ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ БАНКОВ

Колесов Павел Федорович
Санкт-Петербургский университет экономики и финансов

Аннотация
В статье рассматриваются основные факторы, влияющие на конкурентоспособность банков. Автором проведена собственная классификация этих факторов и уточнены определения понятий «факторы конкурентоспособности банка», «внешние факторы конкурентоспособности банка», «внутренние факторы конкурентоспособности банка».

Ключевые слова: банки, государственное регулирование, имидж, инвестиционная деятельность, коммерческие банки, конкурентные преимущества банка, конкурентоспособность банковских услуг, факторы конкурентоспособности банка


MAIN FACTORS WHICH INFLUENCE BANKING ABILITY TO COMPETE

Kolesov Pavel Fedorovich
Saint-Petersburg Governmental university of economics and finances

Abstract
The article discusses main factors, which can influence on banking ability to compete. Author made sorting of these factors and clarified definitions: «factors of banking ability to compete» «inside factors of banking ability to compete » outside factors of banking ability to compete».

Keywords: banks, definitions, factors of banking ability to compete, sorting of


Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Колесов П.Ф. Основные факторы, влияющие на конкурентоспособность банков // Современные научные исследования и инновации. 2012. № 11 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2012/11/18351 (дата обращения: 10.04.2024).

Под факторами конкурентоспособности предпринимательских структур понимают явления или процессы производственно-хозяйственной деятельности предпринимательской структуры и внешней среды, наличие которых необходимо и достаточно для изменения критериев ее конкурентоспособности (качество продукции, затраты на ее производство, имидж фирмы и др.), а следовательно и уровня конкурентоспособности предпринимательской структуры в целом [1].

Несмотря на значительное количество работ на тему повышения конкурентоспособности предпринимательских структур, различные авторы по-разному определяют комплекс факторов, оказывающих на нее влияние.

Заслуживает внимания трактовка факторов обеспечения конкурентоспособности предпринимательских структур представленная в работах Е.Л. Смольяновой и В.Б. Малицкой. Авторы предлагают классификацию факторов обеспечения конкурентоспособности предпринимательских структур в зависимости от степени возможного влияния на них со стороны государства и предпринимателей.

В соответствии с данным подходом, факторы обеспечения конкурентоспособности делятся на три группы:

·                 неконтролируемые государством (мегауровень);

·                 контролируемые государством, неконтролируемые предпринимательской структурой (макроуровень);

·                 контролируемые предпринимательской структурой (микроуровень) [2].

Предложенный авторами подход позволяет не только определить наиболее значимые факторы обеспечения конкурентоспособности, но и сконцентрироваться на тех факторах, на которые предпринимательская структура может оказывать непосредственное влияние.

 Недостатком данной классификации можно считать отсутствие факторов мезоуровня, связанных с инфраструктурой региона, в котором функционирует компания.

Другие критерии классификации предложены в работах российского ученого Р.А. Фатхутдинова.  Типовые факторы обеспечения конкурентоспособности фирмы подразделяются на внутренние и внешние .

Применительно к банкам в настоящее время нет однозначного определения факторов конкурентоспособности банка.

Так Н.А. Теплякова выделяет рыночные возможности и внутренние возможности банка.

«Рыночные возможности банка зависят от направленности развития экономики страны, структуры государства, степени регулирования деятельности коммерческих банков центральным банком, состояния законодательной базы, платежного баланса страны, золотовалютных резервов страны, уровня инфляции, уровня процентных ставок, доходов населения, прироста ВВП, состояния внешних рынков и конкурентов.

Внутренние возможности банка определяются анализом его производственной и финансовой деятельности, перечнем предоставляемых услуг, наличием ресурсной базы, квалифицированных кадров, выбранных стратегических целей, уровнем технической оснащенности банка, развитием маркетинга в банке и др.

Рынок банковских услуг находится под сильным влиянием факторов внешней среды, которая во многом определяет «правила игры»[3]. Доктор экономических наук Радковская Н.П. к факторам внешней среды относит факторы макросреды: экономические, политические, законодательные, социально-демографические, технические и факторы микросреды: рынок, клиентов, конкурентов, посредников, контактные аудитории.

Главным фактором конкурентоспособности банка становится профессиональное управление банковской деятельностью, основанное на знании рынка – клиентов, конкурентов, других факторов внешней среды.

В Стратегии развития банковского сектора Российской Федерации  на период до 2015 года к внешним факторам относятся, в частности, недиверсифицированность экономики и общий дефицит ее инвестиционных возможностей, ограниченность и преимущественно краткосрочный характер кредитных ресурсов, высокий уровень непрофильных (административных) расходов кредитных организаций, в том числе связанных с проведением проверок соблюдения кассовой дисциплины клиентами и хранением больших объемов документов в бумажной форме.

Автором предлагается следующее определение факторов конкурентоспособности банков.

Факторы конкурентоспособности банка – явления внешней среды или процессы банковской деятельности (кредитной, инвестиционной и др.)  наличие которых необходимо и достаточно для изменения критериев его конкурентоспособности (надежность, эффективность банка, привлекательность банковских услуг и другие), а, следовательно, и уровня конкурентоспособности банка в целом.

При всем удобстве предложенной авторами классификации и многообразии выделенных факторов, а также в связи с предложенным автором уточненным определением, проведем  дополнительную систематизацию различных факторов обеспечения конкурентоспособности коммерческих банков.

Аналогия с российским товарным рынком показывает, что российская банковская система не может быть полностью изолирована от общих тенденций развития мировой финансовой системы. Сотрудничая с западными баками, выходя на мировые финансовые рынки, необходимо осваивать соответствующие методы работы и инструменты конкурентной борьбы. Это вызывает необходимость выделения факторов мегауровня.

Факторы мегауровня - глобализация мировой экономики, состояние мирового финансового рынка (подъем, кризис), степень интеграции страны, в мировой рынок финансов определяющая доступность иностранного капитала на финансовый рынок страны.

Факторы макроуровня можно разделить на три группы.

Во-первых, немаловажное влияние на конкурентоспособность коммерческих банков в условиях переходной экономики оказывают действия государства. С одной стороны именно действия или бездействия государства в значительной мере напрямую оказались решающими для формирования сложившейся на сегодня негативной ситуации в сфере банковской конкуренции  в России.

С другой стороны нельзя забывать, что Россия продолжает оставаться страной с переходной экономикой, и поэтому воздействие государства на экономическую систему, было, есть и еще длительное время будет оставаться намного более существенным, чем в странах, где рыночная экономика уже окончательно сложилась. А это значит, что все прочие группы факторов в некоторой степени выступают подчиненными по отношению к первой и сами испытывают ее влияние на себя. Государство устанавливает как прямые ограничения на деятельность банков (минимальная величина уставного капитала, резервного фонда, лицензирование банковской деятельности в целом и отдельных операций), так и косвенно регулирует их деятельность (например, через политику налогообложения).

Во-вторых, объективной основой конкурентоспособности банков является состояние реального сектора экономики: темпы развития (спада) производства, приватизация и разработка процедуры банкротства, денежный оборот, уровень инфляции,  уровень доходов, общее благосостояние страны, уровень культуры и экономических знаний.

В-третьих,  конкурентоспособность коммерческих банков зависит от состояния рынка ссудного капитала в целом, рынка инвестиций в частности и денежного обращения.

Автором предлагается внешние факторы макроуровня на современном этапе развития экономики в России оценивать по следующим критериям:

·                 Уровень инфляции.

·                 Уровень монетизации экономики.

·                 Показатели торгового баланса.

·                 Показатели валового внутреннего продукта.

·                 Рефинансирование ЦБ РФ коммерческих банков.

Показатели, характеризующие инфляционный процесс. Для банковского сектора высокий уровень инфляции означает ограничение кредитных операций: финансовым институтам невыгодно выступать в качестве кредиторов, так как дебиторы получают выгоду в результате обесценения денежной ссуды. Кроме того, высокие инфляционные ожидания способствуют росту стоимости услуг инфраструктуры финансового рынка.

Таким образом, к группе показателей характеризующих инфляционный процесс отнесем индекс потребительских цен и инфляционное ожидание. Прямым подтверждением высокого уровня инфляционных ожиданий в России является повышательная динамика внутренних цен на сырье и топливо, а также отсутствие эффективной государственной антимонопольной политики.

Темпы роста ВВП. Темпы роста ВВП являются основными показателями развития экономики государства. Оценка ВВП целесообразно произвести с помощью как количественных, так и качественных показателей. Количественными показателями оценки ВВП являются абсолютные – стоимостная оценка ВВП, и относительные – темпы роста ВВП. Качественные показатели отражают структуру ВВП. Это показатели долей секторов народного хозяйства, дающие представление о качественных отраслевых пропорциях в экономике. По закону Харрода-Домара каждый процент роста ВВП имеет свою инвестиционную цену. Поэтому сравнение показателей роста инвестиций (в т. ч. банковских), вкладываемых в экономику, и показателей ВВП даст адекватную оценку качественного роста ВВП.

 Торговый баланс страны. Банковская система призвана обеспечивать ресурсами реальный сектор экономики. Посредством банковских ресурсов происходит межотраслевой перелив капитала из отраслей с низкой рентабельностью в высокорентабельные отрасли. Катализатором этого процесса выступает инвестиционная деятельность всех субъектов экономики. Другими словами, положение дел в реальном секторе экономики предопределяет условия для развития финансовой сферы.

Монетизация страны. Обеспеченность экономики финансовыми ресурсами характеризуется соотношением М2/ВВП – монетизацией. В мировой практике минимальный норматив этого показателя считается равным 30%. Анализ денежной базы и денежной массы производится с помощью расчета показателей, характеризующих структуру этих агрегатов.

Уровень и условия рефинансирования коммерческих банков. С помощью процедуры рефинансирования центральные банки имеют возможность регулировать ликвидность банковского сектора, а также стимулировать деловую активность в экономике страны в целом. Первичным фактором, оказывающим влияние на объемы рефинансовых кредитов, является уровень процентной ставки. Разнообразие рефинансовых кредитов и способов регулирования ликвидности банков предполагает рассмотрение системы процентных ставок, включающей ставку рефинансирования, ставки по ломбардным, внутридневным кредитам, кредитам овернайт, ставки по операциям РЕПО. Размер этих ставок предопределяет кредитную активность банков в стране с точки зрения возможности расширения своих активных операций за счет средств регулятора, выражающуюся в объемах привлекаемых рефинансовых кредитов.

Ставки и объемы депозитных операций ЦБ РФ (рефинансирование «наоборот») и количество допущенных к этим операциям кредитных институтов являются показателями, характеризующими возможность и выгоду коммерческих банков, получаемую в результате размещения свободных активов.

В результате влияния этих факторов даже при отсутствии недостатков в деятельности у банка могут возникнуть трудности с ликвидностью и как результат конкурентоспособностью.

Факторы мезоуровня ограничиваются географическими (региональными) границами рынка и определяются региональными нормативными актами, регулирующими инвестиционную деятельность, соотношением банковской и небанковской сфер, потенциальной емкостью рынка банковских услуг данного региона, степенью монополизации данного рынка (интенсивность конкуренции).

Факторы микроуровня определяются деятельностью конкурентов и потребностями клиентов в банковских услугах.

Деятельность конкурентов определяется по количественным (величина уставного капитала, виды лицензий, размеры филиальной сети, перечень основных услуг и т.д.) и качественным параметрам (известность банков, уровень обслуживания, приверженность клиентов, рекламная стратегия).

Основой анализа клиентов является их база данных – отдельно по физическим и юридическим лицам. Формирование такого рода базы данных является началом сегментации рынка, которая дает возможность определить свободные рыночные ниши или, наоборот, перегруженность, избыточность некоторых сегментов.

На основе проведенного анализа, автором предлагается уточненное определение внешних факторов влияющих на конкурентоспособность коммерческих банков.

 Внешние факторы конкурентоспособности банка – социально-экономические, политические и организационные отношения мирового, странового, регионального и отраслевого уровней позволяющие банку создать услуги, которые по ценовым и неценовым характеристикам более привлекательны для клиентов.

Основные внутренние факторы конкурентоспособности коммерческого банка диссертант предлагает разделить на три группы.

Первая группа факторов — процессы деятельности коммерческого банка, к которым относятся в первую очередь кредитная и инвестиционная деятельность  и другие в зависимости от специализации или универсальности банковской структуры.

Вторая группа — конкурентоспособность банковских услуг, и третья группа — кадровый потенциал банка.

Результаты кредитной, инвестиционной и др.  деятельности оказывают существенное влияние на  различные критерии конкурентоспособности банка. Два основных обобщенных показателя:

-финансовая надежность поло­жения банка, т.е.  его способность выполнять взятые на себя обязательства, воз­можность стабильного развития банка в будущем, привлекательность банка для клиентов;

-эффективность управления банковскими ресурсами, т.е. прибыльность деятельности банка.

 Эф­фективность и конкурентоспособность организации теснейшим образом взаи­мосвязаны между собой, поскольку эффективность во многом определяет сте­пень конкурентоспособности и наоборот.

Вторая группа раскрывает конкурентоспособность банковских услуг, их ценовые и качественные характеристики.

Третья группа  характеризует кадровый потенциал банка, то есть совокупность профессиональных, квалификационных качеств персонала, которые прямо или косвенно влияют на все показатели дея­тельности банка.

Приведенные внутренние группы факторов являются основными при оценке реальной  конкурентоспособности. Все они взаимодействуют друг с другом.

Каждая группа факторов имеет различную степень влияния на кон­курентоспособность.

Финансовая составляющая конкурентоспособности банка является одним из важнейших факторов. Управление финансами коммерческого банка включает в себя [4]:

·                 Определение и анализ показателей эффективности управления капиталом банка;

·                 Определение стоимости собственных и привлеченных средств банка;

·                 Определение и анализ показателей, характеризующих процесс управления активами банка;

·                 Анализ результатов деятельности банка

·                 Определение доходности активных операций.

Приведенные направления анализа являются необходимым элементом оценки конкурентоспособности банка, наиболее полно отражающим финансовое состояние организации.

Следующий фактор конкурентоспособности, выполняющий роль углового камня, – кадровый потенциал. Качество предоставляемых банковских услуг ассоциируется у большинства клиентов с тем, кто эти услуги предоставляет, то есть с персоналом банка.

Исследования ученых говорят, что банковская деятельность представляет собой специфическую сферу бизнеса, определяющую особенности мышления и поведения, занятых в нем работников.  В тоже время банковский сектор экономики – это сфера, в которой персонал играет большую роль, чем в производстве, так как он относится к индустрии услуг, и требования, предъявляемые банковскому персоналу выше.

Это связано с рядом факторов.

Во-первых, спецификой сферы услуг является то, что здесь качество обслуживания неотделимо от качества поставщика услуг.

Во-вторых, значение человеческого фактора в банковском деле не уменьшается даже, несмотря на активное развитие во всем мире банковской автоматизации. Расширение филиальной сети, рост числа и объема банковских операций, которые отличаются сложностью, требуют специальных знаний,  высокой квалификации персонала. Рутинный труд, не требующий квалификации исполнителей, максимально автоматизируется.

В-третьих, передовые банковские организации не только постоянно внедряют новые технологии, связанные с автоматизацией ряда традиционных банковских операций, но и осваивают широкий спектр новых продуктов и услуг. Это вызвано обострением борьбы за клиентуру и утверждением нового подхода к клиентам: маркетинг, формирование имиджа банка, реализация потенциала его работников приобретает первостепенное значение для самого существования организации.

Вследствие этого с одной стороны расширился круг специалистов, которые необходимы для успешной работы банка, с другой стороны, изменяются требования, предъявляемые к традиционным банковским служащим, к уже работающим опытным сотрудникам, стимулируя их постоянно повышать свою квалификацию.

Следующий фактор-конкурентоспособность предоставляемых банковских услуг клиентам.

Банковская услуга – это деятельность банка, осуществляемая по поручению и в интересах клиента с целью удовлетворения его потребностей в банковском обслуживании (в кредите, рассчетно-кассовом обслуживании, покупке и хранении ценных бумаг, покупке (продаже) валюты др.[5]

На конкурентоспособность банковских услуг можно влиять через управление двумя факторами ее конкурентоспособности: Цены и Качества. Сила влияния каждого из этих факторов на конкурентоспособность услуг различалась на всех этапах истории развития банковского дела.

В настоящее время на первый план вышло качество предоставляемой банковской услуги. Это связано с рядом обстоятельств.

Во-первых, ограниченность ценовой конкуренции в банковском деле состоит в том, что существует придел процента, ниже которого банк не будет получать прибыль.

Во-вторых, в условиях современной высокоразвитой экономики резко усложнились запросы потребителей. Это открыло простор для неценовой конкуренции – рынок начал благожелательно принимать многочисленные и разнообразные вариации товаров, стало возможным привлекать потребителя повышенным качеством, какими то особыми свойствами услуги.

В-третьих, выяснилось что затраты на повышение качества услуги при правильном подходе обходятся банку дешевле, чем расходы на снижение цены.

В-четвертых, в наше время снижение цен, в большинстве стран включая Россию, ограничено законом. Оно не должно доходить до уровня демпинга. К тому же процентные ставки могут подвергаться государственному воздействию – как прямому, так и косвенному регулированию.

Внутренние факторы, возможно, классифицировать как ценовые и не ценовые.

Основные не ценовые факторы при выборе банка являются:

·                 имидж,

·                 своевременность проведения расчетов,

·                 культура и качество обслуживания квалификация персонала,

·                 удобное расположение,

·                 опыт работы на финансовом рынке,

·                 рекомендации знакомых, спектр оказываемых услуг.

Однако важнейшим показателем качества обслуживания становится надежность банка, которую клиентам достаточно сложно оценить и которая, в конечном счете, выражается в имидже банка .

 Имидж банка – это совокупность представлений, образов, существующих у клиентов и общественности о данном банке. Имидж банка плохо поддается описанию, но всегда ощутим, в основе его лежит исторически сложившийся образ банка и степень доверия клиента.

Имидж создается годами, для его поддержки нужны большие затраты. Причем определяется их эффективность не столько рекламой, сколько формированием образа респектабельного банка, ощущения присутствия его на той или иной территории (здесь важны количество и качество офисов). На одно из первых мест при создании имиджа следует поставить транспарентность банка — его прозрачность, стремление к раскрытию информации, в том числе о собственниках.

 Следует отметить, что  возрастает значимость таких факторов как  приглашение сотрудников и знакомых, что указывает на целесообразность использования концепции персонального менеджмента для обеспечения конкурентоспособности.

 Среди прочих причин открытия счета могут быть опыт работы с банком, распоряжение вышестоящих организаций наличие счетов контрагентов (партнеров по бизнесу), возможность получения кредита на привлекательных условиях, наличие счетов корпоративных (аффилированных) клиентов, заключение с банком генерального соглашения.

Проведенные автором исследования позволили  выявить внутренние факторы  определяющие конкурентоспособность коммерческих банков присущие только России.

Так к ним можно отнести важность  роли собственника банка в России. На Западе банку для успешного развития зачастую достаточно профессионализма менеджмента и персонала, собственник обезличен, его влияние на управление минимально. В России же наибольшая эффективность достигается при непосредственном участии собственника в управлении банком, для принятия ключевых решений и контроля требуется его вмешательство.

Вместо такого конкурентного преимущества как высокая капитализация (отношение собственного капитала к активам) банка в России  указывается поддержка собственников. Между тем на Западе низкая капитализация считается главным «тормозом» развития российской банковской системы.

Для развития банка важен не капитал сам по себе, а инвестиции в инфраструктуру- здания, оборудование, кадры, рекламу. Затраты эти связаны с определенным риском, и ключевые решения по ним зачастую принимает собственник банка.

Как отдельную составляющую конкурентоспособности необходимо выделить административный ресурс: на связях во властных структурах порой держится значительная часть клиентов.

В Стратегии развития банковского сектора Российской Федерации  на период до 2015 года в качестве внутренних недостатков банковского сектора отмечается:

- безответственность владельцев и менеджмента некоторых банков при принятии бизнес- решений, диктуемых погоней за краткосрочной прибылью в ущерб финансовой устойчивости;

-неудовлетворительное в ряде случаев состояние управления, включая корпоративный аспект и управление рисками, в том числе вследствие ориентации кредитных организаций на обслуживание бизнеса владельцев;

-существование непрозрачных для регулятора и рынка форм деятельности, недостоверность учета и отчетности, приводящие к искажению информации о работе кредитных организаций;

-вовлеченность отдельных кредитных организаций в противоправную деятельность;

-недостаточная технологическая надежность информационных систем кредитных организаций, обусловленная, в том числе неупорядоченностью в сфере применения информационных технологий в банковской деятельности, включая технологии дистанционного банковского обслуживания.

На основе проведенного исследования, диссертантом предлагается уточненное определение внутренних факторов влияющих на конкурентоспособность коммерческих банков.

Внутренние факторы конкурентоспособности банка – объективные силы внутри банка, экономического и неэкономического характера, которые определяют возможности банка по обеспечению собственной конкурентоспособности.

На основании проведенного анализа  факторов влияющих на  конкурентоспособность коммерческих банков, автором предлагается собственная классификация

Внешние факторы (неуправляемые)

Факторы мегауровнямировое хозяйство

-глобализация

- состояние  мировой экономики кризис или подъем

Факторы макроуровнягосударство

-государственное регулирование

-состояние реального сектора экономики

-состояние рынка ссудного капитала, рынка инвестиций и денежного обращения

Факторы мезоуровнягород и регион

 -уровень жизни населения региона

-развитость банковской инфраструктуры региона

Факторы микроуровня банк

-уровень конкуренции

-спрос на банковские услуги

Внутренние факторы (управляемые)

Кредитная деятельность

 Инвестиционная деятельность

Другая деятельность

Конкурентоспособность банковских услуг

кадровый потенциал банка

Таким образом, конкурентоспособность банка представляет собой совокупность, с одной стороны, характеристик самого банка (внутренних факторов), а с другой стороны – внешних по отношению к нему факторов.

Исходя из данной классификации факторов конкурентоспособности банка банк не может контролировать все факторы конкурентоспособности, и поэтому активное вмешательство государства в экономические процессы в качестве действующего гаранта прав и обязанностей приобретает все большее значение.

 

Необходимость государственного регулирования банковской конкуренции вызвана особым положением кредитных институтов в экономике, позволяющим существенно влиять на результаты ее функционирования, а также сильной зависимостью деятельности банков от психологических факторов, от доверия клиентов. Утрата последнего к отдельным кредитным учреждениям, оказавшимся не в состоянии выполнять свои обязательства перед клиентами, может распространиться на систему в целом. Потеря уверенности потребителей в стабильности работ кредитных институтов способна нанести экономике огромный ущерб, что мы наглядно наблюдали в период  кризиса 2008-2010 гг. в России.

В тоже время особое внимание следует уделить внутренним факторам и внешним факторам микроуровня, поскольку на них руководство коммерческого банка может оказывать самое непосредственное влияние.

Руководителям банка желательно сконцентрировать свое внимание на управленческом факторе, так как от эффективности системы управления и квалификации менеджеров напрямую зависит возможность использования всех имеющихся резервов, обеспечения эффективности деятельности и конкурентоспособности банка.

Также необходимо понимать, что отсутствие возможности оказывать непосредственное влияние на факторы мега-, макро и мезоуровня не означает, что руководство банка может их игнорировать. Значимость этих факторов крайне высока, поэтому необходимо осуществлять постоянный мониторинг соответствующих факторов, прогнозировать их изменение и последствия этих изменений для банка.

Итогом проведенного исследования можно считать  уточнение следующих дефиниций: факторы конкурентоспособности банка, внешние, внутренние факторы конкурентоспособности банка, а также  классификация этих факторов.

Так же автором утверждается, что инвестиционная деятельность на рынке банковских услуг  является  одним  из внутренних факторов оказывающим существенное влияние на конкурентные преимущества коммерческого банка и дальнейшее ее изучение является актуальной научной задачей в настоящий период времени.


Библиографический список
  1. Кузьминич, Г. Г. Факторы, влияющие на конкурентоспособность предпринимательских структур [Электронный ресурс] / Г. Г. Кузьминич. // Материалы Международной научно-практической конференции / Байкальский государственный университет  экономики и права, – Иркутск, 2010. Режим доступа: http://com-nauka.isea.ru/files/s1/37%20Кузьминич.pdf
  2. Смольянова, Е. Л. К вопросу о классификации факторов и резервов обеспечения конкурентоспособности предприятия [Текст] / Е. Л. Смольянова, В. Б. Малицкая // Вестн. ТГУ. – 2009. – Вып. 2 (70). – С. 336–344.
  3. Радковская Н.П. маркетинг в коммерческих банках: Учебное пособие.-СПб: ИВЭСЭП, знание, 2004.-с.20
  4. Черкасов В.Е. Финансовый анализ в коммерческом банке.- М.: ИНФА-М, 1995.-с.6
  5. Теплякова Н. А. Банковский маркетинг: ответы на экзаменац. вопр. -Минск: ТетраСистемс,2010.-с.6. 


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «pavel kolesov»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация