РОЛЬ МЕТОДОВ АКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ-ДИЗАЙНЕРОВ

Даськова Юлия Викторовна
Пензенский государственный университет архитектуры и строительства
преподаватель кафедры "Дизайн и ХПИ"

Аннотация
В статье рассматриваются методы активного обучения как средство формирования творческой самостоятельности студентов-дизайнеров. В ходе теоретического исследования и с основой на характерные профессиональные особенности выделяются наиболее эффективные методы организации учебно-творческого процесса в рамках дисциплины "Основы производственного мастерства". Эффективность данных методов успешно опробирована в ходе специально организованного педагогического эксперимента.

Ключевые слова: методы активного обучения, студенты-дизайнеры, формирование творческой самостоятельности


ROLE OF METHODS OF ACTIVE TRAINING IN THE COURSE OF FORMATION OF CREATIVE INDEPENDENCE OF STUDENTS DESIGNERS

Daskova Yulia Viktorovna
Penza state аrchitecture and building university
Teacher of chair Design

Abstract
In article methods of active training as means of formation of creative independence of students designers are considered. During theoretical research and with a basis the most effective methods of the organization of educational and creative process are allocated for characteristic professional features within discipline of "A basis of production skill". Efficiency of these methods is successfully tested during specially organized pedagogical experiment.

Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Даськова Ю.В. Роль методов активного обучения в процессе формирования творческой самостоятельности студентов-дизайнеров // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 3 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2014/03/32125 (дата обращения: 18.04.2024).

Задача, поставленная современным временем перед высшим образованием, определила поиск новых подходов, способствующих естественному переходу от учебной к творческой самостоятельной деятельности студентов.  Стимулирование стремления обучающихся к самостоятельному выбору целей, задач, и средств решения творческой задачи – необходимое условие формирования и развития творческой самостоятельности. Человек, не привыкший действовать самостоятельно, брать на себя ответственность за принятые решения, теряет способность к творческой деятельности [1].  Отвечая на поставленные задачи, педагогическая практика делает отбор наиболее продуктивных подходов  обучения и на первое место выдвигают дидактический принцип активности и самостоятельности обучающихся.

По мнению М.М.Новик, использование в образовательном процессе методов активного обучения позволяет более эффективно воздействовать на качество усвоения материала, поскольку:

1. достигается максимальное приближение учебного материала к конкретной практической или профессиональной деятельности;

2. усиливается мотивация обучения.

Активное обучение предполагает использование такой системы методов, которая направлена на самостоятельное овладение студентами знаний и умений в процессе активной познавательной и практической деятельности. Методы  активного обучения несут в себе прогрессивное начало, придают учебному процессу личностно-ориентированную направленность, способствуют вовлечению каждого обучающегося в мыслительную и поведенческую активность. Аспектам исследования прогрессивных технологий обучения посвящены  работы  М.М.Новик,  А.М. Смолкина, В.Н. Кругликова, Н.В.Борисова,  В.Б. Кузова  (разработка классификации активных методов обучения), Новиков А.М., Г.П. Щедровицкого (использование деловых игр в конкретных профессиональных областях), Буш Г.О., Саркисов С.К. (методы поиска технических решений для использования активизации процесса творческого мышления студентов-архитекторов). Активизация деятельности студентов, по средствам включения творчески-поисковых заданий в учебный процесс  студентов-дизайнеров, описаны в трудах  Новоселова С.А. Им научно обоснованны  и опытно доказана роль  творческо-поисковых заданий  в формировании профессионально значимых способностей: развитие творческого потенциала, индивидуальности, творческого почерка, способность генерировать новые идеи, способность к переносу знаний, умений в новые ситуации.

Активизация творческого мышления средствами поиска технических решений  изучался Г.О.Буш, С.К. Саркисовым и др. Активизация деятельности студентов посредством включения творчески-поисковых заданий в учебный процесс  студентов-дизайнеров отражена  в работах С.А. Новоселова, И.А.   Розенсон и др. Многие исследователи указывают на важность разработки систем творческих задач, близких к реальным производственным ситуациям Ю.А. Арутюновым, Г.П. Щедровицким и др. М.М. Зиновкина выделяет следующие условия необходимые для формирования инженера-творца: включение студентов в творческую поисковую деятельность в учебном процессе по решению системы проблем различного уровня творчества; развитие системного многоэкранного инженерного мышления; обучение методологии инженерного творчества посредством включения в образовательный процесс тематических курсов [2]. Создание перечисленных условий в процессе обучения направлены на то, чтобы помочь студенту изучить творческий процесс «изнутри», вооружить механизмами, методами и инструментами сознательного управления творческим процессом.

Особое значение “для получения креативного «прироста» необходимо общение с людьми, которые обладают развитыми способностями для получение креативного «прироста» отводится личности преподавателя, т.к. в процессе обучения происходит передача опыта деятельности, передается отношение к ней. Эффективность такого взаимодействия характеризует индивидуальное приращение в развитии [3]. Ключевое значение при этом имеет творческий стиль деятельности преподавателя, личный пример в решении нестандартных дизайнерских проблем. А. Дистервег утверждал: «Плохой учитель преподносит истину, а хороший учит ее находить». Поэтому необходимо организовать такую учебно-творческую деятельность, в которой студенты становятся активными участниками процесса познания   [4].

Для активизации творческой деятельности И.А. Розинсон и др. предлагает внедрение в учебный процесс методики образного подхода, содержащую эвристический потенциал. Даная методика и по нашему мнению, является неотъемлемой частью учебно-творческой работы студентов-дизайнеров и способствуя  продуцированию новых идей, выступает как  источник их вдохновения. По мнению В.И. Андреева, эвристические методы – это система эвристических правил деятельности педагога (методы преподавания) и деятельности ученика (методы учения), разработанные с учетом закономерностей и принципов педагогического управления и самоуправления в целях развития интуитивных процедур деятельности учащихся  в решении творческих задач [5]. Ю.К Кулюткин выделяет две основные характеристики эвристических методов: функция «наведения» на правильное решение и функция «сокращения» вариантов при переборе возможных путей решения задач [6].

По мнению Л.В. Ермолаевой-Томиной, каждый посвятивший себя дизайн-деятельности должен уметь:  воспринимать мир глазами художника, мыслителя, исследователя и творца необ­ходимого нового;   в каждом конкретном объекте видеть и передавать одновременно еди­ничное и всеобщее; уметь невидимое  делать видимым; неожиданно и точно пе­редавать собственные мысли и отношения языком дизайн деятельности; включать творчество и избегать шаблоны в профессиональной деятельности. Л.В. Ермалаева-Томина  выделяет следующие факторы, способствующие актуализации творческого потенциала в учебном процессе: включении самостоятельного поиска, в развивать мыслительные операции, являющиеся инструментом познания; способствовать оттачиванию профессиональных навыков как главного инструмента творчества до автоматизма и совершенствования. Формирование творческого мышления включает одновременно развитие таких качеств мыслительного процесса, как гибкость, широта ассоциативного ряда, беглость, скорость рождение нестандартных, оригинальных идей [7].

Следует также отметить, активные методы обучения строятся на мотивационной основе. М. И. Меерович, Л. И. Шрагина отмечают следующее -  без реально существующей цели, принятой личностью на уровне ведущего мотива, приемы развития творческого мышления, превращаются в познавательные стереотипы, которые остаются невостребованными. Анализ состояния проблемы формирования и развития творческой самостоятельности студентов-дизайнеров показал, определяя методы организации обучения необходимо учитывать:

-  цели обучения и закономерности усвоения обучающимися содержания обучения. Совокупность методов должна приводить к достижению целей обучения [8, 9];

- психологическое обоснование подходов к отбору метода обеспечивает позиция теории поэтапного формирования умственных действий (Гальперина, 1976). В ней  предпринята попытка определить систему следующих ориентиров, усвоение которых  должны обеспечивать методы: совокупность научных знаний; способы деятельности; опыт творческой деятельности;

- обучение – взаимодействие обучающего и обучаемого, ни один из методов не осуществим вне осознанной, целенаправленной деятельности как преподавателя, так и обучающегося.     Методы обучения определяют деятельность преподавателя, его возможности владения методами обучения. Метод обучения является системой последовательных действий учителя, организующего познавательную и практическую деятельность ученика, устойчиво ведущую к усвоению им содержания образовании, т.е. к достижению целей обучения [9];

- методы обучения должны учитывать характер организуемой познавательной деятельности, уровень достигаемой самостоятельности обучающихся.

Таким образом,   творческая самостоятельность студентов-дизайнеров – сложная структура осознанных действий на основе устойчивых мотивов освоения способов и методов самостоятельной деятельности. Раскрытие творческого потенциала, формирование навыков самостоятельной деятельности связано в первую очередь с решением задач эффективности организации учебного процесса [10]. Со ссылкой на все перечисленное мы  предлагаем адаптированную классификацию методов обучения Ю. К. Бабанского  для организации учебно-творческой деятельности  студенттов-дизайнеров, использование которых позволяет формировать у них творческую самостоятельность .

  1. 1.          Методы организации и стимулирования  учебно-творческой деятельности

дискуссионные

эвристические

проектные

- конференции

- семинары

- беседы

- круглый стол

 

- проблемные ситуации

- мозговой штурм

- творческие упражнения

- выставки достижений

- экспертные комиссии

- деловые игры

- самопрезентации

- олимпиады

  1. 2.          Методы контроля и оценки учебно- творческой деятельности

по способу протекания деятельности:

- клаузура

- эскизирование

- консультации

 

по результату:

- просмотр

первичный

промежуточный

итоговый

Эффективность данных методов успешно опробирована на базе Пензенского государственного университета архитектуры и строительства в процессе подготовки студентов по специальности “Искусство интерьера”в рамках учебной дисциплины “Основы производственного мастерства” (здесь и далее – “ОПМ”). В ходе эксперимента выявлен и охарактеризован следующий комплекс педагогических условий:

- профессионально-практическая направленность учебной дисциплины «ОПМ»;

- использование деятельностного  и личностно-ориентированного подходов к организации учебного процесса по дисциплине «ОПМ» (последовательное усложнение  изучаемого материала, определенный порядок построения занятий, использование технологий активизации творческого мышления, собственной активности и самостоятельного поиска студентов, создание среды диалогического взаимодействия субъектов учебно-творческого процесса);

-  внедрение   групповых, индивидуальных, коллективных способов организации учебного процесса, методов  активизации и стимулирования самостоятельной творческой деятельности, а также методов контроля и оценки творческой деятельности, адекватных компонентам творческой самостоятельности.

Данные эксперимента  свидетельствуют о результативности формирования и развития творческой самостоятельности студентов-дизайнеров средствами учебной дисциплины «ОПМ». У  студентов-дизайнеров сформированы следующие  адекватно показатели творческой самостоятельности: владение знаниями методов творческой деятельности, что  проявляется в умении применять различные  методы активизации творческого мышления и воображения, в гибком и конструктивном их применении  в процессе учебно-творческой работы; владение формами и методами самостоятельной деятельности  – проявляется в умении организовать, планировать, корректировать и критически  оценивать учебно-творческую деятельность; наличие соответствующих мотивов  учебно-творческой деятельности [10, 11].


Библиографический список
  1. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений – М.: Издательский центр «Академия», 2001.- 304 с
  2. Зиновкина, М.м. Креативное инженерное образование. Теория и инновационные креативные педагогические технологии: Монография / М.М. Зиновкина. – М.: МГИУ, 2003. – 372 с
  3. Казанская, В.Г. Взаимоотношения преподавателя с учащимися ПТУ в процессе обучения: Метод. пособие / В.Г. Казанская. – М.: Высшая школа, 1990.- 128 с
  4. Басова Н.В. Педагогика и практическая психология. – Ростов н/Д: «Феникс», 2000. – 416 с.
  5. Андреев, В.И. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития/ В.И. Андреев. – Казань, 2000. – 287с., с.217
  6. Кулюткин, Ю.К. Эвристические методы в структуре решений/ Ю.К. Кулюткин. – Н.: Наука, 1970 – 282с
  7. Леднев В. С. Содержание образования: сущность, структура, перспективы/ В.С. Леднев. – М.: Высшая школа, 1991. – 223 с.
  8. Лернер И.Я. Поисковые задачи в обучении как средство развития творческих способностей // Научное творчество / Сб. статей под ред. С.Р.Микулинского, М.Г.Ярошевского. М.: Наука, 1969. – С. 413-418.
  9. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. – М.: Педагогика. – 1981 – 186 с.
  10. Даськова Ю.В. К проблеме активизации творческой самостоятельности студентов-дизайнеров [Текст] / Вестник федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский государственный агроинженерный университет им. В.П. Горячкина». «Теория и методика профессионального образования». – 2011. – №3(48). – с. 147 – 151
  11. Даськова Ю. В. Формирование и развитие творческой самостоятельности студентов-дизайнеров (на примере учебной дисциплины «Основы производственного мастерства») [Текст] / Ю. В. Даськова // Педагогика: традиции и инновации (II): материалы Международной  научной конференции, (г. Челябинск, октябрь 2012 г.).  — Челябинск: Два комсомольца, 2012


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Даськова Юлия Викторовна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация