ШЕВЧЕНКО М.Ю. ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ СЛУХОВОГО АНАЛИЗАТОРА С УЧЕТОМ ПОЛОВЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ, МЕСТОМ ПРОЖИВАНИЯ, СВОЙСТВ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ И ПРОСЛУШИВАНИЕМ МУЗЫКИ В НАУШНИКАХ

Ключевые слова: , , , ,


ШЕВЧЕНКО М.Ю. ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ СЛУХОВОГО АНАЛИЗАТОРА С УЧЕТОМ ПОЛОВЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ, МЕСТОМ ПРОЖИВАНИЯ, СВОЙСТВ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ И ПРОСЛУШИВАНИЕМ МУЗЫКИ В НАУШНИКАХ


Рубрика: 03.00.00 БИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
// Современные научные исследования и инновации. 2012. № 4 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2012/04/11029 (дата обращения: 29.03.2024).

Исследованиям слуха в литературе уделено достаточно внимания, но они затрагивают, главным образом людей с теми или иными патологиями и посвящены коррекции уже выявленных нарушений слуха. Функциональное состояние органа слуха здоровых людей и факторы его определяющие изучены недостаточно. А между тем, в современных условиях, особенно городских, беспорядочный комплекс звуков создает особый шумовой фон, часто значительной интенсивности, что приводит к перегрузке слухового аппарата, снижению остроты слуха, ухудшению восприятия отдельных звуков. Говоря о воздействиях различных звуков на человека, особо стоит упомянуть современную привычку многих людей слушать музыку в наушниках от мобильных телефонов. По мнению ряда ученых, это подвергает слуховой анализатор особенно сильному стрессу. Таким образом, изучение влияния различных факторов на функциональное состояние слухового анализатора здоровых людей актуально в условиях современного социума [1].

С целью изучения функциональных показателей органа слуха у студентов и выявления факторов, влияющих на состояние органа слуха, было обследовано 200 студентов в возрасте от 17 до 37 лет. Использовались методика Воячека «Шепотная речь», методика Блинкова для изучения пространственного слуха, тональная аудиометрия; многофакторный личностный опросник Р. Кэттелла, опросник Спилбергера-Ханина, сила, подвижность и уравновешенность нервных процессов определялась по методике Стреляу [2]. А также выяснялось место проживания студентов, слушают ли они музыку в наушниках, и сколько часов в день.

Нами был рассмотрен ряд факторов влияющих на состояние слухового анализатора. Мы выяснили, что состояние органа слуха зависит от половой принадлежности. В частности низкие звуки лучше воспринимаются юношами, а высокие звуки девушками. Установлено, что состояние органа слуха зависит от места проживания испытуемых. Студенты из сельской местности, живущие в городе 5 лет, воспринимают низкие и высокие звуки намного лучше, чем те студенты, которые живут в городе 1 год. Величина верхнего абсолютного порога слуховых ощущений у городских жителей выше, чем у сельских жителей. Однако же пространственный слух лучше у городских жителей и студентов, проживших в городе 3 года.

Наши данные противоречат литературным о том, что параметры слуха лучше у жителей сельской местности [3]. Это можно объяснить тем, что студенты, живущие в сельской местности менее подвержены нагрузке на слуховой анализатор. При этом адаптация к шумовому фону происходит значительно медленнее, чем у жителей города и тех, кто прожил в городе 5 лет и более. Если на ухо длительно действует тот или иной звук, то чувствительность слуха к нему падает. Степень снижения чувствительности (адаптация) зависит от длительности, силы звука и его частоты [4].

На состояние слухового анализатора, влияют свойства нервной системы.Чем ниже уровень экстраверсии, возбуждения, нейротизма, подвижности, тем выше показатели слуха. Чем выше уровень торможения, ситуационной тревожности, тем ниже показатели слухового анализатора.

По нашим данным, длительное прослушивание музыки в наушниках понижает остроту слуха. Для студентов слушающих музыку 1 час в день и более характерен самый низкий абсолютный порог, а для студентов, ограничивающихся получасовым прослушиванием в день – самый высокий. Восприятие низких и высоких звуков худшее у студентов, слушающих музыку более 1 часов в день и наилучшее у тех, кто либо совсем не слушает музыку в наушниках, либо ограничивается 35 минутами в день.

Наилучший пространственный слух, у тех студентов, которые слушают музыку в наушниках 1.30 минут в день ежедневно, и хуже у тех, кто слушает музыку 35 минут в день, полчаса или не слушает совсем. Для студентов слушающих музыку три часа в день и более, характерен самый высокий уровень ситуационной тревожности и преобладание процессов торможения над процессами возбуждения в нервной системе.

В результате исследования мы выяснили, что функциональные показатели органа слуха обследованных находится в границах возрастных и половых норм. Показатели слуха взаимосвязаны  возрастом, половыми принадлежностями, местом проживания, свойствами нервной системы, а также с временем прослушивания музыки в наушниках.

 

Литература

1.                  Богомольский М.Р. Воздействие звуковых сигналов высокой интенсивности на слуховой анализатор // Вестник оториноларингологии, 2006. №3. С. 31 – 33.

2.             Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. М, 1998. 512 с.

3.                  Фанта И.В. Эпидемиология – ЛОР заболеваемости в Санкт – Петербурге // Новости оториноларингологии, 2000. № 5. С.76 – 78.

4.                  Капустина Т.А. Эпидемиология хронических заболеваний уха, горла, носа у сельских жителей Восточной Сибири. СПб., 2000.

 



Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Marischa»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация