Как отмечают современные политики и исследователи, роль Арктики в процессе развития России будет непрерывно возрастать.
Развитие арктических и приарктических регионов России напрямую зависит от внешних и внутренних социально-политических условий их существования (см. таб. 1).
Таблица 1 – Ключевые социально-политические факторы стабильного развития Севера России (Авторский вариант)
В настоящее время популярной является идея развития циркумполярных территорий страны. Однако, в связи с большим количеством политических интересов различных стран в регионе и низкой степенью их контроля, высокой степенью централизации системы принятия политических решений по вопросам регионального управления и большим культурным разнообразием России, данная модель развития может оказаться малоэффективной. Поэтому следует указать на необходимость усиления межрегионального взаимодействия при планировании путей и процессов арктического развития России [3].
Общая модель политического развития Севера России может быть представлена следующим образом (см. рис. 1):
Рисунок 1 – Модель формирования политики развития регионов Севера России (Авторский вариант)
Данная модель учитывает интересы и противоречия ключевых внешних и внутренних акторов на Севере России. Среди основных рисков современного пространственно-территориального развития Севера России следует выделить (см. таб. 2):
Таблица 2 – Политические, социально – экономические и культурные риски развития Севера России (Авторский вариант)
Таким образом, мероприятия по освоению Севера России должны учитывать внешние и внутренние риски и быть основаны на системе регионального взаимодействия и межрегиональной коммуникации.
Процесс межрегиональной коммуникации может стать ключевой проблемой современного развития северных территорий России. Так, уже в настоящее время широко распространены геополитические концепции изоляции России. Например, концепции Хэлфорда Мэхэна Маккиндера (предложив теорию Хартленда, считал, что юго-западный регион Российской империи является историческим перекрёстком силовых линий между Восточной Азией и Западной Европой, завладение регионом может позволить доминировать на территории «полумесяца»: от побережья Китая и Южной Азии на Западе через Балканы и вверх до Ла-Манша.) [5; С. 162–169, 6], Николаса Спайкмена (предложившего взять в кольцо и сдерживать Россию различными средствами) [7, 8], Збигнева Бжезинского (предложившего взять в кольцо и ограничить действия России на Западе Европой, на Юго-западе бывшими советскими республиками, на Юге и Востоке Индией, Китаем, Японией) [9, 10, 11] и др.
Таким образом, внешние факторы политического развития России в целом неблагоприятны и определяют сложность выработки взаимовыгодных действий граничащих в Арктике стран и стран, не имеющих непосредственных границ в регионе, но заявляющих претензии на участие в проведении арктической политики (см. рис. 2).
Рисунок 2 – Политическая карта Арктики [12]
Общая модель управления процессами развития Севера России может быть представлена следующим образом (см. рис 3):
Рисунок 3 – Модель управления процессами развития Севера России (Авторский вариант)
Анализ внешних и внутренних факторов развития Севера России указывает как на необходимость развития эффективных демократических механизмов регионального управления [13], так и на необходимость усиления позиций России в среде её окружения (в частности, в усилении влияния на процессы, происходящие в странах бывшего СССР и формирование интегративных направлений политики данных стран с Россией для создания и поддержания устойчивого пространственного окружения с целью увеличения возможностей динамичного социально-политического развития территорий).
Для полного учёта факторов внешней и внутренней среды развития Севера страны может быть предложена интегративная модель стратегического управления (см. рис. 4):
Рисунок 4 – Интегративная модель учёта внешних и внутренних факторов развития Севера России (Авторский вариант)
Данная модель предполагает учёт как горизонтальных, так и вертикальных механизмов процесса принятия и реализации управленческих решений по вопросам стратегического развития Севера России.
К вертикальным механизмам отнесены три основных функциональных блока: аналитическая система (учитывающая механизмы артикуляции и агрегации интересов общества), система принятия управленческих решений, система реализации управленческих решений.
К горизонтальным управленческим механизмам отнесены система международного взаимодействия и система регионального управления.
Ориентируясь на приведённую модель, следует отметить, что для повышения качества процесса управления стратегическим развитием Севера России необходимо постоянно повышать эффективность деятельности как системы международного взаимодействия, так и системы регионального управления арктическими и приарктическими территориями. В последнем случае речь идёт, прежде всего, о системе региональных политических центров, сложившихся в современной России. Так, эффективность реализации общей стратегии арктического развития России [14] во многом определяется реализацией стратегий конкретных регионов Севера. В связи с этим оценка деятельности органов регионального управления на Севере России должна быть привязана как к общероссийским показателям оценки их деятельности, так и специфическим региональным показателям, позволяющим оценивать степень достижения результатов реализации арктической стратегии страны и качества учёта внутрирегиональных факторов. Данная система должна фактически привязать северные регионы к реализации стратегии развития Севера России.
Таким образом, циркумполярная модель развития Севера России требует существенных доработок с учётом влияния общемировых и общероссийских политических, экономических, социальных и культурных процессов. Только в рамках учёта общероссийской динамики развития становится возможным полноценное планирование перспектив развития Арктики.
Библиографический список
- Тяптирянов М. Социально-экологические проблемы северного региона России // Социология власти. 2003, №3 (17).
- Басангова К.М. Проблемы развития циркумполярных территорий России // Общество. Среда. Развитие (TERRA HUMANA). 2009 г., №4.
- Кондраль Д.П., Морозов Н.А. Управление процессами модернизации политической системы современной России (региональный аспект): монография. Сыктывкар: ГАОУ ВПО КРАГСиУ, 2012, 165 с.
- Кондраль Д.П., Морозов Н.А. Система стратегического планирования процессов пространственно-территориального развития Арктики: сравнительный анализ (на примере России и США) // Общество: политика, экономика, право. 2013 г., №4 (декабрь).
- Mackinder, H.J. Democratic Ideals and Reality. New York: Holt. 1919.
- Маккиндер Х. Географическая ось истории // Полис, 1995, № 4.
- Nicholas John Spykman. The Geography of the Peace, New York, Harcourt, Brace and Company. 1944.
- Nicholas John Spykman. America’s Strategy in World Politics: The United States and the Balance of Power, New York, Harcourt, Brace and Company. 1942.
- Бжезинский З. План игры: геостратегическая структура ведения борьбы между США и СССР / Пер. с англ., М.: Прогресс, 1986.
- Бжезинский З. Большой провал: Рождение и смерть коммунизма в двадцатом веке / Transl. by Larissa Gershtein, New York: Liberty, 1989.
- Бжезинский З. Великая шахматная доска: господство Америки и его геостратегические императивы, New York : Basic books, October 1997 / Пер. с англ. О. Ю. Уральской. М.: Международные отношения, 1998.
- Wikimedia commons. URL: http://commons.wikimedia.org/wiki/File:Arctic_big_rus.svg?uselang=ru (дата обращения: 09.03.2014).
- Кондраль Д.П., Морозов Н.А. Управление процессами модернизации политической системы современной России (региональный аспект): монография / Д.П. Кондраль, Н.А. Морозов. Сыктывкар: ГАОУ ВПО КРАГСиУ, 2012, 165 с.
- Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года. Утверждена Президентом РФ В.В. Путиным 20.02.2013 года, Пр-232 // Консультант Плюс. URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=142561 (Дата обращения: 11.03.2014).
Количество просмотров публикации: Please wait