Замедление темпов роста экономического развития в РФ сказалось на страховом рынке практически мгновенно. Падение инвестиционной активности, крайне незначительное повышение благосостояния населения, снижение желания взаимодействовать с банковской сферой по поводу получения кредитных ресурсов нашли отражение в падении активности потребителей страховых услуг [1]. Развитие страхового рынка в РФ в 2012 г. и в первом полугодии 2013 г. выявило следующие основные тенденции: бум «кредитного страхования» идет на снижение в силу удорожания кредитных ресурсов, предоставляемых российскими банками заемщикам, снижение темпов роста отмечено практически по всем направлениям страхового рынка. Эта тенденция коснулась страхования автокаско, огневого страхования, ОСАГО, ДМС, добровольного страхования ответственности [2].
Учитывая сложность существующей экономической ситуации в целом в РФ, Правительством РФ была разработана Стратегия развития страховой деятельности в РФ до 2020 года. Прогнозируется, что доля страхования в ВВП будет расти нелинейно – по итогам 2014 года этот показатель вырастет на 42% до 1,7% ВВП, по итогам 2015 года – на 53% до 2,6% ВВП, а по итогам 2020 года – на 35% до 3,5% ВВП [3]. Развитие страхования должно обеспечить повышение экономической стабильности общества и уровня социальной защищенности граждан, привлечь инвестиционные ресурсы в экономику.
Анализ ключевых показателей страховой отрасли выявил, что совокупное количество страховщиков с 2007 по 2011 год сократилось на 20 процентов с 857 до 579 страховых организаций; количество страховых брокеров увеличилось с 87 в 2007 году до 181 в 2011 году; совокупный уставный капитал страховых организаций за 2007 – 2011 годы вырос с 156,4 млрд. до 187,9 млрд. рублей. [4].
Основными задачами развития страховой деятельности в РФ до 2020 года названы:
-создание оптимальных условий, обеспечивающих развитие добровольного и взаимного страхования;
-развитие новых подходов к страхованию, способных удовлетворить массовые потребности в страховых услугах;
-повышение инвестиционной привлекательности страховой отрасли;
-обеспечение сбалансированности интересов между страховщиками, страховыми посредниками и страхователями;
-повышение качества страховых услуг;
-создание механизмов досудебного урегулирования споров в страховой области;
-повышение стабильности, оперативности и эффективности страхового рынка [4].
Достижение поставленных целей возможно при наличии следующих условий:
-повышении уровня экономического и социального развития РФ;
-совершенствовании нормативно-правовое регулирование страховой отрасли и государственного страхового надзора;
-повышении социальной ответственности бизнеса за выполнение взятых обязательств;
-функционировании международного финансового центра в России [4].
Реализация мероприятий, запланированных в рамках Стратегии развития страхового рынка до 2020 г. позволит обеспечить переход страхования в РФ на интенсивный путь, а именно:
-повысить заинтересованность потенциальных клиентов в страховых услугах;
-способствовать развитию конкуренции в страховании;
-способствовать появлению широкого спектра страховых услуг по добровольным видам страхования;
-совершенствовать обязательное страхование,
-выявить преимущества участия страховщиков и обществ взаимного страхования в новых направлениях деятельности [4].
Результатом реализуемых мероприятий является достижение определенных контрольных показателей, демонстрирующих развитие страховой отрасли в РФ. Доля страховых премий в % без учета обязательного медицинского страхования увеличится к 2020 г. до 35% с 1,2% в 2011 г. Объем совокупной страховой премии без учета обязательного медицинского страхования сократится до 61 млрд. руб. в 2020 г. относительно 663,7 млрд. руб. в 2011 г. Доля страхования жизни в объеме совокупной страховой премии увеличится с 5,2% в 2011 г. до 30% в 2020 г. Доля добровольных видов страхования в объеме совокупной страховой премии снизится с 83,3% в 2011 г. до 6% в 2020 г. Объем страховых премий на душу населения снизится с 4642, руб. в 2011 г. до 62 руб. в 2020 г. [4].
Совершенствование регулирования обязательного страхования в период до 2020 г. направлено на переход к государственному регулированию минимальных и максимальных значений страховых тарифов; разработку порядка мониторинга применяемых страховых тарифов; унификацию порядка определения размера ущерба и страхового возмещения по обязательным видам страхования.
Развитие страхового рынка предполагает стимулирование развития добровольных видов страхования, повышение привлекательности страхования путем внедрением новых условий добровольного страхования и новых страховых продуктов.
Мероприятия по развитию добровольного страхования будут направлены на повышение клиентоориентированности страховщиков; увеличение возможностей для получения страховых услуг малообеспеченными категориями граждан; совершенствование нормативно-правовой базы по обеспечению расширения способов реализации страховых услуг; развитие добровольного медицинского страхования со стандартными условиями применения; повышение привлекательности страхования имущества от стихийных бедствий природного характера; развитие системы страхования в сфере природопользования и охраны окружающей среды; совершенствование долгосрочного страхования жизни [4].
Немаловажно развитие инфраструктуры страхового рынка. Мероприятия в рамках Стратегии развития страхового рынка до 2020 г. направлены на развитие института страховых брокеров и страховых агентов, повышение ответственности посредников за качество предоставляемых услуг. Необходимо законодательное регулирование актуарной деятельности, создание института страховых сюрвейеров. Ряд мероприятий направлен на рейтингование страховых организаций в целях оценки их надежности и финансовой устойчивости. Обязательны мероприятия по совершенствованию системы информационного обеспечения страхового рынка. Особое внимание уделяется необходимости внедрения карт рисков по отдельным видам страхования и страховым событиям [4].
Совершенствование форм и методов государственного контроля и надзора за субъектами страхового дела предполагает усиления контроля за соответствием лицензионным требованиям для соискателей в рамках страхования; внедрение методов оперативного мониторинга и оценки финансовой устойчивости страховщиков; совершенствование санкций, применяемых к субъектам страхового дела, разработку новых условий формирования страховых резервов с учетом международной практики; совершенствование регулирование перестрахования.
Защита прав потребителей страховых услуг предполагает усиление информированности граждан о страховщиках, страховых посредниках и условиях предоставляемых ими услуг с необходимостью раскрытия соответствующей информации на официальных сайтах субъектов страхового дела; повышение правовой защиты потребителей страховых услуг; создание объективной оценки размера ущерба; определение условий взаимодействия с обществами защиты прав потребителей [4].
Необходимость усиления роли российского страхового рынка на международном уровне требует реализации мер по определению форм и порядка участия иностранных инвесторов в российских страховых организациях; формирование механизмов надзора и контроля за деятельностью иностранных страховщиков в РФ.
Обязательной является разработка и реализация мер по обеспечению деятельности российских страховых и перестраховочных компаний на международном перестраховочном рынке.
Совершенствование функционирования страхового рынка в РФ соответствует основным целям и задачам Стратегии социально-экономического развития РФ на долгосрочной основе и направлено, несмотря на сложные экономические условия, на поступательное устойчивое развитие и стабилизацию страхового рынка РФ.
Библиографический список
- Основные итоги 1 полугодия 2013 г. на страховом рынке. Официальный сайт Росгосстраха [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.rgs.ru/pr/csr/insurance/index.wbp (дата обращения: 12.10.2013)
- Итоги развития страхового рынка в 2012 г. Официальный сайт Росгосстраха [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.rgs.ru/pr/csr/insurance/index.wbp (дата обращения: 12.10.2013)
- Евпланов А. Развивайтесь добровольно. Официальный сайт Российской газеты [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.rg.ru/2013/08/06/rynok.html (дата обращения: 13.10.2013)
- Стратегия развития страховой деятельности в РФ до 2020 года. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 22 июля 2013 г. № 1293-р Официальный сайт Российской газеты [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.rg.ru/pril/83/84/88/1293_strategiia.pdf (дата обращения: 12.10.2013)
Количество просмотров публикации: Please wait