РАЗВИТИЕ ПИРАТСКОГО РЫНКА ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В РОССИИ

Валиева Зульфия Ханифовна
Казанский национальный исследовательский технологический университет
студент

Аннотация
Статья посвящена развитию пиратского рынка программного обеспечения в России.

Ключевые слова: пиратское программное обеспечение


DEVELOPMENT OF PIRATED SOFTWARE MARKET IN RUSSIA

Valieva Zulfiya Hanifovna
Kazan National Research Technological University
student

Abstract
This article is about development of pirated software market in Russia.

Рубрика: 05.00.00 ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Валиева З.Х. Развитие пиратского рынка программного обеспечения в России // Современные научные исследования и инновации. 2012. № 12 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2012/12/18976 (дата обращения: 19.03.2024).

Развитие информационных технологий является одним из наиболее важных направлений в мире использования информационных ресурсов. Под информационными технологиями подразумевается, прежде всего, технологии создания, обработки, управления информацией. Но также, в частности, IT-технологии связаны с разработкой и использованием вычислительной техники и программного обеспечения.

За последние десятилетия наблюдается быстрое и непрерывное развитие рынка программного обеспечения. Это связано с широким использованием компьютерной техники как юридическими, так и физическими лицами. Почти ежедневно на рынок поступают новые виды программного обеспечения и новые версии существующих программных продуктов.

Вопрос становления и развития легального рынка программного обеспечения очень актуален на данный момент. Мощный рост копирования и распространения нелицензионных программных продуктов стал одним из главных проблем рынка.

Как только число пользователей персональными компьютерами достигло такого уровня, что объемы платежеспособного спроса в сфере программного обеспечения стали представлять интерес для многих, а не только отдельных групп пользователей, нелегальное использование и распространение программного обеспечения стало набирать обороты.

Рынок программной продукции в России берет свое начало ещё с советских времён, когда возлагались большие надежды на развитие этой сферы.

Со временем, по мере увеличения компьютеров в семьях, ростом доходов, экономической стабильностью ситуация изменилась. И уже к началу нового тысячелетия стал наблюдаться бум продаж лицензионного программного обеспечения. Со временем вместе с выпуском новых версий ПО появлялось всё больше пиратских копий.

Исследования уровня пиратства 2011 Global Software Piracy Study, проведенного Ассоциацией производителей программного обеспечения (BSA) по всему миру выявили, что в 2011 году нелегального программного обеспечения было установлено на сумму более 3 миллиардов долларов. Уровень использования пиратского ПО в России составил 63 процента.[1]

Осенью 2012 года компания Microsoft подвела итоги очередной волны программы «Таинственный покупатель». Мониторинг проходил во всех регионах России, охватив около 3000 регулируемых торговых точек компьютерной розницы в 94 городах. В среднем по стране доля пиратских предложений продукта за последний год снизилась с 23,7% до 17,6%. В Приволжском ФО наиболее высокий уровень пиратских предложений ОС Windows был отмечен в Оренбурге (34%), Йошкар-Оле (33%), Чебоксарах (27%) и Кирове (27%). Наиболее низкий показатель зафиксирован в Саратове (3%), Казани (5%) и Ижевске (5%).[2]

Пиратская продукция зависит от многих факторов: высокая цена легального программного обеспечения, низкий и средний уровень доходов населения, слабый контроль над распространением медиа-продуктов в интернете, жёсткие меры полиции по отношению к розничным торговцам, сложный процесс лицензирования и т.д.

Прежде всего, это связано с высокой стоимостью лицензионного программного обеспечения. Причём, сам продукт может иметь малую стоимость, а вот лицензионное соглашение обойдётся покупателю в крупную сумму.

Во многих странах легальное программное обеспечение является предметом роскоши.  Так цена продукции Microsoft относительно местных доходов развивающихся стран в несколько раз выше, чем в пределах Соединённых штатов. Поэтому, пиратство, прежде всего, доминирует на рынках низкой и средней доходности и является, в основном, привилегией крупных компаний.

Продавцу гораздо выгоднее иметь дело с нелегальной продукцией, так как издержки от непроданного лицензионного товара, принадлежат торговцу, а не дистрибутору. Так, торговец подвергается меньшему риску, продавая дешёвую пиратскую продукцию, нежели он будет нести убытки от залежавшегося дорогого товара на складе.

В странах с низкой и средней доходностью существует также проблема слабой организации сбыта лицензионного программного обеспечения. Торговля лицензионными продуктами сгруппирована, в основном, поблизости крупных городов. Маленькие города либо недостаточно, либо совсем не обслужены.

Широкая популярность пиратских копий вызвала необходимость предусмотреть более сильные уголовные наказания и гражданско-правовые взыскания для нарушителя. Отрасли авторского права вкладывают значительный капитал в развитие кампаний против пиратства, куда входят различные отраслевые ассоциации, местные и национальные акты по принуждению, агентства по лицензированию, правительственные органы и многие другие.

Так, можно выделить такие антипиратские организации и ассоциации, как Business Software Alliance (BSA) – альянс разработчиков и издателей коммерческих программных средств, которую часто рассматривают как пропагандистский и юридически-охранный департамент корпорации Microsoft; Antipiratbyran  – шведская антипиратская организация, создана Microsoft, Adobe, Sony, Time Warne; 1C – известный сторонник полицейско-карательных мер, направленных на насаждение и контроль выполнения законов копирайта; АПКП – ассоциация по противодействию компьютерным преступлениям и т.д.

United States Trade Representative – правительственное агентство США, занимающееся разработкой торгового законодательства США издает ежегодный Специальный отчет 301 (список 301). В этот список входят страны, не обеспечивающие эффективную правовую охрану интеллектуальной собственности. Так, Россия с 2000 года прочно вошла в этот список, как одна из стран, подвергающая американские компании миллиардным убыткам от пиратства в секторе ПО, музыки и кино. В 2012 году в список 301 вместе с Россией вошли 12 стран: Алжир, Аргентина, Канада, Чили, Китай, Индия, Индонезия, Израиль, Пакистан, Россия, Таиланд, Венесуэла.[3]

В России, как и в других странах, предпринимались попытки конкурировать с пиратскими копиями. Так, Microsoft предпринимало попытку уменьшить цены для развивающихся стран и финансово слабых регионов за счёт упрощения версий выпускаемого программного обеспечения. Например, Windows XP Starter Edition – сильно функционально ограниченная версия, где возможна одновременная работа только 3 приложений. Система не обладает сетевыми функциями, не поддерживает высокую разрешающую способность, а также не допускает использование более 512 мегабайт оперативной памяти или жёсткого диска объёмом более 120 гигабайт.[4] Но усилия производителей продать упрощённую версию не оправдались. Слабые характеристики, ограниченные возможности, умеренно уменьшенные цены не были в состоянии конкурировать с пиратскими версиями.

19% российских пользователей ПК не пользуются  нелегальным программным обеспечением, боясь быть пойманными, и только 23% осознают незаконность пиратства и поэтому приобретают лицензионные продукты.[1]

К счастью, уровень пиратства в России из года в год постепенно снижается. В целом, легальный медиа-рынок расширился в основном из-за возрастающих доходов среднего класса и росту отечественных индустрии программирования и кино.

«В последние годы мы видим стабильное снижение уровня пиратства в России. Это говорит об успешности принимаемых мер. Очевидно, растет и осведомленность бизнеса, а также рядовых пользователей о тех рисках, которыми они подвергают себя в случае использования, включая хранение на персональных компьютерах, нелицензионного программного обеспечения. Российские власти прикладывают все больше усилий для совершенствования законодательства и развивают правоприменительную практику в партнерстве с некоммерческими организациями и правообладателями. В частности, в 2011 году впервые в России была применена практика «гражданских проверок», которая по эффективности не уступает традиционным методам борьбы с компьютерным пиратством», – отмечает Екатерина Громова, Председатель Российского комитета BSA.[1]

Но борьба с пиратством является крайне трудоёмкой, требующей большого количества времени, задачей. Некоторыми из решений являются прямые продажи программного обеспечения без посредников, упрощение процесса лицензирования, постоянное проведение проверочных мероприятий в отношении розничных точек, информирование всех заинтересованных лиц и организаций о возможности легализации своей деятельности путем заключения лицензионных договоров на право тиражирования и распространения программного обеспечения (при чём для государственных и учебных организаций существует множество отдельных, более дешёвых программ по лицензированию), замена платного программного обеспечения бесплатными альтернативными аналогами (например, замена Microsoft Office на OpenOffice.org), повышение осведомленности пользователей о нарушении прав на интеллектуальную собственность. Особенное внимание следует уделить росту отечественной индустрии программирования.


Библиографический список
  1. Пресс-релиз BSA. http://portal.bsa.org/globalpiracy2011/
  2. Пресс-релиз Microsoft. http://ms4press.ru
  3. 2011 Special 301 Report. Office of the United States Trade Representative. April 2011.
  4. https://ru.wikipedia.org/wiki/Windows_XP


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Шакирова Зульфия Ханифовна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация