ПРОФИЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ КАК ПРЕДПОСЫЛКА РЕАЛИЗАЦИИ ПРАКТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ

Каргина Елена Михайловна
Пензенский государственный университет архитектуры и строительства
кандидат педагогических наук, доцент кафедры "Иностранные языки"

Аннотация
В статье анализируется стремление общества к повышению качества и эффективности подготовки специалиста. Профилизация образовательной среды является способом решения нового уровня социальных задач на основе развития готовности личности к самодостаточной реализации социальных и профессиональных потребностей. В статье рассматривается роль процесса профилизации образовательной среды как предпосылки реализации практической направленности образования.

Ключевые слова: образование, образовательная среда, практическая направленность, предпосылка реализации, профилизация


PROFILISATION OF THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT AS PREREQUISITE OF REALIZATION OF A PRACTICAL ORIENTATION OF EDUCATION

Kargina Elena Mikhaelovna
Penza State University of Architecture and Construction
PhD in Pedagogical Science, Assistant Professor of the Foreign Languages Department

Abstract
In article the aspiration of society to improvement of quality and efficiency of training of the expert is analyzed. The profilisation of the educational environment is way of the solution of new level of social tasks on the basis of development of readiness of the personality to self-sufficient realization of social and professional requirements. In article the role of process of a profilisation of the educational environment as prerequisites of realization of a practical orientation of education is considered.

Keywords: education, educational environment, practical orientation, profilisation, realization prerequisite


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Каргина Е.М. Профилизация образовательной среды как предпосылка реализации практической направленности образования // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 2 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2014/02/31562 (дата обращения: 18.04.2024).

Образование – один из важнейших компонентов культуры, развивающийся в конкретной культурной среде. В его рамках осуществляются подготовка учащихся и студентов к усвоению и воспроизведению социального опыта и знаний. Как в прошлом, так и в настоящее время в связи с усложнением социальных процессов и развитием социальных потребностей различных социальных групп общество ставило и ставит перед образованием новые социальные задачи. В современной ситуации кардинальных изменений социокультурной среды развития и самоактуализации личности, происходящих в обществе и системе образования, необходимо качественно иное, непосредственное участие всех социальных групп общества в обновлении содержания образования.

Признавая социокультурный компонент профилизации в качестве ведущего, А.В. Рубцов, Б.Г. Юдин отмечают, что «интерес общества к сфере образования и воспитания – это не что иное, как его интерес к собственному будущему» [1, С.79]. Авторы подчеркивают, что содержание образования задается двумя векторами. Один из них – это традиция, которая должна передаваться от поколения к поколению. Второй вектор ориентирован на современность и на предвидимое, прогнозируемое будущее, то есть он более непосредственно связан не с собственно гуманитарной, а с социальной составляющей содержания образования.

В условиях усиливающейся интеграции научно-технического,  естественнонаучного и гуманитарного знания как тенденции развития науки усложняются задачи образования, содержание которого должно непрерывно изменяться в соответствии с динамикой социокультурных преобразований образовательной среды. Так, по мнению В.А. Сластенина, И.Ф. Исаева и Е.Н. Шиянова, «классическая модель образования перестала отвечать требованиям, предъявляемым обществом и современным производством. Возникла потребность в философско-педагогических идеях, которые могли бы стать методологией новой педагогической и интеллектуальной реконструкции традиционного образовательного процесса» [2, С.63].

В исследованиях С.Г. Молчанова, Р.Я. Симонян отмечается, что «наиболее типичные инновационные изыскания связаны с созданием новых образовательных систем и новых типов учебных заведений, формированием обновленного содержания образования, разработкой и реализацией современных педагогических технологий, методик» [3, С.4].

Исходя их анализа выводов и результатов, полученных в исследованиях Е.В. Ворониной, Т.И. Шамовой, А.Н. Худина, С.Г. Молчанова, Р.Я. Симонян,  мы полагаем, что современным социокультурным требованиям отвечает концепция профилизации образовательной среды, направленная на реализацию идей личностно-ориентированного образования.

Образовательная и технологическая методология профилизации образовательной среды рассматривается как система специализированной подготовки личности к решению одной из жизненно важных проблем – обоснованного выбора направления профессионального образования, самореализации будущего специалиста в его самостоятельной жизни и профессиональной деятельности [4, С.7].

Учитывая значимую роль формирования и развития ведущих компетенций будущих специалистов, подготовки к непрерывному профессиональному образованию, потребность общества в концепциях и моделях построения образовательной и технологической методологии профильного обучения, является одной из социокультурных предпосылок профилизации образовательной среды.

Проявление общественными структурами стремления к повышению качества и эффективности подготовки работника основано на реализации следующих факторов:

– современное общество требует от системы высшего образования повышения качества подготовки специалиста при сокращении сроков обучения. Под качеством образования в большинстве случаев подразумевается глубокая специализация выпускника высшего учебного заведения;

– сокращению сроков подготовки будущих специалистов и повышению качества образования способствуют ранняя профилизация обучения и продолжение профилизации преподавания ряда гуманитарных дисциплин на этапе вузовского обучения;

– повышение эффективности подготовки будущего специалиста находит отражение в уменьшении срока при улучшении качества профессиональной адаптации, в частности, за счет осознанного выбора профиля обучения и целенаправленному формированию профессиональной мотивации в условиях профилизации образовательной среды.

В контексте реализации федерального уровня определения стратегии профилизации системы образования следует подчеркнуть, что профилизация образовательной среды является предпосылкой осуществления практической направленности образования и углубления готовности современного работника к профессиональной компетентной деятельности.

Практическая направленность образования приводит к увеличению объема и повышению сложности усваиваемой информации. Уровень сложности теоретического материала повышается, используется более сложный научный аппарат, следствием чего являются определенные методические трудности при построении учебных программ. Это выдвигает требование организации информации либо на основе характера общественных потребностей, преобразующей деятельности общества, либо на основе профильной общности явлений материального мира и закономерностей его развития. На практике эти две основы в идеальном случае должны находиться в диалектическом единстве, взаимно дополняя и обусловливая друг друга. Данная закономерность находит отражение в концепции профилизации образовательной среды как предпосылке практической направленности образования и профессиональной готовности современного работника. В данном случае процесс синтеза информации будет происходить с максимальной скоростью, обеспечивая существенное повышение эффективности научно-технического прогресса.

Профилизация образовательной среды также является предпосылкой реализации потребности общества в обеспечении возможности решения нового уровня социальных задач на основе развития готовности личности к самодостаточной реализации социальных и профессиональных потребностей.

Принимая во внимание перемены, происходящие в современной социальной среде, система образования как социальный институт общества нуждается сегодня в модернизации структуры и содержания деятельности, что способствует ее дальнейшему развитию как одного из приоритетных социальных институтов.

Согласно докладу ЮНЕСКО, «реформы образования происходят сейчас в большинстве развитых стран мира. При этом особое место в них отводится проблеме профильной дифференциации обучения» [5].

В настоящее время наблюдается неудовлетворенность различных социальных групп общества существующей структурой и качеством деятельности системы образования. По данным НИЦ Института молодежи г. Москва современный уровень и характер полного среднего образования  считают  приемлемым не более 10-12% опрошенных родителей и учащихся старших классов. Среди указанных причин: отсутствие права свободного выбора учебных предметов (49,8%); невозможность выбора преподавателей, неудовлетворительная организация учебного процесса, недостаточная квалификация учителей и низкий уровень преподавания (более 20%). Более 70% старшеклассников отдают предпочтение тому, чтобы «знать основы главных дисциплин, а углубленно изучать только те, которые выбираются, чтобы в них специализироваться». Основной мотив обучения в профильной школе 95-96% опрошенных учащихся определяют, как желание подготовиться к сдаче вступительных экзаменов и обучению в вузе, что не может, на наш взгляд, быть ведущей целью современного образования.

Исходя из исследований Т.И. Шамовой, А.Н. Худина, Г.Н. Подчалимовой, И.В. Ильиной, С.Н. Беловой [4, С.16], качество социокультурных предпосылок профилизации образовательной среды во многом зависит от качества мотивации ее субъектного компонента.

Таким образом, профессиональная и личностная самореализация обучающегося являются системообразующими в содержании личностно-ориентированного профильного образования.


Библиографический список
  1. Рубцов, А.В., Юдин Б.Г. Новые ориентиры гуманитарного образования [Текст] / А.В. Рубцов, Б.Г. Юдин // Человек, 1995. – № 2-4.
  2. Сластенин, В.А. и др. Общая педагогика: В 2-х ч. Учебное пособие для вузов [Текст] / В.А. Сластенин., И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; Под ред. Сластенина В.А. – М.: ВЛАДОС, 2002. – Ч. 1. – 288 с.
  3. Молчанов, С.Г. Предпрофильное и профильное образование (терминологический словарь): Учебное пособие [Текст] / С.Г. Молчанов, Р.Я. Симонян. – Самара: Издательство «Учебная литература», 2006. – 48 с.
  4. Шамова, Т.И. Управление профильным обучением на основе личностно ориентированного подхода [Текст] /  Т.И. Шамова, А.Н. Худин и др. / М.: Центр «Педагогический поиск», 2006. – 160 с.
  5. Образование для XXI века [Текст] // Доклад ЮНЕСКО.– ЮНЕСКО, 1997.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Каргина Елена Михайловна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация