,2

6,7

рыболовство, рыбоводство

20,8

0,1

77,7

1,0

0,01

0,4

добыча полезных ископаемых

0,2

-

67,5

12,0

10,6

9,5

обрабатывающие производства

5,3

0,1

48,7

12,9

15,6

16,1

производство и распределение
электроэнергии, газа и воды

8,8

4,9

30,0

33,8

0,4

8,8

строительство

26,7

4,4

46,4

4,2

11,0

7,2

оптовая и розничная торговля; ремонт автотрансп. средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования

1,0

0,7

48,8

5,0

38,0

5,6

гостиницы и рестораны

38,2

2,2

32,2

5,5

15,0

5,8

транспорт и связь

37,9

2,3

29,8

21,9

3,4

4,8

финансовая деятельность

1,3

0,04

23,1

53,6

14,4

7,2

операции с недвижи­мым имуществом, аренда и предо­ставление услуг

22,7

5,6

49,5

3,7

13,2

4,2

гос. управление и обесп. военной безопасности; соц. страхование

81,8

16,8

1,2

-

-

0,01

образование

54,0

38,9

6,5

0,4

0,01

0,08

здравоохранение и предоставление соц. услуг

76,8

15,5

2,6

1,2

2,4

1,2

предоставление прочих коммун., соц. и персональных услуг

44,6

16,5

25,4

1,3

1,9

0,7

Всего

15,2

2,8

57,3

11,5

6,1

5,3

В разрезе видов экономической деятельности частные инвестиции в создание объектов собственности производственного назначения наиболее широко представлены в сельском хозяйстве (80,2 %), рыболовстве и рыбоводстве (77,7 %), добыче полезных ископаемых (67,5 %) и ряде других видов деятельности. Напротив, инвестиции предприятий государственной и муниципальной формы собственности наиболее значительны в гостиничном и ресторанном сегменте (40,4 % против 32,2 % в частном секторе), транспорте и телекоммуникациях (40,2 % против 29,8 % капиталовложений частного сектора). В образовании и здравоохранении закономерно наблюдается значительное преобладание инвестиций со стороны предприятий, находящихся в государственной и муниципальной собственности.

Отрицательный опыт при управлении объектами собственности, как правило, обуславливается расхождением целевых ориентиров собственников и фактически установленных задач, а также отказом от использования явно выраженных и измеримых нормативов и критериев эффективности. Развивая тезис, приведенный в работе А.Г. Поляковой, для оценки эффективности процессов целесообразно использовать «систему индикаторов», классифицирующую показатели «по типам, формирующим «информационную пирамиду» [3, c. 84]. Также необходимо иметь в виду, что традиционный статистический подход имеет ограничения, которые, как отмечают Л. Руднева и М. Краснова, заключаются в том, что не все аспекты могут быть представлены в показателях официальной статистики и возможно умышленное искажение данных хозяйствующими субъектами [4, с. 70]. Использующаяся система индикаторов должна оценивать не только эффективность инвестиционного процесса, но и инвестиционную привлекательность и риски, так как в условиях рыночной экономики важнейшей задачей является формирование соответствующих институциональных предпосылок для реализации инвестиционной деятельности. Первостепенным становится формирование рыночных институтов, содействующих реализации инвестиционного процесса.

С точки зрения хозяйствующих субъектов, на сегодняшний день наиболее важными факторами, ограничивающими инвестиционную деятельность, являются следующие: недостаток собственных финансовых средств, инвестиционные риски, высокие процентные ставки и неопределенность экономической ситуации в стране.

Таблица 2 – Факторы, ограничивающих инвестиционную деятельность (по материалам выборочных обследований инвестиционной активности организаций), % от общего числа организаций [2]

Факторы, ограничивающие инвестиционную деятельность

2012 г.

Справочно

2005г.

2011г.

Недостаточный спрос на продукцию

19

21

19

Недостаток собственных финансовых средств

64

65

60

Высокий процент коммерческого кредита

25

31

25

Сложный механизм получения кредитов для реализации
инвестиционных проектов

13

17

14

Инвестиционные риски

27

25

27

Неудовлетворительное состояние технической базы

7

9

6

Низкая прибыльность инвестиций в осн. капитал

10

14

11

Неопределенность экономической ситуации в стране

26

18

31

Несовершенная нормативно-правовая база, регулирующая инвест. процессы

11

17

10

В большей степени указанные факторы влияют на формирование объектов частной формы собственности, которые привносят максимальный вклад в ВРП российских субъектов федерации. При этом ранее выполнявшееся исследование 2005 года, направленное на моделирование влияния показателей управления собственностью на региональное развитие на базе построения регрессионной модели, показало, что наибольшее воздействие на ВРП, согласно построенной регрессионной модели, оказывают инвестиции в основной капитал со стороны предприятий, находящихся в частной собственности, наименьшее – в государственной и муниципальной собственности. Это обуславливает необходимость повышения эффективности управления объектами государственной и муниципальной форм собственности. Поскольку в современных условиях глобальной макроэкономической нестабильности публично-правовые образования демонстрируют всё увеличивающуюся степень интеграции в воспроизводственные процессы, их роль в финансировании инвестиционной деятельности постепенно возрастает, поскольку централизованные финансы в дальнейшем, очевидно, будут наращивать свой вклад в инвестиционный процесс. Последнее обстоятельство продиктовано, в том числе, и обоснованным стремлением государства компенсировать выпадающую ликвидность в связи с наблюдаемым сжатием финансового рынка и переоценкой институциональными инвесторами рисков капитальных вложений в объекты собственности производственного назначения.

Закономерным следствием увеличения инвестиционной активности государства и местного самоуправления станет наращивание имущественного базиса публичной власти, который станет основой для реструктуризации доходной части бюджетов всех уровней и обеспечения действенного участия в реализации инфраструктурных проектов, характеризующихся стратегическим значением для соответствующей территории. С этой точки зрения публичные инвестиции в основной капитал неизбежно столкнутся с дефицитом квалифицированных управленческих кадров, что потребует интеграции с частным сектором на партнерских началах.


Библиографический список
  1. Полякова А.Г., Колмаков В.В. Управление собственностью как экономической основой пространственного развития: сущность, концептуальные основы, механизм. Тюмень. Изд-во ТюмГНГУ, 2006. 196 с.
  2. Инвестиционная деятельность в России: условия, факторы, тенденции – 2013 Федеральная служба государственной статистики // Официальный сайт Росстата. URL: http://www.gks.ru/bgd/regl/b13_112/Main.htm (дата обращения 23.04.2014)
  3. Полякова А.Г. Кластеризация экономического пространства России по уровню устойчивости регионального развития // Вестник УрФУ. Серия экономика и управление. 2009. № 1. С. 80-92
  4. Краснова М.И., Руднева Л.Н. Анализ методов оценки конкуренции на товарных рынках // Академический журнал Западной Сибири. 2011. № 4-5. С. 70.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Колмаков Владимир Владимирович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация