ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ КЛАСТЕРНЫХ СТРУКТУР В ТОРГОВЛЕ

Шарф Анастасия Аркадьевна
Омский институт (филиал) Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова
ассистент кафедры Финансов и экономики

Аннотация
Данная статья посвящена особенностям формирования кластерных структур в торговле. Определены основные этапы создания кластеров в сфере торговли, рассмотрены принципы функционирования кластеров, предложен ряд мероприятий по созданию кластеров и выявлены преимущества формирования кластерных структур в торговле.

Ключевые слова: инвестиции, кластер, конкуренция (cluster, стратегия, торговля


FEATURES OF FORMATION OF CLUSTER STRUCTURES IN TRADE

Sharf Anastasiya Arkadyevna
Omsk institute (branch) of the Russian economic university of G. V. Plekhanov
assistant to chair of Finance and economy

Abstract
This article is devoted to features of formation of cluster structures in trade. The main stages of creation of clusters in the trade sphere are defined, the principles of functioning of clusters are considered, a number of actions for creation of clusters is offered and advantages of formation of cluster structures in trade are revealed.

Keywords: competition, investments, strategy, trade


Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Шарф А.А. Особенности формирования кластерных структур в торговле // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 4. Ч. 1 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2014/04/33802 (дата обращения: 29.03.2024).

Высокое качество взаимодействия хозяйствующих субъектов в рыночных условиях может достигаться за счет достаточного количества посредников, обеспеченности территории информационной и коммуникационной инфраструктурой, а также наличия специализированных сервисных служб.

При неразвитости конкуренции между торговыми предприятиями качественное взаимодействие может быть обеспечено путем реализации определенных моделей формирования кластера. Последовательность действий при разработке кластерной структуры представим в следующем порядке:

1.     Оценка ресурсов торгового предприятия.

2.     Определение возможностей вхождения предприятия в кластер.

3.     Принятие управленческих решений по созданию кластера.

4.     Разработка стратегии развития кластера на перспективу.

При проведении оценки ресурсов торгового предприятия, на наш взгляд, в расчет необходимо принимать факторы, так или иначе влияющие на инвестиционную привлекательность предприятия, а именно: финансовые, коммерческие, кадровые, технические, инновационные. В таблице 1 представим краткую характеристику каждого из них.

 Таблица 1 – Факторы, формирующие инвестиционную привлекательность торгового предприятия

Группа факторов

Краткая характеристика

Финансовые

Обеспечивают необходимый объем капитала в целях формирования непрерывности деятельности предприятия.

Коммерческие

Обеспечивают стабильный уровень товарооборота и занимаемой доли рынка, конкурентоспособность товаров, регулируют уровень платежеспособного спроса на них – и все это за счет проведения качественной ассортиментной политики.

Технические

Обеспечивают торговые предприятия современной техникой и технологиями, способствуют внедрению рациональных методов организации деятельности.

Кадровые

Обеспечивают формирование кадрового состава торговых предприятий, его рост и развитие в целях снижения текучести кадров.

Инновационные

Обеспечивают оснащение предприятия высокопроизводительной техникой, способствуют разработке и освоению новых видов товаров и услуг.

Вышеуказанные факторы позволят, с одной стороны, выделить конкурентные преимущества каждого потенциального участника кластера, а, с другой стороны, – определить предприятие, которое сможет занять первостепенное место среди остальных, сформировав, таким образом, ядро кластера.

Благодаря объединению предприятий в кластер усиливается не только их конкурентная позиция на рынке, но и повышается отдача от их совместного функционирования: возрастает качество продукции и сервиса, рационализируются закупочно-сбытовые процессы, перераспределяются риски. Кроме того, создание кластеров способствует экономическому развитию территории, а также росту эффективности деятельности каждого входящего в состав кластера предприятия и совместному отстаиванию их интересов перед органами власти.

К основным принципам функционирования кластера в торговле можно отнести:

1) Создание информационной прозрачности деятельности.

2) Совершенствование процессов внедрения новых технологий и оборудования.

3) Создание единых условий деятельности для всех участников кластера.

4) Повышение квалификации персонала.

5) Социальная защита персонала.

 Следует отметить, что формирование кластерных структур в сфере торговли требует проведения ряда необходимых мероприятий:

1.  Улучшение правового обеспечения деятельности предприятий торговли на потребительском рынке региона (совершенствование нормативно-правовой базы, разработка программ развития, проведение исследований динамики развития сферы торговли).

2. Формирование конкурентной среды на потребительском рынке (проработка вопросов по системе кредитования торговых предприятий, мониторинг деятельности торговых предприятий).

3. Повышение доступности товаров для всех групп населения региона (проведение распродаж, ярмарок, выставок).

4. Разработка мер по формированию инвестиционной привлекательности торговых предприятий.

5. Разработка мер по противодействию торговле некачественными товарами.

Положительный эффект в экономике региона от образования кластерных структур в торговле будет основываться на:

- эффективном использовании потенциала предприятий, входящих в кластер, благодаря возникающей между ними кооперации;

- росте налоговых отчислений в бюджетную систему;

- сокращении расходов на усовершенствование оборудования и реализацию продукции;

- активном деловом поле предприятий, благодаря налаживанию надежных партнерских взаимоотношений;

- росте эффективности функционирования каждого отдельно взятого торгового предприятия.

Таким образом, несмотря на то, что формирование кластерных структур требует значительных ресурсов, отдача от объединения предприятий может быть весьма существенной, поскольку совместная деятельность входящих в кластер предприятий позволит вырабатывать единую стратегию действий и, следовательно, достигать поставленных целей в более сжатые сроки.


Библиографический список
  1. Екимова К.В., Федина Е.В. Теоретические аспекты использования кластеров в формировании конкурентоспособной экономики // Вестник уральского института экономики, управления и права, 2009. № 2. С. 48-58.
  2. Изместьев А.А. Формирование кластеров в свете закономерностей регионального развития // Известия Иркутской государственной экономической академии (Байкальский государственный университет экономики и права), 2009. № 4 (60). С. 61-66.
  3. Юданов А.Ю. Опыт конкуренции в России: причины успехов и неудач. М: Кнорус, 2008. С.19-38.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Шарф Анастасия Аркадьевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация